Бинарный урок (математика и физкультура) в 4 классе для детей со сложной структурой дефекта
методическая разработка по теме
Урок построен на основе сюжета сказки, сочинённой учителем с элементами сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Задания по математике чередуются с заданиями по физкультуре.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида «Надежда»
Бинарный урок
(математика + физкультура)
в 4 «И» классе
(для детей со сложной структурой дефекта)
(в рамках единой методической недели)
Составили:
учитель начальных классов Н.И. Таланова
учитель физкультуры Р.Б.Багизаева
2012
Тема урока по математике. Коррекционно-развивающие игры и упражнения на основе состава числа 9.
Тема урока по физкультуре. Ловля и передача мяча.
Тип урока. Актуализация ранее полученных знаний. Урок-сказка.
Технологии: личностно-ориентированная, индивидуально-дифференцированная, здоровье сберегающая, информационно-компьютерная, игровая.
Задачи урока математики.
- Образовательные: обобщение и повторение изученного: закрепление количественного счёта, сравнения чисел до 9 по количеству и величине, упражнения в решении примеров и задач на основе знаний состава числа 9, совершенствование знаний о геометрических фигурах.
2. Коррекционные: развитие логического мышления, памяти, зрительного восприятия, внимания, моторики мелких мышц.
3. Воспитательные: воспитание интереса к математике, чувства товарищества, коллективизма, ответственности, дружеских взаимоотношений, сплочённости коллектива.
Задачи урока физкультуры.
1. Образовательные: совершенствование техники ловли и передачи мяча,
развитие физических качеств (ловкость, быстроту).
- Коррекционные: с помощью физических упражнений развивать память, внимание, воображение, волю, творческие способности, обогащение двигательного опыта детей.
- Воспитательные: создание на занятии положительного эмоционального настроя с помощью ИКТ, устранение замкнутости, снятие усталости, укрепление здоровья.
Общие задачи.
Реализация меж предметных связей, интеграция учебных предметов, развитие сотрудничества педагогов, сплочённости детского и учительского коллектива.
Наглядный материал, технические средства обучения, оборудование: компьютер, проектор, слайды, геометрические фигуры, «солнышко», «звёзды», медали, маркерные доски, маркеры; большие и малые мячи, скамейка, шарики.
Ход урока:
1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
(Учитель математики и дети).
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
(Учитель математики).Мы сегодня в сказку попадём и сразу два урока проведём. Слайд 1.
-Чему мы учимся на уроке математики?
(Дети). На уроке математики мы будем считать, сравнивать, складывать, вычитать и, конечно, задачи решать.)
Учитель физкультуры.
-А на уроке физкультуры?
(Дети) . На уроке физкультуры будем бегать, ползать, в мяч играть и здоровье укреплять.)
(Учитель математики) Слушайте и смотрите сказку. Слайд 2.
Давным-давно на земле в некотором царстве, некотором государстве жили 2 подруги-царицы. . Слайд 3.
Одну звали Царица-Математика. Царица-Математика давала людям знания и умения. Вторую звали Царица-Физкультура. Царица-Физкультура дарила людям здоровье и красоту. Поэтому все люди на земле были богаты, дружны и счастливы. Узнала об этом злая Звёздная Колдунья, спустилась ночью на землю Слайд 4.
и украла… А что украла никто не знал. Только горе пришло на землю. Люди стали бедными, больными и злыми. Царство стало разрушаться. Слайд 5.
Давайте отыщем то, без чего жизнь на земле стала грустной. Поможем жителям этого царства? Для этого надо постараться, хорошо выполнять задания по математике и физкультуре.
К звёздам! В путь- дорогу собирайся!
2.Подготовительная часть.
У.Ф.
1. Построение в шеренгу по одному.
2. Расчёт по порядку.
3. Ходьба с заданиями:
а) на носках по белым линиям (по белому прямоугольнику)
б) на пятках по жёлтым линиям (по жёлтому прямоугольнику)
в) на внешней стороне стопы по белому кругу
г) высоко поднимая колени змейкой по кривой линии.
4. Упражнения на дыхание.
5. Расчёт на первый и второй.
6. Перестроение в 2 шеренги.
7. Общеразвивающие упражнения (с малыми мячами).
(Учитель физкультуры).
Посмотри на небосвод – звёзды водят хоровод.
Надо многое уметь, чтобы к звёздам полететь.
И.п.- основная стойка (мяч в левой руке).
- Руки через стороны вверх – переложить мяч в правую руку (вдох).
2. Руки вниз (выдох). (3 раза)
И.п.- основная стойка (мяч в левой руке).
1. Переложить мяч в правую руку за головой.
2. Переложить мяч в левую руку перед грудью. (10 раз)
И.п.- основная стойка (мяч в левой руке).
1. Переложить мяч в правую руку за спиной.
2. Переложить мяч руки вперёд. (10 раз)
И.п.- стойка ноги врозь, мяч внизу в двух руках.
1. Руки вверх.
2. Наклон вперёд, руки между ног назад. (10 раз)
И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в левой руке.
1. Поворот влево, переложить мяч в правую руку, (4-5 раз).
2. Поворот вправо, переложить мяч в левую руку, (4-5 раз).
И.п.- основная стойка , мяч внизу в двух руках.
1. Приседание, мяч на пол.
2. И.п.
3. Приседание, мяч взять в руки (8раз)
И.п.- основная стойка (мяч в левой руке).
- Руки через стороны вверх – переложить мяч в правую руку (вдох).
2. Руки вниз (выдох). (3 раза)
.Разминка закончена.
9. Основная часть.
(Учитель математики)
Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Солнышко к закату, а секрет мы не нашли. Попросим солнышко помочь нам. Слайд 6.
Дети говорят, обращаясь к «солнцу»
-Свет наш, солнышко, скажи
Путь к секрету укажи!
Солнце отвечает.
-Выполните мои задания, тогда и скажу.
(Учитель математики)
-Выполним? Для этого надо выполнить задания по физкультуре и математике.
Задание №1 по физкультуре. Ловля малого мяча отскочившего от пола по 9 раз. (Женя и Коля одной рукой, Настя, Катя и Катя двумя руками со счётом до 9). После выполнения задания бегут к доске, где их ждёт учитель математики.
Задание по математике.
- Посчитать лучи у солнца в прямом и обратном порядке.
- Сравнить числа. (На доске «солнце» , на лучах которого написаны числа)
9 и 6 5 и 4 8 и 9 7 и 7 7 и 5 9и7 6и9 5и9 (дети записывают знаки сравнения маркером).
(Учитель математики). С заданием справились. Солнце говорит (прикрывая рот, обращая внимание на слайд 6). На ракете к звёздам надо полететь.
Задание №2.
Задание по физкультуре. Передача большого мяча над головой и под ногами.
Выполнив задание, бегут на «постройку ракеты». Это задание по математике.
(Работа с геометрическим материалом)
Собрать ракету из геометрического материала: ; прямоугольника и 4 треугольника. Дети называют геометрические фигуры, считают и называют количество прямоугольников, треугольников и общее количество геометрических фигур. Строят ракету. Считают парами до 8.количество баков – круги, которые необходимо наполнить горючим, то есть дополнить число до 9 (пишут маркером)
Игра «Наполни баки горючим»
Чтобы не случилась беда, ребята, скорее сюда (Состав числа 9)
Задание по физкультуре. Ползание на животе по скамейке. (Женя – 4 раза, Коля – 3 раза, Катя – 2 раза, Настя -1 раз, Катя – 2 раза ). После выполнения упражнения, подбегают к «ракете», дополняют число до 9.
8+…=9
…+2=9
6+..=9
…+4=9
4+…=9
…+6=9
2+…=9
…+8=9
(Учитель математики) Полетели! Слайд 7.
Ребята! Посмотрите, наша ракета вращается вокруг Земли, и мы никак не можем полететь к звёздам. Злая Звёздная колдунья заметила нас. Закрыло небо облаками. Попросим ветра разогнать их. Слайд 8.
(Дети)
Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч! Помоги нам разогнать облака. Слайд 9.
(Учитель математики)
Ветер отвечает. Я вам помогу, но и вы мне помогите.
Только тех мы к звёздам пропускаем, кто задачи умело решает.
Задание№3. Упражнение «Шарик» на дыхание. Ученик, выполнивший это задание, бежит к учителю математики, «снимает облако», берёт маркерную доску с маркером и решает задачу.
Задачи.
Задача №1
Для полёта в космос были готовы 4 космонавта в жёлтых костюмах и 3 космонавта в синих. Сколько всего космонавтов готово к полёту? (Производит запись решения и ответ)
Задача№2
К полёту в космос было готово 9 ракет. 1ракета улетела. Сколько ракет осталось на космодроме?
Задача№3
В космос полетело космонавты: 3 женщины и 6 мужчин. Сколько всего космонавтов полетело в космос?
Задача№4
На небе сначала зажглось 5 звёзд, а потом ещё 4 звезды. Сколько стало звёзд на небе?
Задача№5.
На аэродроме стояло 9 самолётов. 6 самолётов поднялось в воздух. Сколько осталось самолётов на аэродромё?
(Женя записывает краткую запись, решение с вопросом и полный ответ, Катя С. И Катя Г.записывают решения с вопросом и короткий ответ, Коля- только решение и ответ, Настя К. – решение и ответ) По мере возможностей учеников учитель спрашивает вопрос задачи, полный ответ и т. п.)
Задание№4.
(Учитель математики)
Вот мы и к звёздам прилетели. Полюбуётесь их красотой! Слайд 10.
Чтобы сереет найти, выполним новые задания на звёздах.
(Учитель физкультуры)
Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики
«Планеты солнечной системы»
Ребенок – солнце, в центре круга выполняет движения вместе с другими детьми.
Хоровод планеты водят - дети взявшись за руки идут по кругу
В вышине на небосводе - руки поднять вверх
Заключили Солнце в круг - взялись за руки
И летят за другом друг - легкий бег по кругу
По порядку все планеты назовет любой из нас (загибают пальцы поочередно)
Меркурий – раз,
Венера – два,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Здесь последним будет он.
(Учитель математики) Рассматриваем «звёзды», прикреплённые на доске.
Вот мы и добрались до звёзд, но ответа пока нет. Догадались почему? Надо решить примеры. (На каждой звезде написано разное количество примеров. Учитель даёт звезду, учитывая индивидуальные возможности учащегося). Записывают ответы маркером.
9-2= 9-3= 1+8= 7+2= 6+3=
8+1= 7+2= 9-8= 9-6= 9-5=
9-7= 9-4= 3+6=
4+5= 1+8=
9-6=
Учитель проверяет решение
Переверните, выстроив звёзды в ряд от большой до самой маленькой. Перевернули на блестящую сторону.
Прочитали. Дружба. Теперь дружба вернулась в сказочное царство. Люди стали жить сказочно хорошо. Слайд 11.
.
Но не только в сказке, но и для каждого из вас, для нашего класса, вашей семьи, всех людей на земле самое главное – это дружба. И тогда все вы будете хорошо учиться, счастливы и здоровы. Тут и сказке конец. Слайд 12.
Вспомнили пословицы о дружбе, которые помнят дети. Прочитали новую. Спросить, как поняли.
Пословица.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела
Итог. За хорошую работу по математике получили оценки … , по физкультуре (говорит учитель физкультуры) …. . За дружбу на этом уроке всем вручаются медали.
Настрой на следующий урок.
(Учитель математики)
На уроке математики, дети, вы показали хорошие знания с числами до 9. На следующем уроке будем учить новое число.
Используемая литература:
Литература:
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. Воронковой В.В. - М.: Школа-Пресс, 1994.
- Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. – М., 1988.
- Маллер А.Р. Состояние и тенденция развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология.-1995 - №3.
- Щипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПБ: Изд-во Союз, 2004.
- Пушкин А.С. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Где дружба прочна, там хорошо идут дела
Использование интернет ресурсов: Images.yandex.ru Katusha-toys.gollos.com Dietaonline.ru Disneyprincess.carduru.ru Krasnova.ucos.com Referatiyi.ru Way-s-ru Ridsrisunki.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развернутый план бинарного урока "Математика в русских народных узорах"
Проведение комбинированных бинарных уроков - интересная и по\лодотворная инновационная форма обучения. Соединяя такие, казалось бы, далекие друг от друга дисциплины, как геометрия и основы изобразител...
Бинарный урок Математика и Философия
Приведен конспект бинарного урока Математика+ Философия...
Доклад «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Развитие логического мышления у детей со сложной структурой дефекта – это многоплановый процесс, отличающийся длительностью, системностью и целенаправленностью.Для мышления детей с ССД хар...
Методическая разработка урока математики для обучающихся 3 класса школы для детей с ТНР
Методическая разработка урока математики для обучающихся 3 класса школы для детей с ТНР на тему "Проверка деления с остатком"...
Индивидуальный и дифференцированный подход обучения детей со сложной структурой дефекта.
Для организации образовательного процесса важно предусмотреть:• индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;• объем нагрузки, след...
Методическая разработка бинарного урока (математика+русский язык)
Аннотация: к бинарному уроку на тему: «Число есть слово неизреченное…» 1курсучетом подготовки группы урок построен по плану, в котором упражнения представлены несколькими типами:1.и...
Урок математики в 1-м классе по образовательной системе "Школа России". Тема: Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала" Урок 68 по учебнику М.М.Моро и др.
В программе для начальной школы по образовательной системе "Школа России" говорится о том, что основными целями начального обучения математике являются:Математическое развитие младших школьн...