НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья
Предварительный просмотр:
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Курлыкина Елена Владимировна,
Мастер производственного обучения высшей квалификационной категории, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский техникум моды и дизайна» (ГБПОУ ВО «ВТМД»)
Корни понятия наставничества появились в далеком прошлом, начало было положено еще в первобытном обществе. В отечественную педагогику и практику движение наставничество пришло в конце 60-х - начале 80-х годов прошлого столетия и стало одним из важных направлений в политике государства. Ускоренное развитие профессионально-технического образования и производственного обучения как раз было отмечено в это время. Как отмечали отечественные педагоги Н.М.Таланчук и М.Ф.Зарецкий, в задачи наставника входит наставление другого на путь истины и непременно передача своего профессионального и жизненного опыта. [1]
В современном мире наставничество в системе образования получает еще большее развитие. Как можно стать хорошим наставником для обучающегося? Стоит ли ограничиваться одной встречей с обучающимся? В России Федеральный проект «Современная школа» показывает, что до окончания 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций обязательным образом будут сопричастны в разного рода форм наставничества. По сути в профессиональной сфере наставник сам определяет срок готовности обучающегося выполнять работу самостоятельно, возможность его допуска к оценочным и аттестационным документам, отвечает за личностное развитие наставляемого. [3]
Задача образования состоит в подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов, которые будут развивать производство, двигать науку вперед, отдавать свои знания и умения подрастающему поколению. Как побудить и мотивировать студента к качественному прохождению всего учебного процесса? Помочь ему адаптироваться в непростой системе образования и «привести к действию» личностный рост и самостановление?
Если изучить исследования наставничества в России можно прийти к выводу, что многие образовательные организации рассматривают наставничество как существенный значимый элемент системы. На первый план они выделяют задачу развивать у обучающихся и сотрудников не только способности адекватно манипулировать полученными благодаря образованию знаниям, умениям и навыкам, но и способности самостоятельно формировать у себя новые навыки и компетенции – т.е. метакомпетенцию. Следовательно меняются и формы наставничества: возможный состав участников и наставнических отношений становится шире, расширяется область использования наставничества, сам процесс взаимодействия и ряд решаемых трудностей. [9]
Наставничество – эффективная методика передачи накопленного опыта, знаний, развития навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимо обогащающее общение, которое основано на доверии и партнерстве. [7]
Психолого-педагогическая основа наставничества рассматривается как четыре пары взаимодействующих между собой процессов, в каждой паре первый процесс является главным, второй — второстепенным. Фундаментальная деятельность наставника — основная форма профессиональной деятельности, которую наставник охватывает в качестве профессионала, обладающего соответствующим опытом и призванием заинтересовать сопровождаемого. Характерным признаком является образовательная, профессиональная, развивающая, творческая и коммуникативная деятельность. Но во всех случаях наставничество — это второй вид деятельности для самого наставника, который не возможно рассматривать как производную от его фундаментальной деятельности. В наиболее доступной форме это оставляет отпечаток в работе наставника на производстве: его главная трудовая функция — участие в определенном производственном процессе в качестве рабочего или специалиста; дополнительная трудовая функция — наставничество, т. е. поддержка рабочих или специалистов без опыта работы, включенных в тот же производственный процесс. [2]
Отличительная черта педагогики состоит в том, что индивидуальные качества, кодекс поведения, преданность к профессии и своим ученикам, наставники - преподаватели получают продолжение в воспитанниках, воспроизводятся в них. В связи с этим все те качества, которые мы хотим увидеть в своих обучающихся, их отношении к учебе, ответственность, честному подходу к делу, педагог должен открыть и развить прежде всего в себе.
Основные этапы формы наставничества представляют собой развитие как процесс становления личности человека в производственной деятельности под воздействием внутренних и внешних факторов, социальных и биологических; воспитание как система становления человека мыслящего, духовного и развитого физически, его подготовки к активной жизни, в том числе трудовой; профориентация как процесс гармоничного вхождения человека в трудовой коллектив, организацию, производство. В образовательной системе имеется в виду прямое наставничество, где происходит регулярный контакт с обучающимся в форме советов, консультаций, оказании помощи в познании норм и правил учебного заведения, изучения учебной программы, психологической поддержки. [2]
В системе наставничества применяют следующие формы:
1). Индивидуальная - предусматривает персональное отслеживание наставником обучающегося, учитывая индивидуальные образовательные дефициты и другие индивидуальные особенности.
2). Групповая - сопровождение наставником (или командой наставников) целой группы обучающихся, которые обладают общим или схожим образовательным дефицитом.
3). Коллективная – координация работы наставничества с коллективом или большой группой обучающихся, имеющих различные типы образовательных дефицитов.
4). Ситема Онлайн – с применением интернет технологий, обеспечение поддержки обучающимся, пребывающих в удаленном доступе.
К числу применения основных форм наставничества в ГБПОУ ВО «ВТМД» можно отнести следующие:
1. Наглядный пример наставничества в организации и проведении Регионального конкурса профессионального мастерства Молодые профессионалы – WorldSkills. Данное движение направлено прежде всего на мотивацию обучающихся, передачу профессионального опыта, укрепление веры в своих профессиональных достижений и возможностей. В конце каждого этапа соревнований отслеживается как готовился конкурсант, какая работа была проведена наставником. Для подготовки к конкурсу используют современные технологии в индустрии красоты, применяют навыки и умения, которые обучающиеся могут реально использовать в работе. Раскрыть талант возможно только при условии индивидуальной работы, для достижения результатов, как раз и необходим наставник.
2. К числу форм наставничества реализуют проект ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее». В рамках этого проекта была разработана программа проведения профессиональных проб по компетенции «Парикмахерское искусство». Участниками проекта являются школьники образовательных организаций 6-11 класса. Особая важность проекта заключается в решении сложных задач профориентации, помочь подростку сделать свой выбор в профессиональной деятельности.
3. Широкое применение формы наставничества получила профильная проектная смена в Репном «Одаренные дети, Молодые профессионалы». На протяжении двух недель обучающиеся школ выполняли работу по двум трекам. В начале познавали свои внутренние ресурсы, пытались развивать свои личностные навыки. Далее в представленном формате профессиональных проб знакомились с выбранной компетенцией, для утверждения в профиле обучения. [5]
Основная цель профильной смены:
- сформировать у обучающихся познания о мире профессий
- получить первичные практические навыки и умения, которые помогут в дальнейшем оказать влияние на профессиональное самоопределение и профильную подготовку
- посредством проведения мини-чемпионата профессионального мастерства популяризовать движение WorldSkills(Молодые профессионалы)
- провести комплекс мер для составления рекомендаций построения индивидуального образовательного маршрута.
Участники смены в каждом направлении выбранной компетенции знакомятся с теоретическим материалом и выполняют задания кейсы, получают возможность познакомиться с представителями профессиональных организаций и современными исследованиями широких отраслей экономики, а так же приобрести навыки работы с профессиональным оборудованием и технологиями.
Важно отметить, что сам процесс наставничества неосуществим без обратной связи. Наставничество — это непрерывный процесс, и хороший наставник выполняет обратную связь когда она не обходима. Постоянная обратная связь наставника не препятствует обучающимся для четкого и объективного оценивания результаты своей работы, а при необходимости — вовремя оценить и исправить ошибки. [6]
Одним из значимых навыков наставника это уметь предоставить эффективную обратную связь и представить картину действия обучаемого в конкретных условиях.
Обратная связь наставника должна сочетать в себе комплекс положительных моментов и «точек роста», обучаемый должен почувствовать и понять, что она помогает ему учиться. Соблюдение баланса заключается, в воодушевлении обучаемого на профессиональный и личностный рост. [4]
И так, можно сделать вывод, что наставнику при передачи опыта и умения важно учитывать особые черты молодежи: стремиться к активной деятельности, желанием проявить себя, нетерпимость к своим недостаткам и тяги ко всему новому.
Система взаимодействия наставнических форм позволит сформировать в России широкое педагогическое - профессиональное движение, включающее в единое сообщество представителей разных социальных групп, институтов и поколений, усилия которых будут направлены на развитие образовательных и экономических систем России в целом и будущего поколения детей и молодежи в частности. [8]
Список использованных источников
1. Бутенко В.С., Бутенко О.С. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации // Гуманитарные и социальные науки. Серия «Психология». 2012 No4. С. 248-255
2. Воробьева Е.В., Разуменко В.А., Семенова Н.К. Сравнительный анализ коучинга и наставничества персонала организации, их характеристики // Молодой ученый. 2016. No12. С. 1193-1196.
3. Зеленцова Е.В., Масич Е.В., Никитина В.В. Исследование способностей и мотивации молодежи к деятельности в области IT-технологий как одна из задач управления в сфере образования.
4. Колечеико А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2002.
5. Крейи У. Теория развития: секреты формирования личности. СПб.: Прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2002.
6. Кулагина И.Ю., Колющий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека, М.: ТЦ «Сфера», «Юрайт-М», 2001.
7. Льюис Г. Менеджер-наставник. – М.: изд-во Баланс-клуб, 2002. – 192 с.
8. Никитина В.В. Корпоративная культура. Электронное учебное издание. Учебное пособие по дисциплине «Управление персоналом». – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. – 52 с.
9. Эсаулова, И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала / И. А. Эсаулова, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская на уроках литературы как фактор личностного развития обучающихся
Педагогическая мастерская на уроках литературы как фактор личностного развития обучающихся...
Методы и техники развития метапредметных и личностных компетенций обучающихся по специальности «Парикмахерское искусство».
Применение метапредметных и личностных компетенций по специальности "Парикмахерское искусство"....
Статья "Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога"
Краткий экскурс в истории развития наставничества...
ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социальная реальность такова, что в процессе жизнедеятельности приходится постоянно сталкиваться со средствами массовой информации. Поиск учебной и профессиональной информации, проведение досуга ...
Статья "Наставничество – как форма организации педагогического отряда"
Поддержка и развитие студенческих педагогических отрядов является одним из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики Российской Федерации. Студенческий педагогический от...
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...