рабочая программа по физиологии питания
рабочая программа на тему

Веселова Ирина Сергеевна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiziologiya_pitaniya.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Вологодской области

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский политехнический техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ СПО ВО «Вологодский

Политехнический техникум»

__________________  /М.В. Кирбитов /

Приказ № ___________________

«_____»________________20___г.    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

260807.01 «Повар, кондитер»

Кубенское

2013 г.

Программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по профессии среднего  профессионального образования (далее – СПО)

260807.01                Повар, кондитер

Организация-разработчик:

БОУ СПО ВО «Вологодский политехнический техникум»

Разработчик:

Веселова И.С. преподаватель спецдисциплин

Рассмотрено и рекомендовано к использованию на заседании методического объединения преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения

Протокол № _____ от «____»_________________20___г.

Председатель МО _________________ Н.В. Соколова

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                       Стр

1.  ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ                          4

2. СТРУКТУРА  И   СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ                              6                                                                                            

3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                          11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ                                            12

    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                              

                                                                     

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физиология питания  с основами товароведения продовольственных товаров

  1. Область применения  программы

                   

     Программа общепрофессиональной дисциплины  является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФОГС по профессии среднего профессионального образования  260807.01 Повар-кондитер.

         

        Программа учебной дисциплины может быть использована  в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)  и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:

260807.01 Повар-кондитер

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины.

В результате освоения общепрофессиональной дисциплины обучающийся должен  уметь:

- проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;

- рассчитывать энергетическую ценность блюд;

- составлять рационы питания.

 В результате освоения общепрофессиональной дисциплины обучающийся должен знать:

- роль пищи для организма человека;

- основные процессы обмена веществ в организме;

- суточный расход энергии;

- состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;

- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

- понятие рациона питания;

- суточная норма потребности человека в питательных веществах;

- нормы и принципы рационального сбалансированного питания;

- методику составления рационов питания;

- ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;

- общие требования к качеству сырья и продуктов;

- условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации  различных  

   видов продовольственных товаров.

Формируемые компетенции (общие (ОК) и профессиональные (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.  Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.

ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.

ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.

ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.

ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.

ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.

ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.

ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.

ПК 3.2. Готовить простые супы.

ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.

ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы.

ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.

ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.

ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.

ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.

ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.

ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.

ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.

ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.

ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.

ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.

ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.

ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.

ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.

ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.

ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.

ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.

ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.

ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.

ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.

ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы общепрофессиональной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -  60 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -   40 часов;

самостоятельной работы обучающегося -   20  часов.

  1. СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и вида учебной работы

Вид учебной  работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

В том числе:

              практические занятия

17

              контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета

1


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Физиология питания  с основами товароведения продовольственных товаров»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел  1.Основы физиологии питания.

19

Тема 1.1.  Основы физиологии питания.

Содержание

3

1

1

1.

Роль пищи для организма человека.

Пищевые вещества и их значение. Значение пищи для организма человека.

2

2.

Основные процессы обмена веществ в организме.

Общие понятия об обмене вещества. Основные процессы обмена веществ в организме. Суточный расход энергии.

2

Практические занятия: расчет суточного расхода энергии.

1

Тема 1.2  Общие сведения о пищевых продуктах.

Содержание

4

2

1

1

1.

Состав, физиологическое значение, энергетическая и пищевая ценность различных продуктов питания.

Химический состав пищевых продуктов. Энергетическая и пищевая ценность пищевых продуктов.

2

Практические занятия: расчет энергетической ценности.

2.

Роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания.

Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов, воды для жизнедеятельности  человека.

  • Белки как наиболее важные биологические вещества живых организмов. Функции. Где содержаться.
  • Жиры.  Физиологическое значение, Разновидности жиров.
  • Углеводы – основной источник    энергии. Разновидности углеводов (моносахариды, дисахариды, полисахариды,   пектиновые вещества). Значение.
  • Минеральные вещества, вода. Значение их для организма, содержание в продуктах.
  • Витамины и их роль в питании человека. Понятие об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах. Классификация витаминов. Источники поступления. Сохранение витаминов при кулинарной обработке продуктов.   Витаминизация пищи. Общие понятия об обмене веществ. Суточный расход энергии человека.

Самостоятельная работа.

Подготовить  реферат по теме «Изменение калорийности пищи при кулинарной обработке», «Энергетические затраты организма и потребность в энергии»

Заполнить таблицу «Энергетическая ценность пищи и энергетический обмен».

4

2

Тема 1.3  Пищеварение и усвояемость пищи.

Содержание

4

1

2

1

22222

2222

1.

Физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения.

Понятие пищеварение. Состав пищеварительного аппарата человека. Пищеварение пищи в ротовой полости, в желудке, в тонких и толстых кишках. Значение в пищеварении поджелудочной железы, печени.

Практическая работа. Определение физиологической потребности организма в энергии и основных пищевых веществах

2.

Усвояемость пищи.

Понятие усвоенной пищи. Факторы, влияющие на усвояемость пищи.

Тема 1.4   Рациональное сбалансированное питание.

Содержание

6

1

2

1

2

1.

Нормы и принципы рационального питания.

Понятие о сбалансированном рациональном питании. Количественная и качественная полноценность питания. Нормы и принципы сбалансированного питания.

Практическая работа. Составление рациона питания для различных групп населения.

Определение химического состава и калорийности отдельных блюд и меню в целом.

2.

Требования к режиму и суточному рациону питания. Методика составления рационов питания.

Суточная норма потребности человека в питательных веществах.

Режим питания. Принципы составления суточного рациона питания. Возрастные особенности и нормы питания детей и подростков. Лечебное питание. Характеристика диет. Лечебно-профилактическое питание.

Практическая работа. Составление меню суточного рациона в соответствии с указанной диетой, определение его химического состава и калорийности.

2

Самостоятельная работа.

Оформление таблиц «Содержание белка в пропорции некоторых продуктов»,  «Классификация пищевых продуктов  по содержанию жира».

Подготовить  сообщение по теме «Рациональное сбалансированное питание».

Подготовить рефераты по темам:

Модные диеты. Вегетарианство. Раздельное питание. Организация питания в учебных заведениях.
Пищевые добавки. Питание современного человека. Функциональное питание.

4

2

4

Контрольная работа.

1

Раздел  2.Основы товароведения продовольственных товаров.

21

Тема 2.1. Основы товароведения.

Содержание

6

1.

Предмет и задачи товароведения. Понятие об ассортименте и товарном сорте. Качество пищевых продуктов. Методы определения качества продуктов. Хранение пищевых продуктов. Стандартизация. Сертификация. Штриховой код.

5

2

Практическая работа. Расчет контрольной цифры штрихового кода.

1

Тема 2.2. Основные группы продовольственных товаров.

Содержание

15

1.

Свежие овощи, плоды, грибы и продукты их переработки.

Химический состав и пищевая ценность свежих овощей и плодов. Ассортимент. Продукты переработки овощей, плодов, грибов. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация свежих овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки.

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Практическая работа. 

  1. Определение товарного качества свежих овощей и плодов.
  2. Оценка качества консервированных овощей по органолептическим признакам.

2.

Рыба и рыбные продукты. 

Химический состав и пищевая ценность рыбы и рыбных продуктов. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация.

Практическая работа. 

  1. Определение качества рыбы по внешним признакам.
  2. Расшифровка маркировки на банке рыбных консервов.

3.

Мясо и мясные продукты.

Химический состав и пищевая ценность мяса и мясных продуктов. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация.

Практическая работа.

Практическая работа. 

Заполнение таблицы: Сортовая разделка туш убойных животных и определение отрубов по сортам.

4.

Молоко и молочные продукты.

Химический состав и пищевая ценность молока и молочных продуктов. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. 

Яйца и яйцепродукты.

Химический состав и пищевая ценность яиц и  яйцепродуктов. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация.

Пищевые жиры.

Химический состав и пищевая ценность жиров. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация.

Практические занятия:

Определение вида и категории яиц (по массе, высоте воздушной камеры, состояние  желтка и белка, а также по маркировке).

5.

Зерно и продукты его переработки.

Химический состав и пищевая ценность. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация.

Практические занятия:

  1. Оценка качества зерномучных товаров по органолептическим показателям на соответствие требованиям стандарта.

6.

Крахмал. Сахар. Кондитерские изделия.

Химический состав и пищевая ценность. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация.

Вкусовые товары.

Классификация. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация.

Практические занятия:

1.        Органолептическая оценка качества специй.

7.

Хлебопекарные дрожжи, химические разрыхлители, пищевые красители.

Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация.

Самостоятельная работа.

Расшифровать штриховой код.

Составить кроссворд по теме: чай.

Дать сравнительную характеристику  твердых сычужных сыров и мягких сыров.

Записать в тетрадь основных производителей Вологодской области. 

4

                                                 Дифференцированный зачет

1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины предполагает наличие лаборатории «Товароведения продовольственных товаров»

Оборудование лаборатории:

- посадочные  места  по наличию обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения

 - компьютер с лицензионным программным обеспечением,

 -мультимедиапроектор.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов.  М.: Академия,  2008 г.
  2. Фатыхов Д.Ф. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах, в малом бизнесе и в быту. М.: Академия, 2007 г.

Дополнительные источники:

  1. Матюхина З.П.  Основы физиологии питания, санитарии и гигиены.  М.: Профобриздат,  2004 г.
  2. Дубцов Г.Г.  Товароведение пищевых продуктов.    М.: Мастерство   Высшая школа,  2004 г.
  3. Мармузова Л.В.Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности.  М.: Академия,  2005 г.

Электронные ресурсы:

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, освоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;

тестовые задания, практические занятия,

внеаудиторная самостоятельная работа

- рассчитывать энергетическую ценность блюд;

тестовые задания, практические занятия,

внеаудиторная самостоятельная работа

- составлять рационы питания.

тестовые задания, практические занятия,

внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

- роль пищи для организма человека;

устный опрос, тестирование, п внеаудиторная самостоятельная работа.

- основные процессы обмена веществ в организме;

устный опрос, тестирование,  внеаудиторная самостоятельная работа.

- суточный расход энергии;

устный опрос, тестирование, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

- состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

тестовые задания, практические занятия,

внеаудиторная самостоятельная работа.

- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;

тестовые задания,

внеаудиторная самостоятельная работа.

- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

устный опрос, тестирование

внеаудиторная самостоятельная работа

- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

устный опрос, тестирование

внеаудиторная самостоятельная работа

- понятие рациона питания;

тестовые задания,

- суточная норма потребности человека в питательных веществах;

тестовые задания, практические занятия,

внеаудиторная самостоятельная работа

- нормы и принципы рационального сбалансированного питания;

тестовые задания, практические занятия,

внеаудиторная самостоятельная работа.

- методика составления рационов питания;

Проверка выполнения индивидуальных заданий.

- ассортимент и характеристика основных групп продовольственных товаров;

тестовые задания, практические занятия,

внеаудиторная самостоятельная работа.

- общие требования к качеству сырья и продуктов;

тестовые задания, практические занятия,

внеаудиторная самостоятельная работа

- условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных  

   видов продовольственных товаров.

тестовые задания,

внеаудиторная самостоятельная работа

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 42»

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ НПО ВО

«Профессиональное училище № 42»

___________  /Барашкова Г.Н. /

«____»_______________2013 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физиология питания                                                                                                         с основами товароведения продовольственных товаров

2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физиологии питания для технологов общественного питания

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Физиология питания                2014г.Про...

Рабочая программа физиология питания с основами товароведения (НПО)

Рабочая программа физиология питания с основами товароведения (НПО)...

Рабочая программа по дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"

В рабочей программе представлена информация по организации и проведению занятий по спецдисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров". Расписаны практические и теор...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02.Физиология питания с основами товароведения подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки поваров....

Программа УД "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"

Учебная дисциплина"Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров".  Рабочая программа...

Рабочая программа по физиологии с основами биохимии, СПО

Рабочая программа по физиологии с основами биохимии, СПО, Специальность - 49.02.01 «Физическая культура»....