КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Математика», тема "Теория пределов".
план-конспект занятия на тему

Пищагина Елена Станиславна

Краткий курс лекций и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Математика» предназначены для подготовки специалистов со средним профессиональном образованием. Включает теоретические сведения, примеры решения заданий, примерные варианты контрольных заданий. Типовые задачи даются с подробным решением. Рекомендуется я самостоятельной проработки. Основное назначение – помочь курсанту самостоятельно, без помощи педагога закрепить  знания по теме «Теория пределов» и подготовиться к контрольной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_predelov.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Омский летно-технический колледж гражданской авиации
имени А.В. Ляпидевского» филиал Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)»

(ОЛТК ГА филиал ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И))

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по  дисциплине

«Математика»

Теория пределов

Омск - 2015

Рассмотрено

на заседании ЦМК ЕНД
от «_____»__________20__г.

Протокол №_________

Разработал: Пищагина Е.С., преподаватель математики

        

        Краткий курс лекций и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Математика», тема «Теория пределов»/ Е.С. Пищагина - ОЛТК ГА филиал ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И), 2015. – 27 с.

                        

        Краткий курс лекций и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Математика» предназначены для подготовки специалистов со средним профессиональном образованием. Включает теоретические сведения, примеры решения заданий, примерные варианты контрольных заданий. Типовые задачи даются с подробным решением. Рекомендуется я самостоятельной проработки. Основное назначение – помочь курсанту самостоятельно, без помощи педагога закрепить  знания по теме «Теория пределов» и подготовиться к контрольной работе.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткий курс лекций и методические рекомендации по выполнению контрольной  работы по естественно - научной  дисциплине «Математика»  предназначены для курсантов 1-го курса специальностей:

25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;

25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов;

25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов.

Содержание раздела курса математики «Теория пределов»  определяется федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

Пособие объединяет лекционный материал и примеры решения типовых задач, и может быть использовано для изучения и закрепления учебного материала.


Теория пределов.

Теория пределов – это один из разделов математического анализа. Вопрос решения пределов является достаточно обширным, поскольку существуют десятки приемов решений пределов различных видов. Существуют десятки нюансов и хитростей, позволяющих решить тот или иной предел. Тем не менее, мы все-таки попробуем разобраться в основных типах пределов, которые наиболее часто встречаются на практике.

Начнем с самого понятия предела. Но сначала краткая историческая справка. Жил-был в 19 веке француз Огюстен Луи Коши, который заложил основы математического анализа и дал строгие определения, определение предела, в частности. Надо сказать, этот самый Коши снился, снится и будет сниться в кошмарных снах всем студентам физико-математических факультетов, так как доказал огромное количество теорем математического анализа, причем одна теорема отвратительнее другой. В этой связи мы не будем рассматривать строгое определение предела, а попытаемся сделать две вещи:

1. Понять, что такое предел.

2. Научиться решать основные типы пределов.    

Итак, что же такое предел?

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image002.gif

Любой предел состоит из трех частей:

1) Всем известного значка предела http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image004.gif

2) Записи под значком предела, в данном случае http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image006.gif. Запись читается «икс стремится к единице». Чаще всего – именно http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image008.gif, хотя вместо «икса» на практике встречаются и другие переменные. В практических заданиях на месте единицы может находиться совершенно любое число, а также бесконечность (http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image010.gif).

3) Функции под знаком предела, в данном случае http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image012.gif.

Сама запись http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image002_0000.gif читается так: «предел функции http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image012_0000.gif при икс стремящемся к единице».

Разберем следующий важный вопрос – а что значит выражение «икс стремится к единице»? И что вообще такое «стремится»?
Понятие предела – это понятие, если так можно сказать, 
динамическое. Построим последовательность: сначала http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image016.gif, затем http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image018.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image020.gif, …, http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image022.gif, …. 
То есть выражение «икс 
стремится к единице» следует понимать так – «икс» последовательно принимает значения, которые бесконечно близко приближаются к единице и практически с ней совпадают.

Как решить вышерассмотренный пример? Исходя из вышесказанного, нужно просто подставить единицу в функцию, стоящую под знаком предела:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image024.gif

Готово.

Итак, первое правило: Когда дан любой предел, сначала просто пытаемся подставить число в функцию.

Мы рассмотрели простейший предел, но и такие встречаются на практике, причем, не так уж редко!

Пример с бесконечностью:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image026.gif

Разбираемся, что такое http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image028.gif? Это тот случай, когда http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image008_0000.gif неограниченно возрастает, то есть: сначала http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image031.gif, потом http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image033.gif, потом http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image035.gif, затем http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image037.gif и так далее до бесконечности.

А что в это время происходит с функцией http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image039.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image041.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image043.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image045.gif, …

Итак: если http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image028_0000.gif, то функция http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image039_0000.gif стремится к минус бесконечности:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image047.gif

Грубо говоря, согласно нашему первому правилу, мы вместо «икса» подставляем в функцию  http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image049.gif бесконечность и получаем ответ.

Еще один пример с бесконечностью:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image051.gif

Опять начинаем увеличивать http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image008_0001.gif до бесконечности, и смотрим на поведение функции:
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image053.gif

Вывод: при http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image028_0001.gif функция http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image056.gif  неограниченно возрастает:
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image058.gif

И еще серия примеров:

Пожалуйста, попытайтесь самостоятельно мысленно проанализировать нижеследующее и запомните простейшие виды пределов:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image060.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image062.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image064.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image066.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image068.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image070.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image072.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image074.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image076.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image078.gif
Если где-нибудь есть сомнения, то можете взять в руки калькулятор и немного потренироваться.

В том случае, если http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image028_0002.gif, попробуйте построить последовательность  http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image031_0000.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image033_0000.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image035_0000.gif. Если http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image080.gif, то  http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image082.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image084.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image086.gif.

Примечание: строго говоря, такой подход с построением последовательностей из нескольких чисел некорректен, но для понимания простейших примеров вполне подойдет.

Также обратите внимание на следующую вещь. Даже если дан предел с большим числом вверху, да хоть с миллионом: http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image088.gif, то все равно http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image090.gifтак как рано или поздно «икс» примет такие гигантские значения, что миллион по сравнению с ними будет самым настоящим микробом.

Что нужно запомнить и понять из вышесказанного?

1) Когда дан любой предел, сначала просто пытаемся подставить число в функцию.

2) Вы должны понимать и сразу решать простейшие пределы, такие как http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image092.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image094.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image096.gif и т.д.

Более того, у предела есть очень хороший геометрический смысл. Для лучшего понимания темы рекомендую ознакомиться с методическим материалом Графики и свойства элементарных функций. После прочтения этой статьи вы не только окончательно поймете, что такое предел, но и познакомитесь с очень интересными случаями, когда предела функции вообще не существует!

На практике, к сожалению, подарков немного. А поэтому переходим к рассмотрению более сложных пределов.



Пределы с неопределенностью вида http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image098.gif и метод их решения

Сейчас мы рассмотрим группу пределов, когда http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image028_0003.gif, а функция представляет собой дробь, в числителе и знаменателе которой находятся многочлены

Пример:

Вычислить предел http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image100.gif

Согласно нашему правилу попытаемся подставить бесконечность в функцию. Что у нас получается вверху? Бесконечность. А что получается внизу? Тоже бесконечность. Таким образом, у нас есть так называемая неопределенность вида http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image098_0000.gif. Можно было бы подумать, что http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image102.gif, и ответ готов, но в общем случае это вовсе не так, и нужно применить некоторый прием решения, который мы сейчас и рассмотрим.

Как решать пределы данного типа?

Сначала мы смотрим на числитель и находим http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image008_0002.gif в старшей степени:
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image105.jpg
Старшая степень в числителе равна двум.

Теперь смотрим на знаменатель и тоже находим http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image008_0003.gif в старшей степени:
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image107.jpg
Старшая степень знаменателя равна двум.

Затем мы выбираем самую старшую степень числителя и знаменателя: в данном примере они совпадают и равны двойке.

Итак, метод решения следующий: для того, чтобы раскрыть неопределенность http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image098_0001.gif необходимо разделить числитель и знаменатель на http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image008_0004.gif в старшей степени.

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image109.gif
Разделим числитель и знаменатель на 
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image111.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image113.gif

Вот оно как, ответ http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image115.gif, а вовсе не бесконечность.

Что принципиально важно в оформлении решения?

Во-первых, указываем неопределенность, если она есть.

Во-вторых, желательно прервать решение для промежуточных объяснений. Я обычно использую знак http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image117.gif, он не несет никакого математического смысла, а обозначает, что решение прервано для промежуточного объяснения.

В-третьих, в пределе желательно помечать, что и куда стремится. Когда работа оформляется от руки, удобнее это сделать так:
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image119.jpg
Для пометок лучше использовать простой карандаш.

Конечно, можно ничего этого не делать, но тогда, возможно, преподаватель отметит недочеты в решении либо начнет задавать дополнительные вопросы по заданию. А оно Вам надо?

Пример 2

Найти предел http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image121.gif
Снова в числителе и знаменателе находим 
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image008_0005.gif в старшей степени:
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image124.jpg
Максимальная степень в числителе: 3

Максимальная степень в знаменателе: 4

Выбираем наибольшее значение, в данном случае четверку.
Согласно нашему алгоритму, для раскрытия неопределенности 
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image126.gif делим числитель и знаменатель на http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image128.gif.

Полное оформление задания может выглядеть так:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image130.gif

Разделим числитель и знаменатель на http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image128.gif

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image134.gif

Пример 3

Найти предел http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image136.gif

Максимальная степень «икса» в числителе: 2

Максимальная степень «икса» в знаменателе: 1 (http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image008_0006.gif можно записать как http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image139.gif)

Для раскрытия неопределенности http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image126_0000.gif необходимо разделить числитель и знаменатель на http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image141.gif. Чистовой вариант решения может выглядеть так:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image143.gif

Разделим числитель и знаменатель на http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image141_0000.gif

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image146.gif

Под записью http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image148.gif подразумевается не деление на ноль (делить на ноль нельзя), а деление на бесконечно малое число.

Таким образом, при раскрытии неопределенности вида http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image098_0002.gif у нас может получиться конечное число, ноль или бесконечность.

Пределы с неопределенностью вида http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image150.gif и метод их решения

Предвосхищаю вопрос от чайников: «Почему здесь деление на ноль? На ноль же делить нельзя!». Смысл записи 0:0 будет понятен позже, после ознакомления с материалом о бесконечно малых функциях.

Следующая группа пределов чем-то похожа на только что рассмотренные пределы: в числителе и знаменателе находятся многочлены, но «икс» стремится уже не к бесконечности, а к конечному числу.

Пример 4

Решить предел http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image152.gif

Сначала попробуем подставить -1 в дробь:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image154.gif 
В данном случае получена так называемая неопределенность 
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image156.gif.

Общее правило: если в числителе и знаменателе находятся многочлены, и имеется неопределенности вида http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image156_0000.gif, то для ее раскрытия нужно разложить числитель и знаменатель на множители.

Для этого чаще всего нужно решить квадратное уравнение и (или) использовать формулы сокращенного умножения. Если данные вещи позабылись, то ознакомьтесь с методическим материалом «Горячие формулы школьного курса математики». Кстати его лучше всего распечатать, требуется очень часто, да и информация с бумаги усваивается лучше.

Итак, решаем наш предел

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image158.gif

Разложим числитель и знаменатель на множители

Для того чтобы разложить числитель на множители, нужно решить квадратное уравнение:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image160.gif
Сначала находим дискриминант:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image162.gif
И квадратный корень из него: 
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image164.gif.

В случае если дискриминант большой, например 361,  используем калькулятор, функция извлечения квадратного корня есть на самом простом калькуляторе.

! Если корень не извлекается нацело (получается дробное число с запятой), очень вероятно, что дискриминант вычислен неверно либо в задании опечатка.

Далее находим корни: 

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image166.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image168.gif

Таким образом:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image170.gif

Всё. Числитель на множители разложен.

Знаменатель. Знаменатель http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image172.gif уже является простейшим множителем, и упростить его никак нельзя.

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image174.gif

Очевидно, что можно сократить на http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image176.gif:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image178.gif

Теперь и подставляем -1 в выражение, которое осталось под знаком предела:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image180.gif

Естественно, в контрольной работе, на зачете, экзамене так подробно решение никогда не расписывают. В чистовом варианте оформление должно выглядеть примерно так:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image158_0000.gif

Разложим числитель на множители.

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image160_0000.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image162_0000.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image164_0000.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image166_0000.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image168_0000.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image183.gif

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image185.gif

Пример 5

Вычислить предел http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image187.gif

Сначала «чистовой» вариант решения

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image189.gif

Разложим числитель и знаменатель на множители.

Числитель: http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image191.gif
Знаменатель:
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image193.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image195.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image197.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image199.gifhttp://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image201.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image203.gif

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image205.gif

Что важного в данном примере?
Во-первых, Вы должны хорошо понимать, как раскрыт числитель, сначала мы вынесли за скобку 2, а затем использовали формулу разности квадратов. Уж эту-то формулу нужно знать и видеть.

Рекомендация: Если в пределе (практически любого типа) можно вынести число за скобку, то всегда это делаем.

Более того, такие числа целесообразно выносить за значок предела. Зачем? Да просто чтобы они не мешались под ногами. Главное, потом эти числа не потерять по ходу решения.

Обратите внимание, что на заключительном этапе решения я вынес за значок предела двойку, а затем – минус.

! Важно 

В ходе решения фрагмент типа http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image207.gif встречается очень часто. Сокращать такую дробь нельзя. Сначала нужно поменять знак у числителя или у знаменателя (вынести -1 за скобки).

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image209.gif, то есть появляется знак «минус», который при вычислении предела учитывается и терять его совсем не нужно.

Вообще, я заметил, что чаще всего в нахождении пределов данного типа приходится решать два квадратных уравнения, то есть и в числителе и в знаменателе находятся квадратные трехчлены.


Метод умножения числителя и знаменателя на сопряженное выражение

Продолжаем рассматривать неопределенность вида http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image156_0001.gif

Следующий тип пределов похож на предыдущий тип. Единственное, помимо многочленов, у нас добавятся корни.

Пример 6

Найти предел http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image212.gif

Начинаем решать.

Сначала пробуем подставить 3 в выражение под знаком предела

Еще раз повторяю – это первое, что нужно выполнять для ЛЮБОГО предела. Данное действие обычно проводится мысленно или на черновике.

 http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image214.gif

Получена неопределенность вида http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image150_0000.gif, которую нужно устранять.
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image217.gif

Как Вы, наверное, заметили, у нас в числителе находится разность корней. А от корней в математике принято, по возможности, избавляться. Зачем? А без них жизнь проще.

Когда в числителе (знаменателе) находится разность корней (или корень минус какое-нибудь число), то для раскрытия неопределенности http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image150_0001.gif используют метод умножения числителя и знаменателя на сопряженное выражение.

Вспоминаем нашу нетленную формулу разности квадратов: http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image219.gif
И смотрим на наш предел: 
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image221.gif

Что можно сказать? http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image223.gif у нас в числителе уже есть. Теперь для применения формулы осталось организовать http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image225.gif (которое и называется сопряженным выражением).

Умножаем числитель на сопряженное выражение:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image227.gif

Обратите внимание, что под корнями при этой операции мы ничего не трогаем.

Хорошо, http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image225_0000.gif мы организовали, но выражение-то под знаком предела изменилось! А для того, чтобы оно не менялось, нужно его разделить на то же самое, т.е. на http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image225_0001.gif:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image229.gif

То есть, мы умножили числитель и знаменатель на сопряженное выражение.
В известной степени, это искусственный прием.

Умножили. Теперь самое время применить вверху формулу http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image219_0000.gif:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image231.gif

Неопределенность http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image150_0002.gif не пропала (попробуйте подставить тройку), да и корни тоже не исчезли. Но с суммой корней всё значительно проще, ее можно превратить в постоянное число. Как это сделать? Да просто подставить тройку под корни:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image233.gif

Число, как уже отмечалось ранее, лучше вынести за значок предела.

Теперь осталось разложить числитель и знаменатель на множители, собственно, это следовало сделать раньше.

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image235.gif

Готово.

Как должно выглядеть решение данного примера в чистовом варианте?

Примерно так:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image217_0000.gif

Умножим числитель и знаменатель на сопряженное выражение.

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image238.gif

Пример 7

Найти предел http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image240.gif

Сначала попробуйте решить его самостоятельно.

Окончательное решение примера может выглядеть так:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image242.gif

Разложим числитель на множители:

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image244.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image246.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image248.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image250.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image252.gif
http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image254.gif

Умножим числитель и знаменатель на сопряженное выражение

http://mathprofi.ru/f/predely_primery_reshenii_clip_image256.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по математике для обучающихся в СПО

Методические рекомендации по выполнению практических работ по математике предназначены для обучающихся, которые уже освоили общеобразовательную дисциплину математика и перешли к изучению высшей матема...

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы ПМ05 Выполнение электромонтажных работ

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:иметь практический опыт-в...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по физике для заочного отделения 1 курс

Данные учебно-методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся в средних профессиональных заведениях по специальностям технического профиля. Методические указа...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по математике

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по математике для специальности Страховое дело, 1 курс...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине ФИЗИКА для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (1 курс 1 семестр)

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине ФИЗИКА для специальности23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт  автомобильн...