Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных"
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария, укрупненной группы 36.00.00, по профессии СПО 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.01_rp_anatomiya.docx | 58.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия и физиология животных
основной профессиональной образовательной программы
специальности 36.02.01 «Ветеринария»
2015
Составители:
Бунина Татьяна Сергеевна, преподаватель ТОАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Болотина Галина Анатольевна, преподаватель ТОАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Прохорова Светлана Владимировна, зам. директора по научно-методической работе, ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Содержательная экспертиза: Кухоренко Татьяна Арнольдовна, зав.отделением ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария, в рамках укрупненной группы специальностей 36.00.00 Ветеринария и зоотехния, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014г. № 504
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария, укрупненной группы 36.00.00, по профессии СПО 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных;
- определять анатомические и возрастные особенности животных;
определять и фиксировать физиологические характеристики животных.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
-основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных;
- строение органов и систем органов животных: опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной, мочеотделительной, системы крови, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;
- их видовые особенности;
- процессы жизнедеятельности;
- физиологические функции органов и систем органов животных;
- физиологические константы сельскохозяйственных животных;
- особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных;
- понятие метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных; - регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
- функции иммунной системы;
- характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных;
- характеристики высшей нервной деятельности (поведения) различных видов сельскохозяйственных животных.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 246 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 164 часов;
самостоятельной работы обучающегося 82 часов.
2. СТРУКТУРА ИСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 246 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 164 |
в том числе: | |
Лабораторные работы | 80 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 82 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над написанием рефератов домашняя работа | 22 60 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Анатомия и физиология животных»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Раздел 1. Общая цитология, гистология и эмбриология. | 36 | |||||||
Тема 1.1. Цитология. | Содержание учебного материала | 12 | ||||||
1 | Введение. Основные положения и терминология цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных. | 2 | ||||||
2 | Основные положения и терминология цитологии. | 2 | ||||||
3 | Клеточное строение животного организма, его целостность. | 2 | ||||||
4 | Строение животное клетки: цитоплазма, ядро, органоиды, включения. | 2 | ||||||
5 | Химический состав клетки ее жизненные свойства. | 2 | ||||||
6 | Другие жизненные свойства клетки: раздражимость, рост, движение, деление. | 2 | ||||||
Практические занятия | 6 | |||||||
Изготовление гистологических препаратов и изучение строения животной клетки. Изучение устройства микроскопа. Техника приготовления препарата животной клетки. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |||||||
Общие сведение о внутриклеточном синтезе белка и роль в нем ДНК, РНК и АТФ.Обмен веществ как основное свойство живой клетки. | ||||||||
Тема 1.2.Гистология с основами эмбриологии. | Содержание учебного материала | 12 | ||||||
1 | Понятия о тканях, их классификация, морфологические и функциональные особенности тканей. | 2 | ||||||
2 | Строение эпителиальной и опорно-трофической ткани. | 2 | ||||||
3 | Строение мышечной ткани. | 2 | ||||||
4 | Строение нервной ткани. | 2 | ||||||
5 | Основные сведения о строении половых клеток. | 2 | ||||||
6 | Оплодотворение и развитие зародыша. | 2 | ||||||
Лабораторные работы | 12 | |||||||
Определение анатомических и возрастных особенностей животных. Изучение и зарисовка гистологических препаратов покровной системы. Изучение и зарисовка гистологических препаратов половой системы. Изучение и зарисовка гистологических препаратовэндокринной системы. Изучение и зарисовка гистологических препаратовнервной системы. Изучение и зарисовка гистологических препаратов анализаторов. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | |||||||
Потовые железы, состав, свойства и значение пота. Методы морфологических и физиологических исследований. Важнейшие физиологические функции. Нервная и гуморальная регуляция функций в организме. Понятие о филогенезе и онтогенезе .Принципы филогенеза, филогенетический ряд млекопитающих. Закон биологической адаптации по Северцову А.Н. Возрастная, породная и индивидуальная изменчивость, причины ее появления. Организм как единое целое, неразрывное связанное с внешней средой обитания. | ||||||||
Раздел 2. Анатомия и морфология | 68 | |||||||
Тема 2.1. Понятие об органах и системах органов. | Содержание учебного материала | 18 | ||||||
1 | Понятие о частях тела животного. | 2 | ||||||
2 | Строение опорно-двигательной системы. | 2 | ||||||
3 | Строение сердечно-сосудистой системы. | 2 | ||||||
4 | Строение системы органов пищеварения. | 2 | ||||||
5 | Строение системы органов дыхания. | 2 | ||||||
6 | Строение мочеотделительной и половой систем. | 2 | ||||||
7 | Строение половой системы. | 2 | ||||||
8 | Строение эндокринной системы. | 2 | ||||||
9 | Строение нервной системы. | 2 | ||||||
Лабораторные работы | 26 | |||||||
Определение анатомических и возрастных особенностей животных. Изучение и зарисовка гистологических препаратов нервной системы. Изучение и зарисовка гистологических препаратов анализаторов. Определение топографического расположения осевого скелета. Определение топографического расположения периферического скелета. Определение топографического расположения сердечно-сосудистой системы. Определение топографического расположения системы органов пищеварения. Определение топографического расположения системы органов дыхания. Определение топографического расположения мочеотделительной системы. Определение топографического расположения органов половой системы. Определение топографического расположения эндокринной системы Изучение и зарисовка гистологических препаратов покровной системы Изучение и зарисовка гистологического расположения осевого скелета. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 24 | |||||||
Секреция желудочного сока на различные корма. Сущность пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Сущность процесса дыхания. Типы и частота дыхания у различных видов животных. Органы кроветворения и иммунной системы. Кровь как внутренняя среда организма. Половая и физиологическая зрелость самцов и самок. Методы изучения и функции желез внутренней секреции. Лейкоциты, строение лейкоцитов, фагоцитоз. Клеточный и гуморальный иммунитет. Тромбоциты, их строение и функции. Свёртывание крови, свёртывающая и противо свёртывающая системы. Регуляция свертывания крови. | ||||||||
Раздел 3. Физиология | 116 | |||||||
Тема 3.1.Процессы жизнедеятельности сельскохозяйственных животных. | Содержание учебного материала | 20 | ||||||
1 | Характеристики процессов жизнедеятельности. | 2 | ||||||
2 | Физиологические функции органов и систем органов животных. | 2 | ||||||
3 | Физиологические константы сельскохозяйственных животных. | 2 | ||||||
4 | Система крови. Дыхание. Пищеварение. | 2 | ||||||
5 | Теплорегуляция. Выделение. Физиология кожи. | 2 | ||||||
6 | Функции и физико-химические свойства крови. | 2 | ||||||
7 | Форменные элементы крови. | 2 | ||||||
8 | Понятие о группах крови. | 2 | ||||||
9 | Лимфатическая система. | 2 | ||||||
10 | Мочеотделительная система. | 2 | ||||||
Лабораторные работы | 26 | |||||||
Определение скорости свертывания крови. Определение скорости оседания эритроцитов. Изучение влияния на кровь различных факторов. Изучение физико-химических свойств мочи. Определение частоты пульса у различных видов животных. Проведение пальпации сердечного толчка у различных видов животных. Проведение перкуссии и аускультации сердца у различных видов животных. Определение числа дыхательных движений и типа дыхания у животных. Проведение перкуссии и аускультации лёгких у различных видов животных. Получение мочи у различных видов животных. Определение количества эритроцитов. Определение количества лейкоцитов. Определение количества гемоглобина. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 20 | |||||||
Написание рефератов на тему: «Группы крови животных», «Процессы теплообмена у различных видов животных и птиц». | ||||||||
Тема 3.2. Обмен веществ и энергии | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
1 | Понятие о метаболизме и гомеостазе | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||
Написание реферата на тему: «Адаптация животного к различным условиям». | ||||||||
Тема 3.3. Физиология центральной и периферической нервной системы. | Содержание учебного материала | 28 | ||||||
1 | Регулирующие функции нервной и эндокринной системы. | 8 | 2 | |||||
2 | Физиология головного и спинного мозга. | 2 | ||||||
3 | Физиология вегетативной нервной системы. | 2 | ||||||
4 | Физиология эндокринной системы. | 2 | ||||||
Лабораторная работа | 8 | |||||||
Ознакомление на боенском материале, анатомических препаратах и по таблицам со | ||||||||
строением головного мозга, спинного мозга и их оболочек. Ознакомление на боенском материале, анатомических препаратах и по таблицам со строением периферической нервной системы (ганглиев и нервов). | ||||||||
Строением головного мозга, спинного мозга и их оболочек. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | 2 2 | ||||||
Написание реферата на тему: «Высшая нервная деятельность животных». | ||||||||
Тема 3.4. Физиология иммунной системы | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
1 | Функции иммунной системы. Виды иммунитета. | |||||||
2 | Лейкоциты. Строение и функции лейкоцитов. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||
Написание реферата на тему: «Фагоцитоз и его значение для организма животных». | ||||||||
Тема 3.5. Размножение. | Содержание учебного материала | 10 | ||||||
1 | Характеристики процессов размножение различных видов сельскохозяйственных животных. | 8 | 2 | |||||
2 | Половое поведение самок. Спаривание как сложнорефлекторный акт. Типы осеменения. | 2 | ||||||
3 | Беременность, ее продолжительность у разных видов животных. Функциональные изменения в организме самок, связывание с беременностью. | 2 | ||||||
4 | Образование и функции плодных оболочек. Типы плаценты. Рост и развитие плода. | 2 | ||||||
Лабораторная работа | 2 | |||||||
Изучение физиологического процесса размножение различных видов сельскохозяйственных животных на препаратах. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||
Написание рефератов на тему: «Применение гормонов и гормональных препаратов в животноводстве для повышения воспроизводства и продуктивности сельскохозяйственных животных», «Влияние величины вакуума в доильных стаканах и типов доильных машин на рефлекс молокоотдачи, состояние вымени и лактацию коров». |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Анатомия и физиология животных».
Оборудование учебной лаборатории;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации по анатомии и физиологии животных;
-лабораторное оборудование (муляжи, аналитические весы, инструкционно-технологические карты, лабораторная посуда, скелеты животных и птиц, разборные модели костей домашних мелких животных и птиц, комплект учебно-методической документации, муляжи органов и тканей, сухие и влажные препараты органов и тканей).
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и
мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Зеленевский Н. В. Анатомия и физиология животных.- М.: Академия, 2010г. – 279с.
2. Яглов В.В., Яглова Н.В. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии – М.: КолосС, 2010 г., 296с.
3. Яглов В.В., Яглова Н.В. Основы частей гистологии – М.: КолосС, 2010 г., 448с.
4. Никитенко В.Е., Яглов В.В. Практикум по цитологии, гистологии и эмбриологии – М.: КолосС, 2010 г., 240с.
Дополнительные источники:
1. Акаевский А. И., Лебедев М. И. Анатомия домашних животных.- М.: Колос, 2003 – 185с.
2. Бирих В. К., Удовин Г. М. Возрастная морфология крупного рогатого скота.- Пермь,2009 – 202с.
3. Гауптман Я. И. Этиология болезней сельскохозяйственных животных (перевод с чешского).- М.: КолосС,2010 г. – 175с.
4. Глаголев П. А., Ипполитова В. И. Анатомия сельскохозяйственных
животных с основами гистологии и эмбриологии. - М.: Колосс, 2010 г. – 165с.
5. Грачев И. И., Галанцев В. П. Физиология лактации сельскохозяйственных животных. - М.: Колос, 2008 г. – 213с.
6. Газета «Ветеринарная жизнь» Е – mail: vetlife @ yandex. ru
7. Ветеринария: научно-производственный журнал учрежден МСХ РФ
8. Морфологические ведомости: научно-производственный журнал учрежден МСХ РФ, www.ulsu.ru
9. Анатомия домашних животных: научно-производственный журнал учрежден МСХ РФ, www.ulsu.ru
Интернет ресурсы:
1. Анатомия и физиология животных. Форма доступа www.ulsu.ru
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Умения: определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных; | проверка лабораторной работы | |
определять анатомические и возрастные особенности животных; определять и фиксировать физиологические характеристики животных; | наблюдение за выполнением лабораторной работы | |
Знания: основные положения и терминология цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных; | наблюдение за выполнением лабораторной работы или защита лабораторной работы | |
строение органов и систем органов животных: опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеотделительной, системы крови, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами; | проверка лабораторной работы | |
их видовые особенности; | внеаудиторная самостоятельная работа | |
характеристики процессов жизнедеятельности; | защита лабораторной работы | |
физиологические функции органов и систем органов животных; | защита лабораторной работы | |
физиологические константы сельскохозяйственных животных; | проверка лабораторной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа«Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» Основной профессиональной образовательной программы по профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»
Рабочая программа "Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования" для НПО по специальности "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. 1 курс...
Рабочая программа дисциплины "Анатомия и физиология животных"
Рабочая программа содержит структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Программа предназначена для специальности 35.02.15 "Ки...
Контрольно-оценочные средства по "Анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных"
Контрольно-оценочные средства по "Анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных"...
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплины Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплины Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных...
Интегрированная рабочая программа по учебной дисциплине Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
Интегрированная рабочая программа по учебной дисциплине Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных...
Календарно - тематический план ОП. 05. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
Календарно-тематическое планирование по дисциплине...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...