Рабочая программа учебной дисциплины «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» для специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» разработана соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по специальности среднего профессионального образования 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 70.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Уренский индустриально-энергетический техникум»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ УИЭТ
« 28 » августа 2015 г.
______________________
Л.И. Комарова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ, ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И АГРОХИМИИ
по профессии 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
г. Урень,
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» разработана соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по специальности среднего профессионального образования 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.
Учебная дисциплина «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений и освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений программой дисциплины предусматривается проведение практических занятий после изучения соответствующей темы курса. Практическая направленность обеспечивается тематикой практических и лабораторных занятий и содержанием заданий для самостоятельной работы студента. Данная учебная дисциплина включает в себя также региональный аспект.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум».
Разработчик: Пыхова М.М. – преподаватель специальных дисциплин
ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум».
Рассмотрено: МО педагогических работников специальных дисциплин № 1 от 28 августа 2015 г. Руководитель МО _________ |
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 5 |
| 22 |
| 23 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« Основы почвоведения, земледелия и агрохимии»
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» принадлежит к профессиональному циклу и относится к отраслевым общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель дисциплины: дать будущему специалисту комплексное представление
о происхождении и формировании почв, о минералогическом и химическом составе, о морфологических и физических свойствах почвы; о закономерностях их распространения на территории России. Сформировать базовые понятия в области земледелия и агрохимии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- структуру и основные виды почвы;
- минералогический и химический состав почвы;
- основы земледелия;
- мероприятия по охране окружающей среды;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- давать оценку почвенного покрова по механическому составу;
- проводить простейшие агрохимические анализы почвы.
В результате освоения данной дисциплины студент должен владеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
профессиональными компетенциями
ПК 1.1. Проводить ландшафтный анализ и проектную оценку объектов озеленения
ПК 1.2. Выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ
ПК 1.3. Разработать проектно-сметную документацию
ПК 2.1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства
ПК 2.2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг
ПК 2.3.Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы
ПК 2.4. Контролировать и оценивать качества садово-парковых и ландшафтных работ
ПК 3.1. Создавать базу данных о современных технологиях садово-паркового и ландшафтного строительства
ПК 3.2. Проводить апробацию современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства
ПК 3.3.Консультировать заказчиков по вопросам современных технологий в садово-парковом и ландшафтном строительстве
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 160 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 106 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 54 часов,
практических занятий – 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 160 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 106 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: Подготовить сообщение или презентации по теме «Великие русские почвоведы» Подготовить сообщение на тему «Круговорот веществ в природе» Подготовить сообщение или презентацию об одной из горных пород Охарактеризовать почвенный профиль своего населенного пункта Нанести на контурную карту России области распространения основных типов почв Подготовить презентации по теме «Зональные типы почв» Нанести на контурную карту Нижегородской области основные типы почв Подготовить сообщение на тему «Обработка почв» Подготовить гербарии сорных растений Подготовить презентации о науке агрохимии Привести примеры недостатка элементов минерального питания в растениях в пределах дачного участка Обосновать какое из минеральных удобрений наиболее безопасно для почвы Привести примеры использования органических удобрений Привести примеры использования известковых удобрений Предложения по снижению вредного воздействия удобрений на окружающую среду | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: ОП.05 Основы почвоведения, земледелия и агрохимии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект) | Объем часов | Формирование компетенции ОК/ПК | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Основы почвоведения | 86 | ||||
Тема 1.1 Почвоведение как наука о почве | Содержание учебного материала | ||||
Содержание, цели и задачи изучения дисциплины «Основы почвоведения с земледелием и агрохимией». Достижения наук и их значение в развитии благоустройства и садово-паркового и ландшафтного строительства. Почвоведение как наука, ее место в системе естественных и специальных дисциплин. Структура почвоведения, основы теории образования почв, факторы почвообразования, морфология почв, география почв. Понятие о почве и ее плодородии. Закон убывающего плодородия почв. Растения и почвы во взаимодействии. Эмпирические знания о почве в эпохе донаучного почвоведения. Первые попытки изучения и классификации почв в древнем мире. Гумусовая теория Альберта Тэера в конце ⅩⅧ века. Минеральная теория питания растений Юстуса Либиха в первой половине ⅩⅨ века. История развития почвоведения в России. В.В.Докучаев (1846-1903)- основоположник научного почвоведения. Роль в развитии науки учеников В.В.Докучаева: П.А.Костычева (1845-1895), Н.М.Сибирцева (1860-1900), К.Д.Глинки (1867-1927), Г.Н.Высоцкого (1865-1940), К.К.Гедройца (1872-1932), В.Р. Вильямса (1863-1939), Д.Н.Прянишникова (1865-1948). Роль С.А. Захарова в развитии почвоведения на Кубани. Современная почвоведческая школа в России: цели и задачи исследований. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | ||
Оборудование: Компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, видео «Поговорим о почве», электронная презентация «Почва». | |||||
Самостоятельная работа студента Подготовить сообщение или презентации по теме «Великие русские почвоведы» | 2 | ||||
Тема 1.2 Факторы почвообразования | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Большой геологический и малый биологический круговорот веществ в природе. Факторы почвообразования: - геологический: роль почвообразующей породы; - биологический: роль зеленых растений, микроорганизмов (грибов, бактерий, актиномицетов, водорослей, лишайников) и животных в почвообразовании; - климатический: закон зональности, гидротермический коэффициент; - рельеф: макро-, микро- и мезорельеф - фактор времени: абсолютный и относительный возраст почв. Производственная деятельность человека как фактор почвообразования. Взаимосвязь почвообразовательных факторов | ОК 2-4, 6-8 | ||||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, комплект литературы, электронная презентация «Круговорот веществ». | |||||
Самостоятельная работа Подготовить сообщение на тему «Круговорот веществ в природе» | 2 | ||||
Практическое занятие Подготовить почвенные образцы | 2 | 3 | |||
Тема 1.3 Земная кора. Гипергенез. Почвообразующие породы Изучение горных пород и минералов по образцам | Содержание учебного материала | 2 | ОК 2-4, 6-8 | ||
1 | Земная кора - как объект изучения геологии и почвоведения; состав и строение земной коры. Геологический фактор почвообразования. Понятие о гипергенезе (выветривании) горных пород, виды гипергенеза: физическое, химическое, биологическое. Минералогический состав почвообразующих пород: первичные и вторичные минералы. | 2 | |||
2 | Почвообразующие породы: элювий, делювий, пролювий, аллювий, лесс и лессовидные суглинки, морены, озерные и морские отложения, флювиогляциальные и эоловые отложения. Минералы: физические свойства минералов, химическая классификация: сульфиды, самородные элементы, оксиды и гидроксиды, галогениды и т.д. Горные породы, генетическая классификация горных пород (магматические, осадочные и метаморфические породы). | 2 | 2 | ||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, комплект литературы, образцы горных пород и минералов, видео «Горные породы и минералы», видео « Гранит: как добывают и обрабатывают». | |||||
Практическое занятие Изучение горных пород и минералов по образцам | 4 | 3 | |||
Самостоятельная работа студента Подготовить сообщение или презентацию об одной из горных пород | 2 | ||||
Тема 1.4 Морфология почв. Изучение морфологических признаков почв | Содержание учебного материала | ||||
1 | Морфология почв – раздел почвоведения. Морфологические признаки почв. Мощность почвы. Окраска почв. Гранулометрический состав почв (песчаная, супесчаная, суглинистая, глинистая почвы). Структура почв. Сложение (порозность, плотность). Новообразования: химического и биологического происхождения. Включения: антропогенные, геологические, биологические. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
2 | Проявление различных факторов почвообразования на различных глубинах почвенного профиля. Характеристика основных почвенных генетических горизонтов: А, В, С, D. | 2 | 2 | ||
Практическое занятие Изучение морфологических признаков почв | 6 | 3 | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, комплект литературы, образцы почв, электронная презентация «Морфология почв». | |||||
Самостоятельная работа студента Охарактеризовать почвенный профиль своего населенного пункта | 4 | ||||
Тема 1.5. Органическое вещество почв. Определение содержания гумуса в почве | Содержание учебного материала | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
Краткий обзор развития учения о гумусе. Источники поступления органических веществ в почву: лесная подстилка, степной войлок. Процессы превращения органических остатков в гумус: минерализация, гумификация. Состав гумуса: гуминовые кислоты, фульвокислоты, гумины. Роль гумусовых веществ в почве. Содержание и состав гумуса в почвах различного типа. Способы поддержания положительного гумусового баланса в почвах. | |||||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор. | |||||
Тема 1.6. Физические свойства почвы. Водные свойства почвы и водный режим почв | Содержание учебного материала | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
Общие физические свойства почвы: плотность почв, объемная масса почвы, пористость (скважность). Физико-механические свойства почвы: пластичность, липкость, набухание, усадка, связность, физическая спелость. Воздушный режим почв. Состав и содержание почвенного воздуха. Воздушные свойства почвы. Воздухоемкость. Воздухопроницаемость. Газообмен почвенного воздуха с атмосферным. Воздушный режим почв. Тепловые свойства. Теплопоглотительная способность, теплоемкость. Водные свойства. Категории почвенной влаги. Водопроницаемость. Влагоемкость (капиллярная влагоемкость, максимально-молекулярная, наименьшая или предельная полевая, полная влагоемкость). Водоподъемная способность. Испаряющая способность. Водный режим почв: понятие, типы (промывной, непромывной, выпотной, застойный). Теплоплопроводность. Тепловой режим почвы и его регулирование. | |||||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Свойства почв». | |||||
Тема 1.7. Почвенные коллоиды и поглотительная способность почв | Содержание учебного материала | 2 | |||
Понятие о почвенных коллоидах. Состав и свойства почвенных коллоидов. Строение коллоидной мицеллы. Состояние коллоида: золь (коллоидный раствор), гель (коллоидный осадок). Коагуляция и пептизация почв. Почвенная кислотность. Активная или актуальная кислотность. Потенциальная кислотность: обменная и гидролитическая. Щелочность, буферность. Учение о поглотительной способности почв К.К.Гедройца. Понятии и виды поглотительной способности почв: физический, механический, химический, физико-механический (обменная адсорбция), биологический. | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Поглотительная способность почв». | |||||
Тема 1.8. Химический состав почв и ее плодородие Бонитировка и качественная оценка почв | Содержание учебного материала | ||||
1 | Химический состав почв. Влияние химического состава почвы на ее плодородие. Содержание питательных веществ в доступных для растений формах | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
2 | Понятие о плодородии. Свойства и режимы почв, определяющие уровень почвенного плодородия. Виды плодородия. Естественное плодородие. Искусственное плодородие. Эффективное плодородие и пути его повышения. Мероприятия по регулированию плодородия почв. Понятие «бонитировка почв». Принципы и критерии бонитировки почв. Частные и общие оценки. Методика бонитировки почв. Этапы бонитировочных работ: предварительный, полевой, заключительный. Качественная оценка земель. | 2 | 2 | ||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Бонитировка почв», электронная презентация «Химический состав почв». | |||||
Тема 1.9.География почв. Классификация, номенклатура и диагностика почв | Содержание учебного материала | ||||
Общие закономерности географического распространения почв. Законы географии почв: горизонтальной почвенной зональности, фациальности почв, вертикальной зональности, аналогичных топографических рядов. Классификация (систематика) почв. Генетический почвенный тип, подтип, род, вид, разновидность, разряд, генетические ряды. Номенклатура почв. Диагностика почв. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | ||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, карта России, электронная презентация «Закономерности распространения почв». | |||||
Самостоятельная работа Нанести на контурную карту России области распространения основных типов почв | 6 | ||||
Практическое занятие Объяснить закономерности географии распространения основных типов почв | 2 | 3 | |||
Тема 1.10.Условия почвообразования в тундровой и таежно-лесной зоне, в зоне смешанных и широколиственных лесов. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Зона тундры, границы и площадь. Условия почвообразования: климатические условия, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Вечная мерзлота и ее влияние на почвообразование. Основные типы почв тундры: их строение и классификация. Улучшение и использование тундровых почв.Таежно-лесная зона, границы и площадь. Условия почвообразования: климатические условия, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Подзолообразовательный и дерновый процесс почвообразования. Основные типы почв таежно-лесной зоны: их строение и классификация (подзолистые, дерново-подзолистые и дерновые почвы). | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
2 | Болота: образование и типы. Процессы торфообразования и оглеения Болотные почвы. Значение и использование болот. Использование почв таежно-лесной зоны. Зона широколиственных лесов, границы и площадь. Условия почвообразования: климатические условия, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Процессы почвообразования. Генезис, классификация, состав и свойства бурых лесных почв. | 2 | 2 | ||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, карта России | |||||
Самостоятельная работа Подготовить презентации по теме «Зональные типы почв» | 4 | ||||
Тема 1.11. Почвы степной и полупустынной зоне. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Зона лесостепей, границы и площадь. Условия почвообразования: климатические условия, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Процессы почвообразования. Генезис, классификация, состав и свойства серых лесных почв. Сельскохозяйственное использование бурых лесных и серых лесных почв и пути повышения их плодородия. Зона степей, границы и площадь. Условия почвообразования: климатические условия, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Процессы почвообразования. Генезис, классификация, состав и свойства черноземов. Гипотезы происхождения черноземов. Агрономические свойства черноземов. Борьба с засухой в степной зоне. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
2 | Зона сухих и полупустынных степей, границы и площадь. Условия почвообразования: климатические условия, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Процессы почвообразования. Генезис, классификация, состав и свойства каштановых и бурых почв. Мероприятия по повышению плодородия почв в зоне сухих и полупустынных степей. Почвы равнинной и предгорно-степной зоны. Почвы лесостепи, горных и субтропических лесов. Желтоземы: условия почвообразования, происхождение, классификация и свойства. Почвы речных долин. Солончаки, солонцы и солоди. Почвенная карта России. | 2 | 2 | ||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, карта России, электронная презентация «Чернозем». | |||||
Практическое занятие Изучение зональных типов почв, распространенных на территории России | 4 | 3 | |||
Самостоятельная работа Нанести на контурную карту Нижегородской области основные типы почв Подготовить презентации по теме «Зональные типы почв» | 8 | ||||
Тема 1.12. Интразональные типы почв | Содержание учебного материала | ||||
Распространение и площадь засоленных и осолоделых почв. Происхождение и условия накопления легкорастворимых солей в почвах. Солончаки, их происхождение, классификация и свойства. Солонцы, их происхождение, классификация и свойства. Солоди, их происхождение, классификация и свойства. Мелиоративные мероприятия в районах распространения засоленных почв и солодей. Почвы горных областей, распространение и площадь. Условия почвообразования: вертикальная поясность, природные условия. Классификация и свойства горных почв. Использование горных почв и мероприятия по их повышению. Почвы речных пойм, распространение и площадь. Речные долины, пойма, части речной поймы. Террасы. Условия почвообразования в различных частях поймы. Типы почв речных долин. Сельскохозяйственное использование пойменных почв. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | ||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор | |||||
Практическое занятие Построение комплексного профиля | 4 | 3 | |||
Самостоятельная работа Подготовить презентации по теме «Зональные типы почв» | 2 | ||||
Раздел 2. Основы земледелия | 28 | ||||
Тема 2.1. Земледелие как наука. Законы земледелия | Содержание учебного материала | ||||
Цели и задачи научного земледелия, направления развития. Основные факторы жизни, необходимые для культурных растений: свет, тепло, вода, почвенный воздух, питательные вещества. Основные пути регулирования водного и теплового режима в земледелии. Роль почвенных микроорганизмов в пищевом режиме растений. Основные законы земледелия: 1) закон минимальных, оптимальных и максимальных факторов жизни растений; 2) закон совокупного действия факторов жизни растений; 3) закон независимости и равнозначности факторов жизни растений; 4) закон сбалансированного выноса и возврата элементов питания из почвы. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | ||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Системы земледелия» | |||||
Тема 2.2.Системы обработки почв | Содержание учебного занятия | ||||
Цели, задачи и значение обработки почв. Технологические процессы при обработке почв: оборачивания пахотного слоя, рыхление, уплотнение, перемешивание, выравнивание поверхности, очищение почвы от сорняков. Способы и техника основной обработки почв: вспашка с оборотом и без оборота пласта. Поверхностная обработка почвы: лущение культивация, боронование, шлейфование, прикатывание. Глубина обработки почвы. Зяблевая обработка почвы. Пары: чистые и занятые. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | ||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Системы обработки почв» | |||||
Самостоятельная работа Подготовить сообщение на тему «Обработка почв» | 2 | ||||
Тема 2.3. Севообороты. Проектирование и обоснование севооборотов | Содержание учебного занятия | ||||
Понятие о севообороте. Роль севооборота в интенсивном земледелии. Предшественники основных полевых культур. Промежуточные культуры в севооборотах и их роль. Классификация севооборотов: полевые, кормовые, специальные, почвозащитные. Порядок чередования культур в севообороте в зависимости от почвенно-климатических зон. Проектирование, введение и освоение севооборотов. Ротационная таблица и методика ее разработки. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | ||
Практическое занятие Проектирование и обоснование севооборотов | 2 | 3 | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, карта России, электронная презентация «Севообороты». | |||||
Тема 2.4. Системы земледелия. Эрозия почв и меры борьбы с ней | Содержание учебного занятия | ||||
1 | Понятие о системе земледелия. Исторический обзор развития системы земледелия. Общие принципы разработки систем земледелия. Общие и зональные составные части систем земледелия. Системы земледелия в различных почвенно-климатических зонах. Природные условия зоны и специализация сельского хозяйства, агролесомелиоративные мероприятия. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
2 | Условия проявления эрозионных процессов. Вред, причиняемый эрозией почв. Виды эрозии. Водная эрозия, дефляция. Их распространение. Мероприятия по защите почв от эрозии: землеустроительные, агротехнические, лесомелиоративные, гидротехнические. | 2 | 2 | ||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, карта России, электронная презентация «Системы земледелия», изображения примеров мероприятий по защите от эрозии, видео «Сад без хлопот». | |||||
Тема 2.5. Сорные растения и меры борьбы с ними. Изучение методов борьбы с сорняками | Содержание учебного занятия | ||||
1 | Признаки, свойства и значение сорных растений. Классификация сорняков. Биологические группы сорняков: малолетние сорняки, многолетние сорняки, паразиты, полупаразиты. Размножение и распространение сорняков. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
2 | Меры борьбы с сорняками: предупредительные и истребительские (агротехнические, биологические, химические.). Основные гербициды, их характеристика, техника применения. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа Подготовить гербарии сорных растений | 6 | ||||
Практическое занятие Составление краткой характеристики наиболее распространенных сорных растений | 4 | 3 | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, книга о сорняках, электронная презентация «Сорняки», электронная презентация «Гербициды». | |||||
Раздел 3 Основы агрохимии | 46 | ||||
Тема 3.1. Агрохимия - научная основа химизации земледелия. | Содержание учебного материала | ||||
Агрохимия как наука. Задачи, методы, структура. Краткая история развития агрохимии. Состояние и перспективы развития производства минеральных удобрений. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | ||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор | |||||
Самостоятельная работа студента Подготовить презентации о науке агрохимии | 2 | ||||
Тема 3.2. Питание растений. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Типы питание: воздушное, корневое. Физиологическая равноценность всех элементов питания. Роль макроэлементов: азота, фосфора, калия, кальция, магния, железо, серы. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
2 | Роль микроэлементов. Роль микроэлементов: марганца, бора, молибдена, меди, цинка, кобальта. Признаки голодания растений. | 2 | 2 | ||
Практическое занятие Определение недостатка элементов минерального питания растений по внешним признакам | 4 | 3 | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, картинки растений, электронная презентация «Питание растений», электронная презентация «Макроэлементы и микроэлементы». | |||||
Самостоятельная работа студента Привести примеры недостатка элементов минерального питания в растениях в пределах дачного участка | 4 | ||||
Тема 3.3. Минеральные удобрения | Содержание учебного материала | ||||
1 | Классификация минеральных удобрений. Система применения удобрений. Эффективность удобрений. Простые и комплексные удобрения. Азотные удобрения: аммиачные, аммиачно-нитратные, нитратные, амидные. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
2 | Фосфорные удобрения: растворимые в воде, растворимые в слабых кислотах, труднорастворимые (нерастворимые в воде и плохо растворимые в слабых кислотах). | 2 | 2 | ||
3 | Калийные удобрения: концентрированные, сырые соли, смешанные. Комплексные удобрения: сложные, комбинированные, смешанные. Микроудобрения. Хранение и подготовка минеральных удобрений. | 2 | 2 | ||
Практическое занятие Качественное определение минеральных удобрений. Расчет норм внесения минеральных удобрений | 4 | 3 | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Минеральные удобрения». | |||||
Самостоятельная работа студента Обосновать какое из минеральных удобрений наиболее безопасно для почвы | 4 | ||||
Тема 3.4. Органические удобрения | Содержание учебного материала | ||||
Органические удобрения и другие местные удобрения: навоз, навозная жижа, птичий помет, торф, компосты (смешанные компосты), зола, прудовый ил, промышленные отходы, зеленые удобрения. Дозы, сроки и способы внесения различных органических удобрений. Подкормка многолетников, летников, горшечных растений. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | ||
Самостоятельная работа студента Привести примеры использования органических удобрений | 2 | ||||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Органические удобрения». | |||||
Тема 3.5.Химическая мелиорация почв | Содержание учебного материала | ||||
Действие различной кислотности на растения и свойства почвы. Известкование кислых почв. Известковые удобрения. Расчет потребности внесения в известковании и установлении нормы извести. Способы и сроки внесения извести. Гипсование солонцов и солонцеватых почв. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | ||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Мелиорация почв». | |||||
Самостоятельная работа студента Привести примеры использования известковых удобрений | 2 | ||||
Тема 3.6 Меры безопасности при внесении удобрений | Содержание учебного материала | ОК 2-4, 6-8 | |||
Влияние удобрений на почву. Последствия избытка удобрений в почве. Воздействие удобрений на водные объекты. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа Предложения по снижению вредного воздействия удобрений на окружающую среду | 2 | ||||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор | |||||
Практическое занятие Составление словаря терминов по всему курсу | 4 | 3 | |||
Всего | 160 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, тесты, раздаточный материал), компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, карта России, карта Нижегородской области.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Апарин Б.Ф. Почвоведение Учебник для образоват. учреждений сред. проф. образования. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с.
- Околелова А.А., Желтобрюхов В.Ф., Егорова Г.С. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЧВОВЕДЕНИЕ (учебно-методическое пособие) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 12 – С. 165-166
- Ващенко И. М. , Миронычев К. А. , Коничев В. С. Основы почвоведения, земледелия и агрохимии: Учебное пособие/ М., 2013 – 174 с.
Дополнительные источники:
- Аношко, В.С. История и методология почвоведения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.С. Аношко. – Минск: Выш. шк., 2013. – 269 с.
- Куликов Я.К. Почвенные ресурсы: учебное пособие / - Минск: Высш. Шк., 2013. – 320 с.
Интернет ресурсы :
1. hi-edu.ru
2. otherreferats.allbest.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
| Тесты;
Практическая работа; Самостоятельная работа; Экзамен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы делопроизводства» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 034700.02 «...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информационные технологии в профессиональной деятельности»для специальности250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» технологии в профе...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы строительного производства» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондицио
Основы строительного производства1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специал...
Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...
Открытый урок по учебной дисциплине"Основы почвоведение, земледелия и агрохимии"
Цели учебного занятияОбучающая:Закрепить уровень знаний, умений и навыков, учащихся по изученной теме. ...