Основы почвоведения, земледелия и агрохимии
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО, область образования СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебная дисциплина "Основы почвоведения, земледелия и агрохимии" | 53.8 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы почвоведения, земледелия и агрохимии
2019г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО, область образования СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»
Разработчик:
Гордеева М.П., преподаватель ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум» ,
Рассмотрена на заседании Методического совета техникума, рекомендована к использованию в учебном процессе.
Протокол № от 2019
Председатель Методического совета ______________________Н.А. Овчинникова
Принята на заседании Педагогического совета техникума
Протокол № от июня года
© ГБПОУ РК "Петрозаводский лесотехнический техникум"
© Гордеева М.П., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 5
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ 11 ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 13
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы почвоведения, земледелия и агрохимии
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО, область образования СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), профессиональной подготовке по рабочим профессиям в области садово-паркового и ландшафтного строительства.
17531 Рабочий зеленого хозяйства,
18103 Садовник,
19524 Цветовод.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-давать оценку почвенного покрова по механическому составу;
-проводить простейшие агрохимические анализы почвы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- структуру и основные виды почвы;
- минералогический и химический состав почвы;
- основы земледелия;
- мероприятия по охране окружающей среды.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 54 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
Лабораторные работы | 42 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: | |
Промежуточный контроль в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы почвоведения, земледелия и агрохимии
Наименование раздела и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
Раздел 1. | Основы почвоведения | 64 | |
Тема 1.1 Происхождение и состав минеральной части почвы. | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Главнейшие минералы земной коры. Общие представления о геологических процессах земной коры. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа№1: «Изучение и определение главнейших минералов и горных пород» | 2 | 2 | |
Лабораторная работа№1: «Изучение и определение главнейших минералов и горных пород» | 2 | ||
Самостоятельная работа №1 Подготовка доклада по теме «Представления о геологических процессах земной коры» | 4 | ||
Тема 1.2 Почвообразовательный процесс. Морфологические признаки почвы. | Содержание учебного материала | 8 | |
1.Факторы почвообразования .Виды плодородия почв. | 2 | 1 | |
2.Морфологические признаки почвы. | 2 | ||
Лабораторная работа№2: «Изучение морфологических признаков почвы». | 2 | 2 | |
Лабораторная работа№2: «Изучение морфологических признаков почвы». | 2 | ||
Самостоятельная работа №2 Выполнение творческого домашнего задания. Составление кроссворда по теме «Почвообразовательный процесс» | 4 | ||
Тема 1.3 Происхождение и состав органической части почвы. | Содержание учебного материала | 4 | |
1. Гумус и его состав. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа№3: «Определение количества гумуса в почве методом прокаливания» | 2 | 2 | |
Тема 1.4 Гранулометрический состав почвы и его влияние на свойства, и плодородие почвы. | Содержание учебного материала | 6 | |
1.Гранулометрический состав почв. Классификация механических элементов. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа№4: «Определение гранулометрического состава почвы простейшими методами». | 2 | 2 | |
Лабораторная работа№4: «Определение гранулометрического состава почвы простейшими методами». | 2 | ||
Тема 1.5 Физические свойства почвы. | Содержание учебного материала | 10 | |
1.Плотность твердой фазы, объемная масса и пористость. | 2 | 2 | |
2.Водные свойства почвы. | 2 | ||
3.Воздушные свойства почвы. Тепловые свойства почвы. | 2 | ||
Лабораторная работа№5: «Определение относительной и объемной плотности, вычисление пористости почвы» | 2 | 2 | |
Лабораторная работа№6: «Определение водных свойств почвы» | 2 | 2 | |
Тема 1.6 Почвенные коллоиды и поглотительная способность почвы. | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Размеры и свойства почвенных коллоидов. Поглотительная способность почвы (механическая, физическая, химическая и биологическая). | 2 | 2 | |
Лабораторная работа№7: «Опыты с коллоидными растворами» | 2 | 2 | |
Тема 1.7 Химические свойства почвы и ее плодородие. | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Химические свойства почвы. Кислотность и щелочность почв. Буферность почв .Понятие о плодородии почв. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа№8: «Определение актуальной кислотности. Определение потенциальной кислотности». | 2 | 2 | |
Тема 1.8 Почвы регионов. | Содержание учебного материала | 12 | |
1.Основные почвенно-климатические зоны страны, их географическое расположение, климат, растительность и их использование. | 2 | 2 | |
2.Основные почвенно-климатические зоны страны, их географическое расположение, климат, растительность и их использование. | 2 | ||
3.Основные почвенно-климатические зоны страны, их географическое расположение, климат, растительность и их использование. | 2 | ||
Лабораторная работа№9: «Изучение подзолистых почв по монолитам». | 2 | 2 | |
Лабораторная работа№10: «Изучение болотных и дерновых почв по монолитам». | 2 | 2 | |
Лабораторная работа№11: «Изучение серых лесных почв и черноземов по монолитам». | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа№3 Подготовка доклада, написание реферата по теме: «Изучение свойств почв региона по монолитам, рисункам, таблицам». Составление таблиц по химическим и физическим свойствам. | 8 | 3 | |
Тема 1.9 Почвогрунты городов и населенных пунктов. Заменители почвы. Состав земляных смесей для закрытого грунта. | Содержание учебного материала | 4 | |
1. Особенности городских условий, влияющих на почвенные процессы. Характеристика почвогрунтов. | 2 | 2 | |
2. Основные виды почв для составления земельных смесей. | 2 | ||
Тема 1.10 Бонитировка и качественная оценка почв. | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Бонитировка и качественная оценка почв. | 2 | 1 | |
2. Критерии бонитировки, показатели бонитета. | 2 | ||
3. Методы полевого исследования почв. | 2 | ||
Самостоятельная работа №4 Проведение мини-исследование по теме «Методы полевого исследования почв.» | 7 | ||
Раздел 2. | Основы земледелия | 20 | 1 |
Тема 2.1 Факторы жизни растений и законы земледелия. Плодородие почв как условия жизнедеятельности растения. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. Факторы плодородия почв. Факторы жизни растений. | |||
2. Законы земледелия. Плодородие почв. | 2 | 1 | |
Тема 2.2 Сорные растения и борьба с ними. | Содержание учебного материала | 6 | 1 |
1.Классификация сорных растений по биологическим группам. | 2 | 1 | |
2.Истребительные и предупредительные меры борьбы с сорными растениями. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа№12: «Изучение сорных растений различных групп». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа №5 Подготовка рефератов по теме: «Изучение видов сорных растений по атласу и гербарным образцам. Изучение способов борьбы с сорными растениями, используя дополнительную литературу» | 6 | 3 | |
Тема 2.3 Севообороты. | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1.Понятие о севообороте .Значение чередования культур в севообороте. Классификация севооборотов. | 2 | ||
Лабораторная работа№13: «Составление схем севооборотов и ротационных таблиц». | 2 | 2 | |
Тема 2.4 Обработка почвы. | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Технологические процессы, происходящие при обработке почвы. | 2 | 1 | |
2.Особенности обработки почвы в различных почвенно-климатических зонах. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа №6 Тема: «Составление схем севооборотов и переходных таблиц для цветочных культур, используемых в озеленение Москвы». | 6 | ||
Тема 2.5 Эрозия почвы и меры борьбы с ней. | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Виды эрозии почв .Факторы, способствующие развитию эрозии. .Меры борьбы с эрозией. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа №7 Подготовка конспекта по теме: «Изучение способов противоэрозионной обработки почвы в зоне Нечерноземья». | 6 | 3 | |
Раздел 3. | Основы агрохимии | 24 | |
Тема 3.1 Агрохимическое обследование почв. | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Агрохимическое обследование почв. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа№14: «Вычерчивание агрохимических картограмм по исходным данным». | 2 | 3 | |
Тема 3.2 Органические удобрения. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Основные виды органических удобрений .Способы получения (происхождения), состав и свойства, хранение. | |||
Самостоятельная работа № 8 Составление таблиц по ассортименту по теме: «Изучение видов минеральных удобрений. Мониторинг ассортимента органических и минеральных удобрений в торговых центрах». | 6 | ||
Тема 3.3 Минеральные удобрения. | Содержание учебного материала | 6 | |
1.Классификация минеральных удобрений - азотных, фосфорных, калийных и микроудобрений .Простые, сложные и смешанные минеральные удобрения. Хранение минеральных удобрений. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа№15: «Изучение минеральных удобрений в коллекции». | 2 | 2 | |
Лабораторная работа№16: «Решение задач по расчету доз внесения удобрений» | 2 | 3 | |
Тема 3.4 Химическая мелиорация. | Содержание учебного материала | 8 | |
1.Химическая мелиорация. Известкование кислых почв. | 2 | 1 | |
3.Гипсование щелочных почв. Сроки и способы внесения извести. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа№17: «Изучение известковых материалов. Известкование кислых почв». | 2 | 2 | |
Лабораторная работа№18: «Решение задач по расчету доз внесения извести» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа №9 Составление задач по расчету норм внесения удобрений по теме: «Расчет потребности почвы в извести. Расчет доз внесения минеральных удобрений под различные цветочные культуры». | 4 | 3 | |
Тема 3.5 Система внесения удобрений. | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Системы внесения удобрений. Способы внесения удобрений. | 2 | 1 | |
2.Сроки и нормы внесения удобрений | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа № 10 Подготовка сообщения по теме: «Подготовка почвы и минеральное питание цветочно-декоративных культур». | 3 | 3 | |
Всего | 162 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по дисциплине « Почвоведения, земледелия и агрохимии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся из расчета на 25 чел.
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
-образцы почв;
-технические весы – 5 штук;
-электронные весы 2 штуки;
-прибор газообмена при дыхании – 10 штук;
-прибор содержания углекислого газа – 9 штук;
-микроскопы 10 штук:
-прибор для демонстрации водных свойств почв;
-макеты – монолиты основных типов почв.
-коллекции минералов и горных пород.
-коллекции по механическому составу почв.
-коллекции удобрений.
-гербарии напочвенного покрова.
Оборудование учебного кабинета:
- Учебные плакаты, схемы и таблицы по основам почвоведения, земледелия и агрохимии.
- Методическая литература
- -компьютер;
- -мультимедиапроектор;
- -экран;
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Апарин Б.Ф. Почвоведение. М.: Академия, 2016. - 256 с.
- Вальков В.Ф. Почвоведение: учебник для СПО/ В.Ф. Вальков, К.Ш. Казеев, С.И. Колесников. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016 г. – 527 с.
- Герасимова М.И. География почв: учебник и практикум 3 издание. М.: Юрайт. 346 с.
- Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В.И. Агрохимия М.:Лань, 2016 г. – 584 с.
Дополнительные источники:
1. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. «Основы агрохимии» М.: «Академия», 2016 г.
2.Справочник по применению удобрений в лесном хозяйстве, В. С. Победов и др.; БелНИИЛХ. М; Лесная промышленность, 1977.Третьяков, А.М. Туликов, Б.А. Ягодин Основы агрономии – М.: «Академия», 2016г.
Интернет-ресурсы:
- http://www.ploskorez.com/lastoc-1/pochvovedenie-referat.shtml
- http://revolution.allbest.ru/agriculture/00052818.html
- http://www.best.kursna5.ru/works/1648.html
- http://www.fos.ru/ecology/10002.html
- http://www.roman.by/r-34806.html
- http://www.edu.ru/ – каталог образовательных Интернет ресурсов
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоения знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. |
Уметь: -давать оценку почвенного покрова по механическому составу; -проводить простейшие агрохимические анализы почвы. Знать: -структуру и основные виды почвы; -минералогический и химический состав почвы; основы земледелия; -мероприятия по охране окружающей среды. | Оценка выполнения самостоятельной работы в виде тестовых заданий. Оценка выполнения лабораторных работ Оценка за устный и письменный опрос Оценка за дифференцированный зачет |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 - 100 | 5 | отлично |
80 - 89 | 4 | хорошо |
70 -79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменатором определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОПОЗ. Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства по специальности 120701 «Землеустройство»
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.ОЗ. Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства созданы в соответс...
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ С ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ И АГРОХИМИЕЙ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Формирование общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО на занятиях...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» для специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» разработана соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе ра...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОДП.04 ПОЧВОВЕДЕНИЕ И ОСНОВЫ РАСТЕНИЕВОДСТВА
Методические указания для студентов...
Открытый урок по учебной дисциплине"Основы почвоведение, земледелия и агрохимии"
Цели учебного занятияОбучающая:Закрепить уровень знаний, умений и навыков, учащихся по изученной теме. ...
Основы почвоведения, земледелия и агрохимии
Основы почвоведения, земледелия и агрохимии....