Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология животных"
рабочая программа по теме
Рабочая программа дисциплины «Анатомия и физиология животных» включает в себя перечень требования к результатам освоения дисциплины, которые студент должен получить в результате освоения учебного материала. Программа включает рекомендуемое количество часов максимальной и самостоятельной нагрузки обучающегося, обязательной аудиторной учебной нагрузки, которая состоит из теоретических и лабораторных и практических занятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
2013
Одобрено на заседании предметной Утверждаю
(цикловой) комиссии зооветеринарных Зам.директора по учебной
дисциплин работе
протокол №___от «___»_______2013г. ____________/О.М.Ковалева/
Председатель комиссии_____________ «_____»_____________2013год
/В.И.Могилатский/
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования ( далее – СПО) специальности 111801 «Ветеринария», утверждённого приказом Министерства образования и науки России, приказ № 326 от 04.09. 2009 г., примерной программы рекомендованной Экспертным советом Федерального государственного учреждения «Инновационный образовательный центр «Новый город»».
Заключение Экспертного совета № 12 от 01 сентября 2011 года.
Разработчик:
Пятилетова Татьяна Васильевна – преподаватель ГБОУ СПО РО «КСХТ»
Рецензент:
Функ Татьяна Оттовна – преподаватель ГБОУ СПО РО «КСХТ»
Содержание
- Паспорт программы учебной дисциплины…………………………3
- Структура и содержание учебной дисциплины………………...….5
- Условия реализации учебной дисциплины…………………………19
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины….20
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
«Анатомия и физиология животных»
- Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью примерной основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 111801 «Ветеринария» (базовая подготовка).
Рабочая программа учебной дисциплины может использоваться в профессиональной подготовке ветеринарного фельдшера, в подготовке по рабочей профессии «Оператор искусственного осеменения животных и птицы». Лицензия регистрация № 1213 от 15.03.2011года № лицензии 61 № 000235.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных;
- определять анатомические и возрастные особенности животных;
- определять и фиксировать физиологические характеристики животных
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен знать:
- основные положения и терминологию: цитология, гистология, эмбриология, морфология, анатомия и физиология животных;
- строение органов и систем органов животных:
опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;
- их видовые особенности;
- характеристики процессов жизнедеятельности;
- физиологические функции органов и систем органов животных;
- физиологические константы сельскохозяйственных животных;
- особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных;
- понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных;
- регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
- функции иммунной системы;
- характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных;
- характеристики высшей нервной деятельности (поведения) различных видов животных.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 330 часов, в том числе;
- Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 220часов;
- Самостоятельной работы обучающегося – 110 часов
- Структура и содержание учебной дисциплины
- Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 330 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 220 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 70 |
практические занятия | 54 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 110 |
в том числе: | |
-рефераты | 26 |
-доклады | 12 |
-презентации | 14 |
-изготовление препаратов | 4 |
-манипуляции с животными | 12 |
-работа с рабочими тетрадями и литературой | 36 |
-словарь анатомических терминов | 6 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Анатомия и физиология животных»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
ОП 01. Анатомия и физиология животных. | 330 | |||
Раздел 1. Цитология, гистология и эмбриология | 26 | |||
Тема 1.1. Общая цитология | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Клеточное строение животного организма, его целостность. Строение живой клетки. Жизненные свойства клетки. Химический состав клетки. Строение хромосом и их значение в передаче наследственности. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | 4 | |||
1. | Устройство микроскопа. Правила работы с ним. | 2 | ||
2. | Изучение строения клетки. Зарисовка животной клетки и митоза. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
Подготовить доклад - Общие сведения о внутриклеточном синтезе белка и роль ДНК, РНК и АТФ. | ||||
Тема 1.2. Гистология с основами эмбриологии | Содержание учебного материала | 4 |
| |
1. | Основы эмбриологии. Строение половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша: характеристика основных стадий эмбриогенеза. | 2 | 2 | |
2. | Понятие о тканях, их классификация. Эпителиальные ткани, их морфофункциональная характеристика. Опорно-трофические ткани, морфофункциональная характеристика. Мышечная и нервная ткани. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы : | 12 | |||
1. | Строение гамет: оплодотворение в яйцах лошадиной аскариды, дробление, бластула, гаструла лягушки. | 2 | ||
2. | Гистологическое строение эпителиальных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | ||
3. | Гистологическое строение эпителиальных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | ||
4. | Гистологическое строение тканей опорно-трофических. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | ||
5. | Гистологическое строение мышечных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | ||
6. | Гистологическое строение нервных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
Ответить на контрольные вопросы изученных тем. | ||||
Раздел 2. Анатомия домашних животных | 144 | |||
Тема 2.1. Органы, аппараты и системы органов животного организма | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Понятие об органах, аппаратах и системах органов, организме как едином целом в свете учения И.П. Павлова, А.Н Северцева. Единство организма и среды. Общие закономерности развития и строения органов. Термины, топографические обозначения, применяемые в анатомии. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
Зарисовать схему строения трубчатого (слоистого) и паренхиматозного (компактного) органа в рабочей тетради. | ||||
Тема 2.2. Строение скелета | Содержание учебного материала: | 4 |
| |
1. | Общие закономерности строения скелета и его значение. Строение кости как органа, ее химический состав и физические свойства, связь с системой крово-и лимфообращения, нервной системой. Деление скелета на отделы. Строение типичного позвонка и полного костного сегмента. Позвоночный столб и грудная клетка. Характеристика отделов туловища животных разных видов. Скелет головы, его развитие и деление на отделы. Строение и характеристика мозгового и лицевого отделов черепа. Синусы черепа. | 2 | 2 | |
2. | Скелет конечностей. Развитие скелетов поясов и свободных конечностей. Строение скелета поясов и свободных конечностей у животных в зависимости от биологических особенностей и возраста. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 2 | |||
1. | Гистологическое строение кости. Изучение под микроскопом и зарисовка компактного и губчатого вещества кости: | 2 | ||
Практические занятия: | 8 | |||
1 | Строение костей осевого скелета. Определение строения костей осевого скелета разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам. | 2 | ||
2. | Скелет головы- череп. Определение строения костей головы разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам. | 2 | ||
3. | Скелет грудной конечности. Определение строения костей грудной конечности разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам.. | 2 | ||
4. | Скелет тазовой конечности. Определение строения костей тазовой конечности разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам. | 2 | ||
Самостоятельная работа: | 2 | |||
Доклад - Возрастные особенности скелета. Влияние условий кормления на состояние костной системы. | ||||
Тема 2.3. Соединение костей скелета. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Типы соединения костей. Строение суставов и их типы, синовиальная среда суставов. Виды движения в суставах. Соединение костей осевого скелета: позвоночного столба, грудной клетки, костей черепа. Соединение костей периферического скелета. Суставы конечностей их характеристика. | 2 | 2 | |
Практическое занятие: | 4 | |||
1. | Суставы и связки скелета. Определение типа соединения костей осевого скелета, строения и топографии суставов и связок на анатомических препаратах, животных, по таблицам. | 2 | ||
2. | Суставы и связки скелета. Определение типа соединения костей конечностей, строения и топографии суставов и связок на анатомических препаратах, животных, по таблицам. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
В рабочей тетради - выполнить рисунки: 1. «Виды швов черепа» 2. «Схема строения простого и сложного сустава» | ||||
Тема 2.4. Мышечная система. | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. | Общая характеристика мышечной системы. Строение мышцы как органа, вспомогательные органы мышц. Мышцы головы., туловища: позвоночного столба, грудной и брюшной стенок. Паховый канал. | 2 | 1 | |
2. | Мышцы плечевого пояса. Мышцы конечностей. Принцип действия мышц на костные рычаги конечностей. Мышцы, действующие на плечевой, локтевой, запястный суставы и суставы пальцев. Мышцы тазобедренного, коленного, заплюсневого пальцевых суставов. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы: | 4 | |||
1. | Строение мышцы как органа. Зарисовать строение мышцы. | 2 | ||
2. | Гистологическое строение мышцы. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов скелетных мышц. | 2 | ||
Практические занятия: | 8 | |||
1. | Мышцы черепа. Изучение топографии мышц на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения групп мышц. | 2 | ||
2. | Мышцы осевого скелета. Изучение топографии мышц туловища на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц. | 2 | ||
3. | Мышцы грудной конечности. Изучение топографии мышц на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц. | 2 | ||
4. | Мышцы тазовой конечности. Изучение топографии мышц на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |||
Изготовление анатомических препаратов мышц. | ||||
Тема 2.5. Система органов кожного покрова. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Строение, значение и развитие кожного покрова и его производных: потовых, сальных и молочных желез. Строение вымени. Особенности строения вымени лошади, свиньи, овцы, козы. Строение, значение и развитие волос, типы волос, копыта, рогов, копытец. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 2 | |||
1. | Гистологическое строение кожи и ее производных. Изучение и зарисовка под микроскопом гистологических препаратов кожи и ее производных. | 2 | ||
Практическое занятие: | 4 |
| ||
1. | Анатомическое строение кожи и производных. Определение строения кожи и ее производных на анатомических препаратах, муляжах и животных. Видовые особенности строения. | 2 | ||
2. | Анатомическое строение кожи и производных. Определение строения кожи и ее производных на анатомических препаратах, муляжах и животных. Видовые особенности строения. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
В рабочую тетрадь выпишите - признаки, учитываемые при отборе коров, пригодных для машинного доения. | ||||
Тема 2.6. Органы пищеварения. | Содержание учебного материала: | 6 | ||
1. | Строение, развитие и значение органов пищеварения. Деление органов пищеварения на отделы. Строение и функции органов ротовой полости. Особенности ротовой полости животных разных видов. Пищевод и желудок. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка, свиньи, лошади, собаки. | 2 | 2 | |
2. | Брюшная полость, брюшина, ее производные, их значение. Многокамерный желудок жвачных. Тонкий отдел кишечника. Строение и положение двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Особенности строения у других видов животных. | 2 | 3 | |
3. | Застеночные пищеварительные железы. Строение, топография печени и поджелудочной железы, их функции, видовые особенности. Связь с нервной системой и органами крово- и лимфообращения. Толстый отдел кишечника. Строение и расположение слепой, ободочной и прямой кишок. Видовые особенности строения органов пищеварения, связь с нервной системой и органами крово - и лимфообращения. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 4 | |||
1. | Гистологическое строение органов пищеварения. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | ||
2. | Гистологическое строение органов пищеварения. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | ||
Практическое занятие: | 4 | |||
1. | Анатомическое строение органов пищеварения. Определение строения и топографии органов пищеварения различных видов животных на трупном материале, препаратах, живых объектах и по таблицам. | 2 | ||
2. | Анатомическое строение органов пищеварения. Определение строения и топографии органов пищеварения различных видов животных на трупном материале, препаратах, живых объектах и по таблицам. | 2 | ||
Контрольная работа по теме «Органы пищеварения» | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
В рабочей тетради - Зарисовать анатомическое строение органов пищеварения. | ||||
Тема 2.7. Органы дыхания. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Строение, развитие и значение органов дыхания. Деление органов дыхания на отделы. Строение носовой полости, околоносовых пазух, гортани, трахеи, их топография. Видовые особенности. Строение легких и грудной полости, плевра, ее взаимосвязь с легкими. Плевральная полость, средостение. Топография легкого, видовые особенности. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 2 | |||
1 | Гистологическое строение органов дыхания. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | |||
Практическое занятие: | 2 | |||
1. | Анатомическое строение органов дыхания. Определение строения и топографии органов дыхания на боенском материале, живых объектах, препаратах, моделях и по таблицам. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
Приготовить презентацию по теме «Анатомическое строение органов дыхания». | ||||
Тема 2.8. Система органов крово- и лимфообращения. | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. | Характеристика и значение систем органов крово - и лимфоообращения. Связь органов с другими системами органов. Органы кроветворения и иммунной системы, их строение, топография. Возрастные особенности органов кроветворения. Сердце, его строение, положение, иннервация и кровоснабжение. Особенности сердца животных других видов. Большой и малый круги кровообращения. | 2 | 2 | |
2. | Строение стенки кровеносных сосудов. Общие закономерности развития, хода и ветвления сосудов. Анастомозы и коллатерали. Основные артерии и вены туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Основные венозные магистрали. Лимфатическая система и ее строение. Строение лимфоузла. Главные лимфатические узлы головы, шеи, конечностей, вымени, грудной, брюшной и тазовой полостей, их топография. Особенности кровообращения плода. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы: | 6 | |||
1. | Гистологическое строение органов кровообращения и кроветворения. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов: стенки сердца, кровеносных сосудов. | 2 | ||
2. | Гистологическое строение органов лимфообращения. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | ||
3. | Гистологическое строение органов лимфообращения. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | ||
Практическое занятие: | 4 | |||
1. | Анатомическое строение органов кровообращения и лимфообращения. Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения на трупном материале и на животных. | 2 |
| |
2. | Анатомическое строение органов кровообращения и лимфообращения. Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения на трупном материале и на животных. | 2 |
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
Зарисовка проводящей системы сердца в рабочей тетради. | ||||
Тема 2.9. Органы мочевыделения и размножения. | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. | Органы мочевыделения. Строение и значение системы мочевыделения, ее связь с другими системами. Строение и типы почек. Строение нефрона. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный и мочеполовой каналы. Топография органов мочевыделения у разных видов животных. | 2 | 2 | |
2. | Строение и топография органы размножения самцов: семенник и его придаток, семяпровод, семенной канатик, придаточные половые железы, половой член и препуций. Семенниковый мешок, мошонка. Особенности строения и положения органов размножения самца у животных разных видов. Характеристика органов размножения самок. Строение и положение половых органов самки у животных разных видов. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 4 | |||
1. | Гистологическое строение органов мочеполового аппарата. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов органов мочеотделения. | 2 | ||
2. | Гистологическое строение органов мочеполового аппарата. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов органов размножения. | 2 | ||
Практическое занятие: | 6 | |||
1. | Анатомическое строение органов мочеполового аппарата. Определение строения и топографии органов мочевыделения и размножения самки и самца на боенском материале, анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам. | 2 | ||
2. | Анатомическое строение органов мочеполового аппарата. Определение строения и топографии органов мочевыделения и размножения самки и самца на боенском материале, анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам. | 2 | ||
3. | Анатомическое строение органов мочеполового аппарата. Определение строения и топографии органов мочевыделения и размножения самки и самца на боенском материале, анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
В рабочей тетради - зарисовать схему строения нефрона и типы почек домашних животных. | ||||
Тема 2.10. Железы внутренней секреции. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Функциональное значение желез внутренней секреции. Их связь с другими системами органов. Строение и расположение гипофиза, эпифиза, щитовидной, околощитовидной желез, надпочечников, параганглиев. Строение островков Лангерганса поджелудочной железы, половых желез. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа. | 4 | |||
1. | Гистологическое строение желез внутренней секреции. Изучение и зарисовка гистопрепаратов желез внутренней секреции. | 2 | ||
2 | Гистологическое строение желез внутренней секреции. Изучение и зарисовка гистопрепаратов желез внутренней секреции. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |||
Доклад – Функциональное значение желез внутренней секреции, их связь с другими системами Работа со словарем анатомических терминов. | ||||
Тема 2.11. Нервная система и органы чувств. | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. | Общая характеристика и деление нервной системы на отделы. Нейронное строение нервной системы. Строение и расположение спинного и головного мозга и их оболочек. Проводящие пути и центры спинного мозга. Сосуды головного мозга. Периферическая и вегетативная часть нервной системы. Спинномозговые и черепно-мозговые нервы, их строение и взаимосвязь с вегетативной нервной системой. | 2 | 2 | |
2. | Органы чувств. Понятие о трех отделах анализаторов. Зрительный анализатор его строение. Защитные и вспомогательные приспособления органов зрения. Органы слуха и равновесия, обоняния, вкуса, осязания. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 2 | |||
1. | Гистологическое строение органов нервной системы и анализаторов. Изучение и зарисовка гистологических препаратов под микроскопом. | 2 | ||
Практическое занятие: | 4 |
| ||
1. | Анатомическое строение органов нервной системы и анализаторов. Определение строения и топографии головного и спинного мозга, их оболочек, периферических нервов на анатомических препаратах, муляжах и по таблицам. | 2 |
| |
2. | Анатомическое строение органов нервной системы и анализаторов. Определение строения и топографии органов зрения и слуха на анатомических препаратах, муляжах и по таблицам. | 2 |
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
В рабочей тетради - выполнить рисунки: строение нейрона, строение спинного мозга. Понятие о трех отделах анализаторов. | ||||
Тема 2.12. Особенности строения органов домашней птицы. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Биологические особенности строения органов домашней птицы. Факторы, влияющие на изменение органов. Особенности в строении аппарата движения, кожного покрова, органов пищеварения. Строение органов дыхания, мочеотделения, размножения, их отличительные особенности от соответствующих органов млекопитающих. Органы крово-и лимфообращения, железы внутренней секреции, нервная система и органы чувств. | 2 | 3 | |
Практическое занятие: | 4 | |||
11 | Анатомическое строение органов домашней птицы. Определение строения и топографии органов и систем органов домашней птицы на анатомических препаратах, трупном материале, муляжах, по таблицам. | 2 | ||
Анатомическое строение органов домашней птицы. Определение строения и топографии органов и систем органов домашней птицы на анатомических препаратах, трупном материале, муляжах, по таблицам. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
Биологические особенности строения органов домашней птицы. Выполнить рисунки: строение пера, органов пищеварения, органов дыхания, органов размножения и мочеотделения в рабочей тетради. | ||||
Раздел 3.Физиология | 160 | |||
Тема 3.1. Система крови. | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. | Кровь, тканевая жидкость и лимфа как внутренняя среда организма. Гомеостаз. Основные функции крови. Физико-химические свойства крови. Состав плазмы. Значение минерального состава и белков плазмы крови. Состав крови. Характеристика форменных элементов и их функция. Лейкоциты. Строение и функции. | 2 | 2 | |
2. | Тромбоциты, их строение и функции. Процесс свертывание крови, регуляция свертывания крови. Группы крови. Резус- фактор. Кроветворение. Регуляция процессов кроветворения. Лимфа и тканевая жидкость. Состав, свойства и значение лимфы и тканевой жидкости. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 2 | |||
1. | Лабораторное исследование крови. Определение скорости свертывания крови, условий на нее влияющих. Определение количества гемоглобина и осмотической резистентности эритроцитов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
1. | Состав плазмы крови. Значение минерального состава и белков плазмы крови – подготовить доклад. | |||
Тема 3.2. Физиология иммунной системы. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Иммунитет, его значение. Иммунная система. Клетки иммунной системы. Естественный иммунитет, его факторы. Адаптивный (приобретенный) иммунитет. Антитела, антигены, их функция. Использование иммунологии в животноводстве | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |||
Реферат - Гуморальный адаптивный иммунитет, взаимодействие В и Т-лимфоцитов и антигенпредставляющих клеток. Клеточный адаптивный иммунитет, взаимодействие антигенпредставляющих клеток, Т-лимфоциты и микрофаги при его осуществлении. | 4 | |||
Тема 3.3. Система кровообращения и лимфообращения. | Содержание учебного материала: | 6 | ||
1. | Физиология сердца. Свойства сердечной мышцы. Систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, сердечный толчок. Биоэлектрические явления в сердце и методы их исследования. Регуляция работы сердца и ее виды. | 2 | 2
| |
2. | Движения крови по кровеносным сосудам и факторы его обуславливающие. Скорость кровотока в различных сосудах. Артериальный пульс, его характеристика, методы исследования. Венный пульс. Давление крови, факторы, его обуславливающие. | 2 | 2 | |
3. | Регуляция кровообращения. Роль коры полушарий в регуляции кровообращения. Особенности кровообращения в головном мозге, печени, легких, почках, селезенке. Депо крови. Образование лимфы и ее движение. Роль лимфатических сосудов. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы: | 4 | |||
1. | Работа сердца. Наблюдение и регистрация сокращений сердца лягушки, роль проводящей системы. | 2 | ||
2. | Кровообращение в капиллярах. Наблюдение кровообращения в капиллярах. | 2 | ||
Практическое занятие: | 2 | |||
1. | Прослушивание тонов сердца у животных; наблюдение сердечного толчка, исследование пульса, измерение давления. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 6 | |||
1. | Лимфа и тканевая жидкость. Состав, свойства, значение лимфы и тканевой жидкости – записать в рабочую тетрадь. Реферат - История развития учения о кровообращении. | |||
Тема 3.4. Система дыхания. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Сущность дыхания. Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Типы и частота дыхания у животных разных видов. Жизненная емкость легких. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Особенности дыхания птицы. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью, между кровью и клетками. Связывание и перенос кровью кислорода и углекислого газа. Регуляция дыхания. Дыхательный центр, его функции. Дыхательные защитные функции. Зависимость дыхания от возраста, вида, продуктивности животного, мышечной работы, атмосферного давления. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 2 | |||
1. | Измерение жизненной емкости легких. Сравнительное определение СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |||
Определить тип, ритм дыхания, частоту дыхания у козы, кролика. Результаты записать в рабочую тетрадь. | ||||
Тема 3.5. Система пищеварения. | Содержание учебного материала: | 8 | ||
1. | Сущность пищеварения. Основные функции органов пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Методы изучения функций органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Прием корма и воды. Состав и свойства слюны. Особенности слюноотделения у животных разных видов. Регуляция слюноотделения и глотания. | 2 | 2 | |
2. | Пищеварение в желудке, общие закономерности. Состав и свойства желудочного сока. Фазы секреции желудочного сока, их регуляция. Пищеварение в желудке лошади и свиньи. Пищеварение в многокамерном желудке жвачных. Роль микрофлоры и микрофауны в рубцовом пищеварении. Значение летучих жирных кислот, образующихся в рубце. Функции сетки, книжки, пищеводного желоба. Жвачный процесс. Пищеварение у молодняка жвачных в молочный и переходный периоды. | 2 | 2 | |
3. | Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав и свойства поджелудочного сока. Фазы секреции поджелудочного сока, их регуляция. Состав желчи. Образование и выделение желчи и их регуляция. Состав кишечного сока, механизм его секреции. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкого кишечника. | 2 | 2 | |
4. | Пищеварение в толстом отделе кишечника у животных. Всасывание продуктов расщепления белков, углеводов, липидов, воды и минеральных веществ. Формирование кала и дефекация. Особенности пищеварения у домашней птицы. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы: | 4 | |||
1.
| Микрофлора рубца. Наблюдение инфузорий рубца под микроскопом | 2 | ||
2. | Свойства ферментов. Определение действия ферментов желудочного сока на белок, желчи на жиры. | 2 | ||
Практическое занятие: | 2 | |||
1. | Прием корма и воды. Наблюдение за приемом корма и воды, за жвачным процессом. Исследование моторики рубца у жвачных животных. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 6 | |||
Реферат - Всасывание продуктов расщепления белков, углеводов, липидов, всасывание воды и минеральных веществ. | ||||
Тема 3.6. Обмен веществ и энергии. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Обмен веществ и энергии. Методы его изучения. Обмен белков. Значение белков в организме. Полноценные и неполноценные белки, незаменимые и заменимые аминокислоты. Азотистый баланс. Регуляция белкового обмена. Значение углеводов в организме. Анаэробное и аэробное расщепление углеводов. Регуляция обмена углеводов. Состав, значение липидов, их обмен. Кетоновые тела, их значение в организме. Холестерин и его значение в организме. Регуляция обмена липидов. Роль печени в обмене веществ. Значение воды и минеральных веществ в организме. Потребность в воде животных разных видов. Макро- и микроэлементы, их роль в организме. Регуляция водного и минерального обмена. Общая характеристика витаминов, механизм их действия. Жирорастворимые и водорастворимые витамины, их роль в организме животного. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 6 | |||
Реферат - Обмен энергии. Значение обмена энергии для обеспечения функций организма. Анаэробное и аэробное высвобождение энергии. Регуляция обмена энергии. Значение обмена энергии у животных. Основной обмен и методы его определения. Продуктивный обмен. Влияние внешних факторов и внутренних факторов на энергетический обмен у животных. | ||||
Тема 3.7. Теплорегуляция. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Механизм теплорегуляции. Химическая и физическая теплорегуляция, ее особенности у животных разных видов. Регуляция температуры тела у животных. Температура тела у животных и птицы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 6 | |||
В рабочей тетради - Составить таблицу – Нормальная температура тела домашних животных. Доклад - Особенности теплорегуляции у молодняка, с элементами презентаций. | ||||
Тема 3.8. Система выделения. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Роль выделительной системы в поддержании гомеостаза. Функции почек. Механизм образования мочи. Состав и количество мочи у животных. Регуляции образования и выделения мочи. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 2 | |||
1. | Лабораторное исследование мочи. Определение физик- химических свойств мочи. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |||
Составить таблицу – Состав мочи, количество мочи, кратность мочеиспускания у домашних животных. Материал оформить в виде презентации | ||||
Тема 3.9. Физиология кожи. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Кожа, ее функции. Секреторная функция кожи. Свойства и значение пота, регуляция потоотделения. Сальные железы, секреция кожного сала, его состав. Значение жиропота овец. Копчиковые железы птицы. волосяной покров, физиология линьки. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |||
Кожа, ее функции. Секреторная функция кожи, потовые железы, свойства и значение пота. Регуляция потоотделения. Записать в рабочей тетради. Работа со словарем анатомических терминов. | ||||
Тема 3.10. Эндокринная система. | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. | Железы внутренней секреции и методы изучения их функций. Характеристика гормонов, механизм их действия. Роль центральной нервной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система. | 2 | 2 | |
2. | Гормоны долей гипофиза, щитовидной железы, околощитовидных желез, надпочечников, семенников, яичника, плаценты, тимуса, эпифиза, поджелудочной железы, их действие. Применение гормонов и гормональных препаратов в животноводстве и ветеринарии. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 2 | |||
1. | Действие гормонов. Определение влияния адреналина на величину зрачка глаза и на изолированное сердце лягушки. | 2 | ||
Контрольная работа по теме: «Эндокринная система» | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 6 | |||
В рабочей тетради - Составить таблицу. Гормоны, их физиологическое значение. Реферат - Признаки гипофункции и гиперфункции желез внутренней секреции, с элементами презентации. | ||||
Тема 3.11. Система размножения. | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1.11 | Половая и физиологическая зрелость самок и самцов. Физиология органов размножения самцов. Процесс образование спермиев, их передвижение и хранение в придатках семенников. Образование спермы, ее физико-химические свойства. Половые рефлексы самцов. Нервная и гуморальная регуляция половой функции самцов. | 2 | 2
| |
2. | Рост и развитие фолликулов. Овогенез, овуляция и образование желтого тела. Половой цикл, его стадии. Регуляция полового цикла. Спаривание как сложнорефлекторный акт. Типы осеменения. Оплодотворение. Беременность, ее продолжительность у животных разных видов. Образование и функции плодных оболочек. Типы плаценты. Рост и развитие плода, его питание. Процесс родов и его регуляция. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |||
Реферат - Образование половых клеток. Формирование яйца, яйцекладка. Факторы, влияющие на яйцекладку. Нервная и гуморальная регуляция яйцекладки. Размножение домашней птицы с презентацией. | ||||
Тема 3.12. Лактация. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Понятие о лактации. Продолжительность лактации у животных разных видов. Рост и развитие молочных желез. Молоко, его состав. Процесс молокообразования и его регуляция. Распределение молока в отделах емкостной системы вымени. Выделение молока, регуляция лактации. Физиология доения, физиологические основы машинного доения. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 2 | |||
1. | Лабораторное исследование молока. Определение жирности разных порций молока. Подсчет количества жировых шариков. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |||
Доклад - Влияние условий кормления на уровень лактации, содержание жира в молоке, с элементами презентации. | ||||
Тема 3.13. Физиология мышц и нервов. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Основные свойства живой ткани: раздражимость, возбудимость, лабильность. Оптимум, пессимум и парабиоз по Н.Е. Введенскому, физиологические механизмы их возникновения. Физиология мышц. Строение и свойства скелетных мышц. Виды сокращения мышц. Сила, работы мышц и утомление. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 2 | |||
1. | Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки. Определение порога возбудимости нерва и мышц. Запись мышечных сокращений. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |||
Возбудимые ткани, их характеристика. Физиологический покой и возбуждение, особенности строения и свойства гладких мышц - записать в рабочую тетрадь в виде схемы и таблицы. Реферат - Физиология нервных волокон. Особенности строения мякотных и безмякотных нервных волокон, их свойства. Функции нервно-мышечного синапса. | ||||
Тема 3.14. Центральная нервная система. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Общая характеристика строения и функции центральной нервной системы. Рефлексы, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Нервные центры и их свойства. Физиология спинного и головного мозга, их центры, проводящие пути. Центры и проводящие пути продолговатого мозга и варолиева моста. Вегетативный отдел нервной системы и его деление на отделы. Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы. Значение вегетативной нервной системы в деятельности организма. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 2 | |||
1. | Исследование рефлексов спинного мозга лягушки. Анализ звеньев рефлекторной дуги. | |||
Практическое занятие: | 2 | |||
1. | Исследование рефлексов у животных, торможение рефлексов. | |||
Самостоятельная работа обучающегося: | 4 | |||
1. | Мозжечок, его функции. Влияние мозжечка на мышечный тонус, координацию движения и вегетативную нервную систему запишите в рабочую тетрадь. Проведите работу со словарем анатомических терминов. | |||
Тема 3.15. Высшая нервная деятельность. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Понятие о ВНД. Методы изучения функций коры больших полушарий головного мозга животных разных видов. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова в изучении физиологии коры больших полушарий. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах, отличия безусловных и условных рефлексов. Методика выработки условных рефлексов у животных. Процесс и механизм образования условных рефлексов, их значение. Торможение условных рефлексов. Биологическое значение условных рефлексов. Анализ и синтез в коре больших полушарий. Динамический стереотип, его значение в организации ухода и содержания животных. Сон и бодорствование, их особенности у животных. Типы высшей нервной деятельности. Связь типа высшей нервной деятельности с продуктивностью животных. Учение И.П.павлова о первой м второй сигнальных системах. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: | 6 | |||
В рабочей тетради составить таблицу – Отличие условных и безусловных рефлексов. Провести наблюдение за рефлексами у домашних или комнатных животных: безусловными, условными и записать примеры в тетрадь. | ||||
Тема 3.16. Этология. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Этология. Ее история. Методы изучения поведения животных. Врожденное поведение на основе инстинктов. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |||
1. | Провести наблюдение за поведением домашних животных, определить форму поведения, сделать запись в тетрадь. | |||
Тема 3.17. Сенсорные системы (анализаторы) | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Строение и функции обонятельного анализатора, значение его для животных. Вкусовой анализатор, его строение, функции. Взаимодействие вкусового и обонятельного анализаторов. Зрительный анализатор, его строение, функции, механизм действия. Цветовое и бинокулярное действие. Строение и функции двигательного в жизни животного. Слуховой анализатор, строение м функции. Вестибулярный аппарат с двигательным и зрительным анализаторами. Строение и функции рецепторов кожного и интерорецептивного анализаторов. Их роль и значение в жизни животных. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа: | 2 | |||
1. | Исследование анализаторов. Наблюдение за реакцией на свет. Исследование глазного дна у животных, аккомодации, костной и воздушной проводимости. Определение локализации звука. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося: | 4 | |||
1. | Доклад - Учение И.П.Павлова об анализаторах. Общие свойства анализаторов – записать в рабочую тетрадь. | |||
Тема 3.18. Физиологическая адаптация животных. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Адаптация животных. Общие механизмы адаптации. Роль гипоталамогипофизарной и симпатоадреналовой систем в адаптации. Адаптация животных к внешней температуре, газовой среде, освещению, условиям промышленного содержания. Адаптация животных, виды адаптаций. | 2 | 2 | |
Всего: | 330 |
- Условия реализации программы дисциплины
- Требования к минимальному материально- техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Анатомия и физиология животных».
Оборудование лаборатории: плакаты, схемы, таблицы, инструкционные карты, анатомические атласы, микроскопы, гистологические препараты по общей и частной гистологии, эмбриологии, динамические пособия по гистологии, анатомические препараты: сухие и влажные, находящиеся в анатомическом музее и в специальных баках в секционном помещении. Анатомические инструменты; анатомический набор, отдельные пинцеты, скальпели, анатомические зонды, спецодежда, эмалированные кюветы, спиртовки, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы и столики, лабораторная посуда, химические реактивы, фильтровальная бумага, лабораторные животные, лягушки, электростимулятор, фонендоскопы.
Технические средства обучения: видеомагнитофон, телевизор, ДВД-проигрыватель, компьютер, ноутбук, цифровой микроскоп, мультимедийный проектор, видеокассеты, СД и ДВД диски, обучающие и контролирующие программы, созданные самим преподавателем и программистом техникума по гистологии и анатомии.
- Информационное обеспечение обучение
Основные источники:
- Зеленевский Н.В., Васильев А.П., Логвинова Л.К. – Анатомия и физиология животных, М.: «Академия», 2009.
- В.Г.Скопичев «Поведение животных», «Санкт-Петербург – Москва – Краснодар», 2009г.
- Т.А.Дмитриева, П.Т.Саленко, М.Ш.Шакуров «Топографическая анатомия животных», Москва «КолосС» 2008г.
- В.Ф.Лысов, И.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С.Шевелев «Практикум по физиологии и эиологии животных», Москва «КолосС» 2010г
Дополнительные источники:
- В.Н.Письменская, Е.М. Ленченко, Л.А.Голицына – Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных, Москва «КолосС» 2007г.
- А.Ф.Климов, А.И.Акаевский – Анатомия домашних животных, Санкт-Петербург – Краснодар, 2003г.
- Елисеев А.П., Сафонов Н.А., Бойко В.И. – Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных, М.: Агропромиздат, 1991.
- В.М.Селянский – Анатомия и физиология сельскохозяйственной птицы, Москва «Агропромиздат», 1986г.
- И.В.Хрусталева – Анатомия домашних животных. М.: Колос, 2000.
- А.И.Акаевский, Д.Я.Криницын – Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных, издательство «Колос», 1978г.
- Практикум по анатомии с основами гистологии и эмбриологии животных, Москва «Колос» 2001г.
- Голиков А.Н. – Физиология сельскохозяйственных животных, М.: Агропромиздат, 1991.
Интернет – ресурсы:
- www. davnland – book.ru
- www histologu. narod. ru
- www bestreferat. Ru
- www ryadom – s – name. ru
- sobaka. ru
- slorani yandeks. ru
- dic academic. ru
- zoodrug. ru
- fictionbook. ru
- med – book. info
- bibliotekar. ru
- zooeco. com
- obinga. ru
- medical – enc. ru
- medicalbrain. ru
- studentbank. ru
- studentFiles. Ru
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а так же выполнения обучающимся индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов |
Умения | |
- определения топографического расположение и строение органов и частей тела животных; | Экспертная оценка выполнения практических занятий |
- определения анатомических, возрастных и видовых особенностей животных; | Экспертная оценка выполнения практических занятий, изготовление анатомических препаратов |
- определения и фиксирования физиологических характеристик животных | Экспертная оценка выполнения лабораторных работ |
Знания | |
- основные положения и терминология цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных; | Тестирование, все виды опроса, работа со словарем анатомических терминов |
-строение органов и систем органов животных: -опорно-двигательной, - кровеносной, - пищеварительной, - дыхательной, - покровной, -выделительной и половой, - эндокринной и нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами; - их видовые особенности; | все виды опроса, тестирование, презентация отдельных вопросов, рефераты, доклады, работа со словарем анатомических терминов, контрольные работы, выполнение рисунков, схем, таблиц, устный экзамен |
- характеристики процессов жизнедеятельности; | Все виды опроса, рефераты, доклады, работа со словарем терминов. |
-физиологические функции органов и систем органов животных; | Тестирование, все виды опроса, рефераты, доклады, работа со словарем анатомических терминов. |
- физиологические константы домашних животных; | Все виды опроса, рефераты, доклады, работа со словарем анатомических терминов. |
- особенности процессов жизнедеятельности различных видов домашних животных; | Все виды опроса, рефераты, доклады, работа со словарем анатомических терминов. |
-понятие метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных; | Тестирование, все виды опроса, рефераты. |
-регулирующие функции нервной и эндокринной систем; | Тестирование, все виды опроса, доклады, работа со словарем анатомических терминов. |
- функции иммунной системы; | Все виды опроса, рефераты. |
- характеристика процессов размножения различных видов домашних животных; | Все виды опроса, презентация отдельных вопросов, рефераты. |
- характеристики высшей нервной деятельности (поведения различных видов животных); | Все виды опроса, наблюдение за животными. |
экзамен |
Разработчик:
Пятилетова Татьяна Васильевна – преподаватель ГБОУ СПО РО «КСХТ»
Рецензент:
Функ Татьяна Оттовна – преподаватель ГБОУ СПО РО «КСХТ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Анатомия и физиология животных"
Рабочая программа содержит структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Программа предназначена для специальности 35.02.15 "Ки...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2012-2013г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Обраовательного Станда...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2012-2013г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государтсвенного Образовательного Стандарт...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2013-2014г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Станд...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2013-2014г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарт...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 34.02.01. Сестринское дело за 2014-2015г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 34.02.01. Сестринское дело Федерального Государственного Образовательного...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 31.02.01. Лечебное дело за 2014-2015г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 31.02.01. Лечебное дело Федерального Государственного Образовательного Ст...