Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.
статья
Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.
Успешное преодоление речевого дефекта возможно
только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико -психолого - педагогического коллектива (учителя-логопеда, воспитателей, дефектолога, психолога, музыкального руководителя, медицинского блока) и единства требований, предъявляемых к детям.
Совместная коррекционно-развивающая работа
учителя-логопеда и воспитателя предусматривает решение следующих задач: логопед формирует речевые навыки у детей; воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Функции учителя-логопеда: развитие фонематического восприятия;
развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков;
развитие произносительной стороны речи; расширение, обогащение и активизация пассивного и активного словаря; развитие грамматических категорий; развитие речевого общения, связной речи; развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса; развитие психических функций, тесно связанных с речью: мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя: учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели; пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов; постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики; системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов; включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей; формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой);
закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда; развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на чистом речевом материале.
Формы взаимодействия: выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время; участие логопеда в режимных моментах; проведение совместных игр; проведение совместных интегрированных занятий; подготовка и проведение утренников; взаимопосещение занятий; оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
Игра - ведущая деятельность дошкольного возраста.
Именно в этой деятельности наиболее активно происходит развитие ребенка — его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений, она позволяет им самостоятельным путем создавать различные взаимодействующие коллективы.
Игры, используемые в коррекционной - развивающей работе.
Игры на развитие фонематического восприятия направлены на умение различать неречевые звуки (по темпу звучания, по силе звучания, по высоте звучания, по длительности звучания, определять одинаково звучащие неречевые звуки), различение звуков близких по акустико-артикуляторным свойствам, различение существительных, сходных по звучанию. Сюда относятся такие игры: «Что звучит?», «Где колокольчик (барабан, погремушка)?», «Прискакал или пришел?», «Найди пару», «Громко-тихо», «Найди картинку», «Внимательные ушки», «Солнышко-дождик», «Кто идет?», «Близко-далеко», «Хлопни в ладоши»
Игры для развития просодической стороны речи и развития общих речевых навыков направлены на формирование правильного речевого дыхания; развитие речевого подражания, пение гласных, их слияний, слогов с согласными; развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса; воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением); развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности. Например: «Звуковые дорожки» (пение гласных звуков), «Далеко-близко» (пение гласного - у -, далеко - близко), «Тихо-громко» , игры-инсценировки, подвижные игры с речевым сопровождением, «Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та…) и другие.
Игры на развитие произносительной стороны речи направлены на уточнение и коррекцию звукопроизношения, укрепление и активизацию движений речевого аппарата. «Кто это? Что это?», «Кто как голос подает?», «Лабиринты», «Исправь ошибку», «Рифмы», Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «В гости к ….»… Подвижные игры с речевым сопровождением (звукоподражанием)
Игры на развитие лексико – грамматических категорий направлены на расширение, обогащение и активизацию пассивного и активного словаря. «Кто это? Что это?», «Чудесный мешочек», «4 лишний», «Что делает? Что делают?», «Подбери картинки»…Подвижные игры с речевым сопровождением «У медведя во бору», «Вот сидит лохматый пес», «Тише мыши», «У кого?», «Один - много», «Чего не стало?», «Жадина»(чей? чья? чьи?), «Назови ласково», «Где…?», «Какой? Какая? Какие?», настольно-печатные игры, лото, игры со строительным материалом.
Игры, направленные на развитие связной речи: подвижные игры с речевым сопровождением, игры-драматизации (рассказывание потешек, стихотворений, сказок).
Таким образом, работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета.
От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сводная таблица соответствия направлений коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда.
Планирование учителя-логопеда...

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).
Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

Педагогическая коррекция песком - нетрадиционный метод в работе учителя-логопеда.
Данный материал содержит авторские методические разработки по использованию песочной терапии в работе учителя-логопеда....

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога как необходимое условие обеспечения результативности работы с детьми с речевыми нарушениями.
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Взаимодополняемость ...

Консультация для педагогов на тему: «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста»
Дети с речевыми нарушениями, как никто другой нуждаются постоянной тренировке и подкреплении действиями умения практически применять полученные знания. Метод проектов предоставляет ребенку возможность...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс
Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...