Образование почв
презентация к уроку
Почвовведение. Образование почв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.5 МБ |
![]() | 2.83 МБ |
![]() | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы образования почвы
Этапы образования почвы
Этапы образования почвы
Процесс образования почвы длится сотни тысяч лет. Он начинается с разрушения горной породы и заселения на ней первых живых организмов. Растения, бактерии и животные способны выборочно концентрировать минеральные вещества , которые становятся питательными элементами для следующих поколений. Постепенно накапливается органика, формируется гумус, отвечающий за плодородие почвенного покрова. А вот окончания почвообразовательного процесса как такового нет.
Итак, превращение горной породы в почву происходит в результате двух процессов – выветривания и почвообразования . В научной литературе они часто рассматриваются отдельно друг от друга. На это есть свои причины: Во-первых, выветривание и почвообразование протекают совместно, часто начинают идти параллельно друг другу. Во-вторых, почвообразование невозможно без процесса выветривания. Последнее подготавливает породы к началу образования из них покровов. Иными словами, процесс выветривания является важнейшей частью почвообразования, одной из его стадий.
Этапы формирования почв
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выветривание горной породы Под выветриванием понимают воздействие на горные породы различных факторов внешней среды, и прежде всего – климатических. Это атмосферные осадки, ветер, температура воздуха, солнечные лучи. От их влияния порода начинает постепенно разрушаться и превращаться в рухляк. Это создает благоприятные условия для формирования на выветренных обломках почвенных покровов.
Физическое выветривание Физическое выветривание — это механическое разрушение горной по р оды без изменения ее химического состава. Факторами, провоцирующими этот процесс, являются: Температура воздуха Перепады температур Ветер Тектонические сдвиги и землетрясения
Воздух и влага проникают в трещины, взаимодействуют с горной породой, запускают различные химические процессы.
Химическое выветривание Химическое выветривание — это разрушение горной породы с изменением ее состава - вода , о на обладает свойствами элект р олита и растворяет практически все минералы. - из кристаллических решеток выносятся молекулы металлов - кислород, проникая в горные породы на значительную глубину, запускает процессы окисления. - важную роль в процессе химического выветривания играет и углекислый газ.
Биологическое выветривание Это выветривание еще называют органическим или биогенным. Оно начинается в тот момент, когда на горной породе появляются первые живые организмы. Бактерии, грибы, водоросли и лишайники в процессе своей жизнедеятельности выделяют сильные органические кислоты и щелочи. Они взаимодействуют с минералами, образуя растворимые соединения, и разрушают кристаллические решетки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первичное почвообразование Первичное почвообразование на начальных стадиях проходит параллельно с этапом выветривания. На плотной скальной породе начинает формироваться подобие почвы. Она физически совмещена с корой выветривания, не отделима от нее. В дальнейшем, на более зрелых стадиях развития земной поверхности , этапы разделяются. Покровы формируются лишь в самой верхней зоне коры.
Развитие почвы Стадия развития почвы начинается, когда на рухляке появляются травы и мелкие кустарники. Происходит быстрое накопление органического вещества. В почве появляются минералы, не свойственные первичной породе — соединения фосфора, азота, углерода, катионы кальция, магния, калия , натрия и других металлов. Эти соединения переходят в доступные для растений формы Стадия развития почвы может длиться от тысячи до сотен тысяч лет. Она заканчивается, когда почвенный профиль полностью сформирован, определены свойства и мощность горизонтов. Процессы накопления органики начинают замедляться. Участие минеральной породы в них сводится к минимуму.
Почва развивается и, по мере накопления гумуса, становится все более и более плодородной
Равновесие Этап равновесия почвенного покрова может длиться неопределенно долго. В этот период уже полностью сформирован почвенный профиль и определен тип плодородного грунта. Устанавливается баланс химических веществ. В грунт с опадом , осадками или из материнской породы поступают минеральные вещества. Они проходят сложный цикл превращения и частично теряются (вымываются в нижние слои профиля либо попадают в атмосферу). Но потери полностью компенсируются поступлением.
Эволюция Смена климата, влажности, рельефа, уровня и состава грунтовых вод могут запустить процесс эволюции. Также на это может повлиять и деятельность человека. В результате в почве начинают по-другому протекать процессы разложения и накопления органики, появляются новые виды растений, микроорганизмов и животных. Это ведет к повторному формированию горизонтов. На старом (реликтовом) профиле появляются новые слои плодородного и минерального грунта.
Пример После вырубки леса территория зарастает травой и кустарником. В покров уже не поступают органические вещества из подстилки , которые обеспечивали подзолистый тип почвообразования. Вместо этого развивается корневая система одно- или многолетних трав, что обеспечивает запуск дернового процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока в 10 классе по теме:" Культиватор для междурядной обработки почвы"
Цель урока: изучить устройство и назначение культиватора, развить внимание, мышление, память, речь, привить учащимся бережное отношение к технике на примерах передовых механизаторов...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методическая разработка урока химии по теме: "Почва и её свойства"
Современный этап развития общества требует новых подходов к организации хозяйствования на земле, а, следовательно, и к содержанию обучения в профессиональных образовательных учреждениях, готовящих в...

Открытый урок по Доноведению на тему: "Почвы родного края".
Данный урок позволяет получить представление о почвах родного края; раскрыть проблемы разрушения и восстановления почв; развивать экологическое сознание; воспитывать любовь к природе. Обучающиес...

Варианты тестов по теме: «Наблюдения за осадками и влажностью почвы»
Для студентов специальности Метеорология...
Практическая работа по естествознанию. Тема «Почва. Состав почвы»
Практическая работа по естествознанию. Тема «Почва. Состав почвы» Цель работы: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством..Оборудование:...