«Развитие профессиональных и личностных качеств обучающихся в процессе учебной практики по профессии «Мастер общестроительных работ»
статья на тему

Чекулаева Ирина Викторовна

Статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.В.Чекулаева

БПОУ «ИППК», г.Исилькуль

«Развитие профессиональных и личностных качеств обучающихся в процессе учебной практики по профессии «Мастер общестроительных работ»

     Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе
развития. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

     Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. 

     Необходимо, чтобы современный рабочий обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам профучилищ – главным поставщикам рабочей смены. Они призваны передать юношам  свои знания и опыт, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность, привить высокие морально-этические качества.

     Сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению обучающихся к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Заинтересованность в своем труде – это важное условие для развития профессиональных способностей. Если обучающийся выбрал профессию, полюбил её, то безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе.

     Цель профессионально образования в современных условиях состоит в том, чтобы подготовить конкурентоспособного работника, стимулировать у обучаемых ценностное отношение к знаниям, развивать потребность в профессиональных умениях и знаниях, которые позволят обрести социальную защищенность, профессиональную мобильность, всестороннюю компетентность, сформировать навыки творческого саморазвития.

     Независимо от вида профессиональной деятельности любой специалист существует в социуме, поэтому всегда на передний план выдвигается социальная компетентность, позволяющая личности адаптироваться и профессионально раскрыться, прежде всего, в коллективе. Конкурентоспособный специалист должен иметь такие профессиональные и личностные качества, которые дадут ему определенные преимущества перед другими кандидатами при приеме на работу – активность, стремление войти в профессиональную среду, готовность решать профессиональные задачи, применяя знания и навыки.

     Подготовка такого специалиста - это длительный, непрерывный процесс, который должен начинаться с первых дней пребывания обучающегося в колледже и быть ориентированным на формирование профессионально важных личностных качеств, профессиональных способностей, знаний и умений. 
В связи с этими требованиями, возникла необходимость нового подхода к развитию профессионального самоопределения и становления, важной составной частью которого является закрепление профессионального выбора, формирование профессиональной направленности личности обучающегося. 
Под закреплением профессионального выбора понимается процесс поэтапного утверждения обучающегося в сделанном им выборе специальности, возрастании ценностного отношения к ней, психологической и нравственной готовности к усвоению знаний и умений, обеспечивающих успешную предстоящую профессионально-строительную деятельность. Но суть этого процесса, состоит в том, что его результатом должно являться постоянное возрастание уверенности обучающегося в сделанном им профессиональном выборе и активное участие в собственном творческом становлении и саморазвитии. 
     Процесс профессионального становления личности - это чрезвычайно сложное явление. Оно понимается, как индивидуальный, личностный процесс, ведущим элементом которого служит личностный выбор, являющийся выражением противоречия между необходимостью быть полезным обществу и потребностью в самореализации. Этот процесс не заканчивается выбором профессии, он должен перерасти в систему закрепления профессионального выбора, формирования профессиональной направленности обучающегося строительной специальности, в мотивацию процесса саморазвития обучающегося в области предстоящей профессиональной деятельности. 

     Профессиональные и личностные качества обучающихся проявляются при решении ситуационных производственных задач, во время деловой игры, при выполнении практических работ, а также в процессе практик. При выполнении практических работ у обучающихся развиваются навыки творческой и исследовательской деятельности, умение пользоваться техническими источниками информации, делать выводы. 

     Профессиональная компетентность проявляется всегда в условиях профессиональной среды, в практической деятельности, а также во взаимодействии с другими субъектами этой деятельности.

       Наиболее эффективно профессиональные компетенции формируются во время прохождения обучающимися учебных и производственных практик. Практика позволяет создать условия профессиональной деятельности для применения будущими специалистами усвоенных знаний, умений, опыта для решения учебных и профессиональных задач. Это необходимо учитывать при организации различных видов практик.

         В план практического обучения обучающихся входит учебная практика и производственная практика по профессиональным модулям, которые проводятся на строительных площадках,  на потенциальных рабочих местах. Все виды практики способствуют достижению основной цели подготовки специалистов.

Видами практики обучающихся колледжа, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, являются: учебная практика и производственная практика

Практическое обучение студентов является составной частью образовательного

процесса  в колледже.                                                                                                                                                                                              

     Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы обучающимися по специальности.

Учебная практика направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

     Учебная практика включена в график учебного процесса обучающихся 1-3 курса. По специальности «Мастер общестроительных работ» обучающиеся проходят каменную и сварочную практики.

     Учебную практику обучающиеся проходят в учебно-производственных мастерских колледжа под руководством мастера производственного обучения.
     Для качественного проведения практического обучения колледж располагает следующими мастерскими: каменная, сварочная. Все мастерские оснащены оборудованием и инструментом, необходимым для проведения практики.

      Производственная практика включает в себя практику по профилю специальности. Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта, напрвлена на углубление обучающимся первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению письменной квалификационной работы.

     При прохождении производственной практики у обучающихся проявляются следующие профессиональные и личностные качества, как: ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, авторитет, организаторские способности, творческая инициатива. При наличии в организации вакантных мест, студент может быть даже зачислен на штатную должность и проверить свои способности в качестве, бригадира или мастера. 
На производственной практике, обучающиеся получают индивидуальное задание, при защите которого, они должны показать знание всех ранее изученных по своей специальности предметов. Выполнение письменной квалификационной работы и её защита  – это конечный этап обучения в колледже, который показывает степень готовности обучающегося к самостоятельной работе в качестве техника – строителя в условиях производства, его профессиональные и личностные качества.

     Практика организована таким образом, чтобы работы производились звеньями по 3–5 человек под руководством мастера производственного обучения. Во время выполнения заданий обучающиеся самостоятельно определяют свой круг обязанностей в соответствии с заданным видом работ, а также прогнозируют результаты выполнения каждого шага и возможные последствия неверных действий. Так, при производстве общих каменных работ обучающимся предстоит решить ряд последовательных задач, одной из которых является выкладывание забутовочного ряда приемом «вполуприсык». Решение задачи предполагает определение и выполнение обучающимися ряда шагов: 1) расстелить раствор между верстами, 2) взять в обе руки по кирпичу, 3) уложить кирпичи в растворную постель, 4) осадить кирпич. При выполнении кладки важно предвидеть, что нарушение технологии или использование некачественных материалов могут привести к деформации, трещинам, нарушению горизонтальности стены. Чтобы избежать ошибочных действий, членам звена необходимо сообща продумать последовательность выполнения шагов, распределить обязанности, выполнить кладку и произвести проверку горизонтальности стены. Принимая определенные решения, обучающиеся осуществляет взаимодействие, как на уровне звена, так и с мастером производственного обучения.

     Практика обучающихся оказывает определённое влияние на формирование их нравственных качеств: дисциплинированности, организованности, обязанности, аккуратности, ответственности, бережливости, корректности в отношениях с коллегами по работе.

     Таким образом, учебная и производственная практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку обучающихся, развивает навыки и умения профессиональной деятельности; формирует личностные важные качества и свойства специалиста; способствует развитию и саморазвитию личности обучающегося в реальных ситуациях;

   

     


Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития.: Инновационный курс. Книга 2. Изд. Казанского университета, Казань, 1998. - 318 с.

2. Аристотель. Собр. Соч. Т.4. - М.: Наука, 1981.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М. — Воронеж, 1996.

5. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.

6. Панфилова Т.В. Развитие личности как тенденция всемирно-исторического процесса. Дис.докт. фил. наук. — М., 1999. — 276 с.

7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -М., 2000.

8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

9. Платонов К.К. Виды формирования личности и ее структура.:

10. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект /Под ред. С.Г. Вершловского, Л.Н. Лесохиной /.- М.: Педагогика, 1982, 144 с.

11. Собольников В.В. Развитие личности в особых условиях деятельности. Дис.докт. псих. наук. — Новосибирск, 1997. — 419 с.

12. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 1998. - 288 с.

13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968.

14. Фридман JI.M. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.-М.: 1988.

15. Чередов И.М. Изучение педагогической деятельности учителей. Омск: ОГПИ им. Горького, 1994. 89 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики по профессии "мастер сельскохозяйственного производства" ПМ 01: Выполнение механизированных работ в растениеводстве.

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии  с ФГОС НПО по профессии "мастер сельскохозяйственного производства"....

Методическая разработка урока учебной практики. Профессия "Мастер общестроительных работ"

Открытый урок. Тема: "Однорядная система перевязки швов". Тема  урока: " Кладка стен средней сложности (ограничения) толщ. 1,5 кирпича с расшивкой швов"...

Контрольные вопросы для проведения теоретического тура Конкурса «Лучший по профессии мастер общестроительных работ» в 2014 – 2015 учебном году

Контрольные вопросыдля проведения теоретического тура Конкурса «Лучший по профессии мастер общестроительных работ» в 2014 – 2015 учебном году...

Рабочая программа учебной практики по профессии Мастер по обработке цифровой информации

Рабочая программа учебной практики разработана  по  профессии Мастер по обработке цифровой информации...

Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.01.Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте Тема: «Посадка многолетних растений в грунт, травянистых п

Методическая разработка используется при изучении темы урока «Посадка многолетних растений в грунт» и при выполнении практической работы по вегетативному размножению растения (деление корн...

Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.04.ИНТЕРЬЕРНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ Тема: «Композиция из суккулентов в кашпо. Миниатюры»

   Методическая разработка урока учебной практики «Композиция из суккулентов в кашпо. Миниатюры» помогает подобрать правильный комплекс агротехнических мероприятий по поса...