Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
консультация

Невская Марина Александровна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-дифференцированный подход

в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Многие дефекты речи препятствуют не только успешному овладению навыками чтения и письма, но и обучению детей по ряду других учебных дисциплин. Отклонения в речевом развитии детей могут иметь как ярко выраженные внешние признаки, так и особенности, системно охватывающие различные уровни речевой деятельности и языковой знаковой системы. Логопеду необходимо строить свою работу так, чтобы она стимулировала развитие каждого ребенка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

Свою деятельность как учитель-логопед осуществляю по следующим направлениям: диагностическое, консультационное, коррекционно- развивающее, информационное.

Работа в рамках диагностического направления позволяет выявить имеющиеся нарушения в речевом развитии младших школьников и определить дальнейшие действия учителя-логопеда.

Целью консультативного направления является оказание помощи педагогам и родителям учащихся по вопросам речевого развития младших школьников.

В рамках коррекционно-развивающего направления с учащимися проводятся занятия по соответствующим программам.  

Информационное направление позволяет предоставлять необходимые сведения всем участникам образовательного процесса.

По результатам диагностики можно не только наглядно оценить имеющиеся у детей нарушения, но и выбрать оптимальные формы и методы коррекционно-развивающей работы.

Логопедическая работа с детьми указанной категории строится с учетом следующих принципов: системности, субъектности, учета индивидуальных и возрастных психофизических особенностей школьников и другие.

В качестве одного из ведущих выступает принцип реализации индивидуального и дифференцированного подходов.

В логопедической работе индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер коррекционно-развивающего воздействия с учетом выявленных особенностей. С учетом индивидуальных психофизических особенностей детей учитель-логопед намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему мер для применения в условиях фронтальной работы с группой, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.

Одной из ведущих и преобладающих форм коррекционного воздействия в школе является индивидуальная форма занятий (особенно в подготовительном – 1-х классах). Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку в отдельности. Это связано с тем, что нет абсолютно одинаковых речевых нарушений: у каждого свои, только ему присущие индивидуальные затруднения, моторные особенности речевого аппарата, слуховое внимание, восприятие, темпы продвижения, компенсаторные возможности и многое другое.

Цель индивидуальных занятий – формирование первичных навыков правильной речи: постановка и автоматизация дефектных звуков, развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, формирование речевого дыхания, развитие голоса и.т.д. В более старших классах задачи, решаемые на индивидуальных занятиях иные: это развитие всех видов связной речи, коррекция специфических ошибок чтения и письма, работа над сложными грамматическими конструкциями, переносным значением слова и др.

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на подгруппы. 

Деление на подгруппы школьников с нарушениями речевого развития  осуществляется с учётом данных обследования психолога, логопеда и наблюдений и тестирования учителя.

Дифференциация содержания учебных заданий предполагается:

  • по уровню творчества;
  • по уровню трудности;
  • по объёму.

Использование различных способов организации деятельности учащихся, при   этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

  • по степени самостоятельности учащихся;
  • по степени и характеру помощи учащимся;
  • по характеру учебных действий.

Реализация индивидуально-дифференцированного принципа предполагается на всех этапах логопедического занятия: этапе актуализации знаний, постановки проблемы, открытия нового знания, при первичном закреплении, в процессе самостоятельной работы, на этапе закрепления.

Рассмотрим особенности реализации индивидуально- дифференцированного подхода на логопедических занятиях на конкретных примерах.

При дифференциация учебных заданий по уровню сложности различным группам учащихся в зависимости от их типологических особенностей предлагаются задания, отличающиеся степенью сложности. Например,  при работе на темой «Слоговой анализ и синтез» более сильным школьникам предлагаются задания повышенного уровня сложности….

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

Например, при изучении темы «Предложение» школьникам могут быть даны следующие задания:

  • Составление предложений из двух и более слов.
  • Составление предложений из слов в начальной форме.
  • Составление предложений из слов, данных в беспорядке.

При дифференциации заданий  по объему возможно выполнение детьми различного количества заданий с определением обязательного объема и дополнительным начислением баллов за выполнение более трудных или дополнительных заданий.

Необходимо отметить, что в случае возникновения затруднений в процессе выполнения заданий учащимся оказывается индивидуальная «адресная» помощь в виде привлечения внимания, постановки вспомогательных вопросов, определения алгоритма выполнения задания.

Эффективность реализации индивидуально-дифференцированного подхода в коррекционно-развивающей работе подтверждается результатами обследования младших школьников

Таким образом, индивидуально-дифференцированный  подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда предполагает  действенное  внимание  к каждому  ребенку,   его индивидуальным и типологическим особенностям, проявлению творческой  индивидуальности, и способствует более эффективной коррекции речевых нарушений у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах

В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя....

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации. Результатом данной работы являются выступления с докладами, сообщениями, презентациями н...

Консультация для педагогов на тему: «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста»

Дети с речевыми нарушениями, как никто другой нуждаются постоянной тренировке и подкреплении действиями умения практически применять полученные знания. Метод проектов предоставляет ребенку возможность...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс

Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи»  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах

В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя, на педагогических советах....