Рабочая программа по обществознанию для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Автор: А.Г. Важенин
рабочая программа
Программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальностям среднего профессионального образования: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 36.02.01 Ветеринария, 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, 35.02.05 Агрономия, 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям), рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва
«Тувинский сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 Обществознание
общеобразовательного цикла
программ(ы) специалистов среднего звена по специальностям:
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
36.02.01 Ветеринария
21.02.05 Земельно-имущественные отношения
35.02.05 Агрономия
Кызыл, 2019г.
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА Предметной цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Протокол № от «___» __________ 20__г. Председатель ________ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _____________ _______________________ «_____» ____________ 20__г. |
Программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальностям среднего профессионального образования: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 36.02.01 Ветеринария, 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, 35.02.05 Агрономия, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Рекомендована учебно-методическим объединением в системе СПО Республики Тыва (далее УМО СПО РТ) протокол № 8 от 11 «июня» 2019 г.
Разработчики:
Эренчинова Ирина Николаевна, председатель МО, преподаватель ГБПОУ РТ «Кызылский транспортный техникум»
Денисюк Любовь Андреевна, преподаватель ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум»
Куулар Алимаа Абдуллаевна, преподаватель ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 8 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины по «Обществознанию» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальностям среднего профессионального образования: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 36.02.01 Ветеринария, 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, 35.02.05 Агрономия
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание»
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы
.
1.3. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с техническим, естественно - научным профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования общественных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.
В то же время учебная дисциплина Обществознание для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Изучение учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право) завершается промежуточной аттестацией в форме зачета в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
1.3. Характеристика основных видов учебной деятельности
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения |
| |
| Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение. Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты. |
| Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс». |
| |
2.1. Духовная культура личности и общества | Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям |
2.2. Наука и образование в современном мире | Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом |
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей |
3.Экономика | |
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы | Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет» |
3.3. Рынок труда и безработица | Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли |
4. Социальные отношения | |
4.1. Социальная роль и стратификация | Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе |
4.2. Социальные нормы и конфликты | Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения |
4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи) |
5. Политика | |
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориального государственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки |
5.2. Участники политического процесса | Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации |
6.Право | |
6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права |
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан |
6.3. Отрасли российского права | Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права |
1.4. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Коды УУД | Виды универсальных учебных действий |
Личностные | |
Л 01. | Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; |
Л 02. | Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); |
Л 03. | Гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; |
Л 04. | Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; |
Л 05. | Готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; |
Л 06. | Осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; |
Л 07. | Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; |
Л 08. | Сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; |
Метапредметные | |
М 01. | Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; |
М 02. | Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; |
М 03. | Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
М 04. | Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
М 05. | Умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; |
М 06. | Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; |
М 07. | Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; |
Предметные | |
П 01. | Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; |
П 02. | Сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; |
П 03. | Сформированность представлений о методах познания социальных явлений процессов; |
П 04. | Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; |
П 05. | Формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов |
П 06. | Владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; |
П 07. | Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; |
Освоение содержания учебной дисциплины Обществознание обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
1.5. Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии)
Коды ОК | Формируемые компетенции |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 3. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 4. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (юношей) |
ОК 6. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 7. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 108 часов;
- в том числе на проектную деятельность – 10 часов.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | не предусмотрено |
практические занятия | не предусмотрено |
контрольные работы | не предусмотрено |
индивидуальный проект (если предусмотрено) | 10 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды УУД, ОК | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | Л 01 М03 П01 | ||
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений | 10 | Л 03,05, 06,07,08 М01, 02 П 01,02,04.07 ОК 02,06,07, | ||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Человек как бинарное существо. | 2 | ||
2. | Человек. Индивид. Личностью | 2 | ||
3. | Свобода в деятельности человека | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 1.2. Общество как сложная динамическая система | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Типология обществ | 2 | ||
2. | Социальные институты общества | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Раздел 2. Духовная культура личности и общества | 14 | Л 03,05, 06,07,08 М01, 02 П 01,02,04.07 ОК 02,06,07, | ||
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Культура и цивилизация | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. | Наука и ее социальные функции | 2 | ||
2. | Роль науки в современном обществе | 2 | ||
3. | Образование и самообразование | 2 | ||
4. | Специфика образования в России | 2 | ||
Лабораторная работа № | ||||
Практическое занятие № | ||||
Контрольная работа № | ||||
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духов ной культуры | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Мораль. Основные нормы и принципы морали | 2 | ||
2. | Искусство, религия и их роль в жизни людей | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Раздел 3. Экономика | Содержание учебного материала | 26 | Л 03,05, 06,07,08 М01, 02 П 01,02,04.07 ОК 02,06,07, | |
Содержание учебного материала | 6 | |||
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы | 1. | Экономика: наука и хозяйство. | 2 | |
2. | Экономика и экономическая деятельность. | 2 | ||
3. | Типы экономических систем | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. | Спрос и предложение. Рыночное равновесие. | 2 | ||
2. | Основные организационные формы бизнеса в России. | 2 | ||
3. | Основные рыночные структуры. Конкуренция | 2 | ||
4. | Роль государства в экономике. | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 3.3. Рынок труда и безработица | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. | Рынок труда | 2 | ||
2. | Безработица | 2 | ||
3. | Экономические циклы | 2 | ||
4. | Роль государства на рынке труда | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Становление современной рыночной экономики России | 2 | ||
2. | Мировая экономика. | 2 | ||
Лабораторная работа № | ||||
Практическое занятие № | ||||
Контрольная работа № | ||||
Раздел 4. Социальные отношения | 16 | Л 03,05, 06,07,08 М01, 02 П 01,02,04.07 ОК 02,06,07, | ||
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Социальные отношения. Понятия: общность и группа. | 2 | ||
2. | Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Социальный контроль. | 2 | ||
2. | Социальные нормы и санкции. | 2 | ||
3. | Социальный конфликт. Пути разрешения социальных конфликтов. | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Этнические общности. Межнациональные отношения. | 2 | ||
2. | Национальная политика в РФ. | 2 | ||
3. | Семья как малая социальная группа. | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Раздел 5. Политика | 12 | Л 03,05, 06,07,08 М01, 02 П 01,02,04.07 ОК 02,06,07, | ||
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Политические институты и отношения. | 2 | ||
2. | Власть, ее происхождение и виды. | 2 | ||
3. | Государство. Признаки государства. Форма государства. | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 5.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Сущность политического процесса. | 2 | ||
2. | Политический статус. Политическое участие. | 2 | ||
3. | Политическая культура. | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Раздел 6. Право | 28 | Л 03,05, 06,07,08 М01, 02 П 01,02,04.07 ОК 02,06,07, | ||
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Происхождение права. Юриспруденция как наука. | 2 | ||
2. | Право в системе социальных норм. | 2 | ||
3. | Правовые отношения и их структура. Правоохранительные органы РФ. | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала | 10 | ||
1. | Система государственных органов РФ. | 2 | ||
2. | Конституционное право как отрасль права. Гражданство в Российской Федерации. | 2 | ||
3. | Право граждан РФ на участие в управлении делами государства. | 2 | ||
4. | Права и обязанности налогоплательщиков. | 2 | ||
5. | Обязанность защиты отечества. | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 6.3. Отрасли российского права | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. | Гражданское право. Гражданские правоотношения | 2 | ||
2. | Административное право. Административные правоотношения | 2 | ||
3. | Трудовое право. Трудовые правоотношения | 2 | ||
4. | Уголовное право. Уголовная ответственность. | 2 | ||
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Итоговая аттестация в форме зачета | ||||
Итого: | 108 |
2.3. Примерные темы рефератов (докладов),
индивидуальных проектов
- Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
- Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
- Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
- Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
- Индустриальная революция: плюсы и минусы.
- Глобальные проблемы человечества.
- Современная массовая культура: достижение или деградация?
- Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
- Кем быть? Проблема выбора профессии.
- Современные религии.
- Роль искусства в обществе.
- Экономика современного общества.
- Структура современного рынка товаров и услуг.
- Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
- Я и мои социальные роли.
- Современные социальные конфликты.
- Современная молодежь: проблемы и перспективы.
- Этносоциальные конфликты в современном мире.
- Семья как ячейка общества.
- Политическая власть: история и современность.
- Политическая система современного российского общества.
- Содержание внутренних и внешних функций государства на примере совре-менной России.
- Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).
- Формы участия личности в политической жизни.
- Политические партии современной России.
- Право и социальные нормы.
- Система права и система законодательства.
- Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
- Характеристика отрасли российского права (на выбор).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета – кабинет «Обществознания»,
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – методической документации;
- политическая карта мира;
- схемы;
- плакаты;
- опорные конспекты.
Технические средства обучения:
- Проектор мультимедиа
- Интерактивная доска
- Компьютер
- Маркерная доска
- состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
- информационно-коммуникационные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т.п.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.
3.2. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Для студентов
Основные источники
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. –М., 2017
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие. –М., 2017
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. –М., 2017
- Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. –М., 2017
Дополнительные источники
- Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
- Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания.-М., 2014.
- Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
- Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
- Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Перечень Интернет-ресурсов
- www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
- www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
- www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
- www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
Для преподавателей
- Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
- Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
- 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
- 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
- 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
- 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
- Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //
- СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
- Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
- Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — 15. — Ст. 766.
- Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
- Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | ||||||
1 | 2 | ||||||
Умения:
|
| ||||||
Знания:
|
|
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва
«Тувинский сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 Обществознание
общеобразовательного цикла
программ(ы) специалистов среднего звена по специальностям:
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
Кызыл, 2019г.
| |||||
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА Предметной цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Протокол № от «___» __________ 20__г. Председатель ________ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _____________ _______________________ «_____» ____________ 20__г. |
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА Предметной цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Протокол № от «___» __________ 20__г. Председатель ________ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _____________ _______________________ «_____» ____________ 20__г. |
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальностям: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Рекомендована учебно-методическим объединением в системе СПО Республики Тыва (далее УМО СПО РТ)
Протокол № ___ от «____» _________ 20__г.
Разработчики:
Эренчинова Ирина Николаевна, председатель МО, преподаватель ГБПОУ РТ «Кызылский транспортный техникум»
Денисюк Любовь Андреевна, преподаватель ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум»
Куулар Алимаа Абдуллаевна, преподаватель ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 8 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальностям среднего профессионального образования: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание»
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
1.3. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с социально-экономическим профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования общественных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.
В то же время учебная дисциплина Обществознание для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Изучение учебной дисциплины Обществознание завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
1.3. Характеристика основных видов учебной деятельности
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения |
| |
| Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение. Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты. |
| Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс». |
| |
2.1. Духовная культура личности и общества | Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям |
2.2. Наука и образование в современном мире | Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом |
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей |
3. Социальные отношения | |
3.1. Социальная роль и стратификация | Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе |
3.2. Социальные нормы и конфликты | Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения |
3.3. Важнейшие социальные общности и группы | Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи) |
4. Политика | |
4.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориального государственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки |
4.2. Участники политического процесса | Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации |
1.4. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Коды УУД | Виды универсальных учебных действий |
Личностные | |
Л 01. | Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; |
Л 02. | Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); |
Л 03. | Гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; |
Л 04. | Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; |
Л 05. | Готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; |
Л 06. | Осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; |
Л 07. | Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; |
Л 08. | Сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; |
Метапредметные | |
М 01. | Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; |
М 02. | Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; |
М 03. | Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
М 04. | Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
М 05. | Умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; |
М 06. | Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; |
М 07. | Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; |
Предметные | |
П 01. | Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; |
П 02. | Сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; |
П 03. | Сформированность представлений о методах познания социальных явлений процессов; |
П 04. | Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; |
П 05. | Сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов |
П 06. | Владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; |
П 07. | Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; |
Освоение содержания учебной дисциплины Обществознание обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
1.5. Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии)
Коды ОК | Формируемые компетенции |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 3. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 4. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (юношей) |
ОК 6. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 7. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 78 часов;
- в том числе на проектную деятельность – 6 часов.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | не предусмотрено |
практические занятия | не предусмотрено |
контрольные работы | не предусмотрено |
индивидуальный проект (если предусмотрено) | 6 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды УУД, ОК | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | Л 01 | ||
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений | 16 | |||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | 12 | ||
1. | Человек как бинарное существо | 2 | Л 05, М 02 | |
2. | Природа человека | 2 | Л 05 | |
3. | Человек. Индивид. Личностью | 2 | Л 05, М 02 | |
4. | Свобода в деятельности человека | 2 | Л 08, М 01 | |
5. | Деятельность, как способ существования людей | 2 | Л 06 | |
6. | Профессиональная деятельность | 2 | Л 08, М 01 | |
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 1.2. Общество как сложная динамическая система | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Типология обществ | 2 | Л 03 | |
2. | Социальные институты общества | 2 | Л 07, М 02 | |
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Раздел 2. Духовная культура личности и общества | 18 | |||
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Культура и цивилизация | 2 | Л 01 | |
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Наука и ее социальные функции | 2 | Л 08 | |
2. | Роль науки в современном обществе | 2 | Л 08, М 01 | |
3. | Образование и самообразование | 2 | Л 08 | |
Лабораторная работа № | ||||
Практическое занятие № | ||||
Контрольная работа № | ||||
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духов ной культуры | Содержание учебного материала | 10 | ||
1. | Мораль. Основные нормы и принципы морали | 2 | Л 03, М 02 | |
2. | Искусство и его роль в жизни людей | 2 | Л 05 | |
3. | Взаимодействие искусства и религии | 2 | Л 01, М 01 | |
4. | Мировые религии | 2 | Л 01, М 01 | |
5. | Религия как феномен культуры | 2 | Л 01, М 01 | |
Лабораторная работа № | - | Л 01 | ||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Раздел 3. Социальные отношения | 26 | |||
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Социальные отношения. Понятия: общность и группа. | 2 | Л 05, М 01 | |
2. | Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 2 | Л 05, М 05 | |
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 12 | ||
1. | Социальный контроль. | 2 | Л 04, М 04 | |
2. | Социальные нормы и санкции. | 2 | Л 04, М 01 | |
3. | Виды и формы социальных норм | 2 | Л 04, М 04 | |
4. | Социальный конфликт. | 2 | Л 03, М 02 | |
5. | Пути разрешения социальных конфликтов. | 2 | Л 03, М 01 | |
6. | Девиантное поведение | 2 | Л 03, М 05 | |
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 10 | ||
1. | Этнические общности. | 2 | Л 04 | |
2. | Межнациональные отношения. | 2 | Л 04 | |
3. | Межнациональные конфликты | 2 | Л 04, М 01 | |
4. | Национальная политика в РФ. | 2 | Л 03 | |
5. | Семья как малая социальная группа. | 2 | Л 07 | |
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Раздел 4. Политика | 16 | |||
Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Политические институты, политические отношения. | 2 | Л 03, М 03 | |
2. | Власть, ее происхождение и виды. | 2 | Л 03 | |
3. | Государство. Признаки государства. Форма государства. | 2 | Л 02, М 01 | |
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Тема 4.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | 10 | ||
1. | Политическая сфера общественной жизнедеятельности людей | 2 | Л 02 | |
2. | Сущность политического процесса. | 2 | Л 03 | |
3. | Политический статус. Политическое участие. | 2 | Л 02, М 01 | |
4. | Политическая культура. | 2 | Л 03, М 03 | |
5. | Политические партии | 2 | Л 03, М 03 | |
Лабораторная работа № | - | |||
Практическое занятие № | - | |||
Контрольная работа № | - | |||
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | ||||
Итого: | 78 |
2.3. Примерные темы рефератов (докладов),
индивидуальных проектов
- Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
- Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
- Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
- Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
- Индустриальная революция: плюсы и минусы.
- Глобальные проблемы человечества.
- Современная массовая культура: достижение или деградация?
- Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
- Кем быть? Проблема выбора профессии.
- Современные религии.
- Роль искусства в обществе.
- Я и мои социальные роли.
- Современные социальные конфликты.
- Современная молодежь: проблемы и перспективы.
- Этносоциальные конфликты в современном мире.
- Семья как ячейка общества.
- Политическая власть: история и современность.
- Политическая система современного российского общества.
- Содержание внутренних и внешних функций государства на примере совре-менной России.
- Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).
- Формы участия личности в политической жизни.
- Политические партии современной России.
- Право и социальные нормы.
- Система права и система законодательства.
- Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
- Характеристика отрасли российского права (на выбор).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета – кабинет «Обществознания»,
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – методической документации;
- политическая карта мира;
- схемы;
- плакаты;
- опорные конспекты.
Технические средства обучения:
- Проектор мультимедиа
- Интерактивная доска
- Компьютер
- Маркерная доска
- состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
- информационно-коммуникационные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т.п.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.
3.2. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Для студентов
Основные источники
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. –М., 2017
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие. –М., 2017
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. –М., 2017
- Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. –М., 2017
Дополнительные источники
- Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
- Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания.-М., 2014.
- Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
- Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
- Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Перечень Интернет-ресурсов
- www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
- www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
- www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
- www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
Для преподавателей
- Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
- Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
- 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
- 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
- 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
- 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
- Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //
- СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
- Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
- Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — 15. — Ст. 766.
- Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
- Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | ||||||
1 | 2 | ||||||
Умения:
|
| ||||||
Знания:
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебной дисциплине "Математика" для специальности Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (далее ФГОС) по специальности сред...
Рабочая программа по английскому языку с учетом профиля (технический, естественно-научный) получаемого профессионального образования
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Английский язык для профессий среднего профессионального образования. Программа учебной дисциплины ориентирована на ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса составлена на основании пример...
Рабочая программа дисциплины "Обществознание" для профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением
Рабочая программа дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением, входящей в ТОП-50.Программа общео...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения...
Рабочая программа по физике по профессии "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту МТП" СПО
Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и на основе примерной рабочей програм...
Презентация к докладу на ОМО на тему: "Внедрение рабочей программы воспитания в рамках обучения по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Воспитательная система техникума направлена на формирование и развитие интеллектуальной, культурной, творческой нравственной личности обучающегося, будущего специалиста, сочетающего в себе профессиона...