Инструкционные карты по дисциплине "Деловое общение"
учебно-методический материал на тему

Назатова Снежана Борисовна

В результате освоения учебной дисциплины "Деловое общение" обучающийся должен

уметь: воздействовать на партнера методами и тактическими приемами рационального обеспечения своих интересов и достижения эффективного сотрудничества; оптимально строить  взаимоотношения с партнерами по бизнесу, принимать компетентные поведенческих решения и осуществлять профессиональную и этически выдержанную деятельность;

знать: этические основы, формы и сферы делового общения с деловыми и официальными лицами, партнерами в рамках делового протокола, этических норм, требований этикета, сложившихся на основе исторической практики и отчасти закрепленных в нормативных документах и международных конвенциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instuktsionnaya_karta_no1.docx53.52 КБ
Файл instuktsionnaya_karta_no2.docx61.11 КБ
Файл instuktsionnaya_karta_no3.docx58.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»

Специальность: 110301      Механизация с.х.

                        (код)                               (наименование)

Дисциплина Деловое общение  ПМ___________ МДК_____________________

                                           Инструкционно — технологическая карта

Тема: «Деловое общение как взаимодействие партнеров»

Вид занятия: Деловая игра                  

 (практическое занятие  № 1) (лабораторная работа №)

Цели работы:

  • обучающая: отработать практические навыки по развитию контакта между собеседниками
  • развивающая: развивать познавательный интерес, творческий потенциал студентов. Формирование ОК;
  • воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес к дисциплине, расширять профессионально ориентированный кругозор. Формирование ОК;

Отрабатываемые:

-  ПК 4.3., ПК 4.4., ПК 4.5., ПК 4.6.__________________________________________

- ОК 01- 09________________________________________________________________

            - умения: самостоятельно определять абстрактные типы собеседников; соблюдать правила в

              диалогическом общении

          - практический опыт: ведение беседы с предполагаемым деловым партнером по правилам

              делового общения

Материально – техническое и информационное обеспечение занятия: ОИ 2,ОИ 6,ДИ 3,ДИ 7,

ИР   10; тестовое задание, карточки-задания, карточки сюжетно-ролевых ситуаций, мультимедийное оборудование,

презентация.

Правила техники безопасности:

1. Каждый студент должен работать на закрепленном за ним рабочем месте.

2. Рабочее место следует держать в чистоте, не загромождать его посторонними предметами, в том числе

личными вещами студента.

3. Во время работы в учебной аудитории следует соблюдать тишину, порядок и чистоту, не допускать

 торопливости, беспорядочности и неряшливости.

4.Запрещается посещение студентов, работающих в учебной аудитории, посторонними лицами, а также

отвлечение студентов посторонними делами или разговорами.

5. Категорически запрещается выполнять в учебной аудитории работы, не связанные с выполнением

учебного задания.

Проверка опорных знаний студентов (допуск к работе). Проведение самоконтроля и

 взаимоконтроля опорных знаний студентов для установления их правильности и коррекция пробелов:      

  1. Назовите структурные компоненты, аспекты и уровни общения.
  2. Какие вы знаете коммуникативные барьеры, перечислите способы их преодоления.

                                                               

  Содержание работы:

Задание №1. Разминка – Выполнение тестовых заданий.

Задание №2. Игра самооценка «Особенности поведения людей в зависимости от характера».

Задание №3. Разыгрывание сюжетно-ролевых ситуаций.

Задание №4. Взаимооценка по разыгрыванию ситуаций.

                              Инструктивные указания по выполнению заданий:

Задание №1.

Преподаватель раздает тестовые задания (приложение 1)  Следит за ходом самостоятельной работы учащихся. Раздает учащимся эталоны ответов с критериями оценок

Задание №2.

Каждой малой группе выдается  конверт с заданиями игры самооценки «Особенности поведения людей в зависимости от характера».

Задание №3.

Преподаватель раздает учащимся ситуационные задачи. Пока идёт студенты выполняют задания, контролирует ход выполнения, при необходимости оказывает помощь.

Задание №4. 

Преподаватель подводит итоги и выставляет оценки по малым группам.

Контрольные вопросы:

  1. Для чего нужно изучать правила делового общения?
  2. Что можно и нужно делать для отработки навыков делового общения?

Отчет о проделанной работе:

Написание мини-сочинений по итогам игры

Преподаватель ________   Назатова С.Б. (Ф.И.О.)



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»

                        Специальность: 110301      Механизация с.х.

                        (код)                               (наименование)

Дисциплина Деловое общение  ПМ___________ МДК_____________________

                                           Инструкционно — технологическая карта

Тема: «Стратегии устных деловых коммуникаций.»

Вид занятия: Урок-конференция                  

 (практическое занятие  № 2) (лабораторная работа №)

Цели работы:

  • обучающая: познакомить со структурными элементами деловой беседы, функциями делового стиля, с лингвистическими и экстралингвистическими (краткость, логичность, аргументированность) особенностями деловой коммуникации;
  • развивающая: формировать потребность получения и использования полученных знаний в новых условиях, в повседневной практической деятельности, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать общеучебные, интеллектуальные, информационные умения студентов. Формирование ОК;
  • воспитательная: воспитывать языковую культуру личности, помочь осознать обучающимся, что усвоенные правила проведения деловых бесед способствуют принятию определенных решений в различных жизненных ситуациях. Формирование ОК.

Отрабатываемые:

-  ПК 4.3., ПК 4.4., ПК 4.5., ПК 4.6., ПК 4.7.____________________________________ 

- ОК 01- 09________________________________________________________________

- умения: дать понятие этикета делового общения; научить соблюдать нормы и правила делового общения, знать структурные элементы деловой беседы,

- практический опыт: создать предпосылки для самообразования, для целостного восприятия окружающего мира, научить вести деловую беседу.

Материально – техническое и информационное обеспечение занятия: ОИ 1,ОИ 3, ОИ 6,

ДИ 5,ИР 9, ИР 10; тестовое задание, мультимедийное оборудование, презентации студентов.

Правила техники безопасности:

1. Каждый студент должен работать на закрепленном за ним рабочем месте.

2. Рабочее место следует держать в чистоте, не загромождать его посторонними предметами, в том числе личными вещами студента.

3. Во время работы в учебной аудитории следует соблюдать тишину, порядок и чистоту, не допускать торопливости, беспорядочности и неряшливости.

4.Запрещается посещение студентов, работающих в учебной аудитории, посторонними лицами, а также отвлечение студентов посторонними делами или разговорами.

5. Категорически запрещается выполнять в учебной аудитории работы, не связанные с выполнением учебного задания.

Проверка опорных знаний студентов (допуск к работе). 

Вспомним правила групповой работы:

  • слушать, не перебивая;
  • демонстрировать понимание роли другого;
  • четко сформулировать предмет обсуждения;
  • выяснить, что вас разъединяет;
  • попытаться совместно найти решение.                                                               

 

Содержание работы:

Задание №1. Доклады-презентации студентов на ранее обговоренные темы.

Задание №2. Практическая часть. Работа в группах и в парах. Рефлексия.

Задание №3. Практическая часть. Работа в парах. Рефлексия.

Инструктивные указания по выполнению заданий:

Задание №1. Темы работ для докладов-презентаций:

1)        Формы делового общения: устная форма делового общения, письменная форма делового общения.

2)        Виды устного делового общения: деловая беседа, разговор по телефону, деловые переговоры.

3)        Принцип построения беседы: сознательная настройка на уровень собеседника, простота, логичность, нормативность языка, рациональная организация беседы.

4)        Структурные элементы беседы:

а) подготовительный этап (как будет начат разговор, какие могут быть заданы вопросы;

б) начало беседы (указание цели, установление контакта с собеседником);

в) информирование собеседника («Кто правильно задает вопросы, тот получает правильный ответ»)

г) аргументирование;

д) заключительная часть беседы;

е) принятие решения.

Задание №2.

Работа первой группы.

Какие диалоги могут состояться в следующих ситуациях:

а) в технической библиотеке, в библиотеке иностранной литературы, в справочном отделе об интересующих вас журналах, книгах;

б) по телефону, данному в объявлении о курсах иностранного языка, скорочтения;

в) по телефону справочной службы выставочного комплекса о дне закрытия выставки;

г) в личной беседе с секретарем приемной комиссии о возможности подачи аппеляции.

Работа второй группы.

– Часто случается, что, прежде чем идти куда-то в официальное учреждение, надо договориться о месте, времени и других условиях встречи.

Как спросить у собеседника о согласии или возможности принять вас?

Восстановите реплики диалогов.

1. – ...? – Да, приходите в пятницу в 12 часов дня, бригадир электриков будет на месте.

2. – ? – Председатель приемной комиссии по русскому языку и литературе освободится во второй половине дня.

3. – ? – К сожалению, эта неделя у меня будет занята.

4.– ?– Преподаватель Михайлова в отпуске. Ее не будет до 24 августа.

Работа 3 группы.

Как сказать собеседнику о своем согласии, несогласии или отказе?

Ответьте согласием на просьбы.

– Необходимо принести медицинскую справку о состоянии здоровья.

– Статья должна быть написана ко вторнику.

– Не могли бы вы передать эти письма вашему учителю истории?

– Не смогли бы вы передать эти книги Сидоровой Ане. Она забыла их здесь еще на прошлой неделе.

Задание №3. Работа в парах, взаимопроверка.

  1. Как обратиться к официальному лицу?
  2. При желании получить какую-либо информацию принято использовать следующие выражения:
  • я хочу,
  • хотел бы
  • мне хотелось бы (необходимо, нужно)
  • получить информацию, сведения о ...
  • услышать о ... узнать о ...
  • получить информацию, сведения о ... услышать о ... узнать о ...
  1. Скажите, как вы обратитесь:
  • к секретарю приемной комиссии института, в который собираетесь поступать, с просьбой перечислить документы, необходимые для допуска к экзаменам;
  • к водителю автобуса с просьбой продать абонементную книжку;
  • к водителю троллейбуса с вопросом, когда будет остановка «Александровский сад»;
  • к начальнику паспортного стола с просьбой рассказать, что необходимо для получения паспорта;
  • к работнику мастерской с просьбой выполнить заказ срочно;
  • к смотрителю Политехнического музея с просьбой показать зал новых изобретений;
  • к преподавателю курсов с вопросом, какие книги требуются для занятий;
  • к работнику отдела кадров с вопросом, какие документы нужны для поступления на работу;
  • к директору автошколы с вопросом, с какого времени (возраста) можно обучаться в данной школе.
  1.  Ответьте отказом на следующие просьбы, предложения. Объясните причину отказа.
  • Используйте выражения: если вы не возражаете ...; не могу ли я зайти ...; позвольте прийти ...; разрешите позвонить ...; не согласитесь ли вы принять меня ...
  • При согласии можно использовать следующие выражения: спасибо; не сомневайтесь', не беспокойтесъ; обязательно сделаю; обязательно принесу; не возражаю; я не против этого.
  • При несогласии используются слова: к сожалению, я не могу; к несчастью, я не смогу; я должен отказаться; вынужден вам отказать, мне жаль, но меня не устраивает; мне ник не подходит.
  • В условиях делового общения при отказе жeлательно указать его причину, для этого используют следующие предлоги, союзы и союзные слова: из-за, так как; поскольку; потому что; из-за того что ввиду того что; вследствие того что; в связи с тем что.

– Останьтесь после занятий, мне необходимо с вами поговорить.

– На это вам потребуется всего два часа.

– Вы не можете уделить мне 15 минут?

– Мне было бы интересно поговорить с вами, ведь вы уже три года занимаетесь делопроизводством в школе.

  1. Иногда бывает, что необходимо уточнить сообщенную вам информацию. Как построить уточняющее предложение? Задайте уточняющие вопросы, учитывая условия общения.

Следует использовать следующие выражения: разрешите уточнить; если я не ошибаюсь; если я вас правильно понял(а); я хотел(а) бы уточнить…

  • В середине вашего разговора с секретарем приемной комиссии института нарушилась связь, вы не сумели расслышать, какие документы необходимы для допуска к экзаменам.
  • Вы устраиваетесь на работу. В здании учреждения идет ремонт, и вы не знаете, где располагается отдел кадров. Постучитесь в первую дверь и задайте уточняющие вопросы.

Контрольные вопросы:

  1. Какие правила предполагает деловое общение? (Соблюдение этикетных норм, клишированность, точность, лаконизм изложения).
  2. Какова цель делового общения? (Организация деятельности).
  3. В чём состоит особенность деловой речи? (Строгая регламентированность и формализованность).

Отчет о проделанной работе:

Выполнить задания:

1. Какие из перечисленных качеств помогают найти работу, а какие, напротив, повышают риск лишиться работы?

Энергичность – 
Самоуверенность – 
Смелость – 
Лживость – 
скромность – 
сила воли – 
ум – 
жадность – 
фантазия – 
хитрость –

пассивность
совестливость
готовность к риску
грубость
предприимчивость
лень
образованность
зависть
льстивость
уступчивость

2. Ситуация: на биржу труда обратились два человека. В анкете одного значилось: 23 года, работал шофером 3 года, образование 9 классов, хотел бы работать в коммерческом банке, должность не имеет значения, зарплата – не менее десяти тысяч.

В анкете другого значилось: возраст 40 лет, закончил финансовый техникум, хотел бы работать в коммерческом банке в должности операциониста.

Каковы, на ваш взгляд, шансы обоих претендентов получить работу в коммерческом банке? Письменно аргументируйте ваш выбор.

Преподаватель ________   Назатова С.Б. (Ф.И.О.)



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»

Специальность: 110301      Механизация с.х.

                        (код)                               (наименование)

Дисциплина Деловое общение  ПМ___________ МДК_____________________

                                           Инструкционно — технологическая карта

Тема: «Разрешение конфликтов»

Вид занятия: Урок-тренинг                  

 (практическое занятие  № 3) (лабораторная работа №)

Цели работы:

  • обучающая: изучить методы разрешения конфликтов.
  • развивающая: развивать познавательный интерес, творческий потенциал студентов. Формирование ОК;

- воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес к дисциплине, расширять профессионально ориентированный кругозор. Формирование ОК;

Отрабатываемые:

-  ПК 4.3., ПК 4.4., ПК 4.5., ПК 4.6.__________________________________________

- ОК 01- 09________________________________________________________________

- умения: изучение видов конфликтов, способов разрешения конфликтных ситуаций, обучение эффективному поведению в конфликтах путем их конструктивного решения.

- практический опыт: узнать, как действует механизм сотрудничества для разрешения конфликта в группе.      

   Материально – техническое и информационное обеспечение занятия: ОИ 2,ОИ 6,ДИ 3,

ДИ 7, ИР 10; тестовое задание, карточки-задания, карточки сюжетно-ролевых ситуаций, мультимедийное оборудование, презентация.

Правила техники безопасности:

1. Каждый студент должен работать на закрепленном за ним рабочем месте.

2. Рабочее место следует держать в чистоте, не загромождать его посторонними предметами, в том числе

личными вещами студента.

3. Во время работы в учебной аудитории следует соблюдать тишину, порядок и чистоту, не допускать

 торопливости, беспорядочности и неряшливости.

4.Запрещается посещение студентов, работающих в учебной аудитории, посторонними лицами, а также

отвлечение студентов посторонними делами или разговорами.

5. Категорически запрещается выполнять в учебной аудитории работы, не связанные с выполнением

учебного задания.

Проверка опорных знаний студентов (допуск к работе). Проведение самоконтроля и

 взаимоконтроля опорных знаний студентов для установления их правильности и коррекция пробелов:      

  1. Перечислите виды конфликтов в деловых отношениях, их причины и разновидности.
  2. Каковы средства предотвращения конфликтов и методы кризисного управления?                                                               

  Содержание работы:

Задание №1. Упражнения для разминки: «Спина к спине», «Сидя и стоя», «Глаза в глаза», «Дистанция», «Нападающий и защищающийся».

Задание №2. Обсуждение конфликтных ситуаций.

Задание №3.  Работа в парах.

Задание №4. Инсценироваки конфликтных ситуаций. Групповое обсуждение.

 

                              Инструктивные указания по выполнению заданий:

Задание №1.

«Спина к спине». Участники садятся на пол. Попробуйте поговорить. Через несколько минут развернитесь лицом друг к другу и поделитесь впечатлениями (до 3 мин.).

«Сидя и стоя». Один из партнеров стоит, а другой сидит. Попробуйте поговорить в таком положении. Через несколько минут поменяйтесь местами, чтобы каждый смог смотреть на другого и снизу вверх и сверху вниз. Через несколько минут поделитесь друг с другом своими впечатлениями (до 3 мин.).

«Глаза в глаза». Смотрите с вашим партнером друг другу в глаза и общайтесь только взглядом. Через несколько минут обсудите свои впечатления.

«Дистанция». По сигналу участники ведут разговор сначала спинами, стоя, тесно прижавшись, друг к другу (голова к голове, руки вместе). Затем один остается на месте, другой садится на корточки. Далее стоящий участник уходит дальше, тоже садится на корточки и диалог продолжается. Далее анализируется зависимость характера диалога от дистанции, поз участников.

«Нападающий и защищающийся». Сядьте с партнером друг против друга и решите, кто из вас будет нападающим , а кто защищающимся. После этого заведите друг с другом разговор. Пусть каждый стоит на своем и не сдается. Если вы нападающий поучайте партнера, как он должен себя вести, что ему надлежит сделать и т.п. Всячески тираньте его и критикуйте с позиции вашей очевидной правоты и явного превосходства. Если вы защищающийся все время ищите себе оправдания и хнычьте как можно жалобнее. Рассказывайте, как сильно вы хотите и стараетесь, чтобы всем было хорошо, и как вам все время что-нибудь мешает. Продолжайте выполнять это упражнение 5-10 мин, с тем, чтобы получить от этой своей позиции как можно более полное впечатление. Затем поменяйтесь ролями. Обменяйтесь своими впечатлениями. Сравните сыгранные вами роли с теми, как вы ведете себя в обычной жизни. Обсудите, кто как себя чувствовал при выполнении этого упражнения. Возникало ли у вас чувство гнева или униженности, когда вы играли роль защищающегося? Было ли у вас ощущение вины или стремление покарать защищающегося, когда вы выступали в роли нападающего? Анализ ваших впечатлений от выполнения этого упражнения может снабдить вас информацией об этих двух сторонах вашей личности.

Задание №2.

На работе у вас произошел конфликт. После чего вы видите только отрицательное последствия происходящего. В результате может возникнуть напряжение, от которого трудно избавиться. Как сбросить напряжение и быстро успокоиться? Разделите чистый лист бумаги на две половины. В левой части перечислите отрицательные последствия происходящего. Затем отмеченные характеристики переведите в положительные.

Проблема осталась нерешенной.

У меня есть возможности найти более конструктивное решение.

Я не могу видеть человека, с которым произошел конфликт.

Я живой человек, могу испытывать живые эмоции.

Нельзя отрицать наличие негативных моментов в нас самих, жизни, работе. Мы все переживаем сложные ситуации, конфликты, проблемы, в результате испытываем напряжение и страх. Успокоение можно найти в том, что все в жизни сбалансировано и уравновешено. Любые негативные последствия имеют свое позитивное продолжение.

Задание №3.

Участники разбиваются на пары и становятся друг против друга, поднимают руки на уровне груди и слегка касаются друг друга ладонями. Участники договариваются между собой, кто будет ведущим. Его задачей является слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение. После выполнения упражнения обменяйтесь ролями. Ведущий при групповом обсуждении может задать такие вопросы

  • В какой ситуации вам было комфортнее?
  • Испытывали вы неудобство, в чем они заключались?

Затем ведущий предлагает участникам не давить ладонями друга, совместные движения, обращенные друг к другу .

Задание №4. 

Двое участников инсценируют конфликт. Один является нападающим, другой оппонент должен выслушать обвинения и отреагировать на них по следующей схеме:

Описание ситуации, вызвавший напряжение.

Когда я вижу, что ты…

Когда это происходит …

Когда я сталкиваюсь с тем, что …

Точное называние своего чувства в этой ситуации.

Я чувствую (раздражение, беспомощность…)

Я не знаю, как реагировать…

У меня возникает проблема…

Называние причин.

Потому что …

В связи с тем, что…

Контрольные вопросы:

  1. Какова динамика конфликта и его причины?
  2. Как предотвратить конфликтную ситуацию?
  3. Что может помочь посреднику при разрешении конфликта?

Отчет о проделанной работе:

Написать сценарий конфликта.

Написать сценарий конфликтной ситуации, чтобы на следующем уроке проиграть в паре с другим участником. Начать разговор можно с конкретного и максимально объективного описания ситуации, которая вас не устраивает. Выражение. Выскажите, что вы думаете и чувствуете в связи с таким поведением другого человека: «Я недоволен , потому что…». «Я чувствую себя обиженным…»

Преподаватель ________   Назатова С.Б. (Ф.И.О.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкционная карта по теме: «Создание буклета в программе Microsoft Office Publisher 2007»

В данной инструкционной карте раскрываются новые возможности Microsoft Office Publisher 2007, рассматриваются способы и приемы работы с публикациями, способы печати и сохранения.Microsoft Office Publi...

Инструкционные карты для практических занятий .Часть 1

Инструкционные  карты   для  практических  занятий  по   мдк "Организация  коммерческой  деятельности"  предназаначены  для  студентов  спец...

Инструкционные карты для практических занятий .Часть2

Инструкционные  карты  предназначены  для  практических  занятий  по  мдк "Организация  коммерческой  деятельности "     в  рамках  изу...

Инструкционные карты по теме: "Химическая завивка волос" Специальность "Парикмахерское исскуство и декоративная косметика" Разработала: мастер п/о Искакова Д.М.

АннотацияДанные инструкционные карты разработаны специально для учащихся специальности «Парикмахерское дело и декоративная косметика». Могут использоваться в качестве раздаточного материала на уроке п...

Инструкционные карты для самостоятельных работ по пошиву головного платка

Методическое пособие для обучающихся и воспитанников 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната VIII вида"Инструкционные карты для самостоятельных работ по пошиву г...

Технологическая карта урока "Деловое общение.Виды делового общения"

Технологическая карта урока на тему "Деловое общение. Виды делового общения"  по ОП.01 Психология делового общения разработана для студентов  специальности 43.02.10 Туризм с  ...

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА Практическая работа №3 Тема: Публичная кадастровая карта земельных участков

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТАПрактическая работа №3 Тема: Публичная кадастровая карта земельных участков...