Статья "Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога"
статья на тему

Лабутина Марина Александровна

Краткий экскурс в истории развития наставничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Исторический аспект  наставничества как форма

профессиональной адаптации молодого педагога

     В настоящее время вопрос наставничества вновь стал актуальным. О роли наставника в адаптации новых сотрудников, повышения их квалификации о значении наставничества  ведутся дискуссии на форумах, конференциях, семинарах, круглых столах.

    Основной категорией процесса наставничества является профессиональная адаптация человека в трудовой деятельности, под которой понимается процесс приспособления (привыкания) человека к условиям организации, режиму труда, к коллективу.

    Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения специалиста к своей профессиональной деятельности. Для самого педагога наставничество является наиболее эффективным способом повышения своей квалификации, развитие инновационного содержания собственной трудовой деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетенции.

      Данный период является одним из наиболее ответственным в жизни человека, вступающего в самостоятельную жизнь, требует особого внимания со стороны педагогических коллективов образовательных учреждений.

     Современным образовательным учреждениям нужен профессионально – компетентный, грамотный педагог, способный к реализации инновационных технологий. Но практика показывает, что при высоком уровне подготовленности к педагогической деятельности профессиональная адаптация молодого педагога протекает долго и сложно.

     Проследим развитие понятия «наставничество» в истории образования. Отметим, что наставничество в истории педагогики явление не новое, имеет свою многовековую историю развития, подъема, спада, забвения. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию. Наставником Телемаха, сына легендарного царя  Одиссея и Пенелопы, был Ментор мудрый советник, пользовавший всеобщим доверием. Так появился термин «ментор» или наставник.

     Еще  с древних времен философы рассматривали основные задачи наставника. Древнегреческий философ Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) главной задачей наставника видел пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь  «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках ученик и наставник должны находиться в равном положении, подводивший ученика к истине посредством продуманных наставником вопросов.

     В своих трудах Платон (427 – 347 гг. до н. э.) первый греческий мыслитель говорил о том, что воспитание нужно начинать раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ребенка к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет.

     Жан - Жак Руссо (1712 – 1778)  французский философ,  отмечал, что самое главное и сложное искусство наставника состоит в умении ни чего не делать с учеником.

    В русском литературном языке XVII века слово «наставник» употреблялось в значении «учитель, воспитатель».

    В 1813 году согласно постановлению Министерства народного просвещения вводилась должность надзирателя, наставника в учебных заведениях. В обязанности входило  неустанно наблюдать за учениками, изучать их, «поправлять делаемые ими ошибки», «внушать приличия и вкусы», «своими разговорами и поступками вкоренять в их сердца правила нравственности».

    Но со временем слово «наставник» было вытеснено из разговорной речи и в словаре С. И. Ожегова уже как книжное, устаревшее значение слова «учитель», «руководитель».

   Константин Дмитриевич  Ушинский (1824 - 1870) писал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая задает и спрашивает уроки и наказывает  тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт полностью компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать.

    Большую роль играло наставничество в становлении российской педагогике. Наставниками назывались лучшие и опытнейшие учителя. Особое значение наставничеству уделялось в первой половине XX века – Анатолий Васильевич  Луначарский (1875 - 1933), Антон Семенович  Макаренко  (1888 – 1939 ) были замечательными наставниками и пропагандировали роль наставничества в воспитании и становлении подрастающего поколения.

    В различных формах наставничество было распространено в  СССР в 30 – годах XX века.  Главной задачей наставничества было воспитание молодой смены, доверялось людям с высокой профессиональной и богатым жизненным опытом. Движение наставничества широко пропагандировалось, проводились смотры, совещания, лучших наставников поощряли, награждали.

    Для обеспечения педагогическими кадрами советских школ и привлечение молодых людей в школы предлагалось ЦК ВЛКСМ союзных республик разработать специальные мероприятия по подбору пионервожатых, закреплению их на работе, повышению их общей и специально – педагогической квалификации. Эти молодые люди рассматривались как ценный резерв для подготовки новых педагогических кадров.

       В  70 – 80  – х годах   XX века ускоренными темпами развивалось профессионально – техническое образование и производственное обучение, «наставничество» стало рассматриваться как форма профессиональной подготовки и воспитания. Наставники были наиболее почетные и уважаемыми людьми, так как им доверялось самое главное:  идейно – политическое и профессиональное становление личности молодого специалиста.

    С целью лучшей адаптации молодого специалиста  в педагогическом коллективе,  «для совершенствования практических навыков выпускники высших учебных заведений проходят стажировку по специальности под руководством администрации соответствующих предприятий, учреждений и организаций и под контролем высших учебных заведений».  Требования к стажировке и её программа изложены в Инструктивных письмах Министерства просвещения СССР от 27 марта 1974 года  каждый выпускник педагогического вуза, должен был пройти стажировку по индивидуальному плану, разработанному совместно с руководителем, которого назначали из числа опытных педагогов.  

    В настоящее время наставничеству уделяется большое внимание,  как в отечественной, так и зарубежной теории образования.  

    Одним из первых английских авторов, дающих определение наставничеству является Дэвид Меггинсон (1964 г.), который определил наставничество существенную помощь персоналу, который нуждается в перспективе, в ведении будущих возможностей.

    Дэвид Клаттербак (1947 г.) в  1991 году в книге «Каждый нуждается в наставнике» писал: «Наставник – это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия».

     Наставничество может рассматриваться с нескольких позиций:

 во - первых, как деятельность опытного педагога по передаче своего опыта молодому педагогу;

во – вторых, как деятельность классного руководителя по организации помощи и поддержки обучающихся;

в – третьих, как взаимодействие старших  и младших курсов (шефство).

 Преподаватель М. А. Лабутина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА

В статье представлен рефлексивный анализ молодого педагога о ходе процесса взаимной адаптации преподавателя и обучающихся в условиях современного среднего профессионального образования. ...

Из опыта работы наставника "Сопровождение профессиональной адаптации молодого специалиста"

Осуществление учителем в различных формах сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей....

Балльно - рейтинговая система, как средство профессионального развития молодых педагогов.

В статье рассматривается применение балльно-рейтинговой системы проверки знаний студентов СПО, как средство профессионального развития педагогов....

Профессиональная адаптация молодых педагогов.

Одной из самых актуальных проблем в образовании России является создание условий для успешной социализации и самореализации молодых кадров. Система образования стремительно «стареет» и ей ...

Организация эффективного управления адаптацией начинающих педагогов посредством конструирования индивидуальных траекторий их профессионально-личностного саморазвития.

В статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия с начинающими педагогами организации СПО с целью повышения их профессиональной адаптации...

Школа молодого педагога как профессиональное развитие педагогических работников

В работе представлены техники работы с молодыми педагогами, которые помогат им адаптироваться на новом месте работы....