Почвоведение
рабочая программа

Гордеева Майя Павловна

Рабочая программа учебной дисциплины «Почвоведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.01  Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 ПОЧВОВЕДЕНИЕ

2019 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Почвоведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.01  Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки).

        

Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»

Разработчики:

Гордеева М.П. преподаватель ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»

Рассмотрена на заседании Методического совета техникума, рекомендована к использованию в учебном процессе.

Протокол  №     от            

Председатель Методического совета ______________________Н.А. Овчинникова

Принята на заседании Педагогического совета техникума

Протокол №     от                         года

© ГБПОУ РК « Петрозаводский лесотехнический техникум»

                               © Гордеева М.П. преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Почвоведение

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 35.02.01  Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки) направления 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО  область образования СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:

13376 – лесовод:

17531 – рабочий зеленого хозяйства;

11939 - егерь;

12982 - контролер лесозаготовительного производства и лесосплава.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общепрофессиональная  дисциплина

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-проводить полевое исследование почв и оценивать их лесорастительные свойства;

-составлять почвенные карты и картограммы;

-давать рекомендации по использованию и улучшению почв;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-методику исследования почв;

-сущность почвообразовательного процесса, в т.ч. основы геологии;

-лесорастительные свойства почв, рациональное использование и пути повышения их плодородия;

-влияние лесохозяйственных мероприятий на почву; экологические основы охраны почву;

-экологические основы охраны почв;

-типы почв России

1.4.  Количество часов на освоение рабочей  программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 153 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 102 часа;

самостоятельной работы обучающегося 51 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

153

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

102

в том числе:

     лабораторные занятия

20

     практические занятия

30

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

51

в том числе:

    составить конспекты по темам:

1.Земельный и Лесной Кодекс РФ об охране почв и мерах ответственности за порчу земли и нарушение ее плодородия

    подготовить доклады по темам:

1.Происхождение Земли. Строение земного шара. Образование и химический состав земной коры.

2.Особенности образования  и использования почв засушливых зон. Строение и свойства почв засушливых зон, мероприятия по их улучшению.

3.Основные типы засоленных почв и солодей, особенности их образования, химический состав и свойства. Мероприятия по улучшению засоленных почв и солодей.

4.Особенности почвообразования в условиях вертикальной зональности. Характеристика почв влажных субтропиков и горных областей, их использование и мероприятия по улучшению.

    подготовить реферат по теме:

1.Эрозия почвы и ее значение.

Промежуточная  аттестация в форме экзамена 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Почвоведение»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы геологии

9(+12)

5+4

Тема 1.1

Введение.

Происхождение Земли и строение земного шара.

Содержание.

2

1

Содержание почвоведения, задачи и его связь с другими дисциплинами. Краткая история развития науки о почве. Выдающиеся русские ученые-почвоведы.

 Понятие о геологии. Связь геологии с почвоведением .

Гипотезы о происхождение Земли. Строение земного шара. Образование и химический состав земной коры.

2

1

Самостоятельная работа

Подготовка доклада и составление кроссворда. Происхождение Земли. Строение земного шара. Образование и химический состав земной коры.

6

1

Тема 1.2.

Главнейшие минералы и горные породы

Содержание.

6

Понятие о минерале. Значение минералов в почвообразовании, их влияние на лесорастительные свойства почв. Понятие о горной породе, происхождении горных пород и значение почвообразовании.

2

2

Практическое занятие №1.

Изучение и определение наиболее распространенных горных пород и минералов

2

Практическое занятие №1.

Изучение и определение наиболее распространенных горных пород и минералов

2

Тема 1.3.

Выветривание.

Содержание.

2

Выветривание горных пород и минералов. Причины и виды выветривания. Почвообразующие породы

2

1

Самостоятельная работа

Подготовка презентации и доклад по теме: «Выветривание горных пород и минералов»

6

1

Раздел 2.Образование состав и свойства почв.

44(+7)

16+28

Тема 2.1. Почвообразовательный процесс

Содержание.

2

Сущность почвообразовательного процесса. Факторы почвообразования.

2

2

Тема 2.2.

Минеральная часть почвы

Содержание.

6

Минералогический и механический состав почв, их влияние на плодородие почвы Методы определения механического состава почв.

2

1

Лабораторная работа №1.

Определение механического состава почв простейшими методами.

2

Лабораторная работа №1.

Определение механического состава почв простейшими методами

2

Тема 2.3.

Органическая часть почвы

Содержание

4

Общая схема формирования органической части почвы. Источники органического вещества. Виды лесной подстилки и ее значение. Образование и состав гумуса, его роль в почвообразовании и плодородии почв.

2

 2

Лабораторная работа №2.

Определение органического вещества в почве по потерям от прокаливания.

2

Самостоятельная работа

Выполнение расчетно-графических работ по теме «Определение механического состава почв простейшими методами.»

3

Тема 2.4.

Почвенные коллоиды и поглотительная способность почв

Содержание

10

Понятие о почвенных коллоидах, их происхождение, состав, свойства. Поглотительная способность почв, ее виды и практическое значение. Кислотность и щелочность почв.

2

1

Лабораторная работа №3

Опыты с коллоидными растворами почв.

2

Лабораторная работа №4.

Определение поглотительной способности почв и реакции среды. Определение подвижных форм фосфора и калия.

2

Лабораторная работа №4.

Определение поглотительной способности почв и реакции среды. Определение подвижных форм фосфора и калия.

2

Лабораторная работа №4.

Определение поглотительной способности почв и реакции среды. Определение подвижных форм фосфора и калия.

2

Тема 2.5.

Физические свойства почв.

Содержание

8

Общие физические, физико-механические и водные свойства почвы, их значение для плодородия почвы. Воздушные и тепловые свойства почвы, их значение для плодородия почвы.

2

1

Лабораторная работа №5.

Определение относительной плотности и объемной массы простейшими способами. Вычисление пористости почвы.

2

Лабораторная работа №6.

Определение водопроницаемости и водоподьемной способности почв.

2

Лабораторная работа №6.

Определение водопроницаемости и водоподьемной способности почв.

2

Тема 2.6.

Плодородие почвы.

Содержание.

6 (+4)

Понятие о плодородии. Виды почвенного плодородия. Удобрения, их классификация, характеристика и применение на лесохозяйственных объектах.

Экологические основы охраны почв, их загрязнение. Методы восстановления и защиты почв. 

2

1

Практическое занятие №2. 

Решение задач по расчету доз внесения удобрений .

2

Практическое занятие №3. 

Решение задач по расчету доз внесения  извести.

2

Тема 2.7.

Строение и морфологические признаки почв

Содержание.

8

Понятие о морфологии почв. Строение почвенного профиля. Название горизонтов по генезису, их обозначение и описание.

2

2

Морфологические признаки почв и их характеристика. 

2

3

Практическое занятие №4.

Определение строения и морфологических признаков почв по монолитам и образцам почв.

2

Практическое занятие №4.

Определение строения и морфологических признаков почв по монолитам и образцам почв

2

Самостоятельная работа

Составление  конспекта: Земельный и Лесной Кодекс РФ об охране почв и мерах ответственности за порчу земли и нарушение ее плодородия

4

2

Раздел 3. Почвы России.

44(+28)

26+18

Тема 3.1.

Понятие о почвенных типах и зонах

Содержание.

2

Многообразие почв в природе и их классификация. Понятие о почвенных зонах. Основные типы почв РФ. Закономерности географического распространения почв

2

1

Самостоятельная работа

Подготовка презентации по теме:«Эрозия почвы и ее значение.»

4

Тема 3.2.

Почвы тундровой и лесной зон

Содержание.

10

Географическое положение, природные условия почвообразования в тундровой и лесной зонах.

2

 2

Происхождение, строение агрохимическая характеристика и классификация основных типов почв. Использование и лесорастительные свойства почв тундровой и лесной зоны, мероприятия по повышению их плодородия.

2

Причины и виды заболачивания. Типы лесных болот.

2

Практическое занятие №5

Определение и описание почв лесной зоны по монолитам и образцам

2

Практическое занятие №5

Определение и описание почв лесной зоны по монолитам и образцам

2

Самостоятельная работа

Подготовка презентации и доклад по теме: «Образование болот в Карелии»

6

Тема 3.3.

Почвы лесостепной зоны.

Содержание.

2

Географическое положение, природные условия почвообразования в лесостепи. Генезис серых лесных почв, их строение, агрохимическая характеристика и классификация. Лесорастительные свойства. Использование и улучшение серых лесных почв.

2

 2

Самостоятельная работа

Подготовка презентации по теме: «Происхождение и строение   основных типов почв. Использование и лесорастительные свойства почв тундровой и лесной зоны, мероприятия по повышению их плодородия.»

4

3

Тема 3.4.

Почвы луговостепной зоны.

Содержание.

4

Границы лугово-степной зоны. Природные условия почвообразования. Происхождение черноземов, их строение, агрохимическая характеристика и классификация.

2

1

Лесорастительные свойства черноземов, их народно-хозяйственное значение. Мероприятия по сохранению и повышению плодородия черноземов.

2

1

Самостоятельная работа

Подготовка реферата по теме: «Происхождение черноземов ,их строение ,агрохимическая характеристика и классификация. Мероприятия по сохранению и повышению плодородия черноземов».

6

3

Тема 3.5.

Почвы засушливых зон. Засоленные почвы и солоди.

Содержание.

2

Особенности образования  и использования почв засушливых зон.

Основные типы засоленных почв и солодей, особенности их образования, химический состав и свойства. Мероприятия по улучшению засоленных почв и солодей

2

1

Тема 3.6.

Почвы влажных субтропиков и горных областей.

Содержание.

2

Особенности почвообразования в условиях вертикальной зональности.

2

1

Тема 3.7.

Почвы речных пойм

Содержание.

12

Особенности почвообразования в поймах рек.

2

1

Основные типы пойменных почв, их характеристика, использование и мероприятия по улучшению.

2

1

Практическое занятие №6.

Изучение и описание и описание основных типов почв России.

2

Практическое занятие №6.

Изучение и описание и описание основных типов почв России

2

Практическое занятие №6.

Изучение и описание и описание основных типов почв России

2

Практическое занятие №6.

Изучение и описание и описание основных типов почв России

2

Самостоятельная работа

Подготовка доклада  по теме: «Особенности образования  и использования почв засушливых зон. Строение и свойства почв засушливых зон, мероприятия по их улучшению.»

4

Тема 3.8.

Методика исследования почв, составление почвенных карт и картограмм.

Содержание.

10

Методика исследования почв. Виды и назначение почвенных разрезов, техника  их заложения и описания.

2

Особенности почвенного обследования лесных питомников. Виды почвенных карт. Методика составления почвенных карт и картограмм.

2

1

Практическое занятие №7.

Вычерчивание почвенных картограмм по исходным данным, составление рекомендаций по внесению удобрений на лесных питомниках.

2

Практическое занятие №7.

Вычерчивание почвенных картограмм по исходным данным, составление рекомендаций по внесению удобрений на лесных питомниках.

2

Практическое занятие №7.

Вычерчивание почвенных картограмм по исходным данным, составление рекомендаций по внесению удобрений на лесных питомниках.

2

Самостоятельная работа 

Подготовка реферата  по теме: «Особенности почвообразования в условиях вертикальной зональности. Характеристика почв влажных субтропиков и горных областей, их использование и мероприятия по улучшению.»

4

Раздел 4.Влияние лесохозяйственных мероприятий на почву

4 (+4)

Тема 4.1.

Влияние рубок на почву

Содержание.

2

Влияние рубок главного пользования и рубок ухода на почвообразовательный процесс и лесорастительные свойства почв.

Самостоятельная работа 

Подготовка реферата по

теме: «Влияние рубок и лесных пожаров на круговорот элементов питания растений.»

4

 2

Тема 4.2.

Влияние гидротехнической мелиорации и лесных пожаров на почву

Содержание.

2

Последствия влияния лесных пожаров на изменение состава растительности и свойства лесных почв. Влияние рубок и лесных пожаров на круговорот элементов питания растений.

2

1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории и кабинета Почвоведения.

Оборудование учебного кабинета - лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся из расчета на 30 чел.

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект учебно-наглядных пособий;

Технические средства обучения:

-образцы почв;

-комплекты лабораторных приборов;

-технические и электронные весы;

-компьютер;

-мультимедиапроектор

-плакаты по разделам: «Основы геологии», «Образование, состав и свойства почв», «Почвы России».

-макеты – монолиты основных типов почв.

-коллекции минералов и горных пород.

-коллекции по механическому составу почв.

-коллекции удобрений.

-гербарии напочвенного покрова.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Апарин Б.Ф. Почвоведение. М.: Академия, 2018. - 256 с.
  2. Вальков В.Ф. Почвоведение: учебник для СПО/ В.Ф. Вальков, К.Ш. Казеев, С.И. Колесников. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017 г. – 527 с.
  3. Герасимова М.И. География почв: учебник и практикум 3 издание. М.: Юрайт. 2017Г.-  346 с.

Дополнительные источники:

  1. Мартыненко О. В., Кормилицина О.В. Практикум по почвоведению. М.: ООО «ЭкоСервис», 2017.
  2. Наставление по системам применения удобрений в лесном хозяйстве на европейской территории СССР. М.: ВНИИЛМ, 1993.
  3. Рожков В. А. Почвоведение. М. ООО «Издательский дом «Лесная промышленность», 2016. - 254 с.
  4. Лесной кодекс Российской Федерации http://leskod.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

проводить полевое исследование почв и оценивать их лесорастительные свойства;

оценка выполнения лабораторных и практических заданий;

оценка за тестирование;

  оценка за экзамен.

составлять почвенные карты и картограммы;

оценка выполнения лабораторных и практических заданий;

оценка за тестирование;

  оценка за экзамен

давать рекомендации по использованию и улучшению почв;

оценка выполнения  практические заданий;

оценка за тестирование

оценка выполнения самостоятельных внеаудиторных работ;

оценка за экзамен.

знания:

методики исследования почв;

оценка выполнения лабораторных заданий;

оценка за тестирование;

  оценка за экзамен

сущности почвообразовательного процесса, в т.ч. основ геологии;

оценка выполнения самостоятельных внеаудиторных работ;

оценка за экзамен.

лесорастительных свойств почв,

рационального использования и путей повышения их плодородия;

оценка выполнения  практические заданий;

оценка за тестирование

оценка выполнения самостоятельных внеаудиторных работ;

экзамен.

влияния лесохозяйственных мероприятий на почву;

оценка за экзамен.

экологических основ охраны почв;

оценка выполнения самостоятельных внеаудиторных работ;

оценка за экзамен.

типов почв России;

оценка выполнения  практические заданий;

оценка за тестирование

оценка выполнения самостоятельных внеаудиторных работ;

оценка за экзамен.

Промежуточный  контроль в форме экзамена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОПОЗ. Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства по специальности 120701 «Землеустройство»

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА  ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ  ОП.ОЗ. Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства          созданы в соответс...

Примерная программа учебной дисциплины "Почвоведение"

Фрагмент примерной программы учебной дисциплины "Почвоведение" по специальности 280711 "Рациональное использование природохозяйственных комплексов"...

Методические указания к выполнению дипломной работы по почвоведению.

Методические указания к выполнению дипломной работы по почвоведению.Тема: «Проведение почвенных исследований в …. лесничестве, составление почвенной карты. Изучение влияний рубок  (или пожаров) н...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» для специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» разработана соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе ра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПОЧВОВЕДЕНИЕ. ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ НА ПОЧВУ И ПОЧВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПОЧВОВЕДЕНИЕ. ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ НА ПОЧВУ И ПОЧВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»...