Технологическая карта открытого урока-семинара по дисциплине "Психология общения" на тему "Характеристики общения"
методическая разработка
Итоговый урок по дисциплине "Психология общения" по блоку Характеристики общения подводит итог изученному и контролирует знания учащихся. Этому способствуют вопросы обобщающего и повторительного характера, словарная работа над новыми терминами. Призваны выработать практические умения упражнения тренингово характера. Вызывает интерес и поднимает активность учащихся работа над слайдами в презентации урока. Работа над познанием индивидуальных своих особенностей отдана психологическому мини-тесту, который также интересен студентам. Урок содержит игровые элементы, что высоко отражается на усвоении материала и приобретении соответствующих компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта открытого урока | 30.47 КБ |
слайды для упражнения | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«ВЛАДИВОСТОКСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии Протокол №___1__________ от 05. 09. 2022г. Председатель ПЦК О.В. Кононова |
| «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по УР Ю.Н. Топеха |
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по дисциплине ОГСЭ.05 «Психология общения»
для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
2022 год
Технологическая карта открытого урока
Преподаватель: Овчинникова Лариса Александровна
Дисциплина: Психология общения
Группа: 24-121
Дата проведения: 28.09.2022г.
Формируемые компетенции:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3 Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием осознанно.
Тема занятия: «Характеристики общения»
Цели занятия:
Дидактические
- знать характеристики эффективного общения
- ознакомиться с особенностями делового общения
- уметь понимать внутреннее состояние собеседника по невербальным признакам
Развивающие
- развитие мышления, умения выделять существенные признаки и свойства
- развитие коммуникативных способностей (компетенций)
- развитие невербальных навыков общения
Воспитательные
- воспитывать уважительное отношение к другим (толерантность)
- воспитывать чувство уважения к себе через уверенность в своих возможностях
Тип занятия: обобщение и закрепление
Вид занятия: семинар с элементами тренинга
Ресурсы: презентация упражнения, карточки с заданием, тренинговые упражнения, опросник и бланки теста
Учебные материалы: Учебник И.И. Аминова Психология делового общения, Учебник Н.С. Ефимова Психология общения.
Метод проведения: продуктивный
Ход занятия
Этапы занятия | Содержание | Формы организации работы | Формируемые умения, знания, компетенции | Время (мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I Начало занятия | 3 мин. | |||
1. Организационный момент | Проверка присутствующих | 1 мин. | ||
Объявление темы и типа урока | 1 мин. | |||
Объявление цели и задач урока | ||||
Мотивирование учащихся | 1 мин. | |||
II Основная часть | 77 мин. | |||
1. Актуализация опорных знаний | Словарная работа | Устно, письменно | ОК 8 | 5 мин. |
Проверка знаний студентов о характеристиках общения | Фронтальный опрос | ОК 8 | 10 мин. | |
2.Тренинг | Упражнение «Комплимент» с обратной связью | Парная работа | ОК 2 | 8 мин. |
3.Ролевая игра | Ролевая игра «Очередь» с обратной связью | Групповая работа | ОК 2,3 | 12 мин. |
4. Тренинг | Упражнение «Ассоциация с животным» | Парная работа | ОК 2 | 7 мин. |
5.Актуализация опорных знаний | Проверка знаний студентов о невербальном общении | Фронтальный опрос | ОК 8 | 7 мин. |
6.Психологический опросник | Оценка воздействия невербальных факторов на успешность общения | Индивидуальная работа | ОК 8 | 12 мин. |
7.Схематическое упражнение | Ассоциация позы с выражением лица | Индивидуальная работа | ОК 2,3 | 6 мин. |
8. Тренинг | Упражнение «Зеркало» | Парная работа | ОК 2 | 7 мин. |
9. Актуализация опорных знаний | Проверка знаний студентов о деловом общении | Фронтальный опрос | ОК 8 | 8 мин. |
III Заключительная часть | 5 мин. | |||
1.Обобщение результатов работы обучающихся | Выставление оценок с комментариями, выводы по занятию | 5 мин. |
План урока-семинара с элементами тренинга по дисциплине «психология общения» в группе 24-121 (28.09.2022г.) на тему
«Характеристики общения»
- Слово преподавателя: (3 мин.)
- Организационный момент (проверка присутствующих)
- Тема семинарского занятия: «Характеристики общения», сегодня мы будем закреплять и обобщать изученное на предыдущих уроках с использованием тренинговых упражнений
- Поэтому цели занятия – закрепить изученный новый материал с помощью фронтального опроса, а также элементов тренинга, которые позволят развить коммуникативные способности, научат выделять существенные признаки и свойства, помогут сформировать невербальные навыки общения. В целом сегодняшний урок направлен на воспитание уважительного отношения к другим и на формирование уверенности в собственных возможностях
- В профессиональном плане все наши действия будут направлены на формирование общих компетенций: уметь организовывать собственную деятельность, оценивать эффективность и качество выбранных методов и способов, принимать решение в различных ситуациях и осознанно заниматься самообразованием.
- Словарная работа: (5 мин.)
Дайте толкование понятий и терминов, изученных на предыдущих занятиях (один человек письменно, остальные устно после фронтального опроса)
- Вербальное общение (общение посредством речи)
- Невербальное общение (это коммуникация без использования слов в какой-либо форме)
- Идентификация (отождествление, сходство)
- Интеракция (взаимодействие в процессе общения, интерактивная сторона общения)
- Перцепция (восприятие другого человека)
- Коммуникация (обмен информацией между людьми)
- Социальная роль (ожидаемое поведение, обязывающее вести себя определенным образом)
- Стереотипы (упрощенные мнения относительно отдельных людей, ситуаций, проблем)
- Фронтальный опрос: (10 мин.)
- Что такое общение? (это сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга).
- Какие взаимосвязанные части выделяют в общении? Проиллюстрируйте взаимодействие этих частей. (коммуникативную – обмен информацией, интерактивную – взаимодействие в процессе совместной деятельности, перцептивную – восприятие другого человека).
- Как называется способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми? (коммуникативная компетентность)
- Как вы думаете, что является основой коммуникативной компетентности? Как должен вести себя человек, обладающий такой компетентностью? (доброжелательность, улыбка, комплимент, умение слушать, отзывчивость, искренность и т.д.)
- Что может быть причиной плохой коммуникации? (стереотипы, предвзятые представления, плохие отношения, отсутствие внимания и интереса собеседника, пренебрежение фактами, ошибки в построении высказывания, неверный выбор стратегии и тактики общения)
- Какие вы знаете стратегии общения? (открытое-закрытое, ролевое-личностное, монологическое-диологическое). Приведите пример закрытого общения? В каких ситуациях оправдано использование закрытой коммуникации?
- Упражнение «Комплимент» (8 мин.)
Инструкция: Назовите, пожалуйста, обращаясь к любому участнику группы, что вам нравится в нем. Это может быть какое-то умение или стиль поведения, качество или что-то еще. (2-3 пары участвуют поочереди)
Обсуждение (обратная связь): что было приятнее, слушать комплимент в свой адрес или делать их другим? Как окружающие будут относиться к человеку, который совершенно не умеет делать комплименты?
- Ролевая игра «Очередь» (12 мин.)
Инструкция: один участник – водящий. Ему нужно прийти к прилавку магазина без очереди, упрашивая очередных, становясь их компаньонами. Очередным (4 человека) дается задание: не пропустить «нахала» или поспособствовать его продвижению. Водящий может завязывать разговор, просить, очередные отвечают ему.
Обсуждение (обратная связь): Легко ли было найти общий язык с посторонними? Очередные, поделитесь своими впечатлениями?
- Упражнение «Ассоциация» (7 мин.)
Инструкция: Это задание имеет шуточный оттенок. Оно связано с ассоциациями, которые вызывает человек в восприятии других людей. Опишите, с каким животным, растением или музыкальным инструментом вы ассоциируете кого-то из вашей группы?
Обсуждение (обратная связь): Как вы сами себя представляете? Были ли совпадения с ассоциациями других участников группы?
7 .Фронтальный опрос: (7 мин.)
- Что такое невербальное общение? (это коммуникация без использования слов в прямой или какой-либо знаковой форме)
- Что является источником происхождения невербального общения? (биологическая эволюция и культура) Приведите примеры.
- Как люди приобретают навыки невербального общения? (подражанием и наблюдением за поведением других)
- Каковы особенности невербального общения? (оно может быть осознанным и неосознанным как намеренность и ненамеренность) Приведите примеры.
- В чем заключается особенно важная функция невербального общения? (в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения) Что это за информация? (о самооценке, энергичности, общительности, темпераменте, невротичности и т.д.)
- Опросник «Оценка воздействия невербальных факторов на успешность общения» (12 мин.)
Инструкция: Проанализируйте представленные на экране невербальные аспекты поведения собеседника. Представьте себя в роли говорящего. Поставьте букву П (положительный) для тех поведенческих актов, которые вы используете для того, чтобы привлечь к себе внимание слушателя, и Н (негативный) – для тех, которые, по вашему мнению, обычно мешают вас слушать.
1.Приподнятые брови | 13.Неподвижность | 25.Покачивание головой |
2.Улыбка | 14.Беспрестанное хождение | 26.Прищуривание глаз |
3.Кивок головой | 15.Наклон головы | 27.Вытягивание шеи вперед |
4.Корпус сидящего слегка наклонен вперед | 16.Зрительный контакт | 28.Взгляд «сквозь» слушателя |
5.Молчание | 17.Вздохи | 29.Скептическое выражение лица |
6.Наморщенный лоб | 18.Прищур глаз | 30.Взгляд, направленный прямо на слушателя |
7. Взгляд мимо слушателя | 19.Замкнутый вид | 31.Постукивание пальцами |
8.«Бегающий» взгляд | 20.Польщенный вид | 32.Пожимание плечами |
9.Свободная, расслабленная поза | 21.Сердитый вид (нахмуренные брови) | 33.Надувание щек |
10.Прикосновение | 22.Обращение к слушателю | 34.Оттянутые вниз уголки рта |
11.Предупредительность, внимательность | 23.Тяжело сесть (упасть) на стул | 35.Покачивание ногой, поза «нога на ногу» |
12.Руки на затылке | 24.Скрещенные на груди руки | 36. Дрожащие пальцы |
Обработка результатов: одни варианты поведения большинством людей интерпретируются одинаково, другие – по-разному. В большинстве случаев поведенческие акты, описанные под номерами 1,6,7,8,12,14,15,17,18,19,21,23,24,25,26,28,29,31,32,33,34,35,36 воспринимаются негативно, остальные – положительно. Проверьте совпадения с ключом опросника.
Обсуждение (обратная связь): У кого встречаются несовпадение? Как вы думаете, почему?
- Упражнение «Проверка способности понимать внутренний мир собеседника, его мысли и чувства по невербальным признакам»
(6 мин.) (слайды в презентации)
Обсуждение (обратная связь): Как вы думаете, почему были (не было) ошибки в определении?
- Упражнение «Зеркало» (7 мин.)
Инструкция: Это упражнение выполняют соседи по парте. Один из вас – зеркало, другой – рассматривает себя в этом зеркале. «Зеркало» присоединяется к партнеру по позе, мимике, жестам, пробует в течение двух минут вжиться в состояние своего партнера. Потом в течение минуты рассказывает о своих чувствах в состоянии «отраженного Я».
Поменяйтесь ролями.
Обсуждение (обратная связь): Поделитесь своими впечатлениями от выполнения этого упражнения.
- Фронтальный опрос (8 мин.)
- Чем отличается деловое общение от межличностного? (содержанием делового общения является обмен информацией и опытом, предполагающий достижение определенной цели и решение конкретной проблемы)
- На какие две формы принято разделять деловое общение? Почему? (официальное и неофициальное, чтобы деловое общение, втиснутое в правовые рамки не привело к потере интереса к теме разговора)
- Назовите некоторые принципы делового общения, которые способствуют формированию психологической установки на совершенствование делового общения? (каждая беседа должна иметь цель, самые первые и сильные впечатления о человеке завися от его внешнего вида, решающие первые четыре минуты для формирования впечатления, собеседник не может в равной степени все держать под контролем, начинать беседу нужно с дружеского тона, улыбка, уметь слушать, избегать критики коллег и малознакомых людей, запоминать и не путать имена людей, избегать споров, остерегаться раздражительности и бестактности
- Заключительная часть (5 мин.)
Слово преподавателя: Работая сегодня над поставленной темой, мы использовали технологию игровых, тренинговых методов. Это дает возможность самостоятельно пополнять свои знания через практическое применение, что очень важно при формировании мировоззрения. Организация активной самостоятельной деятельности помогала прийти к решению проблемной ситуации, что способствует развитию мыслительной способности, овладению умениями и навыками. Кроме этого, творческая деятельность на уроке помогает более осознанному подходу к профессиональному и социальному самоопределению.
Итоги урока: оценки с комментариями.
Приложение 1
Индивидуальная словарная работа (10 мин.)
Задание: Дайте письменно толкование понятий и терминов, изученных на предыдущих занятиях
- Вербальное общение _______________________________________________________________________
- Невербальное общение ________________________________________________________
- Идентификация ________________________________________________________
- Интеракция _______________________________________________________________________
- Перцепция _______________________________________________________________________
- Коммуникация _______________________________________________________________________
- Социальная роль _______________________________________________________________________
- Стереотипы _______________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по историина тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...
Технологическая карта открытого урока по историина на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...
Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...
Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...
Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....
Технологическая карта открытого урока по МДК.01.01 Документационное обеспечение управления
Технологическая карта урокаУчебная дисциплина: МДК. 01.01 Документационное обеспечение управленияГруппа: С-21 (специальность 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение)Тема у...
Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.
Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....