Рабочая программа "Возростная анатомия, физиология и гигиена"
рабочая программа по теме
Рабочая программа "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" разработана на основе ФГОС по специальности СПО "Дошкольное образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnaya_anatomiya.docx | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Югорский политехнический колледж»
Программа учебной дисциплины
«Возрастная анатомия и физиология человека»
по специальности:
050144 «Дошкольное образование»
г.Югорск
2012
ОДОБРЕНА цикловой комиссией Председатель Н.В.Горбунова | Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» одобрена ФГУ «ФИРО» 10.04.2008 для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования. |
Разработчик:
О.В.Верченко, преподаватель первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия и физиология человека» предназначена для изучения возрастной анатомии и физиологии человека в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 050144 «Дошкольное образование»
«Возрастная анатомия и физиология человека» как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Задачи, решаемые в процессе обучения «Возрастная анатомия и физиология человека»: формирование у студентов естественнонаучного мировоззрения, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у студентов экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение студентами опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности студентов через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
Программа курса «Возрастная анатомия и физиология человека» для студентов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей студентов; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности студентов. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у студентов естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Паспорт программы учебной дисциплины
Тематический план
Содержание учебной дисциплины
Перечень лабораторных и практических работ
Перечень самостоятельных работ
Перечень литературы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Возрастная анатомия и физиология человека»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050144 Дошкольное образование
Программа учебной дисциплины может быть использована в программах подготовительных курсов перед сдачей ЕГЭ или вступительными экзаменами.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина относится к общеобразовательному циклу (базовые дисциплины)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Знать.
О биологической природе и целостности организма человека.
О здоровом образе жизни и его основополагающих принципах.
Об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков, развитии их организма, о функциональных нарушениях и их коррекции в разные периоды детства.
О влиянии факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков, распространенных заболеваниях, являющихся главной причиной ранней инвалидности , смертности населения.
Уметь
Работать на медицинских приборах (спирометр, тонометр, медицинские весы и др.).
Применять методику оценки физиологического состояния человека, его работоспособности и нормального веса человека, нормы питания и гигиенических требований к учебным помещениям, режиму дня.
Иметь представление:
О здоровом и больном организме. О влиянии экологии на организм детей и
подростков.
Об инфекционных заболеваниях детей и подростков (корь, скарлатина, дифтерия, паротит, краснуха и осложнениях этих заболеваний).
Данные формы и методы направлены на формирование общих компетенций предусмотренных ФГОС СПО по профессии: 050144 Дошкольное образование
О.К. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.
ОК. Логически верно, аргументировано и ясно излагать, устную и письменную речь.
ОК. Обеспечить безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося 23 -часов.
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 46 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
контрольные работы | |
Практические работы | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 23 |
в том числе: | |
Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа) Подготовка презентаций Составление терминологического словаря Конспектирование текста Написание рефератов и сообщений | |
Итоговая аттестация в форме | экзамен |
Рабочий тематический план
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
Раздел 1. Общие вопросы ВАФ | Понятие об анатомии, физиологии и гигиене как о науках, изучающих строение организма, его жизнедеятельность, условия сохранения здоровья. Краткая история развития. Понятие об онтогенезе. Возрастные периодизации. Понятие о росте и развитии. Критические периоды в развитии детей Индивидуальное развитие организма. Неравномерность и непрерывность роста и развития. Акселерация и ретардация: причины, признаки, значение в обучении. Обусловленность роста и развития полом, наследственностью и средой. Биологическая надёжность органов и систем. | ||
1Предмет и методы ВАФ. Организм и его свойства | 2 | 2 | |
2Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов и презентаций Составление терминологического словаря | |||
Раздел 2.Регуляторные системы организма | Значение нервной системы. Строение нервной системы. Нервная ткань: особенности строения, изменения с возрастом. Нейрон: его строение и свойства, возрастные особенности. Нервное волокно: виды, возрастное особенности. Связь между нейронами, синапсы: значение, возрастные особенности. Понятие о нервных центрах. Рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Торможение рефлексов. Возрастные особенности развития мозга у детей. Возрастные особенности развития коры головного мозга. Асимметрия мозга. Возрастные особенности первой и второй сигнальной систем. Типы ВНД, возрастные особенности, значение типов ВНД в осуществлении индивидуального подхода в обучении. | ||
6Анатомия и физиология нервной системы. Координационная деятельность нервной системы | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составление терминологического словаря Подготовка докладов и презентаций | |||
Раздел 3.Моторные функции К.Т.1 К.Т.2 | Строение и функции опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности строения и развития кости. Возрастные особенности черепа, позвоночника, грудной клетки, костей мозга, кисти и стопы. Мышечная система. Функции мышц, их развитие в различные периоды. Понятие о гиподинамии. Влияние физических упражнений на организм человека. | ||
9.Скелет человека | 2 | 2 | |
10.Мышечная система. Физическое развитие. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей | 2 | ||
Практическая работа 1 Анатомия, физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата Практическая работа 2 Оценка физического развития школьника | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Графическое оформление практических работ Подготовка ответов на вопросы к разделам. Подготовка презентаций Работа с дополнительной литературой | |||
Раздел 4. Сенсорные функции | 13.Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем | 2 | 2 |
Зрительная сенсорная система Слуховая сенсорная система.Профилактика нарушений слуха и зрения | 2 | 2 | |
Раздел 5. Висцеральные функции
К.Т.3 К.Т.4 | Значение кровообращения. Общая схема кровообращения. Строение сердца и его возрастные особенности. Сердечный цикл. Возрастные особенности артериального давления. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую и умственную нагрузку. Строение и функции органов дыхания, возрастные особенности Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности работы различных отделов пищеварительной системы. Гигиенические основы питания детей и подростков. | ||
Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь . Кровообращение | 2 | 2 | |
.Пищеварение Выделение. Кожа. Репродуктивная система организма | 2 | 2 | |
Практическая работа 3 Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой, дыхательной систем Практическая работа 4 Возрастные особенности основного обмена | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка ответов на вопросы к разделам Работа с дополнительной литературой | |||
Раздел 6. Психофизиология | 23.Психофизиологические аспекты поведения ребенка | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка ответов на вопросы к разделам Работа с дополнительной литературой |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- сканер;
- принтер;
- таблицы и плакаты по изучаемому курсу
- модели органов человека
- Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
- аудио- и видеоаппаратура
- Информационное обеспечение обучения
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
- Основные источники:
- 1. Андропова М.В., Хрипкова М.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.,2009
- Безруких М.М. и др. Возрастная физиология : (Физиология развития ребенка):Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ М.М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010- 416 с.Практические занятия по анатомии человека. / Методические указания для студентов факультета физкультуры и спорта).
- Рохлов B.C., Сивоглазов В. И . Практикум по анатомии и физиологии человека.М.,2009
- Сапин М.Р., Синеглазое В. И . Анатомия и физиология человека. М.,2009
- Дополнительные источники:
- Андропова М.В. Школьная гигиена. М.,2011
- Белецкая В.И., Громова З.П. Школьная гигиена. М.,2010
- Гундарев И.А. Почему умирают в России, как нам выжить? М.,2007.
- Георгиева С.А., Башкина Н.В. и др. Физиология . М.,2010.
- Гоголева А.Н. Особенности развития нервной системы и высшей нервной деятельности ребенка. Якутск,2010.
- Жилов Ю.Д., Куценко Г. И ., Назарова Е.Н. Основы медико биологических знаний. М.: Высшая школа, 2009
- Каменская А.А., Соколова Н.А., Титов С.А. Биология. М.,2010
- Козлов В. И ., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка //Биологический возраст и возрастная периодизация М.,2010.
- Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., 2010.
- Лернер Г.И. Биология (тесты и задания для поступающих в ВУЗы). М.,2011
- Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы// Физиология роста и развития детей и подростков: Теоретические и клинические вопросы под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. М.,2009.
- Интернет-ресурсы
3.3 Требования к организации образовательного процесса
Материал учебной дисциплины дается в лекционной форме, при изучении отдельных тем возможны такие формы проведения занятий, как проблемная лекция, работа в малых группах или самостоятельная работа обучающихся с учебными текстами.
Полученные знания закрепляются на лабораторных занятиях. Самостоятельная работа предусматривает работу с учебниками и учебными пособиями, подготовку к лабораторным занятиям, выполнение домашних заданий, подготовку к контрольным работам.
Ведущие педагогические технологии, используемые при реализации дисциплины – проблемного обучения, информационные и диалоговые, обеспечивающие подход, основанный на компетенциях, формирование самостоятельных навыков овладения знаниями, публичного представления результатов своей творческо-исследовательской деятельности
Дисциплина имеет прикладной характер, изучаемые теоретические положения и практические умения используются и будут использоваться при изучении дисциплин профессионального цикла и в будущей практической деятельности.
3.4. Требования к квалификации педагогических кадров
Преподавать дисциплину могут работники с высшим педагогическим образованием (специальность биология)
3.5.Спецификация учебно-методического комплекса
№ | Наименование | Количество | Тип носителя |
1. | Инструктивные карты к лабораторным работам | 10×15 | бумага |
2. | Тесты | 11 | бумага |
3. | Комплект заданий для контрольных работ | 2×25 | бумага |
4. | Комплект для итоговой аттестации | 1×25 | бумага |
9. | Учебно-тренировочные упражнения | 10×25 | бумага |
10. | Примерная программа дисциплины | 1 | бумага, электронный вариант |
11 | Рабочая программа дисциплины | 1 | бумага, электронный вариант |
11. | Список литературы (основной, дополнительной) | 1 | бумага |
12. | Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы | 1 | бумага |
4. КОНТР
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Способ оценки: традиционный Результаты обучения (освоенные компетенции, умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | Тип и вид контроля | № контрольной точки | Инструментарий контроля |
Раздел 3 Моторные функции | |||||
Значение и функции скелета и скелетных мышц. Строение скелета человека. Строение суставов. Развитие скелета ребёнка. Изгибы позвоночника и их образование. Строение и свойство скелетных мышц. Рост и развитие мышц после рождения. Развитие и усложнение координации движения. Развитие с возрастом основных показателей работы двигательного аппарата – силы, скорости, выносливости | Правильное перечисление основных компонентов разделов опорно-двигательного аппарата (2балла);объяснение возрастных различий(2балла);точное выполнение согласно инструкции(1балл) | Лабораторная работа. письменный | Текущий педагогический контроль | 1 | инструкции по выполнению лабораторных работ; |
Формирование правильной осанки. Профилактика нарушений осанки. Плоскостопие. Влияние физической культуры на развитие и укрепление двигательного аппарата. Понятие о гиподинамии. Влияние физических упражнений на организм человека | Самостоятельное выполнение работы (3балла); определять норму физического состояния организма ребёнка(2балла) | Лабораторная работа. письменный | Текущий педагогический контроль | 2 | инструкции по выполнению лабораторных работ; |
Раздел Висцеральные функции | |||||
Значение кровообращения. Общая схема кровообращения. Строение сердца и его возрастные особенности. Сердечный цикл. Возрастные особенности артериального давления. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую и умственную нагрузку | Правильное перечисление основных компонентов раздела(2балла); объяснение возрастных различий(2балла);точное выполнение согласно инструкции(1балл) | Лабораторная работа. письменный | Текущий педагогический контроль | 3 | инструкции по выполнению лабораторных работ; |
Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности работы различных отделов пищеварительной системы. Гигиенические основы питания детей и подростков. | Правильное перечисление основных компонентов раздела(2балла); объяснение возрастных различий(2балла);точное выполнение согласно инструкции(1балл) | Лабораторная работа. письменный | Текущий педагогический контроль | 4 | инструкции по выполнению лабораторных работ; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Структура данного пособия включает следующие разделы:− Система органов дыхания;− Пищеварительная система;−...
Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека»
Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: "Пищеварительная система", "Система органов дыхани...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образовани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Рабочая программа учебной дичциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Программа УД ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена разработана по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование" для студентов очно-заочной формы обучения...