Примерная программа учебной дисциплины "Почвоведение"
методическая разработка на тему
Фрагмент примерной программы учебной дисциплины "Почвоведение" по специальности 280711 "Рациональное использование природохозяйственных комплексов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_primernoy_programmy_pochvovedenie.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Почвоведение
1.1. Область применения примерной программы
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла. Она направлена на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.1. Проводить мониторинг окружающей природной среды.
ПК 1.2. Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.
ПК 1.3. Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязненных территорий.
ПК 1.4. Проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязненных территорий.
ПК 4.1. Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт.
ПК 4.3. Проводить сбор и систематизацию данных для экологической экспертизы и экологического аудита.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- различать типы почв;
- производить морфологическое описание почв;
- обрабатывать и оформлять результаты полевого исследования почв;
- анализировать и оценивать сложившуюся экологическую обстановку;
- работать со справочными материалами, почвенными картами и дополнительной литературой.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- научное понятие о почве;
- достижения и открытия в области почвоведения;
- образование почв и факторы почвообразования;
- морфологические признаки и состав почв;
- почвенные растворы и коллоиды;
- поглотительную способность почв;
- основные типы почв России;
- свойства и режим почв;
- плодородие почв;
- последовательность составления морфологического описания почв;
- методы и приемы полевого описания почв.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 16 |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
в том числе: | |
индивидуальные задания
внеаудиторная самостоятельная работа, в том числе:
| 20 18 |
Итоговая аттестация в форме контрольной работы и экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ПОЧВОВЕДЕНИЕ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Введение | Содержание учебного материала | 3 | ||||||
Понятие о почве, как компоненте биогеоценозов, экологических функциях почв. Значение изучения почвы. Методы изучения почвы. История изучения почвы. В.В.Докучаев – создатель генетического почвоведения. Роль русских ученых в создании и развитии науки о почве. Понятие о почвоведении – как широкой естественнонаучной дисциплине; ее связь с другими учебными дисциплинами. | 2 | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительной литературой по теме. | 1 | |||||||
Тема 1. Образование почв и факторы почвообразования | Содержание учебного материала | 6 | ||||||
Учение о факторах почвообразования. Учение о факторах почвообразования – краеугольный камень почвоведения как науки. Роль В.В.Докучаева в установлении факторов почвообразования. Формула функциональной зависимости почвы от почвообразующих факторов во времени. Сущность понятия «Почвообразовательный процесс». Производственная деятельность человека – важнейший фактор развития почвы и изменения ее плодородия. Взаимосвязь факторов почвообразования. | 2 | 2 | ||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||
Факторы почвообразования | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составление схемы взаимодействия факторов почвообразования. 2.Составление характеристики каждого фактора почвообразования и его роли. 3. Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практического занятия. | 2 | |||||||
Тема 2. Минеральная часть почвы | Содержание учебного материала | 9 | ||||||
1 | Выветривание горных пород и минералов. Понятие о выветривании горных пород и минералов, виды выветривания. Физическое, химическое и органическое выветривание. Роль выветривания в формировании почвообразующих пород. | 2 | 2 | |||||
2 | Почвообразующие породы. Механический (гранулометрический) состав почв и почвообразующих пород. | 2 | 2 | |||||
Лабораторная работа | 2 | |||||||
Определение механического (гранулометрического) состава почв | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составление сравнительной характеристики легких (песчаных) и тяжелых (глинистых) почв. 2. Составление характеристики видов выветривания горных пород и минералов. 2.Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторной работы. | 3 | |||||||
Тема 3. Морфология почв | Содержание учебного материала | 18 | ||||||
1 | Морфологические признаки почв. | 2 | 2 | |||||
Морфологические признаки почв: окраска и цвет, влажность, структура, сложение, новообразования, включения, корневая система. | ||||||||
2 | Почвенный профиль. Генетические горизонты почвенного профиля. Характер перехода к нижележащему горизонту. | 2 | 2 | |||||
3 | Методы и приемы полевого изучения почв. Задачи полевого исследования почв. Техника исследования почв. Выбор места для почвенного разреза и его закладка. Взятие почвенных образцов и монолитов. | 2 | 2 | |||||
Лабораторные работы | 6 | |||||||
1 | Изучение морфологических признаков почв по монолитам и почвенным образцам | 2 | ||||||
2 | Изучение структуры почвенного профиля | 2 | ||||||
3 | Техника заложения почвенных разрезов | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составление описания монолитов и образцов почв по морфологическим признакам. 2.Составление схемы почвенного профиля. 3.Работа со справочной литературой по данной теме. 4. Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ. | 6 | |||||||
Всего: | 114 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета почвоведения и химико-аналитической лаборатории.
Оборудование учебного кабинета почвоведения:
- посадочные места по количеству обучающихся на одну группу;
- рабочее место преподавателя;
- монолиты и почвенные образцы;
- географические карты России и регионов: физическая, природных зон, растительности, почвенная;
- Национальный Атлас почв Российской Федерации;
- Физико-географический атлас мира.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийные установки для демонстрации учебного материала.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся на одну подгруппу;
- рабочее место преподавателя;
- химическая посуда;
- измерительная посуда;
- измерительное оборудование:
- аналитические весы;
- технические весы.
- нагревательные приборы и устройства:
- электрические плитки;
- сушильный шкаф;
- дистиллятор;
- водяная баня.
- аналитические приборы:
- потенциометры;
- фотоэлектроколориметры;
- приборы для титрования.
- химические реактивы;
- химические горки с реактивами для качественного анализа;
- стандартный набор сит.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения:
- текущего контроля в виде практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций , проектов, исследований,;
- рубежного контроля в виде контрольных работ;
- итогового контроля знаний в виде экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенци | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | ||
- различать типы почв; | ОК 2. ПК 1.1. ОК 4. ПК 4.1. ОК 8. | Практическое занятие, самостоятельная работа, тестирование. |
- производить морфологическое описание почв; | ОК 2. ПК 1.1. ОК 5. ПК 1.2. ОК 6. ПК 4.1. | Лабораторная работа, самостоятельная работа. |
- обрабатывать и оформлять результаты полевого исследования почв; | ОК 2. ПК 1.1. ОК 4. ПК 1.2. ОК 6. ПК 4.1. ПК 1.4. ПК 4.3. | Лабораторная работа, самостоятельная работа. |
- анализировать и оценивать сложившуюся экологическую обстановку; | ОК 1. ПК 1.1. ОК 2. ПК 1.2. ОК 5. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 4.1. ПК 4.3. | Практическое занятие, самостоятельная работа. |
- работать со справочными материалами, почвенными картами и дополнительной литературой. | ОК 2. ПК 4.1. ОК 4. ОК 5. ОК 8. | Практическое занятие, самостоятельная работа. |
Освоенные знания: | ||
- научное понятие о почве; | ОК 2. ПК 4.1. ОК 4. ОК 8. | Практическое занятие, самостоятельная работа, тестирование. |
- достижения и открытия в области почвоведения; | ОК 1. ПК 4.1. ОК 2. ОК 4. ОК 8. | Самостоятельная работа. |
- образование почв и факторы почвообразования; | ОК 2. ПК 4.1. ОК 4. ОК 8. | Практическое занятие, контрольная работа. |
- морфологические признаки и состав почв; | ОК 2. ПК 1.1. ОК 4. ПК 1.2. | Лабораторные работы, самостоятельная работа, тестирование. |
- почвенные растворы и коллоиды; | ОК 8. ПК 4.1. | Лабораторная работа. |
- поглотительную способность почв; | ОК 8. ПК 4.1. | Лабораторная работа. |
- основные типы почв России; | ОК 5. ПК 1.1. | Практические занятия, контрольная работа. |
- свойства и режим почв; | ОК 8. ПК 4.1. | Лабораторная работа, тестирование. |
- плодородие почв; | ОК 4. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 4.3. | Самостоятельная работа |
- последовательность составления морфологического описания почв; | ОК 2. ПК 1.1. ОК 6. ПК 1.2. | Лабораторная работа, самостоятельная работа. |
- методы и приемы полевого описания почв. | ОК 2. ПК 1.1. ОК 6. ПК 1.2. | Лабораторная работа, самостоятельная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная образовательная программа учебной дисциплины Слушание музыки
Примерная образовательная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».Пр...
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЖ"
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Примерная программа по учебному предмету ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...
Примерная программа учебной дисциплины физика для СПО
Очень часто возникает потребность обменяться опытом работы с другими преподавателями системы СПО. Поэтому важно знать по какой программе осуществляется подготовка студентов по физике. . Данная П...
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.05.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. По профессии маляр. По специальности 270802.Строительство и эксплуатация зданий и сооружен
Примерная программа учебной практики (УП) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 270802 Строительство и эксплуатация зданий...
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, особенности.
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на ос...