РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса
рабочая программа на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины  «География» для специальностей  технического  и  социально-экономического профилей первого курса составлена на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_geogr_tehn_i_sots-ekon_36.docx55.2 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»

(ГАПОУ КК «НКСЭ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины  «География»

для специальностей

технического  и    социально-экономического профилей первого курса

(базовая подготовка)

2015 год


УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

________Н.В. Плющева

«___»_________2015 г.

ОДОБРЕНА

на заседании ЦМК

математических

и естественнонаучных дисциплин                протокол № ____

от «__»_____2015 г.

Председатель ЦМК

______О.В. Козлова

Рабочая программа составлена на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»

        CОГЛАСОВАНО

научно-методический                                                          

совет   протокол №___                                              

от «__»_______2015 г.                                                                        

_____________ Э.М.Ребрина

Разработчик:

___________ О.И.Сорока

Преподаватель естественнонаучных дисциплин, высшей категории

ГАПОУ КК «НКСЭ»

Рецензент:

___________С.В.Серова

Преподаватель естественнонаучных   дисциплин

ГАПОУ КК «НКСЭ»

___________Ю.В. Шацкова

к.т.н., доцент филиала  БГТУ

им. В.Г. Шухова в                         г. Новороссийске

 


СОДЕРЖАНИЕ

      Стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

  1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ  К ТЕМАМ И РАЗДЕЛАМ

26


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.Пояснительная записка

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения географии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО/ ППСЗ) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «География» направлено на достижение следующих
целей: 
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном  и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов общих компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППССЗ).

1.2 Общая характеристика учебной дисциплины «География».

      Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам. Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания. У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию
как одну из классических метадисциплин. Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
  Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППСЗ.)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина входит в общеобразовательный  цикл как дисциплина по выбору из обязательных предметных областей, ОУД.16.

 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:


личностных:

  • российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и  способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменно речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию приводить аргументы и контраргументы;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • креативность мышления, инициативность и находчивость;


метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  •  готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  •  умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  •  умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  •  владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  •  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  •  осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

  •  умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

  •  представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

  • понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметных:

  • владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.


В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации гео графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных теку щих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож ного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 50 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  36 часов;

самостоятельной работы обучающегося  14 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

50

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические(семинарские) занятия

-

     контрольные работы

-

     другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий

-

Самостоятельная работа студента (всего)

14

в том числе:

-написание реферата

-составление схем

13

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Источники географической
информации

Содержание 

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

1

1

Тема 2. Политическое устройство мира

Содержание 

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные об- разования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

1

1

Тема 2. Политическое устройство мира

Содержание 

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

1

1

Самостоятельная работа

Написание реферата. Тема «Новейшие изменения политической карты мира»

2

3

Тема 3. География мировых природных ресурсов

Содержание 

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

1

2

Тема 3. География мировых природных ресурсов

Содержание 

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории
мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный  потенциал.

1

2

Самостоятельная работа

Составление схемы «Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность».

1

Тема 4. География населения мира

Содержание 

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого
развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

1

1

Тема 4. География населения мира

Содержание 

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

2

1

Самостоятельная работа

Написание реферата на темы; «Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты».

2

3

Тема 5. Мировое хозяйство

11

Тема 5.1

Современные особенности развития

Содержание 

 Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства,
исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

1

1

Самостоятельная работа

 Написание реферата. Тема «Географическая модель» современного мирового хозяйства»

3

3

Тема 5.2

Отрасли первичной сферы

Содержание 

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства.

1

1

Тема 5.2

Отрасли первичной сферы

Содержание 

Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

1

1

Тема 5.3

Отрасли вторичной сферы

Содержание 

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии.

1

1

Тема 5.3

Отрасли вторичной сферы

Содержание 

Географические особенности машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

.

2

1

Тема 5.4

Отрасли третичной сферы

Содержание 

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

2

1

Тема 6. Регионы мира

17

Тема 6.1

Зарубежная Европа

Содержание 

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно - ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

2

1

Тема 6.1

Зарубежная Европа

Содержание

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

1

1

Тема 6.2

Зарубежная Азия

Содержание 

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

1

1

Тема 6.2

Зарубежная Азия

Содержание 

Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

2

1

Тема 6.3

Африка

Содержание 

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

2

1

Самостоятельная работа

Написание реферата. Тема «Особенности политической карты Африки».

3

3

Тема 6.4

Северная Америка

Содержание 

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

2

1

Тема 6.5

Латинская Америка

Содержание 

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки

2

1

Тема 6.5

Латинская Америка

Содержание 

 Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

1

      1

Тема 6.6

Австралия и Океания

Содержание 

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

1

2

Тема 7

Россия в современном мире

Содержание 

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

2

1

Самостоятельная работа

 Написание реферата. Тема «Особенности современного экономико-географического положения России»

3

3

Тема 8

Географические аспекты современных глобальных проблем

Содержание 

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

2

       2

Дифференцированный зачет

Ответы на контрольные вопросы по материалу разделов

2

3

Всего:

50

Уровень освоения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
• Новейшие изменения политической карты мира.
• Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
• Особенности современного воспроизводства мирового населения.
• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
• Языки народов мира.
• Современные международные миграции населения.
• Особенности урбанизации в развивающихся странах.
• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
• «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
• Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
• Международный туризм в различных странах и регионах мира.
• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
• Запад и Восток Германии сегодня.
• Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.
• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
• Особенности политической карты Африки.
• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
• Географический рисунок хозяйства США.
• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
• «Географическая модель» современного мирового хозяйства.


 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Географии»;

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-набор географических карт;

-набор географических атласов «Экономическая и социальная география мира»;

-набор демонстрационных учебных плакатов;

-набор печатных учебно-наглядных пособий;

-набор электронных носителей информации, видеофильмов.

Технические средства обучения:

-компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-интерактивная доска;

-мультимедиапроектор;

-графопроектор;

-магнитная доска.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

ЛИТЕРАТУРА:

Для студентов

1.Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебнометодический комплекс для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2015.
2.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
4.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф.образования. — М., 2014.
5.
Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
6.
Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.
7.
Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
8.
Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
9.
Холина В. Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
10.
Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.
Для преподавателей
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
4.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
5.География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
6.География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
7.
Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.
8.
Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.
Справочники, энциклопедии
1.Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987.Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.
2.Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. —М., 2003.
3.Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). —М., 2004.
4.Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М.Д.Аксенова. —М., 2001.

интернет-ресурсы
1.www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энцикло-
педии).
2.www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной
организации при ООН (ФАО).
3.www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
4.www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
5.www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Индивидуальные задания.

Устный опрос.

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Написание реферата.

Географический диктант.

Индивидуальные задания,

Устный опрос.

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

Индивидуальные задания.

Устный опрос.

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

Индивидуальные задания.

Тестирование.

Устный опрос.

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

Знания:

Индивидуальные задания.

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

Тестирование.

Устный опрос.

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

Написание реферата.

Составление схем.

Индивидуальные задания.

Устный опрос.

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

Написание реферата.

Индивидуальные задания.

Тестирование.

Устный опрос.

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Индивидуальные задания.

Тестирование.

Устный опрос.

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета


5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ)

  1. Виды географической информации, каковы её роль и использование в жизни людей?
  2. Какова история формирования и развития современной политической карты мира?
  3. Какие количественные характеристики стран мира использованы при изучении их элементарной классификации?
  4. Какие типологические черты стран могут быть использованы при их классификации по уровню социально-экономического развития?
  5. Что называется природными ресурсами?
  6. Какие принципы являются основой различных классификаций природных ресурсов?
  7. Все ли известные человеку виды природных ресурсов исчерпаемы? Привести примеры неисчерпаемых ресурсов.
  8. В чем заключается рациональное использование возобновимых и невозобновимых природных ресурсов?
  9. Почему об уровне обеспеченности страны различными видами природных ресурсов нельзя судить только по их запасам?
  10. Насколько обеспеченность страны природными ресурсами определяет уровень её экономического развития? Приведите примеры.
  11. Являются ли ресурсы Мирового океана комплексными?
  12. Что изучает наука демография?
  13. Что понимают под процессом воспроизводства населения? Как определить естественный прирост населения?
  14. Перечислить группы стран, вынужденных проводить политику сдерживания рождаемости или, наоборот, политик у её стимулирования?
  15. Что называется средней плотностью населения?
  16. В чём состоят причины неравномерности размещения населения на планете?
  17. Какие  факторы влияют на размещение населения?
  18. Чем вызвана международная миграция рабочей силы из развивающихся стран в развитые? Перечислить основные главные мировые центры иммиграции населения.
  19. На какие группы делится население мира по своему составу и структуре?
  20. В чем сущность понятия «мировая экономика»? Выделить основные этапы развития мировой экономики.
  21. В чем сущность научно-технической революции? Перечислить основные черты современной научно-технической характеристики.
  22. В чём сущность географического разделения труда?
  23. Почему географическое разделение труда явилось неизбежным результатом развития человеческого общества?
  24. Почему в эпоху НТР наблюдается тенденция изменения соотношения между производственной и непроизводственной сферами хозяйства? Какие отрасли промышленности можно отнести к «авангардным» в эпоху современной НТР?
  25. Какие отрасли относятся к топливной промышленности?
  26. Какова современная мировая структура потребления топлива и энергии (по видам)  и каковы тенденции её изменения в ближайшем будущем?
  27. Почему металлургию принято считать одной из базовых отраслей промышленности?
  28. Почему для черной и цветной металлургии ведущими формами организации производства являются концентрация и комбинирование?
  29. Почему именно машиностроение является ведущей отраслью мировой промышленности?
  30. Какие факторы являются решающими в размещении  различных отраслей машиностроении? Объясните почему.
  31. Почему химическую промышленность принято относить к отраслям, обеспечивающим развитие НТП?
  32. Чем обусловлены быстрые темпы роста объёмов производства продукции мировой химической промышленности?
  33. Почему лесную промышленность относят к отраслям , производящим конструкционные материалы?
  34. Каике особенности отраслевого состава лесной промышленности характерны для стран Северного и Южного лесных поясов?
  35. Какие отрасли легкой промышленности существуют, и какие виды сырья  они используют?  
  36. Почему сельское хозяйство принято считать наиболее распространённой отраслью материального производства? Структура современного сельского хозяйства.
  37. Какое влияние на развитие и формирование специализации сельского хозяйства оказывают природные условия?
  38. Почему транспорт и связь являются обслуживающими(производными) отраслями?
  39. Какое влияние на работу транспорта в формировании внутригосударственных и мирового рынков?
  40. Каковы особенности современных глобальных проблем человечества?
  41. Какие вы видите пути решения экологических проблем?
  42. Каковы пути решения продовольственной проблемы?
  43. В чём заключается суть демографической проблемы?
  44. Каковы основные пути решения энергетической и сырьевой  проблем?
  45. Какова роль  европейских стран в современных мировых политических, экономических и культурных процессах?
  46. Какие особенности экономико - географического положения стран Зарубежной Европы являются наиболее важными?
  47. Какое влияние оказал природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы на развитие её промышленности и сельского хозяйства?
  48. Какие отрасли промышленности являются ведущими в европейских странах?
  49. Какова специализация сельского хозяйства различных стран Зарубежной Европы?
  50. Какие азиатские страны занимают лидирующие позиции в мире по площади территории и численности населения?
  51. Какова роль азиатских стран в современной расстановке экономических сил в мире?
  52. Какие группы азиатских стран вы могли бы выделить по уровню экономического развития? Объясните свой ответ.
  53. Какие субрегионы выделяет в Африке экономическая комиссия ООН?
  54. Почему Африка оказалась на «обочине» мирового экономического развития?
  55. Каковы главные особенности растениеводства Африки?
  56. В чем причины слабого развития животноводства в регионе?
  57. Почему за обширным и разнообразным регионом Латинская Америка закрепилось это название?
  58. Какие этапы экономического развития Латинской Америки вы можете выделить?
  59. К каким типам стран по уровню социально- экономического развития можно отнести страны Латинской Америки?
  60. Какое влияние оказало экономико-географическое положение Австралии на её хозяйственную жизнь?
  61. Какова роль Австралии в мировой экономике?

    62.Место России на политической карте мира. Каковы черты, характеризующие современный этап развития хозяйства России?

    63.Каково участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины математика для специальностей СПО технического профиля

Программа разработана в соответствии с федеральными базисными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования Росс...

Рабочая программа учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ

Данная программа содержит весь учебный материал содержащий в требованиях ФГОС к  СПО.Кроме того, в программе даны пояснения по самостоятельной работе студентов....

Рабочая программа учебной дисциплины«Обществознание» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиона...

Рабочая программа учебной дисциплины «Право» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Право»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального об...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Экономика» для специальностей социально-экономического профиля первого курса

I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 1. Общие данныеКонтрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программ...

Рабочая программа учебной дисциплины "География"

Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) ...

Рабочая программа учебной дисциплины «География» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью образовательной программы, входит в образовательный цикл, относится к базовым общеобразовательным дисциплинам. Реализует тр...