Технологическая карта урока "Деловое общение.Виды делового общения"
план-конспект урока

Технологическая карта урока на тему "Деловое общение. Виды делового общения"  по ОП.01 Психология делового общения разработана для студентов  специальности 43.02.10 Туризм с  целью ознакомления  студентов с понятием «деловое общение» и его видами; формирования  умения студентов участвовать в дискуссиях и спорах; отработки  навыков эффективной коммуникации,  развития  умений командной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_delovoe_obshchenie.docx127.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ОП.01  Психология делового общения

Булгутова Дынцыма Лопсоновна,

преподаватель Тункинского филиала ГБПОУ «Байкальский колледж недропользования»

Специальность: 43.02.10 Туризм

Дисциплина: Психология делового общения

Тема: «Деловое общение. Виды делового общения»

Тип урока:  комбинированный

Применяемые технологии: личностно-ориентированная  

Цели урока: Познакомить студентов с понятием «деловое общение» и его видами; формировать умение студентов участвовать в дискуссиях и спорах; отрабатывать навык эффективного участия в решении спорных вопросов; развивать умение работать в группе; воспитывать у студентов  терпимость, ответственность, доброжелательность, коммуникативные способности.

Планируемые результаты:

  • формирование общих компетенций:  ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;  ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;  ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 4. Осуществлять поиск и использование  информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в   профессиональной деятельности;  ОК 6. Работать в коллективе и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК 7. Брать на себя ответственность  за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.
  • формирование  профессиональных  компетенций:  ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах; ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта; ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте; ПК 3.4. Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта; ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.

Опорные понятия, термины: деловое общение, вербальные  и невербальные средства  делового  общения, коммуникативная культура в деловом общении.

           Инструментарий преподавателя: компьютер, комплект  дидактических раздаточных материалов, презентация.

Этапы урока

Деятельность  преподавателя  

Деятельность обучающихся

Формируемые ОК, ПК

Актуализация ранее изученного с проверкой домашнего задания

Организует проверку домашнего задания:

- Что такое общение?

- Вербальная коммуникация  - это…

- Невербальная коммуникация – это..

Участвуют в обсуждении, приходят к выводу:

- В жизни каждый человек большую часть времени проводит в деловой среде: в школе, на производстве, в учреждениях, общественных местах и т. п.

-  Знание  психологии общения способствует эффективной коммуникации

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;  

ОК 4. Осуществлять поиск и использование  информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и постановка цели урока

1.Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока:

- Люди постоянно общаются между собой: с начальниками и подчиненными, с учителями и родственниками, с продавцами, соседями и т.д.  А сколько сборов, собраний, всевозможных заседаний, деловых встреч в жизни каждого из нас! Надеюсь, что сегодняшний урок даст ответы на эти и другие интересующие вас вопросы по теме «Деловое общение. Виды делового общения».

1. Формулируют тему урока и ставят перед собой цели: научиться участвовать в дискуссиях и спорах, отрабатывать навыки эффективного участия в решении спорных вопросов.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;  

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в   профессиональной деятельности;  

ОК 6. Работать в коллективе и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах; ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта; ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.

Работа над темой урока

1.Произносит вступительное слово:

Деловое общение – вид общения, при котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

Функции делового общения:

- организация совместной деятельности;

-формирование и развитие межличностных отношений;

-познание людьми друг друга;

-информативная, коммуникативная, воспитательная, нравственно-психологическая и др.

В деловом общении большое значение имеет первое впечатление.

2.Задаёт вопросы:

-  Первое впечатление не всегда верно, но всегда устойчиво. Как вы думаете, за какое время один человек составляет свое первое впечатление о другом?

3. Даёт задание:  

1. Произнесите фразу с разными интонациями.

а) Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно,

гневно)

б) Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением,

с гневом).

в) Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с

осуждением).

г) Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять

бестактность просьбы).

2.  Что такое имидж? В чем особенности вашего имиджа? Насколько он приемлем в деловом мире?

4. Задаёт вопросы:

- Подумайте, что нужно сделать, чтобы ваш имидж способствовал успеху в

деловом мире:

а) как улучшить внешнее впечатление;

б) какие деловые качества нужно приобрести, какие усовершенствовать, от

каких недостатков характера необходимо избавиться.

5.Задаёт  самостоятельную работу:

- какие виды делового общения вы можете назвать?

1. Слушают вступительное слово преподавателя, записывают определение ДО, функции ДО.

2. Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, приходят к выводу:

- В течение первых 60 – 90 секунд в нашем подсознании создается образ человека. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.

- Аксиома публичного выступления гласит: у оратора никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты. Исследования подтверждают, что в 75 % случаев первое впечатление оказывается верным.

При формировании первого впечатления фиксируется:

  • Внешний облик.
  • Оформление внешности.
  • Экспрессия, внешняя выразительность.
  • Выполняемые действия.
  • Предполагаемые качества личности.

- Первое впечатление складывается на основе вербальных (то, что мы говорим), вокальных (то, как мы говорим) и визуальных (то, как мы при этом выглядим) компонентов общения.

3. Выполняют задания, убеждаются, что для каждого слова существует только один способ его написания и более сотни различимых на слух и по смыслу вариантов его произнесения. Вокальная гибкость придает семантическое многообразие одним и тем же словам.

4. Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, приходят к выводу:

- Имидж- это совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Составляющие имиджа: внешний вид, осанка, одежда, аксессуары, голос, тембр, дикция, темп речи,  Манера поведения (мимика, жесты, походка), культура речи.

4. Отвечают письменно на вопросы, участвуют в обсуждении, приходят к выводу:

Виды ДО: вербальные- в качестве таких коммуникаций используется человеческая речь, с помощью которой передается основная часть информации.

невербальные – это обмен информацией с помощью жестов и мимики. Они позволяют поддерживать психологический контакт между собеседниками. С помощью невербальных средств общения обмен информацией приобретает эмоциональную окраску. Такой вид коммуникаций в большинстве случаев не поддается контролю со стороны говорящего и реализуется на подсознательном уровне.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;  

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;  

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование  информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в   профессиональной деятельности;  

ОК 6. Работать в коллективе и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах; ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта; ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте; ПК 3.4. Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта; ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.

Рефлексия

1.Организует проверку выполненной работы

2. Предлагает оценить факт достижения целей урока

3.Предлагает оценить студентам результаты своей деятельности (самооценка),  выявить затруднения, определить способы их разрешения

4.На основании самооценки студентов оценивает их деятельность

1.Обсуждают и озвучивают результаты выполненной работы 2.Оценивают степень достижения целей, определяют круг новых вопросов

3.Оценивают свою деятельность (успехи, затруднения)

4. Определяют способы разрешения затруднений

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;  

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;  

ОК 7. Брать на себя ответственность  за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.

Домашнее задание (опережающее):

Критерии оценивания:

5- задание выполнено, студент искренне и полно представил свой внутренний мир,  заинтересовал собой  слушателей, не пользовался  текстом.

4- задание выполнено, но формально, нет обратной связи.

3- задание выполнено, но нет связи со слушателями, механическое чтение.

2- задание  не выполнено.

Озвучивает  домашнее задание и критерии его оценивания.

«Самопрезентация»

Цель:  научиться преодолевать страх перед выступлением, самовыражаться, заинтересовать своей неповторимой личностью.

Задание:  Составьте и произнесите РЕЧЬ «Я». Тема её – вы сами. Подсказка: Ваше выступление – это ваша визитная карточка. Цель её – познакомить с собой, представить себя, заинтриговать собой, по возможности обаять аудиторию. Найдите для такого хорошо знакомого вам предмета разговора, как информация о себе, своём характере, увлечениях, достоинствах и недостатках, неожиданный приём, ассоциацию, чтобы не только сообщить свои анкетные данные, но и наиболее искренне и полно представить свой внутренний мир. Итак, «заговори, чтобы я тебя познал», понял и заинтересовался тобой. (Русская пословица: конь узнается по езде, а человек по разговору). На подготовку двух-, трёхминутной речи потратьте не более 10 минут.

Записывают задание, задают вопросы на понимание:  сочинить свое собственное выступление; произнося тренировочные речи, руководствоваться следующим советом: написанный текст держать  перед собой, лишь изредка заглядывая в него. Избегать  механического чтения, не терять связь со слушателями, публично мыслить и активно выполнять свою задачу.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;  

ОК 4. Осуществлять поиск и использование  информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах; ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта; ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте; ПК 3.4. Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта; ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.

Приложение 1.

ЖЕСТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Открытые жесты

Открытые жесты - свидетельство психологической открытости, желания общения и продуктивных контактов. Проявляются в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног.

Руки:

1. Открытые ладони - честность, откровенность;

2. Ладонь, повернутая вверх - просящий жест, с такой позицией легче всего добиться выполнения просьбы, так как она не демонстрирует давления со стороны того, кто просит;

3. Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол), - властность. Со стороны того, кто использует подобную позицию, ощущается психологическое давление;

4. Руки сжаты в кулаки - агрессивное состояние.

Большой палец спрятан вовнутрь - боязнь или страх сделать что-либо такое, что вызовет критическую оценку.

Рукопожатия:

1. Ладонь, повернутая вверх - готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается;

2. Ладонь, повернутая вниз - стремление к доминированию, попытка взять под контроль ситуацию;

3. Ладонь ребром вниз - позиция равенства.

Ноги:

1. Носок ноги -показатель заинтересованности - своим направлением указывает на того, в ком человек заинтересован или кого находит привлекательным;

2. Широко расставлены ноги в позиции стоя - агрессия, в том числе и сексуальная;

3. Широко расставлены ноги в позиции сидя - уверенность, внутренняя расслабленность, демонстрация сексуальности.

Закрытые жесты

Закрытые жесты говорят о психологической закрытости, желании изолироваться, уйти от ситуации. Проявляются в виде скрещенных рук и ног.

Руки:

1. Руки, перекрещенные на груди - попытка спрятаться, отгородится от ситуации, негативная реакция;

2. Скрещенные на груди руки со сжатыми в кулаки ладонями - усиленный жест скрещенных рук. Враждебное отношение. Возможность психической атаки. Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья - негативно-подавленное отношение к ситуации;

3. Скрещенные руки с позицией больших пальцев, вертикально направленных вверх,- чувство защиты (перекрещенные руки), уверенность (демонстрация больших пальцев);

4. Одна рука перехватывает другую руку, вертикально идущую вдоль тела в области предплечья, локтя или плеча: более легкая форма перекрещенных рук - говорит о контролируемом напряжении;

5. Руки свободно опущены, но одна как бы пожимает другую - попытка сохранить эмоциональное спокойствие;

сумочку, карандаш, блокнот, букет цветов, чашечку с чаем или кофе - попытка скрыть внутреннее напряжение, нервозность;

6. Переплетенные пальцы, сцепленные руки - негативное отношение;

7. Пирамида (ладони направлены друг к другу, кончики пальцев смыкаются) - уверенность, уверенное отношение к чему-либо.

Руки за спиной:

1. Одна обхватывает другую в области ладони - самоуверенность, властность, чувство превосходства;

2. Одна рука обхватывает запястье другой - попытка самоконтроля;

3. Одна рука перехватывает верхнюю зону предплечья другой руки - попытка самоконтроля, но выраженная сильнее, чем в предыдущем случае;

4. Выставлен большой палец наружу - демонстрация агрессивности, силы, напора, чувства превосходства;

5. Руки в карманах, большие пальцы снаружи - уверенность, самомнение, атакующий жест. У женщин - агрессия, доминирующий характер;

6. Большие пальцы, торчащие из задних карманов,- доминирующий характер.

Ноги:

1. Перекрещивание ног (нога за ногу) - защита, тенденция к замкнутости. В целом, жест интерпретируется в зависимости от конкретной ситуации. Например, при чтении долгой и нудной лекции студенты устают, и некоторые из них скрещивают ноги;

2. Перекрещенные руки и перекрещенные ноги - неодобрение, неприятие, усиленная защита;

3. Перекрещенные ноги и сплетенные пальцы на коленях - сосредоточение, замкнутость;

4. Перекрещенные лодыжки - зашита, напряжение, негативное отношение, нервозность, страх.

Приложение 2.

http://spb-prepod.ucoz.ru/5o.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психология делового общения

Лекционный материал предназначен для изучения дисциплины "Психология" в СПО и включает в себя следующие разделы:принципы делового общенияконтексты делового общениянравственные нормы делового общенияпо...

Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"

Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)...

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Инструкционные карты по дисциплине "Деловое общение"

В результате освоения учебной дисциплины "Деловое общение" обучающийся должен уметь: воздействовать на партнера методами и тактическими приемами рационального обеспечения своих интересов и достиж...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Технологическая карта учебного занятия: Деловая игра «Собеседование»

Технологическая карта учебного занятияДеловая игра «Собеседование» по дисциплине ПМ.05 Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии...

Технологическая карта открытого урока-семинара по дисциплине "Психология общения" на тему "Характеристики общения"

Итоговый урок по дисциплине "Психология общения" по блоку Характеристики общения подводит итог изученному и контролирует знания учащихся. Этому способствуют вопросы обобщающего и повторитель...