Почвоведение
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Почвоведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебная дисциплина "Почвоведение" | 59.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ПОЧВОВЕДЕНИЕ
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Почвоведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки).
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»
Разработчики:
Гордеева М.П. преподаватель ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»
Рассмотрена на заседании Методического совета техникума, рекомендована к использованию в учебном процессе.
Протокол № от
Председатель Методического совета ______________________Н.А. Овчинникова
Принята на заседании Педагогического совета техникума
Протокол № от года
© ГБПОУ РК « Петрозаводский лесотехнический техникум»
© Гордеева М.П. преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Почвоведение
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки) направления 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО область образования СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
13376 – лесовод:
17531 – рабочий зеленого хозяйства;
11939 - егерь;
12982 - контролер лесозаготовительного производства и лесосплава.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общепрофессиональная дисциплина
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-проводить полевое исследование почв и оценивать их лесорастительные свойства;
-составлять почвенные карты и картограммы;
-давать рекомендации по использованию и улучшению почв;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-методику исследования почв;
-сущность почвообразовательного процесса, в т.ч. основы геологии;
-лесорастительные свойства почв, рациональное использование и пути повышения их плодородия;
-влияние лесохозяйственных мероприятий на почву; экологические основы охраны почву;
-экологические основы охраны почв;
-типы почв России
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 153 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 102 часа;
самостоятельной работы обучающегося 51 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 153 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 102 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 20 |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 51 |
в том числе: | |
составить конспекты по темам: 1.Земельный и Лесной Кодекс РФ об охране почв и мерах ответственности за порчу земли и нарушение ее плодородия подготовить доклады по темам: 1.Происхождение Земли. Строение земного шара. Образование и химический состав земной коры. 2.Особенности образования и использования почв засушливых зон. Строение и свойства почв засушливых зон, мероприятия по их улучшению. 3.Основные типы засоленных почв и солодей, особенности их образования, химический состав и свойства. Мероприятия по улучшению засоленных почв и солодей. 4.Особенности почвообразования в условиях вертикальной зональности. Характеристика почв влажных субтропиков и горных областей, их использование и мероприятия по улучшению. подготовить реферат по теме: 1.Эрозия почвы и ее значение. | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Почвоведение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы геологии | 9(+12) | 5+4 | |
Тема 1.1 Введение. Происхождение Земли и строение земного шара. | Содержание. | 2 | 1 |
Содержание почвоведения, задачи и его связь с другими дисциплинами. Краткая история развития науки о почве. Выдающиеся русские ученые-почвоведы. Понятие о геологии. Связь геологии с почвоведением . Гипотезы о происхождение Земли. Строение земного шара. Образование и химический состав земной коры. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка доклада и составление кроссворда. Происхождение Земли. Строение земного шара. Образование и химический состав земной коры. | 6 | 1 | |
Тема 1.2. Главнейшие минералы и горные породы | Содержание. | 6 | |
Понятие о минерале. Значение минералов в почвообразовании, их влияние на лесорастительные свойства почв. Понятие о горной породе, происхождении горных пород и значение почвообразовании. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №1. Изучение и определение наиболее распространенных горных пород и минералов | 2 | ||
Практическое занятие №1. Изучение и определение наиболее распространенных горных пород и минералов | 2 | ||
Тема 1.3. Выветривание. | Содержание. | 2 | |
Выветривание горных пород и минералов. Причины и виды выветривания. Почвообразующие породы | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка презентации и доклад по теме: «Выветривание горных пород и минералов» | 6 | 1 | |
Раздел 2.Образование состав и свойства почв. | 44(+7) | 16+28 | |
Тема 2.1. Почвообразовательный процесс | Содержание. | 2 | |
Сущность почвообразовательного процесса. Факторы почвообразования. | 2 | 2 | |
Тема 2.2. Минеральная часть почвы | Содержание. | 6 | |
Минералогический и механический состав почв, их влияние на плодородие почвы Методы определения механического состава почв. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа №1. Определение механического состава почв простейшими методами. | 2 | ||
Лабораторная работа №1. Определение механического состава почв простейшими методами | 2 | ||
Тема 2.3. Органическая часть почвы | Содержание | 4 | |
Общая схема формирования органической части почвы. Источники органического вещества. Виды лесной подстилки и ее значение. Образование и состав гумуса, его роль в почвообразовании и плодородии почв. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №2. Определение органического вещества в почве по потерям от прокаливания. | 2 | ||
Самостоятельная работа Выполнение расчетно-графических работ по теме «Определение механического состава почв простейшими методами.» | 3 | ||
Тема 2.4. Почвенные коллоиды и поглотительная способность почв | Содержание | 10 | |
Понятие о почвенных коллоидах, их происхождение, состав, свойства. Поглотительная способность почв, ее виды и практическое значение. Кислотность и щелочность почв. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа №3 Опыты с коллоидными растворами почв. | 2 | ||
Лабораторная работа №4. Определение поглотительной способности почв и реакции среды. Определение подвижных форм фосфора и калия. | 2 | ||
Лабораторная работа №4. Определение поглотительной способности почв и реакции среды. Определение подвижных форм фосфора и калия. | 2 | ||
Лабораторная работа №4. Определение поглотительной способности почв и реакции среды. Определение подвижных форм фосфора и калия. | 2 | ||
Тема 2.5. Физические свойства почв. | Содержание | 8 | |
Общие физические, физико-механические и водные свойства почвы, их значение для плодородия почвы. Воздушные и тепловые свойства почвы, их значение для плодородия почвы. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа №5. Определение относительной плотности и объемной массы простейшими способами. Вычисление пористости почвы. | 2 | ||
Лабораторная работа №6. Определение водопроницаемости и водоподьемной способности почв. | 2 | ||
Лабораторная работа №6. Определение водопроницаемости и водоподьемной способности почв. | 2 | ||
Тема 2.6. Плодородие почвы. | Содержание. | 6 (+4) | |
Понятие о плодородии. Виды почвенного плодородия. Удобрения, их классификация, характеристика и применение на лесохозяйственных объектах. Экологические основы охраны почв, их загрязнение. Методы восстановления и защиты почв. | 2 | 1 | |
Практическое занятие №2. Решение задач по расчету доз внесения удобрений . | 2 | ||
Практическое занятие №3. Решение задач по расчету доз внесения извести. | 2 | ||
Тема 2.7. Строение и морфологические признаки почв | Содержание. | 8 | |
Понятие о морфологии почв. Строение почвенного профиля. Название горизонтов по генезису, их обозначение и описание. | 2 | 2 | |
Морфологические признаки почв и их характеристика. | 2 | 3 | |
Практическое занятие №4. Определение строения и морфологических признаков почв по монолитам и образцам почв. | 2 | ||
Практическое занятие №4. Определение строения и морфологических признаков почв по монолитам и образцам почв | 2 | ||
Самостоятельная работа Составление конспекта: Земельный и Лесной Кодекс РФ об охране почв и мерах ответственности за порчу земли и нарушение ее плодородия | 4 | 2 | |
Раздел 3. Почвы России. | 44(+28) | 26+18 | |
Тема 3.1. Понятие о почвенных типах и зонах | Содержание. | 2 | |
Многообразие почв в природе и их классификация. Понятие о почвенных зонах. Основные типы почв РФ. Закономерности географического распространения почв | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка презентации по теме:«Эрозия почвы и ее значение.» | 4 | ||
Тема 3.2. Почвы тундровой и лесной зон | Содержание. | 10 | |
Географическое положение, природные условия почвообразования в тундровой и лесной зонах. | 2 | 2 | |
Происхождение, строение агрохимическая характеристика и классификация основных типов почв. Использование и лесорастительные свойства почв тундровой и лесной зоны, мероприятия по повышению их плодородия. | 2 | ||
Причины и виды заболачивания. Типы лесных болот. | 2 | ||
Практическое занятие №5 Определение и описание почв лесной зоны по монолитам и образцам | 2 | ||
Практическое занятие №5 Определение и описание почв лесной зоны по монолитам и образцам | 2 | ||
Самостоятельная работа Подготовка презентации и доклад по теме: «Образование болот в Карелии» | 6 | ||
Тема 3.3. Почвы лесостепной зоны. | Содержание. | 2 | |
Географическое положение, природные условия почвообразования в лесостепи. Генезис серых лесных почв, их строение, агрохимическая характеристика и классификация. Лесорастительные свойства. Использование и улучшение серых лесных почв. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Подготовка презентации по теме: «Происхождение и строение основных типов почв. Использование и лесорастительные свойства почв тундровой и лесной зоны, мероприятия по повышению их плодородия.» | 4 | 3 | |
Тема 3.4. Почвы луговостепной зоны. | Содержание. | 4 | |
Границы лугово-степной зоны. Природные условия почвообразования. Происхождение черноземов, их строение, агрохимическая характеристика и классификация. | 2 | 1 | |
Лесорастительные свойства черноземов, их народно-хозяйственное значение. Мероприятия по сохранению и повышению плодородия черноземов. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка реферата по теме: «Происхождение черноземов ,их строение ,агрохимическая характеристика и классификация. Мероприятия по сохранению и повышению плодородия черноземов». | 6 | 3 | |
Тема 3.5. Почвы засушливых зон. Засоленные почвы и солоди. | Содержание. | 2 | |
Особенности образования и использования почв засушливых зон. Основные типы засоленных почв и солодей, особенности их образования, химический состав и свойства. Мероприятия по улучшению засоленных почв и солодей | 2 | 1 | |
Тема 3.6. Почвы влажных субтропиков и горных областей. | Содержание. | 2 | |
Особенности почвообразования в условиях вертикальной зональности. | 2 | 1 | |
Тема 3.7. Почвы речных пойм | Содержание. | 12 | |
Особенности почвообразования в поймах рек. | 2 | 1 | |
Основные типы пойменных почв, их характеристика, использование и мероприятия по улучшению. | 2 | 1 | |
Практическое занятие №6. Изучение и описание и описание основных типов почв России. | 2 | ||
Практическое занятие №6. Изучение и описание и описание основных типов почв России | 2 | ||
Практическое занятие №6. Изучение и описание и описание основных типов почв России | 2 | ||
Практическое занятие №6. Изучение и описание и описание основных типов почв России | 2 | ||
Самостоятельная работа Подготовка доклада по теме: «Особенности образования и использования почв засушливых зон. Строение и свойства почв засушливых зон, мероприятия по их улучшению.» | 4 | ||
Тема 3.8. Методика исследования почв, составление почвенных карт и картограмм. | Содержание. | 10 | |
Методика исследования почв. Виды и назначение почвенных разрезов, техника их заложения и описания. | 2 | ||
Особенности почвенного обследования лесных питомников. Виды почвенных карт. Методика составления почвенных карт и картограмм. | 2 | 1 | |
Практическое занятие №7. Вычерчивание почвенных картограмм по исходным данным, составление рекомендаций по внесению удобрений на лесных питомниках. | 2 | ||
Практическое занятие №7. Вычерчивание почвенных картограмм по исходным данным, составление рекомендаций по внесению удобрений на лесных питомниках. | 2 | ||
Практическое занятие №7. Вычерчивание почвенных картограмм по исходным данным, составление рекомендаций по внесению удобрений на лесных питомниках. | 2 | ||
Самостоятельная работа Подготовка реферата по теме: «Особенности почвообразования в условиях вертикальной зональности. Характеристика почв влажных субтропиков и горных областей, их использование и мероприятия по улучшению.» | 4 | ||
Раздел 4.Влияние лесохозяйственных мероприятий на почву | 4 (+4) | ||
Тема 4.1. Влияние рубок на почву | Содержание. | 2 | |
Влияние рубок главного пользования и рубок ухода на почвообразовательный процесс и лесорастительные свойства почв. | |||
Самостоятельная работа Подготовка реферата по теме: «Влияние рубок и лесных пожаров на круговорот элементов питания растений.» | 4 | 2 | |
Тема 4.2. Влияние гидротехнической мелиорации и лесных пожаров на почву | Содержание. | 2 | |
Последствия влияния лесных пожаров на изменение состава растительности и свойства лесных почв. Влияние рубок и лесных пожаров на круговорот элементов питания растений. | 2 | 1 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории и кабинета Почвоведения.
Оборудование учебного кабинета - лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся из расчета на 30 чел.
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
-образцы почв;
-комплекты лабораторных приборов;
-технические и электронные весы;
-компьютер;
-мультимедиапроектор
-плакаты по разделам: «Основы геологии», «Образование, состав и свойства почв», «Почвы России».
-макеты – монолиты основных типов почв.
-коллекции минералов и горных пород.
-коллекции по механическому составу почв.
-коллекции удобрений.
-гербарии напочвенного покрова.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Апарин Б.Ф. Почвоведение. М.: Академия, 2018. - 256 с.
- Вальков В.Ф. Почвоведение: учебник для СПО/ В.Ф. Вальков, К.Ш. Казеев, С.И. Колесников. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017 г. – 527 с.
- Герасимова М.И. География почв: учебник и практикум 3 издание. М.: Юрайт. 2017Г.- 346 с.
Дополнительные источники:
- Мартыненко О. В., Кормилицина О.В. Практикум по почвоведению. М.: ООО «ЭкоСервис», 2017.
- Наставление по системам применения удобрений в лесном хозяйстве на европейской территории СССР. М.: ВНИИЛМ, 1993.
- Рожков В. А. Почвоведение. М. ООО «Издательский дом «Лесная промышленность», 2016. - 254 с.
- Лесной кодекс Российской Федерации http://leskod.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: | |
проводить полевое исследование почв и оценивать их лесорастительные свойства; | оценка выполнения лабораторных и практических заданий; оценка за тестирование; оценка за экзамен. |
составлять почвенные карты и картограммы; | оценка выполнения лабораторных и практических заданий; оценка за тестирование; оценка за экзамен |
давать рекомендации по использованию и улучшению почв; | оценка выполнения практические заданий; оценка за тестирование оценка выполнения самостоятельных внеаудиторных работ; оценка за экзамен. |
знания: | |
методики исследования почв; | оценка выполнения лабораторных заданий; оценка за тестирование; оценка за экзамен |
сущности почвообразовательного процесса, в т.ч. основ геологии; | оценка выполнения самостоятельных внеаудиторных работ; оценка за экзамен. |
лесорастительных свойств почв, рационального использования и путей повышения их плодородия; | оценка выполнения практические заданий; оценка за тестирование оценка выполнения самостоятельных внеаудиторных работ; экзамен. |
влияния лесохозяйственных мероприятий на почву; | оценка за экзамен. |
экологических основ охраны почв; | оценка выполнения самостоятельных внеаудиторных работ; оценка за экзамен. |
типов почв России; | оценка выполнения практические заданий; оценка за тестирование оценка выполнения самостоятельных внеаудиторных работ; оценка за экзамен. |
Промежуточный контроль в форме экзамена |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОПОЗ. Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства по специальности 120701 «Землеустройство»
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.ОЗ. Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства созданы в соответс...
Примерная программа учебной дисциплины "Почвоведение"
Фрагмент примерной программы учебной дисциплины "Почвоведение" по специальности 280711 "Рациональное использование природохозяйственных комплексов"...
Методические указания к выполнению дипломной работы по почвоведению.
Методические указания к выполнению дипломной работы по почвоведению.Тема: «Проведение почвенных исследований в …. лесничестве, составление почвенной карты. Изучение влияний рубок (или пожаров) н...
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ С ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ И АГРОХИМИЕЙ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Формирование общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО на занятиях...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» для специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» разработана соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе ра...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОДП.04 ПОЧВОВЕДЕНИЕ И ОСНОВЫ РАСТЕНИЕВОДСТВА
Методические указания для студентов...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПОЧВОВЕДЕНИЕ. ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ НА ПОЧВУ И ПОЧВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПОЧВОВЕДЕНИЕ. ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ НА ПОЧВУ И ПОЧВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»...