Методические указания к выполнению дипломной работы по почвоведению.
методическая разработка на тему
Методические указания к выполнению дипломной работы по почвоведению.
Тема: «Проведение почвенных исследований в …. лесничестве, составление почвенной карты. Изучение влияний рубок (или пожаров) на почвы».
Титульный лист.
Оглавление.
Введение. Название, тема, актуальность, проблема, противоречия, цели исследования, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи, методы, экспериментальная база, этапы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность, положения, выносимые на защиту.
- Общая часть ( не более 20 страниц).
1.1. Характеристика природных и экономических условий лесничества
1.1.1. Общие сведения о лесничестве;
1.1.2. Лесорастительные условия;
1.1.3. Экономические условия района и объекта работы; |
|
1.1.4. Характеристика лесного фонда;
1.1.5. Распределение лесного фонда по категориям земель;
1.1.6. Распределение покрытой лесом площади и запасов по породам, классам возраста, бонитетам и типам леса;
1.2. Характеристика хозяйственной деятельности предприятия.
- Специальная часть.
- Почвообразовательные процессы.
2.1.1.Подзолистый, дерновый, болотный почвообразовательный процессы; подзолистые, дерновые, дерново-подзолистые, болотно-подзолистые и болотные почвы, их характеристика, классификация.
2.1.2.Почвенные условия и типы леса.
- Морфологические признаки почв лесной зоны.
- Механический состав почв, его влияние на лесорастительные свойства, методы определения.
- Гумус, его состав и значение, методы определения количества гумуса в почве.
- Влияние рубок (или пожаров) на почвы.
- Полевые почвенные исследования.
2.6.1.Подготовительный период.
2.6.2. Полевой период.
2.6.2.1.Рекогносцировочные (обзорные) исследования.
2.6.2.2. Детальные почвенные исследования. Заложение и описание почвенных разрезов, прикопок. Отбор почвенных образцов.
2.6.3.Описание почвенных разрезов.
2.6.4. Данные полевых исследований для создания почвенной карты.
2.7. Камеральный период.
2.7.1. Анализ почвенных образов. Определение механического состава и процентного содержания гумуса в исследуемых образцах почвы.
2.7.2. Обработка материалов полевых исследований. Составление полевой почвенной карты.
2.7.3. Составление электронной почвенной карты. Выбор программного обеспечения .
2.7.4. Сравнительный анализ почвенных разрезов в однотипных лесорастительных условиях почв до и после рубки (или пожара).
2.8.Практические рекомендации по повышению плодородия почв и их рационального использования.
2.9. Охрана труда при выполнении почвенных полевых исследований .
2.10. Экономическая часть.
2.10.1. Нормы выработки и расценки на проектно-изыскательные работы.
2.10.2.Нормы выработки на почвенные изыскания.
2.10.3.Расчет экономического эффекта при выполнении работы.
Выводы и заключение.
Приложения.
- Почвенная карта.
- Бланки описания.
- Фотографии почвенных разрезов.
Библиографический список.
Пояснения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_ukazaniya_diplom.docx | 99.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание на дипломную работу.
Кабинет почвоведения. Преподаватель Тишлер О.А.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
ГБОУ СПО ЛО «Лисинский лесной колледж»
кабинет почвоведения
методические указания к дипломной работе
Задание
на дипломную работу
студенту 4 курса 1 группы
……………………………………
Тема: «Проведение почвенных исследований в …. лесничестве, составление почвенной карты. Изучение влияний рубок (или пожаров) на почвы».
Титульный лист.
Оглавление.
Введение. Название, тема, актуальность, проблема, противоречия, цели исследования, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи, методы, экспериментальная база, этапы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность, положения, выносимые на защиту.
- Общая часть ( не более 20 страниц).
1.1. Характеристика природных и экономических условий лесничества
1.1.1. Общие сведения о лесничестве;
1.1.2. Лесорастительные условия;
1.1.3. Экономические условия района и объекта работы; |
1.1.4. Характеристика лесного фонда;
1.1.5. Распределение лесного фонда по категориям земель;
1.1.6. Распределение покрытой лесом площади и запасов по породам, классам возраста, бонитетам и типам леса;
1.2. Характеристика хозяйственной деятельности предприятия.
- Специальная часть.
- Почвообразовательные процессы.
2.1.1.Подзолистый, дерновый, болотный почвообразовательный процессы; подзолистые, дерновые, дерново-подзолистые, болотно-подзолистые и болотные почвы, их характеристика, классификация.
2.1.2.Почвенные условия и типы леса.
- Морфологические признаки почв лесной зоны.
- Механический состав почв, его влияние на лесорастительные свойства, методы определения.
- Гумус, его состав и значение, методы определения количества гумуса в почве.
- Влияние рубок (или пожаров) на почвы.
- Полевые почвенные исследования.
2.6.1.Подготовительный период.
2.6.2. Полевой период.
2.6.2.1.Рекогносцировочные (обзорные) исследования.
2.6.2.2. Детальные почвенные исследования. Заложение и описание почвенных разрезов, прикопок. Отбор почвенных образцов.
2.6.3.Описание почвенных разрезов.
2.6.4. Данные полевых исследований для создания почвенной карты.
2.7. Камеральный период.
2.7.1. Анализ почвенных образов. Определение механического состава и процентного содержания гумуса в исследуемых образцах почвы.
2.7.2. Обработка материалов полевых исследований. Составление полевой почвенной карты.
2.7.3. Составление электронной почвенной карты. Выбор программного обеспечения .
2.7.4. Сравнительный анализ почвенных разрезов в однотипных лесорастительных условиях почв до и после рубки (или пожара).
2.8.Практические рекомендации по повышению плодородия почв и их рационального использования.
2.9. Охрана труда при выполнении почвенных полевых исследований .
2.10. Экономическая часть.
2.10.1. Нормы выработки и расценки на проектно-изыскательные работы.
2.10.2.Нормы выработки на почвенные изыскания.
2.10.3.Расчет экономического эффекта при выполнении работы.
Выводы и заключение.
Приложения.
- Почвенная карта.
- Бланки описания.
- Фотографии почвенных разрезов.
Библиографический список.
Пояснения.
Дипломная работа должна составить не более 100 страниц.
До начала написания работы студент проходит производственную и преддипломную практику, собирает полевые материалы и общую информацию по объекту дипломной работы (лесничество).
В лесничестве выбирается лесной участок (один-два квартала) с удобными ходовыми линиями (тропы, дороги, просеки, визиры) и неоднотипными условия лесопроизрастания (например, не нужно выбирать участок, где распространены только болотные или только дерново-подзолистые почвы). Участок обследуется, намечаются ходовые линии, изучается его таксационная характеристика. Во всех выделах закладываются почвенные ямы, полуямы и прикопки. Из верхних минеральных горизонтов ям, полуям и и прикопок берутся образцы почв для анализа на определение механического состава и процентного содержания гумуса. Делаются описания почв. Составляется почвенная карта.
Отдельно выбирается участок, пройденный рубкой (любой вид) или пожаром (любой вид).
Для сравнительного анализа необходимо заложить два почвенных разреза в однотипных условиях с однотипными почвами – один на участке, не пройденном рубкой (или пожаром) и другой после рубки (или пожара).
Почвенный разрез на участке после рубки (или пожара) может быть сделан не на исследуемом участке леса, а рядом, в близлежащих кварталах с однотипными условиями.
По окончании преддипломной практики все собранные материалы должны быть представлены в виде отчета по преддипломной практике руководителю практики.
Титульный лист.
Пример оформления:
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
ГБОУ СПО ЛО «Лисинский лесной колледж»
специальность: «Лесное и лесопарковое хозяйство»
кабинет почвоведения
Выпускная квалификационная работа
по теме:
«Проведение почвенных исследований в …. лесничестве, составление почвенной карты. Изучение влияний рубок (или пожаров) на почвы»
2015г.
Лисино-Корпус
Оглавление
Пример оформления оглавления:
Оглавление
глава | страница | |
Введение | 1 | |
1 | Общая часть | 2 |
1.1 | Географическое положение Ленинградской области. | 3 |
1.2. | Общая характеристика природных условий Тосненского района Ленинградской области . | 3 |
1.2.1. | Климат. | 3 |
1.2.2. | Водный режим почв. | 4 |
1.2.3. | Осадки. | 5 |
1.2.4. | Рельеф. | 6 |
1.2.5. | Почвы. | 6 |
1.2.6. | Гидрография (реки, озера, болота). | 7 |
1.2.7. | Растительность. | 8 |
1.3. | Экономика Тосненского района. Сельское хозяйство. | 9 |
1.4. | Знакомство с лесной организацией (Лисинское участковое лесничество). | 10 |
1.5 | Процессы почвообразования. | 14 |
1.5.1. | Подзолистый почвообразовательный процесс. Подзолистые почвы и их классификация. | 16 |
1.5.3. | Дерновые-подзолистые почвы и их классификация | 19 |
1.5.4. | Болотный почвообразовательный процесс. Болотно-подзолистые и болотные почвы и их классификация. | 21 |
1.5.5. | Морфологические признаки почв лесной зоны. | 22 |
1.5.6. | Механический состав почв, его влияние на лесорастительные свойства. | 24 |
2. | Специальная часть. | 27 |
2.1. | Полевые почвенные исследования. | 28 |
2.2. | Подготовительный период | 29 |
2.1.2. | Полевой период. | 29 |
2.1.2.1. | Заложение и описание почвенных разрезов. Методика заложения почвенного разреза. | 30 |
2.1.2.2. | Отбор почвенных образцов. | 38 |
2.1.2.3. | Взятие почвенных монолитов. | 39 |
2.1.3. | Камеральный период. | 42 |
2.1.3.1. | Обработка материалов полевых исследований. | 43 |
2.1.3.2. | Анализ почвенных образцов. | 43 |
2.2. | Составление и оформление почвенной карты. | 45 |
2.2.1. | Требования к почвенным картам. | 46 |
2.2.2. | Выбор программного обеспечения. | 47 |
2.2.3. | Формирование тематической информации к картам | 48 |
2.2.3.1. | Почвенные условия и типы леса. | 48 |
2.2.3.2. | Полевые исследования и описания почвенных разрезов. | 53 |
2.2.3.3. | Данные полевых исследований для создания электронный почвенной карты в программе ГИС WinGis. | 57 |
2.2.3.4. | Работа в WinGis/WinPLP. | 58 |
2.3. | Экономическая часть. | 79 |
2.3.1. | Нормы выработки и расценки на проектно-изыскательные работы. | 79 |
2.3.1.2. | Расчет экономического эффекта при выполнении ВКХ. | 80 |
2.4. | Охрана труда при выполнении почвенных полевых исследований. | 81 |
Заключение. | 87 | |
Список используемой литературы | 88 | |
Приложения | 95 |
Введение (2-3 страницы)
Название, тема, актуальность, проблема, противоречия, цели исследования, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи, методы, экспериментальная база, этапы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность, положения, выносимые на защиту.
Пример введения:
Темой дипломной работы является составление почвенной карты земельного участка средствами ГИС технологий и изготовление почвенных монолитов для лесного музея ЛЛК.
Актуальность данной темы обусловлена с одной стороны необходимостью обновить в музее ЛЛК устаревшие экспонаты, в том числе почвенные монолиты; с другой стороны, провести полевые почвенные исследования в рамках научно-исследовательской работы, установить зависимость между типами условий произрастания леса и почвами, показать возможности использования программа ГИС WinGis, которая получила распространение в лесном хозяйстве и связанным с ним землеустройстве и позволяет проводить полный комплекс работ по созданию и анализу электронных карт.
Таким образом, поставлена проблема исследования почвенных условий Лисинского лесничества, на территории которого расположен Лисинский лесной колледж и лесной музей колледжа. В рамках дипломной работы проводятся полевые исследования, закладываются почвенные разрезы в наиболее характерных лесорастительных условиях, делается описание разрезов и исследование почвенных образцов, создается почвенная электронная карта, которая в дальнейшем может являться основой для более детальных почвенных исследований.
Целью работы является разработка методики и выполнение почвенной карты земельного участка средствами ГИС технологий, изготовление почвенных монолитов для лесного музея ЛЛК.
Объектом исследования дипломника являются окрестности поселка Лисино-Корпус, а именно Лисинское и Перинское участковые лесничества. Предмет исследования - почвы.
Если дипломную работу использовать для дальнейшей научно-исследовательской деятельности, она окажется очень полезным подспорьем более детальных почвенных исследований. Также созданная карта может использоваться при проектировании различных лесохозяйственных и землеустроительных работ.
Задачами исследований являются анализ имеющейся литературы, сбор материалов для общей характеристики природных условий Тосненского района, знакомство с лесной организацией – объектом исследований, сбор материалов по основным процессам образования почв, по безопасному выполнению полевых работ.
Задачами практической части диплома являются полевые почвенные исследования, взятие почвенных монолитов, анализ почвенных образцов, обработка материалов полевых исследований.
Результативной частью работы является изготовление почвенных монолитов и электронных почвенных карт, расчет экономического эффекта от выполненной работы.
Методами исследований является полевые и лабораторные исследования, включающие подготовительный период, заложение почвенных прикопок, заложение и описание почвенных разрезов, камеральные исследования. Механический состав почвы определяется полевым методом. Для составления почвенной карты используется программа ГИС WinGis.
Экспериментальной базой работы является разработанная при кабинете почвоведения методика полевых исследований почв и разработанная при кабинете землеустройства методика использования программы ГИС WinGis.
Этапы работы: полевые почвенные исследования, включающие подготовительный, полевой периоды с заложением и описанием почвенных разрезов и взятием почвенных образцов и монолитов, обработка материалов полевых исследований, работа в WinGis/WinPLP и создание в этой программе почвенных карт.
Новизна исследований связана с использованием работы в WinGis/WinPLP и создание в этой программе почвенных карт. Исследования могут служить теоретической основой для планирования лесохозяйственных и землеустроительных работ.
Почвенные исследования имеют теоретическую значимость в плане подтверждения имеющихся данных о зависимости типов леса и типов почв. Практическая значимость работы заключается в выводах о возможности использования программы WinGis/WinPLP для составления почвенных карт и изготовлении почвенных монолитов для музея ЛЛК. Достоверность и обоснованность результатов работы подтверждается представленными в учебной и научной литературе данными о зависимости почвенных условий и типов леса.
На защиту диплома выносятся актуальность работы, ее цели и задачи, методы и этапы исследования, краткая характеристика лесной организации и почвообразовательных процессов, морфологических признаков почв и их механического состава, методика проведения полевых и камеральных работ, экономический расчет по стоимости произведенных работ, результативная составляющая работ: изготовление почвенных монолитов и электронных почвенных карт.
- Общая часть (не более 20 страниц).
1.1. Характеристика природных и экономических условий лесничества.
1.1.1. Общие сведения о лесничестве;
1.1.2. Лесорастительные условия;
1.1.3. Экономические условия района и объекта проектирования; |
1.1.4. Характеристика лесного фонда:
1.1.5. Распределение лесного фонда по категориям земель;
1.1.6. Распределение покрытой лесом площади и запасов по породам, классам возраста, бонитетам и типам леса;
1.2. Характеристика хозяйственной деятельности предприятия.
Пояснения к общей части:
Содержанием этой части являются сведения о природных и экономических условиях предприятия, лесном фонде и хозяйственной деятельности. Ее объем не должен превышать 20 страниц. При написании общей части следует обращать основное внимание на те вопросы, которые связаны с темой проекта. Материал общей части дается в виде таблиц и рисунков (графиков, диаграмм) с их анализом и выводами.
В подразделе Экономические условия района и объекта проектирования студенту следует кратко обрисовать экономическую обстановку, которая сложилась в районе расположения объекта проектирования: лесничества, лесозаготовительного предприятия, заповедника, национального парка и др. Освещать эти вопросы следует в рамках темы дипломной работы.
Например, если в данном подразделе отмечен дефицит рабочей силы в районе, то трудно будет обосновать проектируемые мероприятия, требующие увеличения численности работников.
Кроме того, в этом подразделе приводятся сведения по следующим вопросам: промышленность, сельское хозяйство, пути транспорта, население, значение лесного хозяйства в экономике района.
Промышленность. Основные отрасли промышленности района (лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлознобумажная, текстильная и т.д.). Главные промышленные предприятия.
Сельское хозяйство. Направления сельскохозяйственного производства (зерновое, мясомолочное и т.д.). Формы ведения сельского хозяйства. Ведение лесного хозяйства на землях сельскохозяйственных формирований.
Пути транспорта. Развитость дорожной сети в районе и в лесном фонде (количество километров дорог на 1000 га лесной площади). Обеспеченность дорожной сетью лесозаготовительного процесса и противопожарной охраны лесов.
Население. Численность и плотность населения в районе. Избыток или дефицит рабочей силы. Наличие в районе малочисленных коренных народов, связь условий их жизни с развитием лесопользования.
Значение лесного хозяйства в экономике района. Показатели производства и потребления древесины в районе. Побочное и рекреационное лесопользование.
Характеристика хозяйственной деятельности предприятия. В содержание раздела (8 – 10 страниц) должны входить следующие вопросы: организация лесного хозяйства, лесоуправление и лесная политика, лесопользование, структура производственной деятельности и управления лесничеством, лесохозяйственные работы, лесокультурные работы, охрана леса от пожаров и противопожарные мероприятия, основные производственные фонды лесничества и механизация лесохозяйственных работ, кадры лесничества, лесной доход и финансирование лесного хозяйства. Организация лесного хозяйства. Год проведения лесоустройства, категория сложности. Насколько выделенные лесоустройством хозчасти и хозсекции соответствуют целям и задачам лесного хозяйства. Лесоуправление и лесная политика. Перечень и краткая характеристика основных законодательных актов, регулирующих лесные отношения в данном лесничестве (Конституция республики, Устав области, Закон о лесопользовании. Закон о лесах и др.).
Лесопользование. Использование расчетных лесосек по видам пользования и годам в разрезе хозсекций. Распределение объемов рубок леса по субъектам лесопользования. Структура производственной деятельности лесничества определяется по удельному весу отдельных мероприятий в общем объеме производственных затрат либо по численности рабочих, либо по обоим показателям.
Структура управления может быть представлена в виде схемы, на которой отражается соподчиненность всех подразделений лесничества : участковых лесничеств, питомников, цехов, пожарно-химических станций и т.д. Лесохозяйственные работы. Выполнение плана лесохозяйственных мероприятий – работ по проведению рубок ухода, очистки от захламленности, отводу лесосек и т.д. рекомендуется представить. Особенно подробно описываются те мероприятия, которые сопряжены с темой дипломного проектирования. Для анализа охраны леса наряду с показателями выполнения производственной программы делается анализ горимости лесов: количество и площадь пожаров, причины лесных пожаров, затраты на тушение и размер ущерба. При описании основных производственных фондов лесничества приводятся стоимостные показатели: основные производственные фонды лесничества (млн.__руб.) всего и на 1 га лесной площади, перечень и характеристики тех основных производственных фондов лесного хозяйства, которые имеют отношение к теме дипломного проекта, показатели неиспользования основных фондов.
Кадры предприятия. Общая численность персонала по плану и фактически, по категориям: руководители, специалисты, служащие, рабочие. Квалификация руководителей и специалистов.
- Специальная часть.
2.1.Почвообразовательные процессы.
2.1.1.Подзолистый, дерновый, болотный почвообразовательный процессы; подзолистые, дерновые, дерново-подзолистые, болотно-подзолистые и болотные почвы, их характеристика, классификация. Здесь теоретическая информация из любых источников литературы.
2.1.2.Почвенные условия и типы леса.
Ниже в задании есть таблицы по этому вопросу.
2.2.Морфологические признаки почв лесной зоны. Здесь теоретическая информация из любых источников литературы.
2.3.Механический состав почв, его влияние на лесорастительные свойства, методы определения. Здесь теоретическая информация из любых источников литературы.
2.4.Гумус, его состав и значение, методы определения количества гумуса в почве. Здесь теоретическая информация из любых источников литературы.
2.5.Влияние рубок (или пожаров) на почвы.
При описании влияния пожаров или рубок на почвы необходимо проработать не менее 10 источников литераторы (статьи или отдельные главы учебников, сборников) и сделать обзор имеющейся по данной теме информации. Излагая информацию, можно использовать следующие приемы и выражения:
Автор … считает, что….
Автор …. делает выводы…
Автор… доказывает….
Из статьи автора… видно, что….. т.д.
При обзоре обязательно давать ссылки на используемую литературу с указанием страниц, желательно иллюстрировать текст таблица и диаграммами.
2.6. Полевые почвенные исследования.
2.6.1.Подготовительный период (выкопировка исследуемого квартала, изучение лесоводственно – таксационной характеристики, природных условий, составление плана заложения почвенных разрезов и прикопок, выбор маршрута). Теоретический материал и конкретные примеры исследуемого квартала в исследуемом лесничестве.
2.6.2. Полевой период.
2.6.2.1.Рекогносцировочные (обзорные) исследования. Теоретический материал и конкретные примеры исследуемого квартала в исследуемом лесничестве.
2.6.2.2. Детальные почвенные исследования. Заложение и описание почвенных разрезов, прикопок. Отбор почвенных образцов. Теоретический материал и конкретные примеры исследуемого квартала в исследуемом лесничестве.
2.6.3.Описание почвенных разрезов. Теоретический материал и конкретные примеры исследуемого квартала в исследуемом лесничестве.
Пример оформления описания почвенного разреза:
№ почвенного разреза - 1
Дата – 16.10.2014
Географическое положение: Ленинградская область, Тосненский район, Лисинское участковое лесничество квартал 206 выдел 60.
Геологическое строение, рельеф, место заложения почвенного разреза: почвенный покров лежит на озёрно-ледниковых отложениях (ленточные глины). Рельеф ровный, положение ровное.
Название почвы: дерново-подзолистая
Материнская почвообразующая порода: ленточные глины.
Глубина разреза: 1м
Уровень грунтовых вод: не вскрыты
Почвенные горизонты и их характеристика:
- Знак горизонта – А0, мощность – 3 см, название – лесная подстилка, окраска – бурая, новообразования и включения – лесной опад, граница - ровная, характер перехода – резкий.
- Знак горизонта – А1, мощность – 14 см, название - гумусовый , окраска – тёмно серая, структура - комковатый , сложение - плотное , новообразования и включения – гумус, корни, механический состав – средний суглинок , влажность - свежая , граница - волнистая, характер перехода – заметный.
- Знак горизонта – А2 , мощность – 7см , название - подзолистый , окраска - белёсый, структура – бесструктурный, сложение - плотное, новообразования и включения - кремнезём, механический состав – средний суглинок, влажность - свежий, граница - размытая, характер перехода –постепенный.
- Знак горизонта - B, название - иллювиальный, окраска – серо коричневый, структура – бесструктурный, сложение - плотное, новообразования и включения – соединение железа и маргарина, механический состав – тяжёлый суглинок, влажность – свежий.
Древесный полог: ель, берёза, сосна, лиственница.
Подлесок: рябина
Травяной и моховой покров: зелёные мхи, кислица, черника, ветреница, зеленчук, брусника.
Возобновление: еловое.
Тип леса: ельник - черничник свежий
бонитет :II
2.6.4. Данные полевых исследований для создания почвенной карты.
№ почвенного разреза, прикопки | Наименование участкового лесничества, № квартала, № выдела | Характеристика лесорастительных условий | Почвы |
Пример таблицы:
№ почвенного разреза | Наименование участкового лесничества, № квартала, № выдела | Характеристика лесорастительных условий | Почвы |
1 | Лисинское участковое лесничество, квартал 206, выдел 60 | Ельник, черничник свежий II бонитет. | Дерново-подзолистая |
2 | Лисинское участковое лесничество, квартал 206, выдел 34 | Ольшаник таволговый, II бонитет. | Дерново-глеевая |
3 | Лисинское участковое лесничество, квартал 206, выдел 66 | Сенокос, пойма реки | Дерновая пойменная |
4 | Перинское участковое лесничество, квартал 65 , выдел 3 | Ельник, черничник влажный, III бонитет. | Торфяной подзол |
5 | Перинское участковое лесничество, квартал52, выдел 18 | Сосняк сфагновый, V бонитет | Торфяник |
2.7. Камеральный период.
2.7.1. Анализ почвенных образов. Определение механического состава и процентного содержания гумуса в исследуемых образцах почвы. Конкетные данные.
Таблица №….. Анализ почвенных образов
Лесничество, квартал, выдел, номер прикопки или разреза | Механический состав | Процентное содержание гумуса |
2.7.2. Обработка материалов полевых исследований. Составление полевой почвенной карты. Теоретический материал и конкретно пошаговое описание, как составлялась карта, какие выбраны условные обозначения. Сама карта будет представлена в приложениях. На приложения надо сделать ссылку.
Пример оформления таблицы к карте:
Участковое лесничество | № разреза, приклпки | № квартала | № выдела | Тип леса | Таксационное описание | Почва | Окраска выдела |
1 | Дерново-подзолистая | Красный | |||||
2 | Дерновая лесная глеевая | Синий | |||||
3 | Дерновая пойменная | Голубой | |||||
4 | Торфяной подзол | Светло-зеленый | |||||
5 | Торфяник | Темно-зеленый |
2.7.3. Составление электронной почвенной карты. Выбор программного обеспечения (как раскрасить почвенную карту, то есть электронный планшет, какую программу и почему выбрали, как ее использовали).
Необходимо выбрать программное обеспечение для создания карты в электронном виде. Выбрать программу можно, исходя из следующей информации:
Графические редакторы
Графические редакторы предназначены для создания и обработки цифровых графических файлов. В их структуре имеются средства редактирования растров, а так же средства создания векторной графики. это в значительной степени обеспечивает получение обработанных графических файлов различных форматов.
Adobe Photoshop
Adobe Photoshop — многофункциональный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. В основном работает с растровыми изображениями, однако имеет некоторые векторные инструменты. Продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений, и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. В настоящее время Photoshop доступен на платформах Mac и Windows.
По своим эксплуатационным и функциональным возможностям Photoshop является пожалуй самой совершенной среди аналогичных себе программ обработки растровой и векторной графики и пользуется заслуженным успехом в среде компьютерных дизайнер.
Среди множества достоинств можно выделить наиболее главные:
-очень высокое качество обработки и сохранения изображений;
-простота и удобство в эксплуатации и обучении;
-богатейшие возможности, которые позволят выполнять любые мыслимые и немыслимые операции по созданию, обработке и сохранению изображений;
-широкие границы возможностей по автоматизации обработки растровых и векторных изображений, базирующихся на использовании различных сценариев;
-современнейший механизм работы с цветовыми гаммами профиля, допускающий их включения в файлы изображений, с целью автоматической корректировки цветовых параметров при выводе на печать для разных устройств;
-богатый набор команд фильтрации и эффектов, которые помогают создавать самые разнообразные художественные эффекты.
Paint Shop Pro
Paint Shop Pro (также PSP) — растровый графический редактор, выпускаемый компанией Jasc Software с 1992 года. Позже спектр функций был расширен для работы с векторной графикой. В октябре 2004 года Corel купила компанию Jasc и права на распространение Paint Shop. В 2005 году Corel выпустила первую собственную версию PSP под названием Corel Paint Shop Pro X. Начиная со следующей версии, программа называется Corel Paint Shop Pro Photo.
Полезные функции:
-Автоматическая загрузка изображений с фотоаппарата.
-Мгновенное исправление распространенных проблем, таких как красные глаза, цветность и резкость.
-Всего несколькими щелчками мыши можно добавить специальные эффекты к фотографиям, тексту и проектам.
-Для точной настройки изображений в соответствии с личными предпочтениями доступны усовершенствованные инструменты редактирования.
-Печать, отправка по электронной почте и показ фотографий в Интернете.
Системные требования:
-Microsoft® Windows Vista® или Windows® XP с установленными последними версиями пакетов обновления
Paint
Paint - полноценный графический редактор, обладающий широкими возможностями по обработке изображений. Программа позволяет обрабатывать изображения таких форматов: PNG, JPEG, JPG, GIF, BMP, TIF, TIFF, JPE, JFIF, TGA, DDS, PDN.
Системные требования редактора умеренные – достаточно активное использование задействует около 40 Мбайт ОЗУ. Программа мгновенно реагирует на все команды пользователя, какие-либо задержки не наблюдаются даже на «слабеньких» компьютерах.
Геоинформационные системы
Геоинформационные системы представляют собой комплекс электронного, оптического оборудования и программного обеспечения для получения, обработки, хранения, экспорта и импорта информации о пространственно размещенных объектах. Системы позволяют обрабатывать с помощью периферийного оборудования графическую, текстовую и цифровую (тематическую) информацию, полученную как по материалам на твердых носителях (рисунок, карта, чертеж, АФС, КС), так и цифровым материалам (в электронной форме).
Компьютерные средства обработки и получения информации представляют из себя технологическую цепочку, состоящую как правило из сканера (дигитайзера), компьютера, программного обеспечения ГИС и средств вывода информации (монитора, принтера, плоттера).
Документы, создаваемые в ГИС, носят название картографического произведения или проекта.
Проекты создаются различными ГИС в виде набора связанных файлов (MapInfo) или в виде одного файла (WinGis) с набором тематических слоев.
ГИС WinGis
Программа WinGIS разработана австро – голландской фирмой Progis. На российском рынке интересы фирма представляла фирма Astrogis (Москва). ГИС активно развивалась в период с 1993 – 2003г. После смерти владельца программа практически перестала развиваться, хотя она продается и даже выходят новые версии. В России “WinGIS” получил некоторое распространение в лесном хозяйстве и связанным с ним землеустройстве.
WinGIS - профессиональная ГИС, которая удовлетворяет требованиям пользователя. Позволяет проводить полный комплекс работ по созданию и анализу электронных карт, включая цифрование на дигитайзерах и по снимкам.
ГИС MapInfo
В настоящее время ГИС MapInfo Professional является признанным лидером в области цифрового картографирования. В дополнение к традиционным для СУБД функциям, MapInfo позволяет собирать, хранить, отображать, редактировать и обрабатывать картографические данные, хранящиеся в базе данных, с учетом пространственных отношений объектов.
ГИС многофункциональна и обеспечивает корректную связь с обменными векторными форматами САПР и геоинформационных систем: AutoCAD (DXF, DWG), Intergraph/MicroStation Design, ESRI Shape файл, ARC/INFO Export, а также растровые карты в форматах GIF, JPEG, TIFF, PCX, BMP, MrSID, PSD, ECW, BIL (снимки SPOT) и GRID (GRA, GRD). В MapInfo можно отображать данные, полученные с помощью GPS и других электронных геодезических приборов.
ГИС обеспечивает импорт экспорт файлов в Excel, Access, xBASE, Lotus 1-2-3 и текстовые форматы, в которых кроме атрибутивной информации могут храниться координаты точечных объектов.
ГИС MapInfo может выступать в роли «картографического клиента» при работе с такими известными СУБД, как Oracle и DB2, поскольку поддерживает эффективный механизм взаимодействия с ними через протокол ODBC. Более того, доступ к данным из СУБД Oracle возможен и через внутренний интерфейс (OCI) этой базы данных.
Автоматизированные проектные системы
Автоматизированные проектные системы (САПРы) могут быть представлены, например, широко распространенным AutoCAD.
AutoCAD - двух- и трёхмерная система автоматизированного проектирования и черчения, разработанная компанией Autodesk. Первая версия системы была выпущена в 1982 году. AutoCAD и специализированные приложения на его основе нашли широкое применение в машиностроении, строительстве, архитектуре и других отраслях промышленности.
Отличительной особенностью данной программы является весьма удобный интерфейс, который позволяет приближать или отдалять изображение на экране компьютера, используя функции панорамирования.
Кроме основных функций данной программы, то есть функций создания различных чертежей, программа позволяет эффективно привязывать к графическим объектам программы, другие объекты, которые могут храниться во внешней базе данных.
Гис WinGis и её применение для изготовления тематических карт
WinGIS, как отмечалось выше, профессиональная ГИС, которая удовлетворяет требованиям пользователя. Позволяет проводить полный комплекс работ по созданию и анализу электронных карт. Отличительной особенностью ГИС служит возможность формирования графической информации (растра карты или карт) в одном файле, но на разных тематических слоях.
Картографические объекты размещаются на нескольких информационных слоях, каждый из которых имеет свои атрибуты: цвет, стиль и ширину линий, а также шаблон, цвет и прозрачность штриховки полигонов. Самый верхний слой имеет самый старший приоритет и стоит в иерархии слоев на первом месте. Объекты, расположенные на верхнем слое, если они не являются прозрачными, закрывают объекты, расположенные на нижних слоях. Исключение составляют прозрачная штриховка и прозрачный текст. Если какой-нибудь слой выключается, то объекты, расположенные на этом слое, не отображаются на экране монитора. При нормальном режиме (в отличии от режима прозрачности) активным является включенный слой, расположенный выше других включенных слоев. Все манипуляции в графическом редакторе осуществляются на активном слое.
Возможности WinGis
Пользователю системы предоставляются следующие возможности, обеспечиваемые средствами графического редактора WinGis:
- Автоматическое определение площадей,
- Измерение расстояний по карте,
- Получение графической копии электронной карты области или ее фрагмента на принтере ил плоттере (включая предварительный выбор устройства вывода на печать и настройку параметров печати),
- Включение/выключение отдельных слоев информации, изменение иерархии слоев, а также изменение атрибутов слоя (стиля, толщины и цвета линий, стиля и цвета закраски площадных объектов),
- Выбор активного слоя из перечня включенных слоев,
- Различные варианты поиска и выделения графических объектов,
- Настройка параметров отображения выделенных графических объектов,
- Увеличение/уменьшение масштаба изображения графической информации на экране монитора,
- Генерализация изображения на любом из слоев, в зависимости от масштаба отображения графической информации на экране монитора.
2.7.4. Сравнительный анализ почвенных разрезов в однотипных лесорастительных условиях почв до и после рубки (или пожара). Желательно для наглядности составить таблицу, сделать вывод, изменились ли характеристики почв и как. Если нет, сделать вывод, что почва в данном конкретном случае после рубки или пожара не отличается от почвы на лесном участке, не подвергшемся рубке или пожарам.
Разрез № 1 | Разрез № 2 (после рубки или пожара) | |
Тип леса, ТЛУ (должны быть одинаковы у обоих разрезов) | ||
Почва | ||
Описание горизонтов: Ао | ||
А1 | ||
А2 | ||
В | ||
Механический состав гумусового горизонта | ||
Процентное содержание гумуса в гумусовом горизонте | ||
и т.д. |
2.8.Практические рекомендации по повышению плодородия почв и их рационального использования. Лесохозяйственные мероприятия.
2.9. Охрана труда при выполнении почвенных полевых исследований (инструкция по охране труда).
Можно за основу взять следующую инструкцию:
Общие требования безопасности.
- Каждый студент перед началом практики должен пройти первичный инструктаж по охране труда с его регистрацией в журнале инструктажей. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится со студентами, перед выполнением новых видов работ. Перед началом работы студенты должны быть ознакомлены с данной инструкцией.
- Студент обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, установленные для данного колледжа, режим труда и отдыха, выполнять распоряжения преподавателя, требования данной инструкции.
- Всем студентам перед выходом на полевые работы в районы, зараженные клещевым энцефалитом, должны быть сделаны соответствующие прививки.
- Опасные и вредные производственные факторы: движущиеся машины, падающие деревья и их части; ветровальные, буреломные, фаутные зависшие, сухостойные и иные опасные деревья, подрост, кустарник, иная растительность; заболоченная местность, водные преграды; повышенные температуры воздуха, ливень, гроза, энцефалитный клещ, мошка и иные кровососущие насекомые; лесной пожар.
- Воздействие опасных и вредных производственных факторов: травмы, утомляемость, снижение работоспособности, заболеваемость.
- Все виды работ выполняются группами, состоящими не менее чем из 2 человек, один из которых назначается старшим.
- Каждый студент на маршруте должен иметь в легкодоступных местах (карманы, полевая сумка) флягу с кипяченой водой (чаем), небольшое количество быстроусваиваемых продуктов, спички в целлофановом пакете, компас, карту.
- При происшествии несчастного случая студент обязан сообщить о нем непосредственному руководителю работ (преподавателю или старшему группы), оказать пострадавшему необходимую первую помощь, при необходимости и возможности принять меры к доставке пострадавшего в медицинское учреждение. По возможности сохранить обстановку несчастного случая.
- Перевозка студентов должна осуществляться только на специально оборудованном автомобильном транспорте. Грузовой автомобиль, если он используется для перевозки людей, должен быть оборудован кузовом-фургоном, лестницей для посадки, сидениями, сигнализацией из кузова-фургона в кабину водителя, освещением, оснащен аптечкой, огнетушителем.
- При перевозке студентов, должно быть назначено лицо, ответственное за безопасную перевозку в автобусе, а при перевозке людей в кузове-фургоне грузового автомобиля - 2 человека, один должен находиться в кузове, а другой в кабине автомобиля. Фамилии ответственных лиц записываются в путевой лист. Скорость движения при перевозке людей автотранспортом не должна превышать 60 км/час.
- Запрещается перевозить людей в не кабины автомобиля, трактора, самосвала, на грузовом прицепе /полуприцепе/, а также в буксируемых средствах.
- Для прохождения практики в лесу необходимо иметь резиновые сапоги, перчатки, плотную закрытую одежду, головной убор.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Проверить соответствие по росту и размеру, комплектность, исправность и одеть спецодежду, спец обувь и предохранительные приспособления (по выполняемой работе). Застегнуть пуговицы, убрать волосы под головной убор, особое внимание при пеших переходах уделить правильной заправке носков, исключающей возможность потертости ног, дополнительной влагостойкой обработке сапог.
2.2. Убедиться в наличии и исправности компаса, наличии маршрута перехода, медицинского пакета, запаса воды, питания, спичек в непромокаемой оболочке, при работе в заболоченной местности - шеста и веревки.
2.3. Осмотреть инструменты, необходимые для выполнения соответствующих видов работ, убедиться в их исправности: деревянные ручки топоров должны быть прочными и гладкими, топоры прочно насажены и расклинены заершенными клиньями, на конце топорища должно быть утолщение для удержания топора в руках, для переноски топора нужно надеть специальный чехол, мерные инструменты переносятся также в чехлах.
2.4. Лопаты должны быть крепко прикреплены к черенкам и наточены.
2.5. Перед выходом на маршрут на месте выхода (в колледже) оставляются сведения: схема маршрута, время выхода, время в пути и время возвращения, количество человек, цель выхода.
- Студент обязан выполнять только задание и работу, которую поручил ему преподаватель.
- Если предполагается выполнение работы студентами в разных местах, то группа делится на бригады, в которых назначается бригадир (старший) из числа студентов. Бригадир следит за выполнением задания и выполнением правил безопасности. По всем вопросам, затруднениям, происшествиям бригадир незамедлительно связывается с преподавателем (мастером), если тот не находится в непосредственной близости к студентам данной бригады.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Пешие переходы.
- Рекомендовано планировать пеший переход в лесной равнинной местности со средней скоростью движения - 3 км/час, через 2 часа ходьбы предусматривается 10-минутный отдых.
- Движение по лесу осуществляется гуськом, на безопасном расстоянии 2-3 м друг за другом, колонну возглавляет преподаватель или старший бригады. Необходимо соблюдать осторожность, учитывать пружинящие свойства ветвей и кустов, опасность корней, наплывов, ям, о которые можно споткнуться, в зарослях при движении можно использовать топорик.
- Во время движения запрещается курить, громко разговаривать, кричать и свистеть.
- При отставании одного из группы на расстояние потери видимости, движение прекращается и принимаются меры к его розыску.
- При ухудшении метеоусловий движение прекращается, изыскивается безопасное место для временного отдыха. Передвижение в темное время суток запрещено.
- При движении по дороге необходимо двигаться по обочине навстречу движения транспорта.
При переходе через железную дорогу необходимо остановиться и убедиться в отсутствии приближающегося поезда.
3.2. Преодоление водных преград.
- При переправе реки вброд установить глубину, характер дна, скорость реки.
- Брод обозначается вехами по обе стороны от его оси на расстоянии 1,5-2 м, обозначаются также коряги и другие опасные места. Переход группы страхуется с берега (переправочная веревка, закрепленная на 2 берегах и скользящие по ней петли).
- При переходе брода в одиночку необходимо упираться шестом перед собой, подстраховываться веревкой, обвязав один конец вокруг груди, а другой конец закрепить на берегу за дерево. Переходить речку под углом, навстречу течению, лицом к предполагаемой точке выхода на противоположном берегу.
- Запрещается переходить речку по завалам, заторам и пыжам, выступающим камням и различным предметам на плаву (льдина, бревно и т.д.).
3.3. Передвижение по заболоченной местности.
- Наибольшей опасностью при передвижении по болотам является возможность попасть в "окно", что может привести к постепенному засасыванию в трясину и, если своевременно не будет оказана помощь или не приняты личные меры безопасности, человек может утонуть.
- При передвижении по болотам стараться обходить места с яркой, сочной и более высокорослой зеленью, что является вероятным признаком "окон". На более топких местах болот растут более чахлые, тонкие деревья, с большим количеством сухостоя, размещаются деревья в топких местах куртинками.
- Зыбкие торфяные болота необходимо переходить, располагаясь на расстоянии 8-10 метров друг от друга. В особо опасных местах не следует двигаться след в след, в очень топких местах следует делать настил из жердей и веток.
- В случае провала в болото необходимо успеть расположить шест поперек образовавшейся ямы и, опираясь на него, ползком выбираться, не делая резких движений, подкладывая под себя ветки, жерди. В этом случае тонущего может выручить веревка или шест, брошенные спасающим с устойчивого места.
3.4. Самовольное отклонение от маршрута запрещено, о любых вынужденных отклонениях (разведка, обход опасного места и т.д.) предварительно необходимо поставить в известность преподавателя и что-либо предпринимать только с его согласия.
3.5.Постоянно контролировать присутствие на маршруте впереди идущего, о его исчезновении немедленно сообщить преподавателю.
3.6.Полевые работы. Почвоведение.
3.6.1. Почвенная яма выкапывается размером 130 на 130 сантиметров, глубина – 130 см или в зависимости от уровня грунтовых вод, ориентируется длинной стороной с севера на юг.
3.6.2. Почвенный разрез копают одновременно не более 2-х человек, лесная постилка и гумусовый горизонт складываются слева от почвенной ямы, остальные горизонты справа. Северная сторона не затаптывается. От человека, копающего землю (почвенный разрез или прикопку), необходимо отступать не менее, чем на 2-3 метра.
3.6.3.После изучения почвенного разреза, яма закапывается о обратном порядке.
3.6.4. Работы по промеру, изготовлению и постановке пикетных кольев выполняются звеном 2-3 человека под контролем старшего в светлое время суток. Мерную ленту необходимо переносить в свернутом виде.
3.6.5. Забивать колья следует боковой стороной обуха топора, расположив лезвие в сторону от себя.
3.6.6.Переносить лопату следует ножом вниз. На месте работу, пока лопата не нужна, положить ее на землю, не втыкать в землю, пни, деревья.
3.6.7. Не бросать топор в сторону людей, не втыкать его в деревья.
3.6.7. Не бросаться друг в друга землей, шишками, ветками, насекомыми, лягушками и прочим материалом, который может попасть в глаза, напугать, травмировать человека.
- Не брать в рот незнакомые растения, не пить воду из открытых источников.
- Не толкать сухостойные деревья, не стоять под зависшими деревьями.
- Не толкать друг друга.
- Не брать в руки взрывоопасные и подозрительные предметы без разрешения преподавателя.
- Не брать в руки ежей, змей, птенцов, птичьи яйца и другую живность, встреченную в лесу. Помнить, что мы пришли в «их дом».
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1 Если вы заметили исчезновение одного из студентов, необходимо приостановить выполняемый вид работы и о происшествии сообщить непосредственному руководителю (преподавателю, мастеру, бригадиру).
4.2. Заблудившиеся должны четко знать и выполнять порядок выхода из сложившейся аварийной ситуации: убедившись, что вы заблудились, остановиться и попробовать определить свое местоположение на карте-схеме, для чего определить стороны света согласно биологическим особенностям произрастания деревьев, расположению солнца; далее определить, в какой стороне и на каком расстоянии находятся четкие ориентиры (ручьи, реки, линии электропередач, триангуляционные вышки, геодезические профили и т.д.); после этого оценить запас сил, питания, спичек и других факторов жизнеобеспечения и принять решение о дальнейшем поведении; при продолжении движения оставлять информацию в виде записок, отметин на деревьях, указывающих направление движения; необходимо, зная о том, что уже приняты меры к розыску, во время остановок разводить сигнальные костры, соблюдая правила пожарной безопасности в лесу.
4.3. Если, проанализировав свои силы, запасы питания, воды, спичек, других средств жизнеобеспечения, вы пришли к выводу о прекращении дальнейшего движения, необходимо разбить лагерь на возвышенном и свободном от растительности месте, развести костер, постоянно поддерживая его горение. Услышав шум самолета, вертолета, усиливать его дымление, подавать сигналы.
4.4. Во время розыска заблудившихся нельзя переносить основной лагерь в другое место. Надо установить время подачи звуковых и световых сигналов, прекратить в это время все виды работ, сопровождающиеся шумом (всем слушать тишину).
4.5 . Во время грозы необходимо:
- все работы и передвижения по лесу прекратить; укрыться в помещении, а при его отсутствии машины, механизмы, металлические орудия производства и предметы расположить на расстоянии не ближе 10 м от людей;
- занять безопасное место на поляне, участке молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга, в горной и холмистой местности ближе к середине склона, по возможности расположиться на сухом материале (валеж, береста).
Запрещается: находиться в движении; на опушке леса, вершине горы, возвышенности; находиться у рек и озер; прятаться под отдельно стоящими деревьями, камнями и прислоняться к ним; располагаться рядом с опорами и под ЛЭП, возле триангуляционных знаков и других вышек и знаков.
4.6. При возгорании леса принять меры к его тушению имеющимися средствами, о возгорании сообщить непосредственному руководителю, при угрозе для жизни - покинуть опасную зону, учитывая факторы жизнеобеспечения (места укрытия, пути отхода, средства индивидуальной защиты).
4.7. При происшествии несчастного случая оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости принять меры к его доставке в медицинское учреждение, сообщить непосредственному руководителю.
4.9. Купание во время практики не разрешается, а купание во время грозы крайне опасно.
4.10. Первая помощь пострадавшим оказывается немедленно на месте происшествия. Раны следует перевязывать, используя индивидуальный пакет, чистые бинты. Если кровь бьет сильной струей, следует быстро придавить пальцем кровеносный сосуд. Если кровотечение не остановилось, то нужно перетянуть конечность выше раны жгутом, с указанием времени наложения жгута. Жгут накладывают не более чем на 2 часа. После остановки кровотечения пострадавшего следует уложить не поднимая головы и приподняв ноги.
4.11.При укусах змей, ядовитых насекомых вызывать или усилить кровотечение, облить место укуса спиртом, прижечь марганцовкой и отправить в больницу.
4.12. В случае ожога, при образовании покраснения сделать примочку из спиртосодержащего раствора питьевой соды.
4.13. При переломах, вывихах, ушибах, растяжении суставов на поврежденное место наложить холодную примочку.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1.Очистить, привести в порядок инструменты и рабочее место.
5.2. Снять спецодежду, обувь и предохранительные приспособления, очистить от грязи и пыли, поместить на хранение в отведенное место.
5.3. Возвратившись из леса, необходимо проверить и убедиться в отсутствии клещей на теле и одежде. В случае обнаружения впившегося клеща обратиться в поликлинику.
5.4. После выполнения самостоятельной работы в лесу (работа в бригадах) обязательно всем учащимся отметиться по возвращении у преподавателя.
2.10. Экономическая часть.
2.10.1. Нормы выработки и расценки на проектно-изыскательные работы.
2.10.2.Нормы выработки на почвенные изыскания.
2.10.3.Расчет экономического эффекта при выполнении работы.
Использовать можно данные: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-praktika/r5p.htm
Типовые нормы выработки и расценки на работы, выполняемые проектно-изыскательскими центрами и станциями агрохимической службы
Например:
НОРМА ВЫРАБОТКИ В ЧЕЛ.-МЕСЯЦ - РАЗРЕЗОВ (ПРИКОПОК) НОРМА ВЫРАБОТКИ В ЧЕЛ.-ДЕНЬ - РАЗРЕЗОВ (ПРИКОПОК)
--------+--------------------------------------------------------------------------------
¦Масштаб¦ Категории сложности территории ¦
¦ +---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ V ¦
¦ +---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
¦ ¦Нормы выработки¦Нормывыработки¦Нормывыработки¦Нормывыработки¦Нормы выработки¦
¦ +-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦в чел.-¦в чел.-¦в чел.-¦в чел.-¦в чел.-¦в чел.-¦в чел.-¦в чел.-¦в чел.-¦в чел.-¦
¦ ¦месяц ¦день ¦месяц ¦день ¦месяц ¦день ¦месяц ¦день ¦месяц ¦день ¦
+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Закладка разрезов ¦
¦ ¦
¦1:5000 ¦148 ¦7 ¦127 ¦6 ¦127 ¦6 ¦127 ¦6 ¦106 ¦5 ¦
¦1:10000¦127 ¦6 ¦106 ¦5 ¦106 ¦5 ¦106 ¦5 ¦85 ¦4 ¦
¦1:25000¦106 ¦5 ¦85 ¦4 ¦85 ¦4 ¦64 ¦3 ¦64 ¦3 ¦
¦1:50000¦85 ¦4 ¦64 ¦3 ¦64 ¦3 ¦64 ¦3 ¦42 ¦2 ¦
¦ ¦
¦ Закладка прикопок ¦
¦ ¦
¦1:5000 ¦551 ¦26 ¦530 ¦25 ¦509 ¦24 ¦488 ¦23 ¦403 ¦19 ¦
¦1:10000¦488 ¦23 ¦466 ¦22 ¦445 ¦21 ¦424 ¦20 ¦360 ¦17 ¦
¦1:25000¦360 ¦17 ¦339 ¦16 ¦318 ¦15 ¦297 ¦14 ¦254 ¦12 ¦
¦1:50000¦318 ¦15 ¦297 ¦14 ¦276 ¦13 ¦254 ¦12 ¦170 ¦8 ¦
--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
Источник : Типовые нормы выработки и расценки на работы, выполняемые проектно-изыскательскими центрами и станциями агрохимической службы
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
Выводы и заключение.
Пример:
Дипломная работа имела две основные цели: изучение почвенных условий окрестностей поселка Лисино-Корпус (Лисинское и Перинское лесничества), изготовление почвенных монолитов наиболее распространенных почв в окрестностях поселка для лесного музея Лисинского лесного колледжа.
По результатам камеральных и полевых исследований установлено, что в Лисинском лесничестве распространенными типами леса являются ельники- черничники свежие и влажные с дерново-подзолистыми и болотно-подзолистыми почвами, сосняки сфагновые с болотными почвами, также имеют место поймы рек с дерновыми пойменными почвами и травяно-болотные типы леса, например, ольшаники, с дерно-глеевыми почвами.
Для изготовления почвенных карт использовалась программа ГИС WinGis, которая получила распространение в лесном хозяйстве и связанным с ним землеустройстве и позволяет проводить полный комплекс работ по созданию и анализу электронных карт.
Почвенные карты, представленные в работе, не являются окончательными, это лишь их проекты, которые созданы в системе ГИС WinGis на основе полученных полевых данных в рамках дипломной работы, они позволяют визуально показать, какие площади лесничества заняты дерново-подзолистыми, болотно-подзолистыми, дерновыми пойменными и дерно-глеевыми почвами. На основе полученных примерных электронных карт возможно проводить дальнейшие полевые исследования почв и научно-исследовательскую работу.
Для музея изготовлено пять почвенных монолитов, включающих дерно-подзолитые, дерново-глеевые, дерновые пойменные, болотно-подзолистые (торфяной подзол) и болотные почвы.
Приложения.
Почвенная карта.
Бланки описания и фотографии почвенных разрезов.
Библиографический список.
При написании каждой главы необходимо давать ссылки на используемую литературу с указанием источника, автора, названия, года издания и номеров страниц, также можно давать ссылки на сайты Интернет-ресурса с обязательным названием сайта на русском языке .
Пример:
В тексте диплома:
2.2.3.1..Почвенные условия и типы леса.
Рисунок 11. Таблица. Почвенные условия и типы леса
Тип условий произрастания | Тип леса | П о ч в ы | Бони тет |
хорошо дренированы, покрыты зелеными мхами | Зеленомошники: Е-кисличник С-кисличник Е-черничник С-черничник Е-брусничник C-брусничник. | Среднеподзолистые с малоразвитым грубогумусным покровом То же, песчаные Сильноподзолистые с мощным грубогумусным покровом Средне и –сильноподзолистые торфянистые (более влажные) Сильподзолистые грубогумусные легкие Сильноподзолистые и подзолы (более сухие) | I-II I II-III II III II-III |
2. Торфянистые или торфяно-подзолистые, менее дренированные, на равнинах и слабых склонах, в покрове присутствует мох кукушкин лен | Долгомошники: Е-долгомошник C-долгомошник | Торфянисто-подзолисто-глееватые с мощным грубогумусным покровом, тяжелые То же, легкие | IV III-IV |
3. Торфяные, слабодренированные грубогумусная подстилка, покрыты сфагновыми мхами | Сфагновые: Е-сфагновый С-сфагновый | Торфяно-глеевые Торфяники и торфяно-глеевые | V IV-Vа |
4. Избыточно-увлажненные проточными водами | Травяные (лог): Е-травяной Е-травяно-сфагновый C-травяной | Торфянисто-перегнойно-глеевые с маломощной грубогумусной или модергумусной подстилкой Торфяно-глеевые грубогумусные Дерново-подзолистые песчаные | II III-IV I-II |
5. Хорошо дренированные на карбонатных отложениях, мягкогумусные | Сложные: Е-липовый Е-дубовый C-липняковый С-лещиновый С-дубовый | Слабоподзолистые, скрытоподзолистые, перегнойно-карбонатные, (мягкогумусные) Слабо –и-среднеподзолистые, более легкие, достаточно увлажненные | I-II Iа |
6. Сильно-дренированные, песчаные, малоразвитые | С-лишайниковый | Поверхностно-оподзоленные, (гдеА0 -2см, А1А2 -2-3 см, В -40см, профиль маломощный) | III-IV |
Рисунок 12.Таблица Лесорастительные условия и типы леса.
Лесорастительные условия | Типы леса | |||
Режим увлажнения | Особенности микрорельефа | Почвообразующие материнские породы | Мех состав | |
Почвы сильно дренированы | Повышенные элементы рельефа- верхняя часть холмов, надпойменные террасы | Пески различного происхождения (моренные, водно-ледниковые, древние аллювиальные) | Пески, супеси | С - беломошники |
Почвы хорошо дренированы | Повышенные элементы рельефа- повышенные части холмов и склонов, зандровые равнины | Древние аллювиальные пески, песчаные каменистые морены | С- брусничники | |
Пески, часто карбонатные | С – кислич- ники | |||
Пески, менее сухие | Е-брусничники | |||
Пониженные элементы рельефа – равнины, плавные понижения, нижние части пологих склонов | Моренные (валунные) супеси и пески – более влажные | С- чернич- ники | ||
Повышенные элементы рельефа – равнины, пологие склоны | Моренные (валунные) суглинки, покровные (безвалунные) суглинки, часто карбонатные | Легкие и средние суглинки | Е- кислич- ники | |
Тяжелые суглинки | Е - кисличники-чернич- ники | |||
Почвы менее дренированные | Пониженные элементы рельефа- равнины с ослабленным стоком, нижние части пологих склонов, вогнутые понижения водоразделов, окраины болот. | Ленточные глины, покровные суглинки | Средние, тяжелые суглинки | Е - черничники |
Покровные суглинки, ленточные глины | Е – долгомош ники | |||
Древнеаллювиальные, водно - ледниковые супеси | Супеси | С – долгомош ники | ||
Почвы слабо-дренированные почвы
| Покровные суглинки и глины Ленточные глины | Тяжелые суглинки, глины | С - сфагновые | |
Плоские водоразделы, низины, плавные понижения среди равнин | ||||
Почвы избыточно увлажненные проточными водами | Склоны, пониженные и плоские участки, долины ручьев с высоким уровнем грунтовых вод, поймы рек | Суглинки покровные, суглинки моренные, суглинки аллювиальные | Суглинки | Е – осоко-травяно-сфагновые |
Пески различного происхождения, подстилаемые суглинками | Пески, супеси | С – травяно-болотные | ||
Пески различного происхождения | С – травяные | |||
Древние аллювиальные отложения, покровные суглинки | Суглинки | Е -прирученные | ||
Хорошо дренированные почвы на карбонатных отложениях | Повышенные элементы рельефа – дренированные равнины и склоны | Пески, подстилаемые суглинками | Пески, супеси | С - липовые, дубовые, лещиновые Е – липовые, дубовые, лещиновые |
Моренные суглинки | Суглинки |
[33]
В библиографическим списке:
[33] Почвоведение учебное пособие, краткий курс для специалистов лесного сектора среднего звена. Составитель Тишлер О.А. – Тосно. 2013. -200 стр. , страница 161-162.
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА И ПОДГОТОВКА ЕГО К ЗАЩИТЕ.
Оформление проекта
Текстовая часть проекта выполняется на белой бумаге, на одной стороне листа формата А4 (210х297мм) одним из следующих способов.
1. С использованием компьютера. Проект набирается шрифтом Times New Roman, интервал полуторный (кроме таблиц), автоматическая расстановка переносов.
Основной заголовок – жирный, заглавный, высота 14 кегль, выравнивание по центру, без абзаца.
Подзаголовок – жирный, заглавный, высота 14 кегль, выравнивание по центру, без абзаца. Основной текст – высота 14 кегль, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см. Формулы набираются с помощью Microsoft Equation 3.0 (Вставка/Объект...), выравнивание по центру, сплошная нумерация.
Рисунки выравниваются по центру без абзаца.
Подрисуночная подпись внизу, по центру, 12 кегль.
Нумерация рисунков по разделам.
Таблицы выравниваются по центру на всю ширину листа.
Название располагается над таблицей, выравнивание по центру, 12 кегль, жирный. При переносе таблицы с одной страницы на другую обязательно дублируется головка таблицы.
Ссылки на рисунки и таблицы в тексте обязательны и должны предшествовать самой таблице или рисунку.
Параметры страницы, см: верхнее – 2, нижнее – 2, левое – 3, правое – 1,5.
2. Рукописным (как исключение).
Высота букв и цифр не менее 2,5мм.
Цифры и буквы пишутся четко, черной пастой. Допускается писать текст фиолетовой пастой.
Расстояние между строчками 7 – 10 мм. Размеры полей не менее следующих: поле для подшивки – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 15 мм; нижнее – 20мм. Плотность текста одинаковая. Абзац в тексте создается отступом от края текстовой полосы.
Наименования разделов и подразделов должны быть краткими и точными, их отделяют от текста пробелом в одну строку. Подразделы могут состоять из пунктов и подпунктов. Их нумеруют арабскими цифрами с точкой на конце. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Подчеркивать, или выделять другим цветом заголовки не допускается. Заголовки разделов ставят по центру текста прописными (большими) буквами. Перенос слов в заголовках не допускается. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.
Каждую главу следует начинать с новой страницы. Сокращения слов в тексте не допускаются, за исключением общепринятых сокращений и единиц размерности в системе СИ.
Введение и Заключение как самостоятельные разделы не нумеруются. Страницы проекта имеют сквозную нумерацию. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу арабскими цифрами.
Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на нем не ставится. На следующей после титульного листа (второй) странице помещается оглавление. Заголовок "Оглавление" располагают по центру, пишут прописными буквами, текст содержания – строчными. Номера страниц проставляются на уровне заголовков соответствующих разделов и подразделов.
Страницы, содержащие только рисунки или таблицы, также нумеруются.
Все графики, диаграммы и фотографии в тексте обозначаются как рисунки, их нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела.
Первая цифра номера обозначает номер раздела, вторая – порядковый номер рисунка и ставится после слова “Рис.” (например: Рис. 2.1). Рисунки выполняются черной тушью или черными чернилами на белой непрозрачной бумаге. Фотографии меньше формата А4 наклеиваются на стандартные листы бумаги так, чтобы их можно было рассматривать без поворота листа, или с поворотом по часовой стрелке. Рисунки располагаются после первой ссылки на них в тексте, подпись под ними должна иметь, кроме номера, поясняющий текст.
Диаграммы выполняются в соответствии со стандартом. Значения величин откладывают на осях координат в виде шкал. В прямоугольной системе координат независимую переменную, как правило, откладывают по оси абсцисс.
В диаграммах без шкал оси координат следует заканчивать стрелками, указывающими направления возрастания значения величин. Значения переменных величин откладывают на осях координат в линейном масштабе изображения. Координатные сетки как шкалы значений изображаемых величин разделяют на графические интервалы делительными штрихами. Величину графического интервала следует выбирать с учетом назначения диаграммы и удобства отсчета с интерполяцией. Рядом с делениями сетки и делительными штрихами, соответствующими началу и концу шкалы, называются значения величин. Если началом отсчета шкал является нуль, то его следует указывать один раз у точки пересечений координат. Числа у шкал размещают вне поля диаграммы и располагают горизонтально. Линии координатной сетки и делительные штрихи выполняются сплошной тонкой линией. В случаях, когда в одной большой общей диаграмме изображаются две или более функциональные зависимости, допускается изображать эти кривые линиями разных типов (сплошной и штриховой). При наличии на диаграмме пучков или серий линий допускается применять в них линии различной толщины и разных типов.
Точки диаграммы, полученные путем измерения или расчетов, допускается обозначать кружками, крестиками и т.п. Единицы измерения наносятся на координатные шкалы между последним и предпоследним числами шкалы. Диаграмма должна иметь поясняющую часть, в которой разъясняются все применяемые обозначения. Поясняющая часть размещается после наименования диаграммы или на свободном поле диаграммы.
Таблицы должны иметь тематические заголовки и порядковый номер (в пределах раздела или сквозной по всему проекту). Заголовок и слово "Таблица" начинаются с прописных букв, заголовки внутри таблицы – со строчных.
Высота строк таблицы должна быть не менее 8мм. Таблицы, как и рисунки, размещают после первого упоминания в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. В правом верхнем углу над тематическим заголовком таблицы помещается слово "Таблица" с указанием ее номера, состоящего из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой (нумерационный заголовок).
При переносе части таблицы на другой лист слово "Таблица" и ее номер указываются один раз справа над первой частью, над другими частями ставят: "Продолжение, табл. 3.2". Если цифровые или иные данные в таблице не приводятся, то в графе ставится прочерк. Допускается ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических и химических символов.
Высота букв и цифр в формулах – не менее 25 мм. Из текста их выделяют отдельными строками. Выше и ниже каждой формулы должен быть оставлен пробел не менее одной строки. Если уравнение не помещается в одну строку, то его переносят на знаках равенства, плюс, минус, умножения и деления, повторяя их на следующей строке. Расшифровку символов и значения числовых коэффициентов следует давать под формулой. Обозначения символов дают подряд, через точку с запятой. Первую строчку пояснения к формуле начинают со слова "где" после запятой и без двоеточия после него. Если в проекте более одной формулы, то их нумеруют арабскими цифрами самостоятельно по каждому разделу, т.е. ставят номер раздела и порядковый номер формулы, разделенные точкой. Номер формулы ставят в правой половине листа, на уровне формулы, в круглых скобках.
Ссылку в тексте на библиографический источник допускается приводить в виде порядкового номера по списку источников, заключенного в скобки. Библиографический список составляется в алфавитном порядке. Описание источника должно содержать основные сведения, необходимые для его поиска в принятом в библиографии порядке: фамилию и инициалы автора (если их более 3, то фамилии авторов указываются после полного названия книги или статьи), полное название книги или статьи, наименование источника (напри мер, сборник или журнал), где помещена статья, место издания (сокращенно только Москва – М. и Санкт-Петербург – СПб), год издания, номер тома выпуска или журнала, число страниц (для книг – общее, для статей – номера страниц через тире). Иллюстрированный материал, таблицы или текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений. Сюда также включаются: промежуточные расчеты и таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции и методики, описание алгоритмов и программы, протоколы и акты испытаний изделий, разработанных автором проекта, акты о внедрении результатов исследований, акты о патентных исследованиях, перечень библиографических описаний публикаций и авторских свидетельств, приведенных автором по теме дипломного проекта, иллюстрации вспомогательного характера и другие материалы. Приложения помещаются в конце проекта. Их нумеруют арабскими цифрами и записывают в правом верхнем углу листа строчными буквами. Ниже, прописными, помещают тематический заголовок приложения. Текст каждого приложения по необходимости разделяют на разделы, подразделы и пункты, нумеруемые отдельно по каждому приложению. Нумерация листов основного текста и приложений, входящих в состав проекта, должна быть сквозная. Иллюстрации и таблицы в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения.
3.2. Подготовка к защите
Не позднее, чем за семь дней до даты защиты, дипломник представляет работы в учебную часть. Учебная часть может направить работу на рецензирование или назначить предварительную защиту. При этом оформляется выписка из протокола о предзащите.
Дипломник к предзащите готовит доклад, а также иллюстрации (презентацию или плакаты). Содержание доклада и иллюстративный материал согласовываются с руководителем проекта (работы).
В докладе должны быть ссылки на иллюстрации, которые будут представлены на защите.
Плакаты, графики и диаграммы выполняются черной тушью на бумаге стандартного размера (А1 594х841). Размер шрифта для таблиц 10 – 30мм. Вид шрифта не регламентируется. На всех плакатах внизу справа ставится штамп учебной части. В рамке штампа записывается тема проекта и расписываются дипломник и руководитель проекта. В правом верхнем углу листа крупной цифрой отмечается номер иллюстрации по ходу доклада. После защиты плакаты сдаются в учебную часть.
Фотографический материал оформляется в виде альбома и представляется отдельной книгой. Фотоальбом после защиты также сдается в учебную часть.
За 1 – 3 дня до защиты в учебную часть сдается зачетная книжка дипломника с письменным разрешением руководителя к допуску дипломника к защите.
В день защиты сдаются секретарю Экзаменационной комиссии дипломный проект (дипломная работа) заверенная рецензия, отзыв руководителя.
На защите студент должен правильно распределить отведенное на доклад время (10мин). Говорить четко и громко. Уверенно и аргументировано отвечать на вопросы членов комиссии, а также на критические замечания рецензента.
Рекомендуемая учебная литература.
- Щепаченко Г.А. Почвоведение с основами земледелия М., 1993 г.
- Вальков В.Ф. Почвоведение. Р-н-Д., 2006 г.
- Рожков В.А., Кормилицына О.В., Мартыненко О.В., Карминов В.Н., Сабо Е.Д., Бондаренко В.В. Почвоведение. М.: ООО Издательский дом «Лесная промышленность», 2006.
- Почвоведение. Учебное пособие. Сост. Тишлер О.А. – Тосно. 2013. – 200 с.
© Лисинский лесной колледж.
- Агрохимия и система удобрений, Петухов М.П., М, 1985
- Атлас почв , Кауричев И.С. М, 1974
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсовой работы и экономической части дипломного проекта по дисциплине «Экономика отрасли» для студентов по специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Экономическая часть проекта характеризует конечный результат разработки как дипломных, так и курсовых проектов. Для определения сметной стоимости проектируемых предприятий, зданий и сооруж...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсовой работы и экономической части дипломного проекта по дисциплине «Экономика отрасли» для студентов по специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Экономическая часть проекта характеризует конечный результат разработки как дипломных, так и курсовых проектов. Для определения сметной стоимости проектируемых предприятий, зданий и сооруж...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению дипломного проекта (работы) для студентов специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»
Методические указания устанавливают единые нормы, структуру, порядок выполнения и оформления выпускной квалификационной (дипломной) работы с учетом требований ФГОС стандарта среднего профессионального...
Методические указания по выполнению курсовой работы и экономической части дипломного проекта
В курсовой работе показываются экономические расчеты,необходимые для написания дипломного проекта....
Методические указания по выполнению дипломной работы по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" заочной формы обучения
Методические указания предназначены для студентов, обучающихсяпо специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» заочной формы обучения.Методические указания разработаны в соответствии с требова...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения дипломного проекта специальность 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения дипломного проекта специальность 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций»...
Методические указания по выполнению дипломной работы
Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания...