Безопасность продовольственного сырья
рабочая программа на тему
Целью изучения дисциплины «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания» является формирование компетенций, направленных на использование в практической работе знаний о требованиях, предъявляемых к качеству и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях общественного питания.
Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области продовольственной безопасности связана как со структурой потребляемых пищевых продуктов, ее соответствия физиологическим нормам, так и охраной внутренней среды организма человека от попадания с пищей различных токсикантов химического и биологического происхождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_bps_gilazetdinova.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский строительный колледж»
Принято педагогическим советом БУ «Нижневартовский строительный колледж» от 12.07.2013 года, протокол № 05 | УТВЕРЖДАЮ Директор БУ «Нижневартовский строительный колледж» ________________А.А. Десятов Приказ №87аот «12»07.2013г |
Рабочая программа учебной дисциплины
«Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания»
(Код, наименование дисциплины)
260 807.01Повар, кондитер
________________________________________
(Профессия, специальность)
Повар,кондитер___________________________
(Квалификация)
Очная__________________________________
(Форма обучения)
Нижневартовск, 2014
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 260 807.01 повар кондитер, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 878, примерной программой учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля
«Безопасность продовольственного сырья и продуктов»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля обязательной (вариативной) части общеобразовательного, общепрофессионального, профессионального цикла обучающимися очной формы обучения по специальности 260 807.01 повар кондитер в 3 и 4 семестрах.
Составитель программы: Гилазетдинова Зульфия Шамиловна
Должность мастер: ПО
Программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии
__________________________________________________________________________
(указать наименование комиссии)
Протокол№_________от__________2013г.
Руководитель МК _____________________ /ФИО/
(подпись)
Эксперты:
Фамилия, имя, отчество________________________________________________________
Должность________________________________________________________________
Название организации_____________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 3
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 7
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 8
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 29
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 32
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
1.1. Область применения программы
Учебная программа (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 260 807.01 повар ,кондитер и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1 Формирование компетенций, направленных на использование в практической работе знаний о требованиях, предъявляемых к качеству и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях общественного питания
ПК 1.2. Оценивать степень опасности чужеродных веществ химического и биологического происхождения в пищевых продуктах.
Программа может быть использована:
В дополнительном профессиональном образовании профессии повар, официант, бармен, по программе повышения квалификации и переподготовки.
- ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания» является формирование компетенций, направленных на использование в практической работе знаний о требованиях, предъявляемых к качеству и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях общественного питания.
Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области продовольственной безопасности связана как со структурой потребляемых пищевых продуктов, ее соответствия физиологическим нормам, так и охраной внутренней среды организма человека от попадания с пищей различных токсикантов химического и биологического происхождения.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- основные принципы формирования и управления качеством продовольственных товаров;
- обеспечение контроля качества продовольственных товаров;
- о загрязнении продовольственного сырья и пищевых продуктов ксеноибиотиками химического и биологического происхождения;
- загрязнение микроорганизмами и их метаболитами;
- загрязнение химическими элементами;
- загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в растениеводстве и животноводстве;
- радиоактивное загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- диоксины – опасные загрязнители пищевых продуктов;
- контроль за использованием пищевых добавок;
- способы детоксикации.
уметь:
ориентироваться в научной и методической литературе по тематике курса,
критически осмысливать и анализировать материалы по тематике курса, публикуемые в периодической научной и научно-популярной литературе.
оценивать степень опасности чужеродных веществ химического и биологического происхождения в пищевых продуктах.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы:
всего – 52 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 68 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 52 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов;
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММОЙ
Результатом освоения учебной программы является овладение обучающимися умение оценивать степень опасности чужеродных веществ химического и биологического происхождения в пищевых продуктах
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Формирование компетенций, направленных на использование в практической работе знаний о требованиях, предъявляемых к качеству и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях общественного питания |
ПК 1.2. | Оценивать степень опасности чужеродных веществ химического и биологического происхождения в пищевых продуктах |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Тематический план учебной программы
Коды профессиональных компетенций | Наименования учебной программы | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | ||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | ||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ОП. 04. | Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания. Д/З | 68 | 52 | 26 | 16 |
Всего: | 68 | 52 | 26 | 16 |
3.2. Содержание обучения по программе
Наименование разделов рабочей программы | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся, творческие проекты. | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение |
| ||||
| Содержание | 3 | |||
Тема1. Качество продовольственных товаров и обеспечение его контроля | 1. | Критерии обеспечения продовольственной безопасности в России | 2 | 2 | |
2. | Концепция государственной политики в области здорового питания | 1 | |||
3. | Качество продовольственных товаров и обеспечение его контроля | 1 | |||
Практические занятия | 3 | ||||
1 | Контроль качества продовольственных товаров, различные уровни; | 1 | |||
2 | Классификация вредных и посторонних веществ в сырье, питьевой воде и продуктах питания | 2 | |||
Содержание | 3 | 2 | |||
Тема 2. Загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов химического и биологического происхождения | 1. | Охрана продуктов питания от чужеродных химических загрязнителей | 2 | 2 | |
2. | Основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья Самостоятельная работа (подготовить доклад) Загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов ксенобиотиками химического и биологического происхождения. Классификация чужеродных веществ и пути их поступления в продукты | 1 | |||
Практические занятия | 3 | ||||
Меры токсичности веществ | 1 | ||||
Использование неразрешенных красителей, консервантов, антиокислителей | 2 | ||||
Содержание | 2 | ||||
Тема 3. Загрязнение химическими элементами | 1.2. | Опасность отравления, меры профилактики Токсичные элементы Самостоятельная работа:(подготовить реферат) Загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов химического и биологического происхождения | 1 | ||
Практические занятия | 2 | ||||
Меры токсичности веществ | 2 | ||||
Содержание | 1 | ||||
Тема 4. Загрязнение микроорганизмами и их метаболитами | 1. | Пищевая интоксикация Самостоятельная работа: :(подготовить реферат) «Загрязнение химическими элементами» | 1 | ||
2. | Практические занятия | 1 | |||
Ботулизм | 1 | ||||
Содержание | 1 | ||||
Тема 5 Загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в растениеводстве | 1. | Пестициды | 1 | ||
2. | Нитраты, нитриты Самостоятельная работа: :(подготовить реферат ) Загрязнение антибиотиками, гормонами и другими веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве: | 1 | |||
. | Практические занятия | ||||
1 | Удобрения | 1 | |||
Содержание | 2 | ||||
Тема 6 Загрязнение антибиотиками, гормонами и другими веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве | 1. | Антибиотики Самостоятельная работа Подготовить реферат на тему: «Загрязнение антибиотиками, гормонами и другими веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве на примере г. Нижневартовска» | 2 | ||
. | Практические занятия | 3 | |||
1 | Транквилизаторы | 2 | |||
2. | Антиоксиданты | 1 | |||
Содержание | 3 | 2
| |||
Тема 7 Загрязнение диоксинами и полициклическими ароматическими углеводородами | 1. | Диоксины | 2 | ||
2. | Полициклические ароматические углеводороды Самостоятельная работа Подготовить доклад на тему: Антиалиментарные факторы питания. Метаболизм чужеродных соединений | 1 | |||
Практические занятия | 3 | ||||
. | |||||
Канцерогенные ПАУ | 3 | ||||
Содержание | 2 | 2 | |||
Тема 8 Радиоактивные загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов. | 1. | Источники радиоактивности | 1 | ||
2. | Воздействие радиации на организм человека | 1 | |||
Практические занятия | 2 | ||||
. | Три этапа радиационного поражения клетки. Важнейшие факторы предотвращения накопления радионуклидов в организме людей. | 1 1 | |||
Содержание | 3 | 2 | |||
Тема 9 Антиалиментарные факторы питания Метаболизм чужеродных соединений | 1. | Ингибиторы пищеварительных ферментов Самостоятельная работа 1.Подготовить доклад по теме: « Алкалоиды» 2.Подготовить презентацию по теме: « Антивитамины» | 3 | 2 | |
Практические занятия | 3 | ||||
1 | Алкалоиды | 1 2 | |||
2 | Антивитамины | ||||
| |||||
Содержание | 2 | 2 2 | |||
Тема 10 Пищевые добавки: классификация, гигиенические пищевых продуктов Виды фальсификации | 1. | Пищевые добавки Самостоятельная работа Подготовить доклад по теме «Пищевые добавки: классификация, гигиенические принципы нормирования и контроль за применением» | 2 | ||
. | Практические занятия | 3 | |||
1 | Цифровая кодификация пищевых добавок | 3 | |||
. | |||||
Содержание | 3 | ||||
Тема 11Фальсификация пищевых продуктов Виды фальсификации | 1. | Виды фальсификации: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная, информационная. | 2 | 2 | |
2. | Характеристика товара подверженная фальсификации. Самостоятельная работа подготовить сообщение: Фальсификация пищевых продуктов. Виды фальсификации» | 1 | |||
Практические занятия | 2 | ||||
1. | Признаки количественной, стоимостной фальсификации | 1 | |||
. | Способы и средства качественной фальсификации | 1 | |||
Дифференцированный зачет | 1 | ||||
| |||||
Итого | 52 |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов ксенобиотиками химического и биологического происхождения. Классификация чужеродных веществ и пути их поступления в продукты | 2ч |
Загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов химического и биологического происхождения | 2ч |
Загрязнение химическими элементами | 2ч |
Загрязнение антибиотиками, гормонами и другими веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве:
| 2ч |
Радиоактивные загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов. Загрязнение диоксинами и полициклическими ароматическими углеводородами: | 2ч |
Антиалиментарные факторы питания. Метаболизм чужеродных соединений | 2ч |
Пищевые добавки: классификация, гигиенические принципы нормирования и контроль за применением | 2ч |
Фальсификация пищевых продуктов. Виды фальсификации | 2ч |
Методические указания к выполнению контрольных работ
Варианты контрольных работ
Вариант № 1
- Что такое безопасность продуктов питания? Из каких критериев она складывается?
- Перечислите вещества-загрязнители, применяемые в животноводстве.
- Что такое антиалиментарные факторы питания? Назовите и дайте характеристику этим компонентам пищевого сырья и продуктов питания.
Вариант № 2
- Какие продукты можно считать безопасными?
- Полициклические ароматические углеводороды – как источник загрязнения пищевых продуктов.
- В чем выражается сущность процесса детоксикации ксенобиотиков в организме человека? Какие две основные фазы включает метаболизм чужеродных соединений?
Вариант № 3
- Дайте определение понятий «качество», «система качества», «политика в области качества», «управление качеством», «обеспечение качества».
- Диоксины и диоксиноподобные соединения – как источник загрязнения пищевых продуктов.
- В чем выражается сущность процесса детоксикации ксенобиотиков в организме?
Вариант № 4
- Перечислите виды контроля качества продовольственных товаров.
- Какие вещества, применяемые в растениеводстве являются загрязнителями пищевых продуктов?
- Что происходит на 1-ой фазе метаболизма ксенобиотиков?
Вариант № 5
- Какую информацию должна содержать транспортная маркировка?
- перечислите токсичные металлы и назовите источники загрязнения ими пищевых продуктов.
- Что происходит на 2-ой фазе метаболизма ксенобиотиков?
Вариант № 6
- Какую информацию должна содержать потребительская маркировка продовольственных товаров?
- Что такое микотоксины? Перечислите и дайте характеристику наиболее распространенным микотоксинам.
- Перечислите факторы, влияющие на метаболизм чужеродных соединений.
Вариант № 7
- Как классифицируют соединения, содержащиеся в пищевых продуктах?
- Назовите и дайте характеристику веществам-загрязнителям, применяемым в растениеводстве.
- Что такое генетически модифицированные продукты питания? В чем может заключаться их опасность для здоровья человека?
Вариант № 8
- Как классифицируют чужеродные химические вещества, поступающие в организм человека с пищей?
- Что такое патулин?
- Назовите величины, характеризующие меру токсичности, и основные параметры, регламентирующие поступление чужеродных веществ с пищей.
Вариант № 9
- Перечислите источники и пути загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов.
- Что такое микотоксины? Назовите наиболее распространенные микотоксины и дайте им характеристику.
- Какие две основные фазы включает метаболизм чужеродных соединений?
Вариант № 10
- Перечислите наиболее токсичные и распространенные контаминанты.
- Что понимают под безопасностью продуктов питания?
- Какие заболевания вызывает загрязнение пищевых продуктов микроорганизмами?
Вариант № 11
- Какие показатели характеризуют токсичность ксенобиотиков?
- Антибиотики как загрязнители пищевых продуктов.
- Что происходит на 1-ой фазе метаболизма ксенобиотиков?
Вариант № 12
- Назовите основные природные токсиканты, дайте оценку степени их опасности для организма человека.
- Перечислите вещества-загрязнители, применяемые в животноводстве.
- Что происходит на 2-ой фазе метаболизма ксенобиотиков?
Вариант № 13
- Назовите основные группы ксенобиотиков из окружающей среды, загрязняющих сырье и пищевые продукты.
- Что такое пищевая интоксикация? Приведите примеры пищевой интоксикации.
- Перечислите факторы, влияющие на метаболизм чужеродных соединений.
Вариант № 14
- Какие контаминанты - загрязнители обладают способностью аккумулироваться и передаваться по пищевым цепям?
- Что такое афлатоксины? Дайте им характеристику.
- Фальсификация пищевых продуктов.
Вариант № 15
- Как классифицируют чужеродные химические вещества?
- Ртуть как загрязнитель пищевых продуктов.
- Что такое фальсифицированные продукты питания?
Вариант № 16
- Что такое безопасность продуктов питания? Из каких критериев она складывается?
- Свинец как загрязнитель пищевых продуктов.
- Перечислите виды фальсификации пищевых продуктов.
Вариант № 17
- Перечислите основные пути загрязнения продовольственного сырья и продуктов питания.
- Что такое антиалиментарные факторы питания? Назовите и дайте краткую характеристику этим компонентам пищевого сырья и продуктов питания.
- Фальсификация пищевых продуктов. Назовите способы фальсификации в зависимости от места ее осуществления.
Вариант № 18
- Назовите наиболее распространенные и токсичные контаминанты.
- Удобрения как загрязнители пищевых продуктов.
- Что такое ассортиментная фальсификация пищевых продуктов.
Вариант № 19
- Как классифицируют вредные и посторонние вещества в продуктах питания?
- Пестициды как загрязнители пищевых продуктов.
- Что такое качественная фальсификация пищевых продуктов?
Вариант № 20
- Как классифицируют соединения, содержащиеся в пищевых продуктах?
- Нитраты, нитриты, нитрозоамины как загрязнители пищевых продуктов.
- Что такое количественная фальсификация пищевых продуктов?
Вариант № 21
- Назовите величины, характеризующие меру токсичности, и основные параметры, регламентирующие поступление чужеродных веществ с пищей.
- Пищевые добавки, гигиенические принципы их нормирования.
- Что такое стоимостная фальсификация?
Вариант № 22
- Назовите основные природные токсиканты, дайте оценку степени их опасности для организма человека.
- Что такое пищевые добавки? Как их классифицируют.
- Перечислите методы определения микотоксинов. Как осуществляется контроль за загрязнением микотоксинами?
Вариант № 23
- Назовите основные группы ксенобиотиков из окружающей среды, загрязняющих сырье и пищевые продукты.
- Антибактериальные вещества, применяемые в животноводстве, как загрязнители пищевых продуктов.
- Что такое информационная фальсификация пищевых продуктов?
Вариант № 24
- Какова классификация вредных веществ, поступающих в организм человека с пищей?
- Кадмий как загрязнитель пищевых продуктов.
- Что такое генетически модифицированные продукты питания? В чем может заключаться их опасность для здоровья человека?
Вариант № 25
- Что такое безопасность продуктов питания? Из каких критериев она складывается?
- Радиоактивное загрязнение пищевых продуктов.
- Что такое антиалиментарные факторы питания? Назовите и дайте характеристику этим компонентам пищевого сырья и продуктов питания.
Методические указания по самостоятельной подготовке
к практическим занятиям
Занятие № 1
Тема: Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов, обеспечение его контроля. Загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов ксенобиотиками химического и биологического происхождения.
- Понятия: «качество», «система качества», «управление качеством», «обеспечение качества».
- Виды контроля качества продовольственного сырья и пищевых продуктов.
- Маркировка продовольственных товаров (транспортная маркировка и маркировка потребительской упаковки).
- Три группы химических соединений, содержащихся в пищевых продуктах.
- Классификация вредных и посторонних веществ в сырье, питьевой воде и продуктах питания.
- Основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья.
- Наиболее распространенные и токсичные контаминанты.
- Меры токсичности веществ.
Вопросы для самопроверки
- Дайте определение понятий «качество», «система качества», «управление качеством», «обеспечение качества».
- На каких уровнях осуществляется контроль качества продовольственных товаров?
- Что подразумевает производственный контроль качества продовольственных товаров?
- Что предусматривает ведомственный и государственный контроль качества продовольственных товаров?
- Какую информацию должна содержать транспортная маркировка?
- Какую информацию должна включать маркировка потребительской упаковки?
- На какие группы разделяются соединения, содержащиеся в пищевых продуктах?
- Дайте классификацию вредных и посторонних веществ в продуктах питания.
- Перечислите пути загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов.
- Назовите наиболее распространенные и токсичные контаминанты.
- Назовите величины, характеризующие меру токсичности, и основные параметры, регламентирующие поступление чужеродных веществ с пищей.
Занятие № 2
Тема: Загрязнение микроорганизмами и их метаболитами. Загрязнение химическими элементами.
- Пищевые отравления или пищевые интоксикации.
- Пищевые инфекции.
- Микотоксины (афлатоксины, охратоксины, трихотецены, зеараленон, патулин).
- Методы определения микотоксинов и контроль за загрязнением пищевых продуктов.
- Источники загрязнения пищевых продуктов токсичными металлами.
- Токсичные элементы: ртуть, свинец, кадмий, мышьяк, алюминий и другие как загрязнители пищевых продуктов.
Вопросы для самопроверки
- Какие две формы заболеваний вызывает загрязнение микроорганизмами?
- Какие болезни называют пищевые отравления или пищевой интоксикацией?
- Какие заболевания относятся к пищевым инфекциям?
- Чем вызывается стафилококковое пищевое отравление? Какие пищевые продукты вызывают это отравление?
- Назовите меры профилактики стафилококкового пищевого отравления.
- Какие микроорганизмы вызывают пищевые инфекции?
- Что такое микотоксины?
- Дайте характеристику афлатоксинам как одной из наиболее опасных групп микотоксинов.
- Какие заболевания вызывают фузариотоксины?
- Какие пищевые продукты поражаются патулином?
- Какие существуют методы определения микотоксинов?
- Какие токсичные элементы загрязняют пищевые продукты?
- Назовите механизм токсичного действия ртути.
- Какие вещества обладают защитным эффектом при воздействии ртути на организм человека?
- Назовите источники загрязнения атмосферы свинцом.
- В чем заключается механизм токсичного действия кадмия?
- В чем заключается токсичное воздействие алюминия на организм человека?
- Дайте характеристику мышьяку как загрязнителю продуктов питания.
- Перечислите источники загрязнения пищевых продуктов токсичными металлами.
Занятие № 3
Тема: Загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в растениеводстве и животноводстве.
- Загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в растениеводстве:
- пестициды;
- нитраты, нитриты, нитрозоамины;
- регуляторы роста растений;
- удобрения.
- Загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве:
- антибактериальные вещества (антибиотики, сульфаниламиды, нитрофураны);
- гормональные препараты;
- транквилизаторы;
- антиоксиданты.
Вопросы для самопроверки
- Перечислите основные виды пестицидов.
- Как классифицируются пестициды?
- В чем опасность нитратов для организма человека?
- Что такое нитрозоамины?
- Назовите источники поступления нитратов и нитритов в организм человека.
- С какой целью используются регуляторы роста растений в растениеводстве?
- Какие бывают регуляторы роста растений?
- В чем заключается негативное влияние на организм человека синтетических регуляторов роста растений?
- Перечислите виды удобрений, используемых в растениеводстве.
- Что такое отходы флотации угля?
- Какие вещества, используемые в животноводстве, могут загрязнять пищевые продукты?
- Какое происхождение могут иметь антибиотики, встречающиеся в пищевых продуктах?
- Антибиотики какого происхождения являются контаминантами.
- Что такое сульфаниламиды? Какие сульфаниламиды наиболее часто обнаруживаются в пищевых продуктах?
- Что такое нитрофураны?
- С какой целью используют гормональные препараты в животноводстве?
- С какой целью применяется транквилизаторы в животноводстве?
- Какие антиоксиданты добавляют в корм животных?
Занятие № 4
Тема: Диоксины и полициклические ароматические углеводороды – потенциально опасные загрязнители пищевых продуктов. Радиоактивное загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов. Метаболизм чужеродных соединений.
- Загрязнение пищевых продуктов диоксинами и диоксиноподобными соединениями.
- Загрязнение пищевых продуктов полициклическими ароматическими углеводородами.
- Радиоактивное загрязнение пищевых продуктов.
- Метаболизм чужеродных соединений:
- две фазы метаболизма ксенобиотиков;
- факторы, влияющие на метаболизм чужеродных соединений.
Вопросы для самопроверки
- Перечислите источники загрязнения окружающей среды диоксинами и диоксиноподобными соединениями.
- Назовите классический диоксин, который выбран за эталон онкотоксичности.
- В каких продуктах обнаруживаются опасные концентрации диоксинов?
- Назовите наиболее токсичные полициклические ароматические углеводороды.
- Перечислите источники загрязнения окружающей среды полициклическими ароматическими углеводородами.
- В каких продуктах обнаруживают бенз(а)пирен?
- Назовите пути попадания радиоактивных веществ в организм человека.
- Перечислите наиболее опасные искусственные радионуклиды.
- Назовите три этапа радиационного поражения клетки.
- На какие группы подразделяются радиоактивные вещества по характеру их распределения в организме человека?
- Какие факторы предотвращают накопление радионуклидов в организме людей?
- В чем выражается сущность процесса детоксикации ксенобиотиков в организме человека?
- Какие две основные фазы включает метаболизм чужеродных соединений?
- Что происходит на 1-ой фазе метаболизма ксенобиотиков?
- Что происходит на 2-ой фазе метаболизма?
- Какие факторы влияют на метаболизм чужеродных соединений?
Занятие № 5
Тема: Антиалиментарные факторы питания. Пищевые добавки: классификация, гигиенические принципы нормирования и контроль за применением. Фальсификация пищевых продуктов.
- Антиалиментарные факторы питания:
- ингибиторы пищеварительных ферментов;
- цианогенные гликозиды;
- биогенные амины;
- алкалоиды;
- антивитамины;
- алкоголь.
- Пищевые добавки:
- классификация пищевых добавок;
- гигиенический контроль за применением пищевых добавок.
- Фальсификация пищевых продуктов: виды и способы.
Вопросы для самопроверки
- Перечислите антиалиментарные факторы питания.
- В каких продуктах обнаружены ингибиторы пищеварительных ферментов?
- В чем заключается механизм действия ингибиторов пищеварительных ферментов?
- На какие группы подразделяются все белки-ингибиторы растительного происхождения?
- Что такое цианогенные гликозиды?
- Что такое биогенные амины?
- Какое действие оказывают алкалоиды?
- Какие вещества относят к пуриновым алкалоидам?
- Какие вещества относятся к группе стероидных алкалоидов?
- Какие соединения относят к антивитаминам?
- По отношению к какому витамину лейцин проявляет антивитаминную активность?
- Какие соединения проявляют антивитаминную активность по отношению к витамину С?
- По отношению к какому витамину проявляет антивитаминную активность авидин?
- Какие факторы снижают усвоение минеральных веществ?
- Что такое пищевые добавки?
- Назовите цели введения пищевых добавок.
- Как классифицируют пищевые добавки?
- Назовите виды фальсификации пищевых продуктов.
- Перечислите способы фальсификации пищевых продуктов.
- Что такое ассортиментная фальсификация?
- Что такое качественная фальсификация?
- Что подразумевает количественная фальсификация?
- Что такое технологическая фальсификация?
Вопросы к зачету
- Понятия: «качество», «система качества», «управление качеством», «обеспечение качества».
- Виды контроля качества продовольственного сырья и пищевых продуктов.
- Маркировка продовольственных товаров – как средство обеспечения контроля их качества.
- Три группы химических соединений, содержащихся в пищевых продуктах.
- Классификация вредных и посторонних веществ в продуктах питания.
- Основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья.
- Наиболее распространенные и токсичные контаминанты.
- Меры токсичности веществ.
- Пищевые отравления.
- Пищевые инфекции.
- Микотоксины (афлатоксины, охратоксины, трихотецены, зеараленон, патулин).
- Методы определения микотоксинов и контроль за загрязнением пищевых продуктов.
- Источники загрязнения пищевых продуктов токсичными металлами.
- Токсичные элементы: ртуть, свинец, кадмий, мышьяк, алюминий и другие как загрязнители пищевых продуктов.
- Загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в растениеводстве (пестициды, нитраты, нитриты, нитрозоамины, регуляторы роста растений, удобрения).
- Загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве (антибактериальные вещества, гормональные препараты, транквилизаторы, антиоксиданты).
- Загрязнение пищевых продуктов диоксинами и диоксиноподобными соединениями.
- Загрязнение пищевых продуктов полициклическими ароматическими углеводородами.
- Радиоактивное загрязнение пищевых продуктов.
- Метаболизм чужеродных соединений.
- Антиалиментарные факторы питания.
- Классификация пищевых добавок и гигиенический контроль за их применением.
- Фальсификация пищевых продуктов: виды и способы.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета специальности
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- электронные учебно-наглядные пособия;
- дидактический материал;
- плакаты, таблицы
- комплекты раздаточной документации по предметам;
- комплекты учебно-методической документации;
- наглядные пособия по специальности повар, кондитер
Технические средства обучения:
- компьютеры, принтер, сканер, проектор, программное обеспечение для группы СПО, комплект учебно-методической документации.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- Весы электронные.
- Инвентарь для отработки каждой темы «в комплекте».
- Холодильник.
- Посуда в ассортименте
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику на предприятиях общественного питания (кафе, рестораны, закусочные, столовые) города Нижневартовска.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. – 2-е изд. перераб. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун–та, 2009. – 448 с.
2. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. – 3-е изд. испр. и доп. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун–та, 2008. – 556 с.
3.Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078–01 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы). – М.: ИНФРА – М, 2009. – 216 с.
4.Пищевая химия / Нечаев А.П., Траубенберг С.Е., Кочеткова А.А. и др. Под ред. А.П. Нечаева. – СПб.: ГИОРД, 2001. – 592 с.
5.Донченко Л.В., Надыкта В.Д. Безопасность пищевого сырья и продуктов питания. – М.: Пищевая промышленность, 2009. – 352 с.
6.Нечаев А.П, Кочеткова А.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.: Колос, 2010. – 256 с.
7.Безвредность пищевых продуктов / Г.Р. Робертс, Э.Х. Март, В.Дж. Сталтс и др. – М.: Агропромиздат, 2006. – 287 с.
8.Росивал Л., Энгст Р., Соколай А. Посторонние вещества и пищевые добавки в продуктах. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 2008.- 264 с.
9.Донченко Л.В., Надыкта В.Д. Безопасность пищевой продукции. – М.: 2009
Интернет-ресурсы:
- http://fish-cookery.net/
- http://basturma.nov.ru/
- http://www.vlastvkusa.ru/
- http://www.vypechka.ru/
- http://www.osushi.ru/
- http://www.det-diet.ru/
Дополнительные источники:
1. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни / В.И. Покровский, Г.А. Романенко, В.А. Княжев и др. – Новосибирск: Сиб. унив. издательство, 2009. – 344 с.
2.Федеральный и региональный аспекты государственной политики в области здорового питания: Тезисы международного симпозиума. – Москва,2010г
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
групповых дискуссий и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так, и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Учебные дисциплины предшествовать освоению данного профессионального модуля.
- Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
- Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
- Техническое оснащение и организация рабочего места
- Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания.
- Калькуляция блюд кондитерских и кулинарных изделий.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1 Формирование компетенций, направленных на использование в практической работе знаний о требованиях, предъявляемых к качеству и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях общественного питания |
| Практическое задание |
ПК 1.2. Оценивать степень опасности чужеродных веществ химического и биологического происхождения в пищевых продуктах. Программа может быть использована: В дополнительном профессиональном образовании профессии повар, официант, бармен, по программе повышения квалификации и переподготовки. |
| Практическое задание |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | демонстрация интереса к будущей профессии в процессе работы и приобретения знаний умений и навыков. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | выбор и применение методов и способов решения поставленных профессиональных задач на производстве. | Соблюдение технологического процесса при приготовление блюд из профессионального модуля: Приготовление блюд из овощей и грибов |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | оценка эффективности и качества выполнения того или иного задания на предприятиях общественного питания; | Осуществлять текущей инструктаж в процессе работы. Бракераж готовых блюд |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные данные. | Новая информация: рецепты. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | работа на профессиональном оборудование при отработки профессионального модуля. | Умение пользоваться холодильным оборудованием (витринами) в процессе приготовления блюд согласно профессионального модуля: Приготовление блюд из овощей и грибов |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения | Осуществлять текущей инструктаж в процессе работы. |
Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. | подготовка рабочего места и соблюдение техники безопасности во время работы. | Умение организовать рабочее место в соответствие с профессиональным модулем, и соблюдение техники безопасности в процессе эксплуатации оборудования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасность продовольственных товаров на примере макаронных изделий и плодоовощной продукции
Безопасность продовольственных товаров на примере макаронных изделий и плодоовощной продукции...
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность продовольственного сырья"
Рабочая программа входит в раздел учебного плана "Дополнительные учебные дисциплины"...
Тематический план и схема технологии преподавания дисциплины МДК.03.01 Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения ПМ.03. Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхожд
Календарно-тематический план предназначен для получения умения и навыков по профессиональному модулю МДК.03.01 Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождени...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по производственной практике ПМ 05.01. «Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы» ПП. 05. «Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы»
ОТКРЫТЫЙ УРОКпо производственной практике ПМ 05.01.«Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы»ПП. 05. «Технология обработ...
Презентация «Контроль безопасности производства сыров»
Презентация «Контроль безопасности производства сыров» предназначена для учебной практики по ПМ. 03 «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» ...
Курсовая работа - Ассортимент, сырье и полуфабрикаты, технологический процесс приготовления, условия и сроки реализации, требования к качеству легких закусок из творога и сыра в современной кулинарии
Курсовая работа «Ассортимент, сырье и полуфабрикаты, технологический процесс приготовления, условия и сроки реализации, требования к качеству легких закусок из творога и сыра в современной кулинарии»....
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров» на тему «Товароведная характеристика сыров» для студентов ПК-21 группы II курса по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»
Методическая разработка учебного занятия по теме «Товароведная характеристика сыров» разработана для проведения учебного занятия со студентами II курса по специальности 43.02.15 «Пов...