Рабочая программа дисциплины "Анатомия и физиология животных"
рабочая программа
Рабочая программа содержит структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Программа предназначена для специальности 35.02.15 "Кинология".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_anatomiya_i_fiziologiya_zhivotnyhkin._23.doc | 434.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ ТЕХНИКУМАГРОВЕТТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ (КСХТ)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
для очной формы обучения
Специальности 35.02.15 Кинология
дата начала подготовки 01.09.2022 год
2023
Одобрена на заседании предметной Утверждаю
(цикловой) комиссии зооветеринарных Зам. директора по
дисциплин учебной работе
протокол №____от «___»_______20 г. ___________/О.М. Ковалева/
председатель комиссии_____________ «___»_________________20 г.
/Т.О.Функ
Рабочая программа дисциплины «Анатомия и физиология животных» разработана в соответствии с: ФГОС СПО специальности «Кинология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 464 от 07. 05. 2014 г., зарегистрированным в Минюсте РФ рег. №32863 от 26 июня 2014г.
Организация разработчик: ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»
Разработчик: Функ Татьяна Оттовна, преподаватель зооветеринарных дисциплин, высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»
преподаватель ГБПОУ РО КТАУ «КСХТ»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 8 |
| 26 |
| 28 |
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.15 Кинология (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплин может быть использована в программах профессиональной подготовки кинологов.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- У 1 определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных;
- У 2 определять анатомические и возрастные особенности животных;
- У3 определять и фиксировать физиологические характеристики животных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- З1 основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных;
-З2 строение органов и систем органов животных: опорно - двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;
-З3 видовые особенности животных;
-З4 характеристики процессов жизнедеятельности;
-З5 физиологические функции органов и систем органов животных;
-З6 понятие метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных;
-З7 регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
-З8 функции иммунной системы;
-З9 характеристики процессов размножения;
-З10 характеристики высшей нервной деятельности (поведения) собак;
Получаемые знания и умения способствуют формированию следующих компетенций:
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК. 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК. 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК. 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Обеспечивать уход за собаками с использованием необходимых средств и инвентаря.
ПК 1.2 Проводить кормление собак с учетом возраста, породы и видов служб.
ПК 1.3 Проводить выгул собак.
ПК 1.4 Под руководством ветеринарных специалистов участвовать в проведении противоэпизоотических мероприятий.
ПК 1.5 Выполнять лечебные назначения по указанию и под руководством ветеринарных специалистов.
ПК 2.1. Планировать опытно-селекционную работу.
ПК 2.2. Отбирать собак по результатам бонитировки для улучшения
рабочих и породных качеств.
ПК 2.3. Закреплять желаемые рабочие и породные качества в последующих поколениях, в т.ч. с применением инбридинга и
гетерозиса.
ПК 2.4. Применять технику и различные методы разведения собак.
ПК 2.5. Ухаживать за молодняком.
ПК 3.1 Готовить собак по общему курсу дрессировки.
ПК 3.2 Готовить собак по породам и видам служб.
ПК 3.3 Проводить подготовку собак по специальным курсам дрессировки.
ПК 3.4 Проводить прикладную подготовку собак.
ПК 3.5 Проводить тестирование собак по итогам подготовки.
ПК 3.6 Использовать собак в различных видах служб.
ПК 4.1Организовывать и проводить испытания собак.
ПК 4.2Организовывать и проводить соревнования собак
ПК 4.3Проводить экспертизу и бонитировку собак.
ЛР 23 Демонстрирующий навыки в поисковой и исследовательской деятельности для удовлетворения познавательных интересов в рамках внеурочной деятельности. ЛР 24 Овладение знаниями, выходящими за пределы учебной программы. ЛР 25 Творчески активный, участвующий в конкурсах по различным направлениям исследовательской и поисковой деятельности (конкурсы, олимпиады, викторины и др. форм). |
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 279 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 186 часов;
самостоятельной работы обучающегося 93 часов.
Часы (66часов) вариативной части направлены на расширение и углубление знаний и практических навыков по темам дисциплины:
Тема 1.2 Гистология с основами эмбриологии - 4 часа;
Тема 2.2 Строение опорно - двигательной системы – 8часов;
Тема 2.3 Физиология возбудимых тканей – 4 часа;
Тема 2.4 Система органов кожного покрова 2 часа;
Тема 2.7 Пищеварительная система -4 часа;
Тема 2.8 Физиология пищеварения- 6 часов;
Тема 2.11 Система органов дыхания – 2 часа;
Тема 2.12 Физиология дыхания – 2 часа;
Тема 2.13 Анатомическое строение транспортных систем, кровеносная и лимфатическая система -4 часа;
Тема 2.14 Внутренние жидкости организма, их состав и функции – 2 часа;
Тема 2.15 Физиология кровообращения – 4 часа;
Тема 2.17 Физиология выделительных процессов – 2 часа;
Тема 2.18 Строение органов размножения – 2 часа;
Тема 2.19 Физиология размножения- 4 часов;
Тема 2.20 Система органов внутренней секреции – 2 часа
Тема 2.21 Эндокринная регуляция органов и систем – 4 часов;
Тема 2.22 нервная система и органы чувств – 6 часа;
Тема 2.23 Высшая нервная деятельность – 4 часа.
Дополнительно для изучения включены вопросы и практические занятия, обозначенные * в разделе 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Анатомия и физиология животных»
В результате обучающие получают дополнительные умения:
- У4 объяснять зависимость функций тканей и органов от их строения;
- У5 зарисовывать гистологические препараты тканей и органов;
- У6 проводить сравнительную анатомическую характеристику разных пород собак.
В результате обучающие получают дополнительные знания:
знать:
-З11 факторы, влияющие на развитие органов и их систем;
- З12 факторы, влияющие на процессы образования и выделения продуктов обмена веществ;
-З13 условия и причины, усиливающие и ослабляющие половые рефлексы;
-З14 типы нервной деятельности и их использование в практике собаководства.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 279 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 186 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 50 |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 93 |
в том числе: | |
рефераты | 24 |
доклады | 16 |
разработка презентаций | 6 |
изготовление макропрепаратов | 4 |
манипуляции с животными | 2 |
работа с рабочими тетрадями и литературой | 41 |
Итоговая аттестация | Диф. зачет в 4 семестре |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
ОП 02 Анатомия и физиология животных | |||||||||||
Раздел 1 Цитология, гистология и эмбриология | 20 | ||||||||||
Тема 1.1 Общая цитология | Содержание учебного материала | 4 | 2 2 | ||||||||
1. 2. | Клеточное строение животного организма, его целостность. Химический состав клетки. Строение живой клетки. Жизненные свойства клетки (Раздражимость, рост, движение, деление) Строение хромосом. Роль ДНК в передаче наследственной информации. | 2 2 | |||||||||
Лабораторные работы | 4 | ||||||||||
№1. № 2. | Устройство микроскопа и правила работы с ним Изучение строения и зарисовка животной клетки и митоза. | 2 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||||||||
1. | Общие сведения о внутриклеточном синтезе белка и роль в нем ДНК, РНК, АТФ | 2 | |||||||||
Тема 1.2 Гистология с основами эмбриологии | Содержание учебного материала | 4 |
2 2 | ||||||||
1. 2. | Основы эмбриологии. Строение половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша. Характеристика основных стадий эмбриогенеза. Понятие о тканях и их классификация. Эпителиальные, опорно – трофические, мышечные и нервная ткани, их морфофункциональная характеристика. | 2 2 | |||||||||
Лабораторные работы | 6 | ||||||||||
№3. №4 №5. | Гистологическое строение эпителиальных тканей. Микроскопирование и зарисовка препаратов.* Гистологическое строение опорно-трофических тканей. Микроскопирование и зарисовка препаратов. Гистологическое строение мышечных и нервной тканей. Микроскопирование и зарисовка препаратов.* | 2 2 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||||||||
1. | Ответить на контрольные вопросы по данному разделу. | 2 | |||||||||
Раздел 2 Анатомия и физиология животных | 259 | ||||||||||
Тема 2.1 Органы, аппараты и системы органов животного организма | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||
1. 2. | Контрольная работа Понятие об органах, аппаратах и системах органов, организме как едином целом в свете учения И.П. Павлова, А.Н. Северцева. Единство организма и среды. Общие закономерности развития и строения органов. Термины, топографические обозначения, применяемые в анатомии. | 1 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||||||||
1. | Зарисовать схему строения трубчатого и паренхиматозного органа. | 2 | |||||||||
Тема 2.2 Строение опорно – двигательной системы | Содержание учебного материала: | 14 |
2 2 2 2 2 2 2 | ||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Общие закономерности строения скелета. Строение кости как органа, ее химический состав и физические свойства, связь с системой крово - и лимфообращения, нервной системой. Деление скелета на отделы и звенья. Строение осевого отдела скелета. Строение типичного позвонка и полного костного сегмента. Позвоночный столб и грудная клетка. Скелет головы – череп, его развитие и деление на отделы. Строение и характеристика мозгового и лицевого отделов черепа. Синусы черепа.* Скелет конечностей. Развитие скелета поясов свободных конечностей.* Типы соединения костей. Строение суставов и их типы, синовиальная среда суставов. Виды движения в суставах. Соединение костей позвоночного столба, грудной клетки, костей черепа. Соединение костей периферического скелета. Общая характеристика мышечной системы. Строение мышцы как органа, вспомогательные органы мышц. Мышцы головы, туловища: позвоночного столба, грудной и брюшной стенок. Паховый канал. Мышцы плечевого пояса. Мышцы конечностей. Мышцы, действующие на плечевой, локтевой, запястный суставы и суставы пальцев. Мышцы тазобедренного, коленного, заплюсневого суставов и суставов пальцев тазовой конечности.* | 2 2 2 2 2 2 2 | |||||||||
Лабораторные работы | 2 | ||||||||||
№6 | Гистологическое строение кости. Изучение под микроскопом и зарисовка компактного и губчатого вещества. | 2 | |||||||||
Практическая работа: | 10 | ||||||||||
№7 №8 №9
№10
№11 | Строение костей осевого скелета. Определение строения костей осевого скелета по скелету, набору костей и по таблицам. Строение скелета конечностей. Определение строения костей грудной и тазовой конечности по скелету, препаратам, таблицам. Суставы и связки скелета. Определение типа соединения костей, строение и топография суставов по препаратам, таблицам и на животном. Мышцы осевого скелета. Определение топографии мышц туловища на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц. Топография мышц конечностей. Изучение топографии мышц конечностей на сухих и влажных препаратах и на живых объектах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц.* | 2 2 2 2 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 8 | ||||||||||
1. 2. 3. | Возрастные особенности скелета, влияние условий кормления на состояние костной системы. Выполнение рисунков: «Виды швов черепа», «Схема строения простого и сложного сустава». Изготовление анатомических препаратов мышц. | 2 2 4 | |||||||||
Тема 2.3 Физиология возбудимых тканей | Содержание учебного материала: | 4 | 2 | ||||||||
1. 2. | Основные свойства живой ткани: раздражимость, возбудимость, лабильность. Оптимум, пессимум, парабиоз по Н. Е. Введенскому, физиологические механизмы их возникновения. Физиология мышц и нервов. Строение и свойства скелетных мышц. Виды сокращения мышц. Сила, работа мышц и утомление. Особенности строения и свойства гладких мышц.* | 2 2 | |||||||||
Лабораторная работа: | 2 | 2 | |||||||||
№12 | Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки. Определение порога возбудимости нерва и мышцы. Запись мышечных сокращений.* |
2 | |||||||||
Самостоятельная работа. | 4 | ||||||||||
1. 2. | Возбудимые ткани, их характеристика. Физиологический покой и возбуждение. Физиология нервных волокон. Особенности строения мякотных и безмякотных нервных волокон, их свойства. Функции нервно-мышечного синапса. Зарисовать строение синапса. | 2 2 | |||||||||
Тема 2.4 Система органов кожного покрова | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||||||
1. | Строение, значение и развитие кожного покрова и его производных: волос, потовых и сальных желез, когтей. Особенности строения молочной железы собаки. | 2 | |||||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||||||
№13 | Гистологическое строение кожи и ее производных*. Микроскопирование и зарисовка препаратов кожи и ее производных. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 2 | 2 | |||||||||
1. | Составить таблицу «Слои кожи, особенности строения и их функция».
| 2 | |||||||||
Тема 2.5 Физиология кожи | Содержание учебного материала: | 2 | |||||||||
1. | Кожа, ее функции. Секреторная функция кожи, свойства и значение пота, регуляция потоотделения. Сальные железы, секреция кожного сала, его состав. Волосяной покров, физиология линьки. | 2 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||||||||
1. | Особенности секреторной функции кожи собак | 2 | |||||||||
Тема 2.6 Лактация | Содержание учебного материала: | 2 |
2 | ||||||||
1. | Понятие о лактации. Рост и развитие молочных желез. Молозиво, его состав. Процесс молокообразования и его регуляция. Выведение молока, регуляция лактации. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 6 | ||||||||||
1. 2. 3. | Влияние кормления на образование молока и кормящих сук. Роль молозива в формировании иммунитета у животных. Зарисовать схему регуляции молокоотдачи. | 2 2 2 | |||||||||
Тема 2.7 Пищеварительная система | Содержание учебного материала: | 10 | 2
2 2
2 2 | ||||||||
1. 2. 3. 4.
5. | Строение, развитие и значение органов пищеварения. Деление системы органов пищеварения на отделы. Строение и функция органов ротовой полости.* Пищевод и желудок. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка. Брюшная полость, брюшина, их значение. Тонкий отдел кишечника. Строение и положение двенадцатиперстной, тощей, подвздошной кишок. Строение и топография печени и поджелудочной железы, их функция. Толстый отдел кишечника, строение и расположение слепой, ободочной и прямой кишок.* | 2 2 2 2 2 | |||||||||
Лабораторная работа: | 2 | ||||||||||
№14 | Гистологическое строение органов пищеварения. Микроскопирование и зарисовка гистологических препаратов органов пищеварения. | 2 | |||||||||
Практическая работа: | 2 | ||||||||||
№15 | Анатомическое строение органов пищеварения. Определение строения и топографии органов пищеварения собаки на трупном материале, препаратах, муляжах, живых объектах и по таблицам. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||||||||
1. | Зарисовать схему деления брюшной полости на отделы. | ||||||||||
Тема 2.8 Физиология пищеварения | Содержание учебного материала: | 8 | 2
2 2 2 | ||||||||
1. 2. 3.
4. | Сущность пищеварения. Основные функции органов пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в полости рта. Прием корма и воды. Состав и свойства слюны, регуляция слюноотделения и глотания. Пищеварение в желудке, общие закономерности. Состав и свойства желудочного сока. Фазы секреции желудочного сока, их регуляция*. Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав и свойства поджелудочного сока. Состав желчи. Образование и выделение желчи. Состав кишечного сока. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкого кишечника. Пищеварение в толстом отделе кишечника. Всасывание продуктов расщепления белков, углеводов, жира, минеральных веществ, воды. Формирование кала и акт дефекации.* | 2 2 2 2 | |||||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||||||
№16 | Свойства ферментов. Определение действия ферментов желудочного сока на белок и желчи на жир.* | 2 | |||||||||
Практические работы: | 2 |
| |||||||||
№17 | Прием корма и воды. Наблюдение за процессом приема корма и воды. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 4 | ||||||||||
1. 2. | Схематично изобразить регуляцию слюноотделения. Возрастные особенности пищеварения у собак. | 2 2 | |||||||||
Тема 2.9 Обмен веществ и энергии в организме животного | Содержание учебного материала: | 6 | 3 3 3 | ||||||||
1. 2. 3. | Обмен веществ и энергии. Методы его изучения. Обмен белков. Значение белков в организме. Полноценные и неполноценные белки, незаменимые и заменимые аминокислоты. Азотистый баланс. Обмен белков, его регуляция. Значение углеводов в организме. Регуляция обмена углеводов. Состав, значение липидов, их обмен. Регуляция обмена липидов. Роль печени в обмене веществ. Значение воды и минеральных веществ в организме. Микро – и макроэлементы, их роль в организме. Регуляция водного и минерального обмена. Общая характеристика витаминов, механизм их действия. Жирорастворимые и водорастворимые витамины, их роль в организме животного. | 2 2 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 6 | ||||||||||
1. 2. 3. | Обмен энергии и его значение для обеспечения функций организма. Возрастные особенности обмена веществ. Антивитамины, витаминоподобные вещества. | 2 2 2 | |||||||||
Тема 2.10 Терморегуляция | Содержание учебного материала: | 2 | 3 | ||||||||
1. | Механизм терморегуляции. Химическая и физическая терморегуляция, ее особенности у разных видов животных. Регуляция температуры тела у собаки. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 4 | ||||||||||
1. 2. | Особенности терморегуляции у новорожденных животных. Адаптация животных к изменениям внешней температуры. | 2 2 | |||||||||
Тема 2.11 Система органов дыхания | Содержание учебного материала: | 4 | 2 2 | ||||||||
1. 2. | Строение, развитие и значение органов дыхания. Строение носовой полости, околоносовых пазух, гортани, трахеи и их топография.* Строение и топография легких и грудной полости. Плевральная полость и средостение. Связь органов дыхания с нервной системой и системой органов крово – и лимфообращения | 2 2 | |||||||||
Практические работы: | 2 |
| |||||||||
№18 | Анатомическое строение органов дыхания. Определение строения и топографии органов дыхания на боенском материале, живых объектах, препаратах, по таблицам. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 4 | ||||||||||
1. 2. | Схематично зарисовать определение задней границы легких у собаки. Приготовит презентацию «Анатомическое строение органов дыхания». | 2 2 | |||||||||
Тема 2.12 Физиология дыхания | Содержание учебного материала: | 4 | 2 2 | ||||||||
1. 2. | Сущность дыхания. Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Типы и частота дыхания. Жизненная емкость легких. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Обмен газов между альвеолами и кровью, между кровью и клетками. Связывание и перенос кровью кислорода и углекислого газа. Регуляция дыхания.* | 2 2 | |||||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||||||
№19 | Измерение жизненной емкости легких. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 3 | ||||||||||
1. 2. | Составить схему регуляции дыхания. Определить тип, ритм, частоту дыхания у собаки. | 1 2 | |||||||||
Тема 2.13 Анатомическое строение транспортных систем; кровеносная и лимфатическая система. | Содержание учебного материала: | 6 | 2 2
2 | ||||||||
1. 2. 3. | Характеристика и значение систем органов крово – и лимфообращения. Связь органов с другими системами организма. Сердце, его строение, положение, иннервация и кровоснабжение. Большой и малый круги кровообращения. Строение стенки кровеносных сосудов. Общие закономерности развития, хода и ветвления сосудов. Основные артерии туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Основные венозные магистрали. Особенности кровообращения у плода.* Строение и топография органов лимфообращения. Органы кроветворения и иммунной системы, их строение.* | 2 2 2 | |||||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||||||
№20
| Гистологическое строение органов крово – и лимфообращения. Микроскопирование и зарисовка препаратов. | ||||||||||
Практические работы: | 2 | ||||||||||
№21 | Анатомическое строение органов крово – и лимфообращения. Определение строения и топографии органов крово – и лимфообращения на боенском материале, препаратах, по таблицам, на живых объектах. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||||||||
1. 2. | Дать сравнительную характеристику артериям, венам, капиллярам. Схематично изобразить проводящую систему сердца. | 2 2 | |||||||||
Тема 2.14 Внутренние жидкости организма, их состав и функции | Содержание учебного материала: | 6 | 2 2 2 | ||||||||
1. 2. 3. | Кровь, тканевая жидкость и лимфа как внутренняя среда организма. Гомеостаз. Основные свойства крови. Физико - химический состав крови. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови и их функции. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа и тканевая жидкость. Состав, свойства и значение лимфы и тканевой жидкости.* Физиология иммунной системы. Иммунитет, его значение. Антитела и их характеристика. Антигены, их характеристика. Виды иммунитета. | 2 2 2 | |||||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||||||
№22 | Лабораторное исследование крови. Определение скорости свертывания крови, условий на нее влияющих. Определение количества гемоглобина и осмотической резистентности эритроцитов. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 4 | ||||||||||
1. 2. | Составить таблицу «Гематологические показатели крови собаки». Факторы естественной резистентности. | 2 2 | |||||||||
Тема 2.15 Физиология кровообращения. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 2 | ||||||||
1. 2. | Значение крово – и лимфообращения для жизнедеятельности организма. Физиологические свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл и его фазы. Тоны сердца, сердечный толчок. Регуляция работы сердца. Движение крови по артериям, венам, капиллярам. Кровяное давление. Пульс и его характеристика. Регуляция кровообращения.* | 2 2 | |||||||||
Лабораторные работы: | 4 | ||||||||||
№23 №24 | Работа сердца. Наблюдение и регистрация сокращений сердца лягушки; исследование роли проводящей системы и автоматии сердца. Кровообращение в капиллярах. Наблюдение кровообращения в капиллярах.* | 2 2 | |||||||||
Практические работы: | 2 | ||||||||||
№25 | Исследование сердца и пульса. Прослушивание тонов сердца у животных; наблюдение сердечного толчка, исследование пульса, измерение давления крови. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||||||||
1. | История развития учения о кровообращении. | 2 | |||||||||
Тема 2.16 Система органов выделения. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||||||
1. | Общая характеристика выделительной системы. Функция системы мочеотделения. Типы почек. Строение и топография почек. Строение мочевыводящих путей и их топография. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. | 2 | |||||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||||||
№26 | Гистологическое строение органов мочевыделения. Микроскопирование и зарисовка препаратов органов мочеотделения. | 2 | |||||||||
Практические работы: | 2 | ||||||||||
№27 | Анатомическое строение органов мочеотделения. Определение строения и топографии органов мочеотделения на влажных препаратах, по таблицам, живых животных. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||||||||
1. | Зарисовать схему строения нефрона и типа почек домашних животных. | 2 | |||||||||
Тема 2.17 Физиология выделительных процессов. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||||||
1. | Назначение мочевыводящих путей. Состав и количество мочи. Механизм образования мочи. Регуляция образования и выделения мочи. | 2 | |||||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||||||
№28 | Лабораторное исследование мочи. Определение физико-химических свойств мочи.* | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||||||||
1. | Составить таблицу «Состав мочи, количество мочи, кратность мочеиспускания у собак». | 2 | |||||||||
Тема 2.18 Строение систем органов размножения. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 2 | ||||||||
1. 2. | Характеристика органов размножения самцов: семенник и его придаток; семяпровод; семенной канатик; придаточные половые железы; половой член и препуций; семенниковый мешок; мошонка. Характеристика органов размножения самок. Строение и положение половых органов самок. | 2 2 | |||||||||
Лабораторные работы: | 4 | ||||||||||
№29 №30 | Гистологическое строение органов размножения самцов. Микроскопирование и зарисовка препаратов.* Гистологическое строение органов размножения самок. Микроскопирование и зарисовка препаратов. | 2 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||||||||
1. | Зарисовать анатомическое строение семенника и яичника. | 2 | |||||||||
Тема 2.19 Физиология размножения. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 2 | ||||||||
1. 2. | Половая и физиологическая зрелость. Физиология органов размножения самцов. Образование спермы. Состав спермы, ее физико-химические свойства. Половые рефлексы самцов.* Физиология органов размножения самок. Рост и развитие фолликулов. Овогенез, овуляция и образование желтого тела. Половой цикл и его стадии. Спаривание. Оплодотворение. Беременность. Роды. | 2 2 | |||||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||||||
№31 | Строение половых клеток. Микроскопия и зарисовка препаратов.* | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 6 | ||||||||||
1. 2. 3. | Методы определения стадии полового цикла у собаки. Нейроэндокринный механизм регуляции половых циклов. Значение послеродового периода у собаки. | 2 2 2 | |||||||||
Тема 2.20 Система органов внутренней секреции. | Содержание учебного материала: | 2 | 3 | ||||||||
1 | Функциональное значение желез внутренней секреции и их связь с другими системами органов. Строение, развитие и расположение гипофиза, эпифиза, щитовидной, околощитовидной желез, надпочечников, параганглиев. Строение островков Лангерганса поджелудочной железы.* | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||||||||
1. | Составить таблицу «Классификация желез организма собаки» | 2 | |||||||||
Тема 2.21 Эндокринная регуляция органов и систем. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 2 | ||||||||
1. 2. | Роль гормонов в эндокринной регуляции. Механизм действия гормонов на работу органов и их систем. Гипоталамо-гипофизарная связь. Основные гормоны желез внутренней и смешанной секреции и их действие.* | 2 2 | |||||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||||||
№32 | Действие гормонов. Определение влияния адреналина на величину зрачка глаза и на изолированное сердце лягушки.* | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 4 | ||||||||||
1. 2. | Составить схему «Гипоталамо-гипофизарная связь» Применение гормональных препаратов в ветеринарии, медицине. | 2 2 | |||||||||
Тема 2.22 Нервная система и органы чувств. | Содержание учебного материала: | 8 | 2
2 2 2 | ||||||||
1. 2. 3. 4. | Общая характеристика и деление нервной системы на центральную и периферическую. Строение и расположение спинного мозга и его оболочек. Строение и расположение головного мозга и его оболочек. Сосуды головного мозга. Вегетативная часть нервной системы. Спинномозговые и черепно-мозговые нервы, их строение и взаимосвязь с вегетативной нервной системой. Функции нервной системы. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга и обратная связь. Нервные центры и их свойства. Физиология спинного и головного мозга. Значение вегетативной нервной системы и деятельности организма.* Органы чувств. Понятие о трех отделах анализаторов. Зрительный анализатор, органы слуха и равновесия. Органы обоняния, вкуса, осязания. Общие свойства анализаторов. Оптическая система глаза. Светопреломляющие структуры глаза. Мышечный аппарат глаза. Современная теория слуха. | 2 2 2 2 | |||||||||
Лабораторные работы: | 6 | ||||||||||
№33 №34 №35 | Гистологическое строение органов нервной системы и органов чувств. Микроскопирование и зарисовка препаратов.* Рефлексы спинного мозга. Исследование рефлексов спинного мозга у лягушки. Анализ звеньев рефлекторной дуги. Исследование анализаторов. Наблюдение за реакцией глаза на свет. Исследование дна глазного яблока, аккомодации. Исследование костной и воздушной проводимости звука.* | 2 2 2 | |||||||||
Практические работы: | 2 | ||||||||||
№36 | Исследование рефлексов у собаки, торможение рефлексов. | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 6 | ||||||||||
1. 2. 3. | Составить схему деления нервной системы на отделы. Выполнить рисунки: строение нейрона, строение головного мозга. Составить схему рефлекторной дуги рефлекса слюноотделения и пищеварения. Зарисовать схему строения глазного яблока и анализатора слуха. | 2 2 2 | |||||||||
Тема 2.23 Высшая нервная деятельность | Содержание учебного материала: | 4 | 3 3 | ||||||||
1 2 | Понятие о высшей нервной деятельности. Методы изучения функций коры больших полушарий. Учение И. П. Павлова об условных рефлексах, отличие безусловных от условных рефлексов. Методика выработки условных рефлексов у собак. Процесс и механизм образования условных рефлексов, их значение. Типы высшей нервной деятельности. Связь типа высшей нервной деятельности с использованием собаки на службе. Сон и бодрствование, их особенности. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах.* | 2
2 | |||||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||||||
№37 | Условные рефлексы. Выработка двигательно-пищевых рефлексов у собаки.* | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа: | 8 | ||||||||||
1. 2. 3. 4. | Составить таблицу: «Отличие безусловных от условных рефлексов». Возрастные особенности высшей нервной деятельности. Этология. Методы изучения поведения животных. Физиология адаптации. | 2 2 2 2 | |||||||||
Всего | 279 |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомия и физиология животных».
Оборудование кабинета: плакаты, схемы, таблицы, инструкционные карты, анатомические атласы, микроскопы, гистологические препараты по общей и частной гистологии, эмбриологии, динамические пособия по гистологии. Анатомические препараты: сухие и влажные, находящиеся в анатомическом музее. Анатомические инструменты: анатомический набор, отдельные пинцеты, скальпели, зонды, спецодежда, эмалированные кюветы, спиртовки, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы и столики, лабораторная посуда, химические реактивы, фонендоскопы
Кабинет «Анатомия и физиология животных» не оборудован современными ТСО, но при необходимости проведения урока с использованием ТСО, занятия проводятся в кабинете № 301, который оборудован:
• компьютер
• интерактивная доска
• мультимедиапроектор
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Зеленевский Н.В., Щипакин М.З., Зеленевский К.Н. Собака. Анатомия и физиология животных, издательство «Лань» 2020г.
- Зеленевский Н.В., Конопатов Ю.В. Собака. Морфология и биохимия: УП для вузов, издательство «Лань» 2020г.
- Лущай Ю.С., Ткаченко А.В. Основы Анатомии и физиологии собак: УП, издательство «Лань» 2020г.
- Лысов В.Ф., Ипполитова И.В., Максимов В.И., Шевелев Н.С. – Практикум по физиологии и этологии животных, М.: «КолосС» 2018г.
- Максимов В.И., Слесаренко Н.А., Селезнев С.Б., Ветошкина Г.А. «Анатомия и физиология домашних животных», Москва, ИНФРА –М, 2018г.
Дополнительные источники:
- Зеленевский Н.В., Васильев А.П., Логвинова Л.К. – Анатомия и физиология животных, М.: «Академия», 2019г.
- Дмитриева Т.А., Саленко П.Т., Шакуров М.Ш. – Топографическая анатомия животных», М.: «Колос С», 2018г
- Конопельцев И.Т., Сапожникова А.Ф. Гормоны и их применение в ветеринарии: УП, издательство «Лань» 2020г.
- Слесаренко Н.А. «Анатомия собак», Санкт-Петербург- Москва-Краснодар, 2017г.
- Скопичев В.Г., Эйсымонт Т.А., Карпенко Л.Ю., Енукашвили А.И., Панова Н.А., Боголюбова И.О., Жичкина Л.В. Частная физиология, М.: «Колос С», 2016г.
- Скопичев В.Г. «Поведение животных», Санкт – Петербург - Москва – Краснодар, 2017г.
- Питер К. Гуди Топографическая анатомия собаки – М.: ООО «Аквариум Принт», 2018г.
- Гельберт М.Д. – Физиологические основы поведения и дрессировки собак, М: Колс С, 2017 г.
- В.Н. Письменская, Е.М. Ленченко, Л.А. Голицына – Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных, Москва «Колос С» 2013г.
- Климов А.Ф., Акаевский А.И. – Анатомия домашних животных, Санкт-Петербург – Краснодар, 2018г.
- Сотская М. – Кожа и шерстный покров собаки, Москва «Аквариум», 2019 г.
- Тесты по анатомии животных: Учебное пособие.- СПб.: Издательство «Лань», 2018г.
- Хрусталева И.В. – Анатомия домашних животных, М.: Колос, 2018г.
Интернет-ресурсы
1. www. davnland- book. ru
2. www. histologu narod. ru
3. www. Bestreferat. Ru
4. wwwэ. ryadon – s name. ru
5. sobaka. ru
6. slorani yandeks. ru
7. dik academic. ru
8. zoodrug. ru
9. fictionbook. ru
10. med- book. Rи
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов |
умения | |
_У1 определение топографического расположения органов и частей тела животных; ЛР13,17,20,22,23,24,25 | Экспертная оценка выполнения практических занятий № 7; 8;9;10;11;15;18;21;27 , диф зачет |
-У2 определение анатомических и возрастных особенностей собак; ЛР13,17,20,21,22,23,24,25 | Экспертная оценка выполнения практических занятий №7;8;9;10;11;15;18;21;27, изготовление анатомических препаратов, диф зачет |
-У3 определение и фиксирование физиологических характеристик животных; ЛР13,17,20,21,22,23,24,25 | Экспертная оценка выполнения лабораторных работ №12;16;17;19;22;23;24;28;31;32;33;34;35;36;37, диф зачет |
- У4 объяснять зависимость функций тканей и органов от их строения;* ЛР13,17,20,22,23,24,25 | Экспертная оценка выполнения практических занятий № 2;3;4;5;7;8;9;10;11;15;18;21;27 , диф зачет |
- У5 зарисовывать гистологические препараты тканей и органов;* ЛР10, 13,17,20,21,22,23,24,25 | Экспертная оценка выполнения практических занятий № 1;2;3;4;5;6413;14;18;20;26;29;30;33 диф зачет |
- У6 проводить сравнительную анатомическую характеристику разных пород собак.* ЛР10, 13,17,18,20,21,22,23,24,25 | Экспертная оценка выполнения практических занятий № 7; 8;9;10;11;15;18;21;27 , диф зачет |
Знания | |
-З1 основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии собак; ЛР10, 13,17,18,20,21,22,23,24,25 | Тестирование, все виды опроса, работа со словарем анатомических терминов, диф зачет |
-З2 строение органов и систем органов собак: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами; ЛР10, 13,17,18,20,21,22,23,24,25 | Все виды опроса, тестирование, презентация отдельных вопросов, рефераты, доклады, работа со словарем анатомических терминов, контрольные работы, выполнение рисунков, схем, таблиц, диф. зачет |
- З3 характеристики процессов жизнедеятельности; ЛР13,17,18,20,21,22,23,24,25 | Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет |
-З4 физиологические функции органов и систем органов собак; ЛР 13,17,18,20,21,22,23,24,25 | Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет |
-З5 физиологические константы собак; ЛР10, 13,17,18,20,21,22,23,24,25 | Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет |
-З6 понятие метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации собак; ЛР13,17,18,20,22,23,24,25 | Тестирование, все виды опроса, рефераты, диф зачет |
-З7 регулирующие функции нервной и эндокринной систем; ЛР 17,18,20,21,22,23,24,25 | Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет |
-З8 функции иммунной системы; ЛР17,18,20,21,22,23,24,25 | Все виды опроса, рефераты, диф зачет |
-З9 характеристика процессов размножения собак; ЛР 13,17,18,20,22,23,24,25 | Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет |
- З10 характеристики высшей нервной деятельности (поведения) собак; ЛР10, 13,17,18,20,21,22,23,24,25 | Все виды опроса, наблюдение за собаками, диф зачет |
-З11 факторы, влияющие на развитие органов и их систем;* ЛР10, 13,17,18,20,22,23,24,25 | Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет |
- З12 факторы, влияющие на процессы образования и выделения продуктов обмена веществ;* ЛР13,17,18,20,22,23,24,25 | Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет |
-З13 условия и причины, усиливающие и ослабляющие половые рефлексы;* ЛР 13,17,18,20,22,23,24,25 | Все виды опроса, наблюдение за собаками, диф зачет |
-З14 типы нервной деятельности и их использование в практике собаководства* ЛР 13,17,20,21,22,23,24,25 | Все виды опроса, наблюдение за собаками, диф зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Возростная анатомия, физиология и гигиена"
Рабочая программа "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" разработана на основе ФГОС по специальности СПО "Дошкольное образование"...
Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология животных"
Рабочая программа дисциплины «Анатомия и физиология животных» включает в себя перечень требования к результатам освоения дисциплины, которые студент должен получить в результате освоения учебного мате...
Рабочая программа "Анатомия и физиология человека"
Рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» Специальность 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО...
Интегрированная рабочая программа по учебной дисциплине Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
Интегрированная рабочая программа по учебной дисциплине Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных...
Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария, укрупненной группы 36.00.00, п...
Рабочая программа по дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"
В рабочей программе представлена информация по организации и проведению занятий по спецдисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров". Расписаны практические и теор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...