Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
классный час по теме

Федосеев Сергей Владимирович

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток становится восприимчивым к различного рода призывам националистического толка. Националистические настроения быстрыми темпами распространяется в современном обществе, это представляет собой серьёзную угрозу стабильности нашего общес

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Методические рекомендации

по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток становится восприимчивым к различного рода призывам националистического толка. Националистические настроения быстрыми темпами распространяется в современном обществе, это представляет собой серьёзную угрозу стабильности нашего общества. Последние события в Москве подтверждают эту точку зрения.

В настоящее время проблема экстремистских проявлений на почве межнациональной розни  является чрезвычайно актуальной. В связи с этим сегодня все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Но сначала необходимо разобраться, что же такое толерантность, что такое экстремизм, национальная рознь и нетерпимость? Очевидно также, что знания об ответственности за проявление национальной нетерпимости необходимы подросткам.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является  создание условий для формирования у школьников устойчивых жизненных установок.

 Настоящие методические рекомендации помогут классным руководителям при подготовке и проведении классных часов с учащимися различных возрастных групп.

Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике экстремизма и межнациональной розни:

1) Работа с детьми:

 общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

 работа с детьми «группы риска»;

 работа с детьми, принимавшими участие в противоправных акциях;

2) Работа с педагогическим составом:

 подготовка учителей к ведению профилактической работы;

 организационно-методическая профилактическая работа.

3) Работа с родителями:

 информирование и консультирование родителей по данной проблеме;

 индивидуальная работа с семьями;

Цель проведения данной работы:

- информированность детей и подростков по проблеме;

- формирование позитивного отношения к вопросам толерантности;

- формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении  экстремистских настроений.

Формы работы с учащимися:

1) классные часы;

2) лекция;

3) беседа;

4) семинар;

5) конференция;

6) тренинг;

7) ролевая и деловая игра;

8) мозговой штурм;

9) круглый стол;

10) дискуссия;

11) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);

12) показ видеоматериалов.

1. Возможная тематика мероприятий для учеников начальных классов:  

«Сила России в единстве народов»

«Я и другой»

«Единство разных»

«Легко ли быть особенным»

«Будущее за нами»

«Умей дружить»

«Сказка –ложь, да в ней намёк»

«Волшебная страна дружба»

 2. Возможная тематика мероприятий для школьников среднего звена:

 «Небо общее для всех»

«Быть принятым другими не значит быть как все»

«Сила России в единстве народов»

«Что такое экстремизм»

«Всегда ли я хороший»

«Национальное многоцветие – духовное богатство России»

«В единстве наша сила»

 «Мир дому твоему»

«Национализму  скажем «НЕТ!»

3. Возможная тематика мероприятий для школьников старшего звена:

 «Молодежь против экстремизма»

 «Благодеяние от слова «благо»».

«Культурный мир России»

«Опасность экстремизма»

«Мы разные, но мы вместе!»

 Час общения «Я и мы»

«Терроризм – угроза, которая касается каждого»

Тематика родительских собраний.

Начальные классы.

«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

«Мама, папа, я – дружная семья»

«Толерантность в семье»

Среднее звено.

«Чтобы не было беды»

«Учимся быть терпимыми»

«Толерантность – возможность диалога»

«Ваш ребёнок – подросток. Обратите внимание.»

Старшие классы.

«Давайте познакомимся: современные молодёжные движения»

«Ваш ребёнок вечером дома?»

«Экстремизм – это опасно!»

В помощь классному руководителю.

Возможные варианты проведения классных часов.

Начальные классы.

Сценарий классного часа и театрализованного представления

«Сказка ложь, да в ней намек…»

Гурьянова Валентина Владимировна

Цель. Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • Дать детям представление о России как о многонациональном государстве;
  • Расширить и закрепить представления детей о правах человека;
  • Поработать над понятиями «свобода мысли, совести и религии;
  • Формировать толерантность мышления и поведения учащихся.

Возраст участников. 10 -11 лет /4 класс/

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.

Необходимым условием является создание на занятии атмосферы доверия, открытости, доброжелательности. 

Тема:  толерантность 

Цели:

  •  закрепить представления детей о понятиях «раса», «расизм», «дискриминация», «пол»;
  • формировать толерантное мышление;
  • подвести детей к выводу, что все люди разные не только внешне, но и по характеру и по способностям, но все они имеют одинаковые права.

Ход занятия.

I.                   Организационный момент.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

                                             Что – то новое узнать

II.                Активизация имеющихся знаний.

 

 Подумай и запиши 6 прав, которыми по твоему мнению, должен обладать ребёнок. 

III. Работа с новым материалом.

Материал для учителя:

Толерантность

Термин «толерантность» происходит от лат. tolerantia – терпение. Однако было бы неправильно переводить слово «толерантность» на русский язык как терпимость, поскольку такой перевод будет скорее ассоциироваться с покорностью, чем с пониманием и принятием.  

 

Вот как определяется толерантность в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995):

«Статья 1. Толерантность.

1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…

1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям…»

 

Другими словами:

Толерантность – способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность – это признание права каждого человека быть различным.

Толерантное отношение – уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением.

Интолерантное (не-толерантное) – нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение.

 

К синонимам понятия толерантность можно отнести: солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, культурный плюрализм, отказ от догматизма, не навязывание взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправного подхода, согласие, право отличаться друг от друга, открытый диалог, равенство в достоинстве, уважение самобытности, правовая и социальная защита, чуткость, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами, содействие профессиональному росту и интеграции и т.д.

 

Проблема толерантности была признана в России очень острой. В 2001 году была принята специальная Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

Симптомы и проявления нетерпимости (интолерантности)

 (см. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. М., 2001, с.18-20, 27-28)

         ЯЗЫК – очернительный, уничижительный; обесценивающий и унижающий культурные, религиозные, расовые и другие группы

         СТЕРЕОТИПЫ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ – определение всех членов какой-либо социокультурной группы посредством обобщенных, как правило, негативных характеристик (крайний вариант: «они – враги, хотят нам плохого»)

         НАСМЕШКИ – привлечение внимания к конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам с целью высмеивания и оскорбления

         ПОИСК «КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ» - обвинение конкретной группы или конкретного человека в несчастьях или в существовании социальных проблем

         ОСТРАКИЗМ (бойкот) – поведение, игнорирующее присутствие или существование других; отказ говорить с другими, признавать их самих или их культуру

         ПРЕСЛЕДОВАНИЕ (Harassment) – преднамеренные действия, направленные на устранение или унижение других; часто предпринимаются с целью вытеснения человека или группы из сообщества или организации

         ОСКВЕРНЕНИЕ или ПОРЧА – нанесение прямого ущерба или искажение религиозных или культурных символов, предметов или зданий с целью дискредитации или осмеяния верований тех, для кого эти здания, предметы и символы являются значимыми

         ЗАПУГИВАНИЕ – использование физического, морального или численного превосходства для унижения других, лишения их собственности, статуса или для склонения их к конкретным сомнительным действиям

Некоторые  особо тяжелые формы нетерпимости

         РАСИЗМ – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими

         КСЕНОФОБИЯ – боязнь иностранцев и представителей других культур, неприязнь к ним; убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред

         ДИСКРИМИНАЦИЯ – лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов

         СЕГРЕГАЦИЯ – установление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола (gender), как правило, с ущербом для этой группы (сегрегация включает АПАРТЕИД)

         АГРЕССИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ – вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться

         РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ – насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов (иногда в масштабах целых сообществ)

         ТОТАЛИТАРИЗМ – препятствование свободному, открытому обсуждению политических вопросов; препятствование политическому участию, свободным и справедливым выборам; ограничение свободы распространения информации; наказание политических диссидентов, а также стремление государства к тотальному контролю над частной жизнью человека

         СЕКСИЗМ – политика или поведение, направленные на исключение женщин из полноценного участия в жизни общества, на отрицание возможности для женщин пользоваться всеми правами человека; такая политика и формы поведения основаны на предположении о том, что мужчины по своей природе являются высшими, по сравнению с женщинами, существами.

Обсудив более детально, в чём может проявиться дискриминация в отношении детей, следует перейти к обсуждению их взаимоотношений между собой /между детьми разных национальностей, между мальчиками и девочками/.

 

IV. Закрепление

/Сопоставить понятия «равноправие» и правила этикета/

Игра «Продолжи фразу»:

- Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ……

-Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется…..

-Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….

-Когда ко мне обращаются с уважением, то ….

Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.

 

 

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

 

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

 

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

 

Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

 

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

 

V.  Вывод. Игра «Сенквейн».

 

1 существительное

Толерантность

2 прилагательных

уважительное

различное

3

глагола

признавать

защищать

сохранять

Фраза из 4 слов

Право человека быть разным

Вывод

Закон

 

 

 

 

Инсценировка сказки. « Сказка ложь, а в ней намёк…»

«Кошкин дом»

1 ребёнок. Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

-Доброе утро – солнцу и птицам.

-Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

2 ребёнок. Хочу я по всей прокатиться планете,

Разведать, что делают дети на свете!

Как их зовут?

Хорошо ли живут?

Выяснить надо кто учится в школе,

Справиться, школа у них далеко ли,

Как их здоровье и сколько им лет?

Есть ли работа у папы, иль нет?

3 ребёнок. Здравствуйте, друзья!

Мы рады встрече с Вами.

Мы – это девчонки и мальчишки,

Песенки и книжки,

И, конечно я!

Мы – это слово короткое очень,

Но нет слова волшебнее его.

В нём, между прочим,

Две буквы всего!

1 ребёнок. Мы – звонче слова в мире нет!

2 ребёнок. Мы – это песня и рассвет.

3 ребёнок. Мы – это значит, ты и я!

Вместе.     Мы – значит, встретились друзья!

4 ребёнок. Торопись, честной народ,-

В гости кошка к нам идёт!

3 ребёнок. Добры люди, поспешите,

Нашу сказку посмотрите.

4 ребёнок. Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Тили – бом, тили бом,

Открываем Кошкин дом.

/Входит кошка, кот, 2 котенка/

3 ребёнок. Мадам, мы рады видеть Вас!

Кошка.     Я к вам заехала на час.

Я, кошка старая и кот,

Привратник мой – Василий,

Не покладая лап и сил

Племянников растили.

Уже котята подросли,

Я вывожу их в свет.

Но об истории своей

Забыть не хватит лет.

Когда мой дом сгорел дотла,

Я много испытала.

Скиталась, нищею была,

Друзей всех потеряла.

Для нас не отворили дверь

Ни свиньи, ни коза.

А вот с котятами с тех пор

Я хорошо жила.

Я поняла, что доброта

Все открывает двери,

Что иногда себя ведут и люди, будто звери.

Кот.       Друзья, сердца откройте в мир,

Не бойтесь доброты.

И станут, счастливы тогда

Бездомные и вы.

Кошка. Я всех стараюсь обогреть,

              Дать всем чуть- чуть тепла.

И с этой целью я сейчас

               На праздник к вам пришла!

И если в жизни не везёт,

Ко мне спешите в дом.

Я постараюсь вам помочь,

Решим вопрос вдвоём.

Не огорчайтесь! Никогда

Не опускайте лап!

И помните: беда идёт к тому,

Кто духом слаб.

1 котёнок. Пожалуйста, прошу вас всех,

И взрослых, и детей,

Поверьте, красота спасёт

От войн и от смертей!

2 котёнок. Красиво можно рисовать!

Красиво петь и шить!

Но можно, вопреки всему,

Красиво, дружно жить!

1 котёнок. Мы в школе учимся такой,

Где мир и красота

Нас учат там всему – всему

От лап и до хвоста!

1 ребёнок. Мы знаем:

На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете.

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна.

2 ребёнок. Кружится планета, большая планета,

                   Ладонями солнца она обогрета.

 Но греют планету намного теплей

    Улыбки и смех разноцветных детей.

1котёнок. Наша школа обычная.

Средняя школа, почти типичная

В ней не ведут отбор детей.

Любой, любой учиться может в ней.

2 котёнок. Сейчас для нас открыты все пути,

Нам с вами выбирать куда идти!

Мы тоже ищем, пробуем, идём,

И за собою всех желающих зовём1

4 ребёнок. Тили – бом, тили – бом

Закрываем Кошкин дом.

Дети берутся за руки и поют песню «Песенка друзей».

 

Сайт http://tolerantnost.ru

Для среднего звена

Классный час на тему: "Сила России – в единстве народов"

Цель: Продолжить формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а также улучшить психологический климат в классе с многонациональным составом.

Задачи:

1. Познакомить учеников с историей формирования национального состава населения России

2. Сформировать у учеников нравственное представление о толерантности, интолерантности, патриотизме.

3. Провести анкетирование детей для определения уровня толерантности каждого ребенка и обсудить полученные результаты.

Методы: беседа, анкетирование

Оборудование: анкеты для учеников, блок-схема “толерантность”, карточки с терминами “нация”, “патриотизм”, “толерантность”, “национализм”, “шовинизм”.

План классного часа

  1. Исторические аспекты формирования населения России.
  2. Нация, национальность, национализм.
  3. Патриотизм и национализм: как их различить?
  4. Толерантность, диагностика ее уровня у школьников.
  5. Заключение.

Ход классного часа

“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений”

В.П. Максаковский

“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”

Н.А. Добролюбов

Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов (см. приложение 1).

Вопрос к классу: Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.

Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.

Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам)

Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем.

Вопрос к классу: Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу?

Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: “Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно”.

Предпосылки развития национальной проблемы начались еще давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию.

И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация.

Естественно, напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д.

Нация, национальность, национализм.

Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как “нация”, “национальность” и “национализм”. Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.

НАЦИЯ (карточка с термином размещается на доске) – (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.

“Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”. (Уильям Индж).

Вопрос к классу: что такое национальность и как ее определить?

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (карточка с термином размещается на доске) – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.

Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком.

Со смешанными семьями труднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека – кем он себя считает, если имеет “разных” родителей.

Я, Панкратова Маргарита Сергеевна, 08.01.1981 г.р. Место рождения: Россия, г. Москва. Мать: русская. Отец: русский. Следовательно, я – русская.

Вопрос к классу: Может ли кто-нибудь из Вас точно так же, как и я, сказать, кем по национальности являетесь Вы?

Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу “Национальность”.

В 2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, на который нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кроме того, что паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы “национальность”. Такой шаг российского государства в наше время является актуальным и понятным каждому человеку, хотя бы раз сталкивающимся с проявлением национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе придавало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание граждан на этой больной теме.

Народности имеют отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством – привилегированности, и часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ.

НАЦИОНАЛИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:

“Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.

Станислав Ежи Лец

Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный.

Бытовой национализм — это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.

Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких “ярлыков”, затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д.

Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.

Противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т.д. и делают невозможным в перспективе формирование какого-нибудь единого политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России.

При таком раскладе “кавказская война” может обернуться войной не только и не столько против “общего врага” в лице “Российской империи”, сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.

Проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет, но, на мой взгляд, эта задача будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока на Земле не останется только одна национальность.

Но в любом случае, даже если эта проблема исчезнет, решится, люди найдут другой повод для вражды друг с другом: “Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность”.

Есть, конечно, категория людей, относящихся терпимо к другим народностям, не считающих их чужими. Но число националистов часто перевешивает их.

Патриотизм и национализм: как различить

Вопрос к классу: что такое патриотизм?

ПАТРИОТИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Обратите внимание: в этом определении нет никакого намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.

Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую.

ШОВИНИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.

Понятие толерантности

Обращение к классу: А теперь давайте поговорим о толерантности (карточка с термином размещается на доске). Вам знакомо это слово?

Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.

Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова.

Перевод слова “толерантность” с разных языков

язык

Перевод на русский язык

английский

Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

французский

Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

китайский

Проявление великодушия в отношении других

арабский

Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

персидский

Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению

Обращение к классу: Мы с вами разобрались, что такое толерантность, давайте же теперь попытаемся сами дать определение этому понятию. (ученики предлагают свои варианты)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.

Впрочем, существует мнение, что понятие “толерантность” – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат.

Как вы видите, это понятие очень сложно, и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее важным. Существует ряд социальных показателей, которые выделяют психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию в обществе. Блок-схема “толерантность” размещается на доске (см. рисунок 1)

Рисунок № 1.

Блок-схема “толерантность”

По мнению психологов, лучшее понимание толерантности воспринимается благодаря уяснению сущности ее противоположности – нетерпимости (ИНТОЛЕРАНТНОСТИ). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение. Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм.

Обращение к классу: А теперь нам с вами предстоит выполнить непростую задачу: мы попытаемся сейчас определить именно ваш уровень толерантности. Для этого я раздам вам специальные анкеты. Для их заполнения Вам хватит нескольких минут. А после мы все вместе подсчитаем баллы и подведем итоги.

Учитель раздает заранее подготовленные анкеты (см. Приложение 2).Дети заполняют анкеты и по количеству набранных баллов определяют свой уровень толерантности (см. Приложение 3). Учитель подсчитывает количество детей, относящихся к той или иной группе, и вместе с ними делает вывод на основе полученных данных.

Заключение

Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным улучшением “национального достоинства”. Оттенки этого опасения различны: от полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации.

Так или иначе, россиянин (в частности русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная “забывчивость” ведёт среди людей – к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей.

Обращение к классу: а теперь давайте с вами подведем итоги нашей беседы и выделим самое важное из сказанного. (Выводы записываются на доске)

Выводы:

  • Национальность определяется не местом рождения, а национальностью родителей
  • Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение
  • Своей национальной принадлежностью нужно гордиться
  • национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров;
  • шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;
  • компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;
  • каждый человек в отдельности, который является националистом, несет ответственность за разгоревшуюся вражду.

Обращение к классу: Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.

Сайт http://festival.1september.ru

       

Классный час «Толерантная личность»

 

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдать твои надежды,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг       друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.

 

«Молитва о встрече»

 

Цели:

1.     Улучшение психологического климата в классе.

2.     Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

3.     Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.

4.     Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.

           Задачи:

1.     Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

2.     Развить навыки социального поведения.

3.     Выработать принципы толерантного поведения.      .

 

 

 Пред началом работы учащиеся тянут жетоны: красные, синие, зеленые, белые. Таки образом образуются 4 группы.

 

Художественное оформление кабинета:

 

На доске - плакат- схема: ЗАКРЫТА ВРЕМЕННО

 

 

 

Ведущий:

Сегодня у нас с вами необычный разговор: мы впервые встречаемся в непривычной для нас обстановке - классный час проводим совместно с 2 классами (11 Б, 8 Б) наш разговор  будет посвящен толерантности. Но прежде давайте поздороваемся.

1 группа – красные жетончики – вы здороваетесь как японцы ( поклон)

2 группа – голубые жетончики – вы здороваетесь как европейцы (жмете руку)

3 группа – белые жетончики – вы здороваетесь как эскимосы (трутся носами)

4 группа – зеленые жетончики – вы здороваетесь как китайцы ( спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться.

 

В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу, что является составляющей частью толерантности. Давайте лучше познакомимся со значением этого слова   Слайд 3-4, 5

 Смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

      Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот... Вот ребята 8 класса вам это постараются доказать.

 

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

 

Вопросы группам:

·        Почему молодой человек отказался помочь?

·        Как бы вы поступили в этом случае?

·        Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

·        Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

 

Заслушиваются ответы участников

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

 

Ведущий:

Милосердие, терпимость, прощение- слова открываются. Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.-  

«Сходства и различия».

 Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.

 

·        Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

·        Национальность влияет на взаимоотношения людей?

·        Как общаются между собой пожилые и молодые люди?

·        Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

   Вы работу выполняли в своей микрогруппе. А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т. д.

Вывод:

В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности.- этим самым мы говорим о Сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть. – открываются слова на доске.

 Слайд 6  Понимание каких слов у вас вызывает затруднение?

 

Игра «Самолетик».

 4 пары : от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод:

Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

 

Игра «Волшебная рука» (прием поиска толерантной позиции).

 

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

Рисунки можно вывесить на стену.

Работать мы с вами будем над ладошками в дальнейшем.

 

Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.

Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.

Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку.

 

Марк Лисянский

«Добрые слова».

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела нужны?

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

 

Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту.

 И все же как же быть Если.. у каждой группы свой вопрос.

 

Итак, «Что делать, если…»:

·                    Я переехал на новое место и пришел в новый класс.

·                    Одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища.

·                    Мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей.

·                    У меня в голове только мысли о том, что я так немодно одет, и в классе «крутые» ребята со мной не дружат.

Слайд 7

 

 Рефлексия: «Дерево толерантности»(творческое задание).

      Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.

Возможные варианты:

·        Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

·        Не ссориться, стараться понять друг друга

·        Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки

·        Больше общаться, узнавать друг друга

·        Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

 

Слайд 8

И мне очень хочется, чтобы в завершении нашей встречи вы не были похожи на короля из сценки..8 класс

Сказочка о счастье.

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

 

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: « Нельзя так жить!»

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

 

И вот король в карету сел

-И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

- О всемогущий мой король,

- Подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

 

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

 

- О мой король, - вскричал солдат,

-Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услуженье,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

 

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!

-Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

 

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

 

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом — вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я .

Ношу из лесу я дрова -

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то...

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!

-Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

 

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит: -

В путь пора,

Еще немного - и ура!

Свое настигну счастье!

 

И все бы кончилось бедой

-Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: « Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

 

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Детей согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь...»

 

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Список литературы:

1. Лопатина А., Скребцова М., Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. – М.: Локус, 2003

2. Меттус Е., Турта О. Профилактика агрессивного поведения учащихся. Справочник классного руководителя № 8, 2006.

3. Молодцова В. Жестокость г. Учительская газета 20.03.2007г.

4. Ольшанская Е. Семейные корни детской агрессивности. Директор школы № 5, 1999

5. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. – М.,: Генезис, 2005

6. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993

7. Щеколдина С. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004

8. Классный руководитель. Научно-методический журнал, №4. – М.: 2004

 

 

 

Для старшего школьного возраста. В помощь классному руководителю.

Основные определения и понятия.

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в школе.

Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. Особую значимость формирование толерантности приобретает сегодня в Российском государстве: «…Если Россия, как и другие цивилизованные страны не встанет на путь формирования  толерантного сознания и соответствующих ему принципов поведения, то всем нам грозит гибель: мир сгорит в пожаре нарастающих  год от года войн между разными этносами, религиями, цивилизациями и культурами. Сигналов о том, что  планета стоит на пороге такой вселенной битвы, было недостаточно". Для того, чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2002 гг.). Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства. Отдельные высшие учебные заведения, научные организации, отбираемые на конкурсной основе, становятся полноправными исполнителями Программы. Однако без вложения каждого педагога в общее дело воспитания толерантности у подрастающего поколения, решение этой задачи невозможно. В настоящем разделе нами предлагается авторская программа, являющаяся попыткой осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы классного руководителя.

Понятие «толерантности» хотя и отождествляется многими исследователями с понятием «терпения», имеет более яркую активную направленность. Отметим, что в нашем понимании толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание  выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.

Т. о., являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и     не  является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания и, прежде всего образовательные учреждения. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности. Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».

Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а так же определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» – это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:

  • Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная «борьба за свободу»), а другие экстремистские действия – как несправедливые и аморальные (антисоциальный «терроризм»). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений с деятелем. 
  • Кроме того, у одного и того же человека моральная оценка одного и того же экстремистского действия (например, использования тактики партизанской войны Нельсоном Манделой против правительства ЮАР) может меняться в зависимости от условий – руководства, мнения мирового сообщества, кризисов, «сведения исторических счётов» и так далее. Таким образом, современный и исторический контекст, в котором совершается экстремисткое действие, формирует наши взгляды на него 
  • Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Вако, осуществлённое ФБР в США). 
  • Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могу различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции). 
  • Несмотря на то, что экстремисты и их группы (такие, как Хамаз или Исламский Джихад) часто рассматриваются как связанное воедино и согласованное зло, важно понимать, что и внутри них могут быть конфликты и амбивалентное поведение членов групп. Так, например, отдельные члены Хамаза могут сильно отличаться по своей готовности вступить в переговоры с властями Палестины и, в конечном счёте, с определёнными фракциями в Израиле. 

Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта – не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

Юридическое определение в России

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».[3]

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Ответственность за осуществление экстремистской деятельности

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско — правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

        

«Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних»

Несовершеннолетними согласно ст. 87 УК РФ признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

         Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

         Согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Кодексом.

         Вменяемым, поясняет Кодекс, является человек, управляющий своими поступками и способный осознавать последствия совершаемого им деяния, его общественную опасность. В противном случае, если медицинская экспертиза ставит диагноз временного или хронического психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, физическое лицо признаётся невменяемым и не подлежит уголовной ответственности.

         Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает с 16 лет. Но есть преступления, за которые к ответственности могут привлечь с 14 лет, перечень данных преступлений содержится в ч. 2 ст. 20 УК РФ. Почему несовершеннолетние привлекаются к головной ответственности за все преступления с 16-летнего  возраста, а за отдельные из них - с 14 лет? Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида. Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность.

         Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Ими являются:

А) штраф;

Б) лишение права заниматься определённой деятельностью;

В) обязательные работы;

Г) исправительные работы;

Д) арест;

Е) лишение свободы на определённый срок.

         Штраф назначается при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от 10 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от 2 недель до 6 месяцев.

         Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2-х часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – 3-х часов в день.

         Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до 1 года.

         Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, на срок от 1 до 4-х месяцев.

         Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях.

         Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3. КоАП РФ).

Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ

Литература, которая поможет в работе:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине «Контрольно-измерительные приборы» в виде набора заданий.

Методические рекомендации  по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине "Контрольно-измерительные приборы" в виде набора заданий. Для профессии начального  профессиона...

Методические рекомендации по подготовке и проведению экзамена (квалификационного) по освоению профессионального модуля

ЭКЗАМЕН (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ) ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮПМ. 01. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО...

Методические рекомендации по подготовке и проведению экзамена (квалификационного) по освоению профессионального модуля

ЭКЗАМЕН (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ) ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮПМ. 01. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО...

Основные методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторно-практического занятия

Данная презентация может быть использована как для самообразования так и для выступления на педагогическом совете, методическом объединении (комиссии). В работе даны определения понятиям: лабораторные...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Данное методическое пособие рекомендовано в помощь преподавателю/учителю для подготовки и проведения уроков по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы, с целью ознакомления...

Методические рекомендации по подготовке и проведению квест-игры "Энергетик"

Методические рекомендации будут полезны тем, кто занимается профориентацией школьников. Они составлены после проведения тематического мероприятия приуроченного к Дню энергетика. Подготовлены в рамках ...