Основы почвоведения, земледелия и агрохимии
рабочая программа

Гордеева Майя Павловна

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии»  разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.12  «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей  35.00.00  СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО, область образования СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы почвоведения, земледелия и агрохимии

2019г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии»  разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.12  «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей  35.00.00  СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО, область образования СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»

Разработчик:

Гордеева М.П., преподаватель ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум» ,

Рассмотрена на заседании Методического совета техникума, рекомендована к использованию в учебном процессе.

Протокол  №     от       2019          

Председатель Методического совета ______________________Н.А. Овчинникова

Принята на заседании Педагогического совета техникума

Протокол №   от    июня        года

©  ГБПОУ  РК "Петрозаводский лесотехнический техникум"

©  Гордеева М.П.,  преподаватель

     


СОДЕРЖАНИЕ

       стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                        4
ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ                                                   5
УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ         РАБОЧЕЙ                                        11         ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ                 13
УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

 


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы почвоведения, земледелия и агрохимии

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.12  «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей  35.00.00  СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО, область образования СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки),  профессиональной подготовке по рабочим профессиям в области садово-паркового и ландшафтного строительства.

 17531 Рабочий зеленого хозяйства,

 18103 Садовник,

 19524 Цветовод.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-давать оценку почвенного покрова по механическому составу;

-проводить простейшие агрохимические анализы почвы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- структуру и основные виды почвы;

- минералогический и химический состав почвы;

- основы земледелия;

- мероприятия по охране окружающей среды.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

        максимальной учебной нагрузки обучающегося – 162 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 54 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

Лабораторные работы

42

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

в том числе:

Промежуточный  контроль в форме  экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы почвоведения, земледелия и агрохимии

Наименование раздела и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1.

Основы почвоведения

64

Тема 1.1 Происхождение и состав минеральной части почвы.

Содержание учебного материала

6

1. Главнейшие минералы земной коры.  Общие представления о геологических процессах земной коры.

2

1

Лабораторная работа№1:

«Изучение и определение главнейших минералов и горных пород»

2

2

Лабораторная работа№1:

«Изучение и определение главнейших минералов и горных пород»

2

Самостоятельная работа №1 Подготовка доклада по теме «Представления о геологических процессах земной коры»

4

Тема 1.2 Почвообразовательный процесс.

Морфологические признаки почвы.

Содержание учебного материала

8

1.Факторы почвообразования .Виды плодородия почв.

2

1

2.Морфологические признаки почвы.

2

Лабораторная работа№2:

«Изучение  морфологических признаков почвы».

2

2

Лабораторная работа№2:

«Изучение  морфологических признаков почвы».

2

 Самостоятельная работа №2  Выполнение творческого домашнего задания. Составление кроссворда по теме

«Почвообразовательный процесс»  

4

Тема 1.3 Происхождение и состав органической части почвы.

Содержание учебного материала

4

1. Гумус и его состав.

2

1

Лабораторная работа№3:

«Определение количества гумуса в почве методом прокаливания»

2

2

Тема 1.4 Гранулометрический состав почвы и его влияние на свойства, и плодородие почвы.

Содержание учебного материала

6

1.Гранулометрический состав почв. Классификация механических элементов.

2

2

Лабораторная работа№4:

«Определение  гранулометрического состава почвы простейшими методами».

2

2

Лабораторная работа№4:

«Определение  гранулометрического состава почвы простейшими методами».

2

Тема 1.5 Физические свойства почвы.

Содержание учебного материала

10

1.Плотность твердой фазы, объемная масса и пористость.

2

2

2.Водные свойства почвы.

2

3.Воздушные свойства почвы. Тепловые свойства почвы.

2

Лабораторная работа№5:

«Определение относительной и объемной плотности, вычисление пористости почвы»

2

2

Лабораторная работа№6:

«Определение водных свойств почвы»

2

2

Тема 1.6 Почвенные коллоиды и поглотительная способность почвы.

Содержание учебного материала

4

1.Размеры и свойства почвенных коллоидов. Поглотительная способность почвы (механическая, физическая, химическая и биологическая).

2

2

Лабораторная работа№7:

«Опыты с коллоидными растворами»

2

2

Тема 1.7 Химические свойства почвы и ее плодородие.

Содержание учебного материала

4

1.Химические свойства почвы. Кислотность и щелочность почв. Буферность почв  .Понятие о плодородии почв.

2

2

Лабораторная работа№8:

«Определение   актуальной   кислотности. Определение  потенциальной кислотности».

2

2

Тема 1.8  Почвы регионов.

Содержание учебного материала

12

1.Основные почвенно-климатические зоны страны, их географическое расположение, климат, растительность и их использование.

2

2

2.Основные почвенно-климатические зоны страны, их географическое расположение, климат, растительность и их использование.

2

3.Основные почвенно-климатические зоны страны, их географическое расположение, климат, растительность и их использование.

2

Лабораторная работа№9:

«Изучение  подзолистых почв  по монолитам».

2

2

Лабораторная работа№10:

«Изучение болотных и дерновых почв  по монолитам».

2

2

Лабораторная работа№11:

«Изучение  серых лесных почв и черноземов по монолитам».

2

3

Самостоятельная работа№3 Подготовка доклада,  написание реферата  по

теме: «Изучение свойств почв региона по монолитам, рисункам, таблицам». Составление таблиц по химическим и физическим свойствам.

8

3

Тема 1.9 Почвогрунты городов и населенных пунктов. Заменители почвы. Состав земляных смесей для закрытого грунта.

Содержание учебного материала

4

1. Особенности городских условий, влияющих на почвенные процессы. Характеристика почвогрунтов.

2

2

2. Основные виды почв для составления земельных смесей.

2

Тема 1.10 Бонитировка и качественная оценка почв.

Содержание учебного материала

6

1. Бонитировка и качественная оценка почв.

2

1

2. Критерии бонитировки, показатели бонитета.

2

3.  Методы полевого исследования почв.

2

Самостоятельная работа №4 Проведение мини-исследование по теме «Методы полевого исследования почв.»  

7

Раздел 2.

Основы земледелия

20

1

Тема 2.1 Факторы жизни растений и законы земледелия. Плодородие почв как условия жизнедеятельности растения.

Содержание учебного материала

2

1

1. Факторы плодородия почв. Факторы жизни растений.

2. Законы земледелия.  Плодородие почв.

2

1

Тема 2.2 Сорные растения и борьба с ними.

Содержание учебного материала

6

1

1.Классификация сорных растений по биологическим группам.

2

1

2.Истребительные и предупредительные меры борьбы с сорными растениями.

2

1

Лабораторная работа№12:

 «Изучение сорных растений различных групп».

2

2

Самостоятельная работа №5 Подготовка рефератов  по теме: «Изучение видов сорных растений по атласу и гербарным образцам. Изучение способов борьбы с сорными растениями, используя дополнительную литературу»

6

3

Тема 2.3 Севообороты.

Содержание учебного материала

4

1

1.Понятие о севообороте .Значение чередования культур в севообороте.  Классификация севооборотов.

2

Лабораторная работа№13:

«Составление схем севооборотов и ротационных таблиц».

2

2

Тема 2.4 Обработка почвы.

Содержание учебного материала

4

1.Технологические процессы, происходящие при обработке почвы.

2

1

2.Особенности обработки почвы в различных почвенно-климатических зонах.

2

1

Самостоятельная работа №6 Тема: «Составление схем севооборотов и переходных таблиц для цветочных культур, используемых в озеленение Москвы».

6

Тема 2.5 Эрозия почвы и меры борьбы с ней.

Содержание учебного материала

2

1.Виды эрозии почв .Факторы, способствующие развитию эрозии. .Меры борьбы с эрозией.

2

1

Самостоятельная работа №7 Подготовка конспекта по теме: «Изучение способов противоэрозионной обработки почвы в зоне Нечерноземья».        

6

3

Раздел 3.

Основы агрохимии

24

Тема 3.1 Агрохимическое обследование почв.

Содержание учебного материала

4

1.Агрохимическое обследование почв.

2

2

Лабораторная работа№14:

 «Вычерчивание агрохимических картограмм по исходным данным».

2

3

Тема 3.2 Органические удобрения.

Содержание учебного материала

2

2

1.Основные виды органических удобрений .Способы получения (происхождения), состав и свойства, хранение.

Самостоятельная работа № 8 Составление таблиц по ассортименту по теме: «Изучение видов минеральных удобрений. Мониторинг ассортимента органических и минеральных удобрений в торговых центрах».    

6

Тема 3.3 Минеральные удобрения.

Содержание учебного материала

6

1.Классификация минеральных удобрений - азотных, фосфорных, калийных и микроудобрений .Простые, сложные и смешанные минеральные удобрения. Хранение минеральных удобрений.

2

1

Лабораторная работа№15:

 «Изучение  минеральных удобрений в коллекции».

2

2

Лабораторная работа№16:

 «Решение задач по расчету доз внесения удобрений»

2

3

Тема  3.4 Химическая мелиорация.

Содержание учебного материала

8

1.Химическая мелиорация. Известкование кислых почв.

2

1

3.Гипсование щелочных почв. Сроки и способы внесения извести.

2

1

Лабораторная работа№17:

«Изучение известковых материалов.  Известкование кислых почв».

2

2

Лабораторная работа№18:

 «Решение задач по расчету доз внесения извести»

2

3

Самостоятельная работа №9 Составление задач по расчету норм внесения удобрений по теме: «Расчет потребности почвы в извести. Расчет доз внесения минеральных удобрений под различные цветочные культуры».

4

3

Тема 3.5 Система  внесения удобрений.

Содержание учебного материала

4

1.Системы внесения удобрений. Способы внесения удобрений. 

2

1

2.Сроки и нормы внесения удобрений

2

1

Самостоятельная работа № 10 Подготовка  сообщения  по теме: «Подготовка почвы и минеральное питание цветочно-декоративных культур».

3

3

                                                            Всего

162

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по дисциплине « Почвоведения, земледелия и агрохимии».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся из расчета на 25 чел.

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект учебно-наглядных пособий;

Технические средства обучения:

-образцы почв;

-технические весы – 5 штук;

-электронные весы 2 штуки;

-прибор газообмена при дыхании – 10 штук;

-прибор содержания углекислого газа – 9 штук;

-микроскопы 10 штук:

-прибор для демонстрации водных свойств почв;

-макеты – монолиты основных типов почв.

-коллекции минералов и горных пород.

-коллекции по механическому составу почв.

-коллекции удобрений.

-гербарии напочвенного покрова.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Учебные плакаты, схемы и таблицы по основам почвоведения, земледелия и агрохимии.
  2. Методическая литература
  3. -компьютер;
  4. -мультимедиапроектор;
  5. -экран;

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Апарин Б.Ф. Почвоведение. М.: Академия, 2016. - 256 с.
  2. Вальков В.Ф. Почвоведение: учебник для СПО/ В.Ф. Вальков, К.Ш. Казеев, С.И. Колесников. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016 г. – 527 с.
  3. Герасимова М.И. География почв: учебник и практикум 3 издание. М.: Юрайт. 346 с.
  4. Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В.И. Агрохимия М.:Лань, 2016 г. – 584 с.

Дополнительные источники:

1. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов  А.М. «Основы агрохимии» М.: «Академия», 2016 г.

2.Справочник по применению удобрений в лесном хозяйстве, В. С. Победов и др.; БелНИИЛХ. М; Лесная промышленность, 1977.Третьяков, А.М. Туликов, Б.А. Ягодин Основы агрономии – М.: «Академия», 2016г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.ploskorez.com/lastoc-1/pochvovedenie-referat.shtml
  2. http://revolution.allbest.ru/agriculture/00052818.html
  3. http://www.best.kursna5.ru/works/1648.html
  4. http://www.fos.ru/ecology/10002.html
  5. http://www.roman.by/r-34806.html
  6. http://www.edu.ru/ – каталог образовательных Интернет ресурсов

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН.

Результаты обучения (освоенные  умения, усвоения знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов

обучения.

Уметь:

-давать оценку почвенного покрова по механическому составу;

-проводить простейшие агрохимические анализы почвы.

Знать:

-структуру и основные виды почвы;

-минералогический и химический состав почвы; основы земледелия;

-мероприятия по охране окружающей среды.

Оценка выполнения самостоятельной работы в виде тестовых заданий.

Оценка выполнения лабораторных работ

Оценка за устный и письменный опрос

Оценка за дифференцированный зачет

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 - 100

5

отлично

80 - 89

4

хорошо

70 -79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменатором определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОПОЗ. Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства по специальности 120701 «Землеустройство»

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА  ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ  ОП.ОЗ. Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства          созданы в соответс...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» для специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» разработана соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе ра...

Открытый урок по учебной дисциплине"Основы почвоведение, земледелия и агрохимии"

Цели учебного занятияОбучающая:Закрепить уровень знаний, умений и навыков, учащихся по изученной теме.                            ...

Основы почвоведения, земледелия и агрохимии

Основы почвоведения, земледелия и агрохимии....