рабочая программа по физиологии питания
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiziologiya_pitaniya.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Вологодской области
Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский политехнический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ СПО ВО «Вологодский
Политехнический техникум»
__________________ /М.В. Кирбитов /
Приказ № ___________________
«_____»________________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
260807.01 «Повар, кондитер»
Кубенское
2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО)
260807.01 Повар, кондитер
Организация-разработчик:
БОУ СПО ВО «Вологодский политехнический техникум»
Разработчик:
Веселова И.С. преподаватель спецдисциплин
Рассмотрено и рекомендовано к использованию на заседании методического объединения преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения
Протокол № _____ от «____»_________________20___г.
Председатель МО _________________ Н.В. Соколова
СОДЕРЖАНИЕ
Стр
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 12
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
- Область применения программы
Программа общепрофессиональной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФОГС по профессии среднего профессионального образования 260807.01 Повар-кондитер.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
260807.01 Повар-кондитер
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины.
В результате освоения общепрофессиональной дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;
- рассчитывать энергетическую ценность блюд;
- составлять рационы питания.
В результате освоения общепрофессиональной дисциплины обучающийся должен знать:
- роль пищи для организма человека;
- основные процессы обмена веществ в организме;
- суточный расход энергии;
- состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;
- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;
- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;
- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;
- понятие рациона питания;
- суточная норма потребности человека в питательных веществах;
- нормы и принципы рационального сбалансированного питания;
- методику составления рационов питания;
- ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;
- общие требования к качеству сырья и продуктов;
- условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных
видов продовольственных товаров.
Формируемые компетенции (общие (ОК) и профессиональные (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.
ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.
ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.
ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.
ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.
ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.
ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.
ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.
ПК 3.2. Готовить простые супы.
ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы.
ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.
ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.
ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.
ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.
ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.
ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.
ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.
ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.
ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.
ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.
ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.
ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.
ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.
ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.
ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.
ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.
ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.
ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.
ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.
ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы общепрофессиональной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 20 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и вида учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
В том числе: | |
практические занятия | 17 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1.Основы физиологии питания. | 19 | |||
Тема 1.1. Основы физиологии питания. | Содержание | 3 1 1 | ||
1. | Роль пищи для организма человека. Пищевые вещества и их значение. Значение пищи для организма человека. | 2 | ||
2. | Основные процессы обмена веществ в организме. Общие понятия об обмене вещества. Основные процессы обмена веществ в организме. Суточный расход энергии. | 2 | ||
Практические занятия: расчет суточного расхода энергии. | 1 | |||
Тема 1.2 Общие сведения о пищевых продуктах. | Содержание | 4 2 1 1 | ||
1. | Состав, физиологическое значение, энергетическая и пищевая ценность различных продуктов питания. Химический состав пищевых продуктов. Энергетическая и пищевая ценность пищевых продуктов. | 2 | ||
Практические занятия: расчет энергетической ценности. | ||||
2. | Роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов, воды для жизнедеятельности человека.
| |||
Самостоятельная работа. Подготовить реферат по теме «Изменение калорийности пищи при кулинарной обработке», «Энергетические затраты организма и потребность в энергии» Заполнить таблицу «Энергетическая ценность пищи и энергетический обмен». | 4 2 | |||
Тема 1.3 Пищеварение и усвояемость пищи. | Содержание | 4 1 2 1 | 22222 2222 | |
1. | Физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения. Понятие пищеварение. Состав пищеварительного аппарата человека. Пищеварение пищи в ротовой полости, в желудке, в тонких и толстых кишках. Значение в пищеварении поджелудочной железы, печени. | |||
Практическая работа. Определение физиологической потребности организма в энергии и основных пищевых веществах | ||||
2. | Усвояемость пищи. Понятие усвоенной пищи. Факторы, влияющие на усвояемость пищи. | |||
Тема 1.4 Рациональное сбалансированное питание. | Содержание | 6 1 2 1 | 2 | |
1. | Нормы и принципы рационального питания. Понятие о сбалансированном рациональном питании. Количественная и качественная полноценность питания. Нормы и принципы сбалансированного питания. | |||
Практическая работа. Составление рациона питания для различных групп населения. Определение химического состава и калорийности отдельных блюд и меню в целом. | ||||
2. | Требования к режиму и суточному рациону питания. Методика составления рационов питания. Суточная норма потребности человека в питательных веществах. Режим питания. Принципы составления суточного рациона питания. Возрастные особенности и нормы питания детей и подростков. Лечебное питание. Характеристика диет. Лечебно-профилактическое питание. | |||
Практическая работа. Составление меню суточного рациона в соответствии с указанной диетой, определение его химического состава и калорийности. | 2 | |||
Самостоятельная работа. Оформление таблиц «Содержание белка в пропорции некоторых продуктов», «Классификация пищевых продуктов по содержанию жира». Подготовить сообщение по теме «Рациональное сбалансированное питание». Подготовить рефераты по темам: Модные диеты. Вегетарианство. Раздельное питание. Организация питания в учебных заведениях. | 4 2 4 | |||
Контрольная работа. | 1 | |||
Раздел 2.Основы товароведения продовольственных товаров. | 21 | |||
Тема 2.1. Основы товароведения. | Содержание | 6 | ||
1. | Предмет и задачи товароведения. Понятие об ассортименте и товарном сорте. Качество пищевых продуктов. Методы определения качества продуктов. Хранение пищевых продуктов. Стандартизация. Сертификация. Штриховой код. | 5 | 2 | |
Практическая работа. Расчет контрольной цифры штрихового кода. | 1 | |||
Тема 2.2. Основные группы продовольственных товаров. | Содержание | 15 | ||
1. | Свежие овощи, плоды, грибы и продукты их переработки. Химический состав и пищевая ценность свежих овощей и плодов. Ассортимент. Продукты переработки овощей, плодов, грибов. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация свежих овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки. | 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 2 | |
Практическая работа.
| ||||
2. | Рыба и рыбные продукты. Химический состав и пищевая ценность рыбы и рыбных продуктов. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. | |||
Практическая работа.
| ||||
3. | Мясо и мясные продукты. Химический состав и пищевая ценность мяса и мясных продуктов. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. Практическая работа. | |||
Практическая работа. Заполнение таблицы: Сортовая разделка туш убойных животных и определение отрубов по сортам. | ||||
4. | Молоко и молочные продукты. Химический состав и пищевая ценность молока и молочных продуктов. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. Яйца и яйцепродукты. Химический состав и пищевая ценность яиц и яйцепродуктов. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. Пищевые жиры. Химический состав и пищевая ценность жиров. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. | |||
Практические занятия: Определение вида и категории яиц (по массе, высоте воздушной камеры, состояние желтка и белка, а также по маркировке). | ||||
5. | Зерно и продукты его переработки. Химический состав и пищевая ценность. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. | |||
Практические занятия:
| ||||
6. | Крахмал. Сахар. Кондитерские изделия. Химический состав и пищевая ценность. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. Вкусовые товары. Классификация. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. | |||
Практические занятия: 1. Органолептическая оценка качества специй. | ||||
7. | Хлебопекарные дрожжи, химические разрыхлители, пищевые красители. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. | |||
Самостоятельная работа. Расшифровать штриховой код. Составить кроссворд по теме: чай. Дать сравнительную характеристику твердых сычужных сыров и мягких сыров. Записать в тетрадь основных производителей Вологодской области. | 4 | |||
Дифференцированный зачет | 1 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие лаборатории «Товароведения продовольственных товаров»
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по наличию обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
-мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов. М.: Академия, 2008 г.
- Фатыхов Д.Ф. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах, в малом бизнесе и в быту. М.: Академия, 2007 г.
Дополнительные источники:
- Матюхина З.П. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены. М.: Профобриздат, 2004 г.
- Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов. М.: Мастерство Высшая школа, 2004 г.
- Мармузова Л.В.Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности. М.: Академия, 2005 г.
Электронные ресурсы:
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов; | тестовые задания, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- рассчитывать энергетическую ценность блюд; | тестовые задания, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- составлять рационы питания. | тестовые задания, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: | |
- роль пищи для организма человека; | устный опрос, тестирование, п внеаудиторная самостоятельная работа. |
- основные процессы обмена веществ в организме; | устный опрос, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- суточный расход энергии; | устный опрос, тестирование, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания; | тестовые задания, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания; | тестовые задания, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения; | устный опрос, тестирование внеаудиторная самостоятельная работа |
- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы; | устный опрос, тестирование внеаудиторная самостоятельная работа |
- понятие рациона питания; | тестовые задания, |
- суточная норма потребности человека в питательных веществах; | тестовые задания, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- нормы и принципы рационального сбалансированного питания; | тестовые задания, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- методика составления рационов питания; | Проверка выполнения индивидуальных заданий. |
- ассортимент и характеристика основных групп продовольственных товаров; | тестовые задания, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- общие требования к качеству сырья и продуктов; | тестовые задания, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров. | тестовые задания, внеаудиторная самостоятельная работа |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 42»
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ НПО ВО
«Профессиональное училище № 42»
___________ /Барашкова Г.Н. /
«____»_______________2013 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физиологии питания для технологов общественного питания
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Физиология питания 2014г.Про...
Рабочая программа физиология питания с основами товароведения (НПО)
Рабочая программа физиология питания с основами товароведения (НПО)...
Рабочая программа по дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"
В рабочей программе представлена информация по организации и проведению занятий по спецдисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров". Расписаны практические и теор...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02.Физиология питания с основами товароведения подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки поваров....
Программа УД "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"
Учебная дисциплина"Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров". Рабочая программа...
Рабочая программа по физиологии с основами биохимии, СПО
Рабочая программа по физиологии с основами биохимии, СПО, Специальность - 49.02.01 «Физическая культура»....