Статья "Наставничество – как форма организации педагогического отряда"
статья

Гончарова Евгения Павловна
Поддержка и развитие студенческих педагогических отрядов является одним из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики Российской Федерации. Студенческий педагогический отряд – общественное объединение студенческой молодежи, созданное с целью оказания социально-педагогической поддержки и организации отдыха, досуга и занятости школьников, действующее на основании Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», закона Российской Федерации «Об основах социальных гарантий прав ребенка», закона Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и конвенции ООН «О правах ребенка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Наставничество – как форма организации педагогического отряда»

Выполнила: Гончарова Евгения Павловна

Поддержка и развитие студенческих педагогических отрядов является одним из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики Российской Федерации.

Студенческий педагогический отряд – общественное объединение студенческой молодежи, созданное с целью оказания социально-педагогической поддержки и организации отдыха, досуга и занятости школьников, действующее на основании Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», закона Российской Федерации «Об основах социальных гарантий прав ребенка», закона Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и конвенции ООН «О правах ребенка».

Деятельность в составе педагогического отряда – это, прежде всего, практика, направленная на формирование у студентов профессиональных навыков и умений; приобретение первоначального опыта по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения компетенции по избранной специальности.

Проблема профессионального становления личности приобретает все большую значимость. Работа с молодыми специалистами сегодня является приоритетным направлением в деятельности любого образовательного учреждения. Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых специалистов, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении. Задача наставника – помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий специалист, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности, личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.

В настоящее время существует несколько определений понятий «наставничество» и «наставник».

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне.

Наставничество – это планомерная работа по передаче навыков от начальника к подчиненному. Как институт обычно существует в крупных компаниях. Возведенное директорами в ранг философии фирмы, оно становится инструментом воспитания подрастающих кадров.

Наставничество – в СССР форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками. В различных формах существовало с 30-х годов, особенно распространилось с 70-х годов.

Наставник – воспитатель, учитель.

Обособление и формирование наставничества как социального института было вызвано растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности наставника. Например, Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю». Его главное дидактическое достижение – майевтика («повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

По мысли Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет.

Руссо полагал, что главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником.

В начале XX века о проблемах наставничества размышлял Ушинский. Он считал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.

Считается, что понятие «наставничество» приобрело свое современное значение в середине 60-х годов XX века и рассматривалось как действенная форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодежи. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом. В последние десятилетия этот метод профессиональной адаптации оказался забытым.

В современной теории образования за рубежом наставничеству как методу и способу адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности уделяется большое значение. Особого внимания заслуживает позиция Льюиса, который рассматривает понятие «наставничество» как систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому. Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.

Высокий потенциал наставничества и его эффективность объясняются тем, что:

1) Этот метод адаптации специалиста предполагает гибкость в организации: нет набора правил и требований, может реализовываться в различных ситуациях различными методами;

2) В основе наставничества – взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация обоих субъектов, взаимный интерес;

3) Этот метод адаптации к профессии может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры;

4) Наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;

5) Это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;

6) Наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.

Перечисленные признаки подтверждают значимость этого метода профессионального становления личности, его действенность и образовательную ценность.

Перед наставником стоят следующие задачи:

  • способствовать формированию потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности;
  • показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению;
  • развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
  • способствовать формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого специалиста;
  • ориентировать специалиста на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;
  • привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности и закрепить молодого специалиста в образовательном учреждении;
  • ускорить процесс профессионального становления молодого специалиста и развить способность самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

Организация работы наставника с молодым педагогом осуществляется в несколько этапов:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, проводит диагностику профессиональных затруднений, выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого специалиста, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого специалиста, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Анализ опыта позволяет сформулировать основные принципы формирования системы наставничества:

  • добровольность и целеустремленность работы наставника;
  • морально-психологический контакт наставника и молодого специалиста;
  • личный положительный пример наставника;
  • доброжелательность и взаимное уважение;
  • уважительное отношение к мнению молодого специалиста;
  • согласованность содержания работы наставника по профессиональному становлению молодого специалиста с содержанием его профессиональной деятельности;
  • направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление молодого специалиста.

Выбор формы работы наставником начинается с вводного собеседования, где молодой специалист рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного специалиста, или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Наставник должен быть терпеливым и целеустремленным. Сопровождая адаптацию молодого специалиста, он применяет наиболее эффективные формы наставничества: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Наставничество, в процессе подготовки участников педагогического отряда, имеет большое значение. В роли наставника может выступать практически любой педагогический работник образовательного учреждения, имеющий необходимые теоретические знания и практические умения, опыт работы с обучающимися различных возрастов, коммуникативные навыки, способности оперативно разрешать педагогические задачи и др. В роли наставника может выступать: учитель начальных классов, педагог-организатор, педагог-психолог, заведующий по учебно-воспитательной работе и другой высококвалифицированный педагогический работник.

Почему именно наставничество мы выделяем как особенно успешную форму организации педагогического отряда? Участникам педагогического отряда предстоит, в достаточно короткие сроки, стать специалистами в теоретических вопросах и практических действиях, и для достижения наиболее качественных и быстрых результатов, каждому студенту необходим профессионал, который непосредственно каждый рабочий день взаимодействует с обучающимися, знает их индивидуальные и возрастные особенности, ведущие виды деятельности.

Наставничество, как форма поддержки студента, предполагает непосредственное общение, передачу профессионального опыта и накопленных знаний студенту, посредством индивидуально подобранных форм работы: беседа; мастер-класс; мастерская; просмотр и анализ уроков и внеурочных мероприятий; решение педагогических задач и ситуаций; совместная организация и проведение мероприятий и др. Только в условиях погружения студента в образовательную деятельность школы возможна качественная, в быстрые сроки, подготовка к образовательной деятельности в условиях работы педагогического отряда.

Процесс адаптации студентка к образовательной деятельности в условиях работы педагогического отряда можно считать законченным, если: студент овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации профессиональной деятельности; профессиональная деятельность стала привычным делом, не вызывающим чувство страха и неуверенности; показатели качества стабильные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытая дискуссионная площадка как форма сотрудничества педагогического колледжа и ДОУ

Возможности использования в сотрудничестве педагогического колледжа с ДОУ такой формы работы, как открытая дискуссионная площадка....

Обобщение опыта работы по организации волонтерского отряда «Шанс»

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Миссия волонтерского отряда «Шанс» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе – внести вклад в ...

Формы социально-педагогической помощи семье

В статье раскрываются формы работы социального педагога с семьями воспитанников общеобразовательной школы-интерната....

Методическая разработка занятия по дисциплине ОП.05 «Экономика организации» для специальности 11.02.01 «Радиоаппаратостроение» на тему «Формы организации и оплаты труда»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым«Симферопольский колледж радиоэлектроники»          М...

Практическое занятие в Школе вожатых по организации в отряде режимного момента - отбой.

В данном материале учащимся Школы вожатого предоставляется возможность продумать, а потом представить (в очном варианте - мини-теаральная зарисовка, в он-лайн формате - описание мыслей каждого участни...

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" (организация педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование)

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" про организацию педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...