РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса составлена на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_geogr_tehn_i_sots-ekon_36.docx | 55.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»
(ГАПОУ КК «НКСЭ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «География»
для специальностей
технического и социально-экономического профилей первого курса
(базовая подготовка)
2015 год
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ________Н.В. Плющева «___»_________2015 г. | ОДОБРЕНА на заседании ЦМК математических и естественнонаучных дисциплин протокол № ____ от «__»_____2015 г. Председатель ЦМК ______О.В. Козлова | Рабочая программа составлена на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» |
CОГЛАСОВАНО научно-методический совет протокол №___ от «__»_______2015 г. _____________ Э.М.Ребрина Разработчик: ___________ О.И.Сорока Преподаватель естественнонаучных дисциплин, высшей категории ГАПОУ КК «НКСЭ» Рецензент: ___________С.В.Серова Преподаватель естественнонаучных дисциплин ГАПОУ КК «НКСЭ» ___________Ю.В. Шацкова к.т.н., доцент филиала БГТУ им. В.Г. Шухова в г. Новороссийске |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
| 4 |
| 11 |
| 22 |
| 24 |
| 26 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения географии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО/ ППСЗ) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «География» направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов общих компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППССЗ).
1.2 Общая характеристика учебной дисциплины «География».
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам. Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания. У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию
как одну из классических метадисциплин. Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППСЗ.)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл как дисциплина по выбору из обязательных предметных областей, ОУД.16.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменно речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации гео графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выявления и объяснения географических аспектов различных теку щих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож ного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 50 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 14 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 50 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические(семинарские) занятия | - |
контрольные работы | - |
другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий | - |
Самостоятельная работа студента (всего) | 14 |
в том числе: | |
-написание реферата -составление схем | 13 1 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Источники географической | Содержание Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. | 1 | 1 |
Тема 2. Политическое устройство мира | Содержание Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные об- разования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. | 1 | 1 |
Тема 2. Политическое устройство мира | Содержание Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа Написание реферата. Тема «Новейшие изменения политической карты мира» | 2 | 3 | |
Тема 3. География мировых природных ресурсов | Содержание Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. | 1 | 2 |
Тема 3. География мировых природных ресурсов | Содержание Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Составление схемы «Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность». | 1 | ||
Тема 4. География населения мира | Содержание Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого | 1 | |
1 | |||
Тема 4. География населения мира | Содержание Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа Написание реферата на темы; «Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты». | 2 | 3 | |
Тема 5. Мировое хозяйство | 11 | ||
Тема 5.1 Современные особенности развития | Содержание Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, | 1 | 1 |
Самостоятельная работа Написание реферата. Тема «Географическая модель» современного мирового хозяйства» | 3 | 3 | |
Тема 5.2 Отрасли первичной сферы | Содержание Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. | 1 | 1 |
Тема 5.2 Отрасли первичной сферы | Содержание Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 1 | 1 |
Тема 5.3 Отрасли вторичной сферы | Содержание Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии. | 1 | 1 |
Тема 5.3 Отрасли вторичной сферы | Содержание Географические особенности машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. . | 2 | 1 |
Тема 5.4 Отрасли третичной сферы | Содержание Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. | 2 | 1 |
Тема 6. Регионы мира | 17 | ||
Тема 6.1 Зарубежная Европа | Содержание Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно - ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. | 2 | 1 |
Тема 6.1 Зарубежная Европа | Содержание Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | 1 |
Тема 6.2 Зарубежная Азия | Содержание Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. | 1 | 1 |
Тема 6.2 Зарубежная Азия | Содержание Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | 1 |
Тема 6.3 Африка | Содержание Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа Написание реферата. Тема «Особенности политической карты Африки». | 3 | 3 | |
Тема 6.4 Северная Америка | Содержание Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. | 2 | 1 |
Тема 6.5 Латинская Америка | Содержание Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки | 2 | 1 |
Тема 6.5 Латинская Америка | Содержание Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | 1 |
Тема 6.6 Австралия и Океания | Содержание Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 1 | 2 |
Тема 7 Россия в современном мире | Содержание Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа Написание реферата. Тема «Особенности современного экономико-географического положения России» | 3 | 3 | |
Тема 8 Географические аспекты современных глобальных проблем | Содержание Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 2 | 2 |
Дифференцированный зачет | Ответы на контрольные вопросы по материалу разделов | 2 | 3 |
Всего: | 50 |
Уровень освоения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
• Новейшие изменения политической карты мира.
• Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
• Особенности современного воспроизводства мирового населения.
• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
• Языки народов мира.
• Современные международные миграции населения.
• Особенности урбанизации в развивающихся странах.
• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
• «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
• Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
• Международный туризм в различных странах и регионах мира.
• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
• Запад и Восток Германии сегодня.
• Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.
• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
• Особенности политической карты Африки.
• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
• Географический рисунок хозяйства США.
• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
• «Географическая модель» современного мирового хозяйства.
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Географии»;
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-набор географических карт;
-набор географических атласов «Экономическая и социальная география мира»;
-набор демонстрационных учебных плакатов;
-набор печатных учебно-наглядных пособий;
-набор электронных носителей информации, видеофильмов.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-интерактивная доска;
-мультимедиапроектор;
-графопроектор;
-магнитная доска.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
ЛИТЕРАТУРА:
Для студентов
1.Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебнометодический комплекс для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2015.
2.Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3.Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
4.Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф.образования. — М., 2014.
5.Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
6.Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.
7.Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
8.Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
9.Холина В. Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
10.Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.
Для преподавателей
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
4.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
5.География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
6.География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
7.Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.
8.Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.
Справочники, энциклопедии
1.Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987.Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.
2.Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. —М., 2003.
3.Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). —М., 2004.
4.Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М.Д.Аксенова. —М., 2001.
интернет-ресурсы
1.www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энцикло-
педии).
2.www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной
организации при ООН (ФАО).
3.www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
4.www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
5.www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
| Индивидуальные задания. Устный опрос. |
| Написание реферата. Географический диктант. Индивидуальные задания, Устный опрос. |
| Индивидуальные задания. Устный опрос. |
| Индивидуальные задания. Тестирование. Устный опрос. |
Знания: | Индивидуальные задания. |
| Тестирование. Устный опрос. |
| Написание реферата. Составление схем. Индивидуальные задания. Устный опрос. |
| Написание реферата. Индивидуальные задания. Тестирование. Устный опрос. |
| Индивидуальные задания. Тестирование. Устный опрос. |
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета |
5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ)
- Виды географической информации, каковы её роль и использование в жизни людей?
- Какова история формирования и развития современной политической карты мира?
- Какие количественные характеристики стран мира использованы при изучении их элементарной классификации?
- Какие типологические черты стран могут быть использованы при их классификации по уровню социально-экономического развития?
- Что называется природными ресурсами?
- Какие принципы являются основой различных классификаций природных ресурсов?
- Все ли известные человеку виды природных ресурсов исчерпаемы? Привести примеры неисчерпаемых ресурсов.
- В чем заключается рациональное использование возобновимых и невозобновимых природных ресурсов?
- Почему об уровне обеспеченности страны различными видами природных ресурсов нельзя судить только по их запасам?
- Насколько обеспеченность страны природными ресурсами определяет уровень её экономического развития? Приведите примеры.
- Являются ли ресурсы Мирового океана комплексными?
- Что изучает наука демография?
- Что понимают под процессом воспроизводства населения? Как определить естественный прирост населения?
- Перечислить группы стран, вынужденных проводить политику сдерживания рождаемости или, наоборот, политик у её стимулирования?
- Что называется средней плотностью населения?
- В чём состоят причины неравномерности размещения населения на планете?
- Какие факторы влияют на размещение населения?
- Чем вызвана международная миграция рабочей силы из развивающихся стран в развитые? Перечислить основные главные мировые центры иммиграции населения.
- На какие группы делится население мира по своему составу и структуре?
- В чем сущность понятия «мировая экономика»? Выделить основные этапы развития мировой экономики.
- В чем сущность научно-технической революции? Перечислить основные черты современной научно-технической характеристики.
- В чём сущность географического разделения труда?
- Почему географическое разделение труда явилось неизбежным результатом развития человеческого общества?
- Почему в эпоху НТР наблюдается тенденция изменения соотношения между производственной и непроизводственной сферами хозяйства? Какие отрасли промышленности можно отнести к «авангардным» в эпоху современной НТР?
- Какие отрасли относятся к топливной промышленности?
- Какова современная мировая структура потребления топлива и энергии (по видам) и каковы тенденции её изменения в ближайшем будущем?
- Почему металлургию принято считать одной из базовых отраслей промышленности?
- Почему для черной и цветной металлургии ведущими формами организации производства являются концентрация и комбинирование?
- Почему именно машиностроение является ведущей отраслью мировой промышленности?
- Какие факторы являются решающими в размещении различных отраслей машиностроении? Объясните почему.
- Почему химическую промышленность принято относить к отраслям, обеспечивающим развитие НТП?
- Чем обусловлены быстрые темпы роста объёмов производства продукции мировой химической промышленности?
- Почему лесную промышленность относят к отраслям , производящим конструкционные материалы?
- Каике особенности отраслевого состава лесной промышленности характерны для стран Северного и Южного лесных поясов?
- Какие отрасли легкой промышленности существуют, и какие виды сырья они используют?
- Почему сельское хозяйство принято считать наиболее распространённой отраслью материального производства? Структура современного сельского хозяйства.
- Какое влияние на развитие и формирование специализации сельского хозяйства оказывают природные условия?
- Почему транспорт и связь являются обслуживающими(производными) отраслями?
- Какое влияние на работу транспорта в формировании внутригосударственных и мирового рынков?
- Каковы особенности современных глобальных проблем человечества?
- Какие вы видите пути решения экологических проблем?
- Каковы пути решения продовольственной проблемы?
- В чём заключается суть демографической проблемы?
- Каковы основные пути решения энергетической и сырьевой проблем?
- Какова роль европейских стран в современных мировых политических, экономических и культурных процессах?
- Какие особенности экономико - географического положения стран Зарубежной Европы являются наиболее важными?
- Какое влияние оказал природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы на развитие её промышленности и сельского хозяйства?
- Какие отрасли промышленности являются ведущими в европейских странах?
- Какова специализация сельского хозяйства различных стран Зарубежной Европы?
- Какие азиатские страны занимают лидирующие позиции в мире по площади территории и численности населения?
- Какова роль азиатских стран в современной расстановке экономических сил в мире?
- Какие группы азиатских стран вы могли бы выделить по уровню экономического развития? Объясните свой ответ.
- Какие субрегионы выделяет в Африке экономическая комиссия ООН?
- Почему Африка оказалась на «обочине» мирового экономического развития?
- Каковы главные особенности растениеводства Африки?
- В чем причины слабого развития животноводства в регионе?
- Почему за обширным и разнообразным регионом Латинская Америка закрепилось это название?
- Какие этапы экономического развития Латинской Америки вы можете выделить?
- К каким типам стран по уровню социально- экономического развития можно отнести страны Латинской Америки?
- Какое влияние оказало экономико-географическое положение Австралии на её хозяйственную жизнь?
- Какова роль Австралии в мировой экономике?
62.Место России на политической карте мира. Каковы черты, характеризующие современный этап развития хозяйства России?
63.Каково участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины математика для специальностей СПО технического профиля
Программа разработана в соответствии с федеральными базисными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования Росс...
Рабочая программа учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ
Данная программа содержит весь учебный материал содержащий в требованиях ФГОС к СПО.Кроме того, в программе даны пояснения по самостоятельной работе студентов....
Рабочая программа учебной дисциплины«Обществознание» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиона...
Рабочая программа учебной дисциплины «Право» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального об...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Экономика» для специальностей социально-экономического профиля первого курса
I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 1. Общие данныеКонтрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программ...
Рабочая программа учебной дисциплины "География"
Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) ...
Рабочая программа учебной дисциплины «География» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью образовательной программы, входит в образовательный цикл, относится к базовым общеобразовательным дисциплинам. Реализует тр...