Рабочая программа "Основы агрономии"
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_osnovy_agronomii.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Основы агрономии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия, входящей в состав укрупненной группы специальностей 110000 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области агрономии при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять виды, разновидности и сорта культурных растений;
- определять особенности выращивания отдельных культур с учетом их биологических особенностей;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные культурные растения;
- их происхождение и возможности хозяйственного использования культурных растений;
- основные приемы и методы изучения растениеводства.
В результате изучения дисциплины студент должен сформировать следующие профессиональные и общие компетенции:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- ПК 1.1. Выбирать агротехнологий для различных сельскохозяйственных культур.
- ПК 1.2. Готовить посевной и посадочный материал.
- ПК 1.3. Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.
- ПК 1.4. Определять качество продукции растениеводства.
- ПК 1.5. Проводить уборку и первичную обработку урожая.
- ПК 2.1. Повышать плодородие почв.
- ПК 2.2. Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции.
- ПК 2.3. Контролировать состояние мелиоративных систем.
- ПК 3.1. Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение.
- ПК 3.2. Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации.
- ПК 3.3. Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.
- ПК 3.4. Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и ее транспортировку.
- ПК 3.5. Реализовывать продукцию растениеводства.
- ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей производства продукции растениеводства.
- ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
- ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
- ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
- ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 86 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 58 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 28 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 86 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 58 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 |
в том числе: написание рефератов, докладов, сообщений, обобщений составление схем, кроссвордов, иллюстраций, рисунков | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Основы агрономии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Дисциплина «Основы агрономии», её задачи, содержание и связь с другими дисциплинами учебного плана. Роль дисциплины в подготовке специалистов. | 1 | 1 |
Тема 1 Почвоведение | Законы земледелия. Понятие о почве и ее плодородии. Типы почв. Классификация почв. | 2 | 2 |
Практическая работа «Определение по образцам типа почвы, ее свойств.» | 2 | ||
Самостоятельная работа Составить опорный конспект по теме: Экономическая и экологическая оценка земель | 2 | ||
Тема 2 Сорные растения и меры борьбы с ними | Понятие о сорных растениях. Агробиологические группы сорных растений. Меры борьбы с сорняками. | 3 | 2 |
Тема 4 Система обработки почвы | Технологические операции при обработке почвы. Приёмы основной обработки почвы. Специальные приёмы обработки почвы. | 6 | 2 |
Приёмы поверхностной обработки почвы. Система обработки почвы под озимые и яровые культуры. | 2 | ||
Система предпосевной обработки почвы. Уход за с/х-ыми культурами. Паровая и полупаровая обработка почвы. Минимальная обработка почвы. | 2 | ||
Практическая работа «Составление системы обработки почвы под яровые культуры» | 2 | ||
Самостоятельная работа Подготовить презентацию « Система контроля и оценки качества полевых работ, возможные нарушения технологии в условиях производства». | 2 | ||
Тема 5 Удобрения и их применение | Минеральные удобрения: азотные, фосфорные, калийные и др.. Органические удобрения: виды и особенности их применения. | 2 | 1 |
Практическая работа «Расчет доз удобрений на запланированный урожай» | 2 | ||
Самостоятельная работа Составить опорный конспект по теме: Система применения удобрений в севообороте. | 2 | ||
Тема 6 Мелиорация и защита почв от эрозии | Понятие об эрозии почвы и причины её возникновения. Меры борьбы с эрозией. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа Приготовить сообщение по теме: Оросительные мелиорации. Современные способы полива. Осушительные мелиорации. Методы и способы осушения. | 4 | ||
Тема 7 Севообороты | Понятие о севообороте, повторных, бессменных и промежуточных культурах. Причины чередования культур в севообороте. | 4 | 2 |
Классификация севооборотов. Принципы построения севооборотов. | 2 | ||
Практическая работа «Составление схем севооборотов и ротационных таблиц». | 2 | ||
Самостоятельная работа Составить севооборот, определить тип и вид. | 2 | ||
Тема 9 Технология возделывания основных сельскохозяйственных культур | Основы семеноведения. Семена, их посевные и сортовые качества. Подготовка семян к посеву. Посев, сроки, способы посева, глубина заделки и нормы высева семян. | 20 | 2 |
Характеристика основных зерновых озимых культур. Их биологические и морфологические особенности. Технология возделывания озимой пшеницы. | 2 | ||
Характеристика основных зерновых яровых культур. Их биологические и морфологические особенности. Технология возделывания яровой пшеницы. | 2 | ||
Кукуруза и сорго. Биологические и морфологические признаки. Особенности технологии возделывания. | 2 | ||
Крупяные культуры. Биологические и морфологические признаки. Технология возделывания гречихи. | 2 | ||
Зернобобовые культуры: чечевица, нут, горох и др. Технология возделывания нута. | 2 | ||
Масличные культуры. Приемы возделывания подсолнечника. | |||
Картофель. Особенности биологии и приемы возделывания. | |||
Сахарная свекла – основная сахароносная культура России. | |||
Многолетние травы, их значение. Морфологические признаки и биологические особенности. Технология возделывания многолетних на корм. | 2 | ||
Практическая работа: Определение показателей посевных качеств семян. Расчёт нормы высева семян. Составление технологической схемы возделывания для яровых зерновых культур. Составление технологической схемы возделывания для картофеля. Составление технологической схемы возделывания для многолетних трав на сено, сенаж, зелёный корм. | 8 | ||
Самостоятельная работа Составить конспект-схему: Интенсивная технология и уборки сои. Технология возделывания льна. Технология возделывания подсолнечника. Технология возделывания однолетних трав на сено, сенаж, травяную муку. Особенности возделывания овощных культур в открытом грунте. Подготовить опорный конспект по теме: «Масличные и эфиромасличные культуры, их значение как основного источника получения пищевых, эфирных и технических масел». Подготовить сообщение на тему: «Значение прядильных культур в получения экологически чистого волокна». Составить кроссворд на тему: «Бахчевые культуры: арбуз, дыня, тыква, их продовольственное и кормовое значение» | 16 | ||
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Итого | 86 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебной лаборатории: « Технология производства продукции растениеводства»
Оборудование учебной лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- коллекции минеральных удобрений в пробирках;
- коллекции семян в пробирках;
- гербарии «Сорные растения»;
- гербарии «Вредные растения»;
- гербарии «Кормовые травы»;
- гербарии «Культурные растения»;
- трость агронома;
- лабораторная посуда;
- таблицы, плакаты, схемы, карты;
- портреты ученых.
- учебно-методические материалы: инструкционные карты для проведения практических занятий, комплект индивидуальных заданий для обучающихся; комплекты контрольных вопросов и заданий для тестирования
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М и др. Основы агрономии: Учебник. – М.: Академия, 2010.
Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. и др. Агрономия: учебное пособие. – М.: Академия, 2010.
Коренев С.В., Федотов В.А., Попов А.Ф., Шавченко В.Е. Растениеводство. – М.: КолосС, 2009.
Гатаулина Г.Г. Технология производства продукции растениеводства. - М.: КолосС, 2009.
Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г. Практикум по растениеводству. – М.: Колос, 2000.
Коренев Г.В., Федотов В.А., Панов А.Ф. и др. Растениеводство. / под. ред. Г.В. Коренева. – М.: Колос, 2011.
Дополнительные источники:
Евтефеев Ю.В., Казанцев Г.М. Основы агрономии: Учебное пособие (Высш. образ.). – М.: Форум-Инфра, 2010.
Козловский И. Основы растениеводства: учебное пособие. – Издат-во: Беларусь, 2010.
Интернет ресурсы (И-Р)
И-Р1 http://yadyra.ru/skachat/
И-Р2 http://www.megabook.ru/apps.asp?page=applications
И-Р3 http://agronomiy.ru/predmet_i_zadachi_rastenievodstva.html
ИР-Р4 http://web-fermer.ru/publ/rastenievodstvo/obshhie_voprosy_po_rastenievodstvu/47
ИР-Р5 http://sgmlab.ru/nanotechnology-in-agriculture/sajt-otdeleniya-rastenievodstva-rosselxozakademii/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Наименование темы |
Умения: | ||
определять виды, разновидности и сорта культурных растений | - наблюдение и оценка выполнения практических работ; - оценка выполнения самостоятельной работы | Основы семеноведения |
определять особенности выращивания отдельных культур с учетом их биологических особенностей | - наблюдение и оценка выполнения практических работ; - анализ производственных ситуаций - оценка выполнения самостоятельной работы | Технология возделывания основных сельскохозяйственных культур |
Знания: | ||
повышать плодородие почв | - тестирование, - письменный и устный опрос | Почвоведение. |
осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур. | -тестирование - составление опорных конспектов | Сорные растения и меры борьбы с ними. Система обработки почвы. Удобрение и их применение. |
проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции. | -письменный и устный опрос, - контрольная работа | Мелиорация и защита почв от эрозии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности 110401 "Агрономия"
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессиональног...
Рабочая программа по спец.дисциплине "Основы агрономии"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия, входящей в состав укрупненной гр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Основы агрономии для профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник
Рабочая программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессиональной подготовки по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества для специальности 35.02.05 Агрономия (заочная форма обучения)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества для специальности 35.02.05 Агрономия (заочная форма обучения)...
Рабочая программа ПП.00 Производственная практика (по профилю специальности), специальность 35.02.05 Агрономия
Рабочая программа ПП.00 Производственная практика (по профилю специальности), специальность 35.02.05 Агрономия...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.03 Основы агрономии общепрофессионального цикла по профессии 17531 Рабочий зеленого хозяйства
Рабочая программа учебного предмета общепрофессионального цикла ОП.03 Основы агрономии является частью адаптированной образовательной программы профессиональной подготовки по профессии 17531 Рабочий з...