Педагогическая коррекция песком - нетрадиционный метод в работе учителя-логопеда.
методическая разработка
Данный материал содержит авторские методические разработки по использованию песочной терапии в работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pedagogicheskaya_pesochnitsa.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая коррекция песком – нетрадиционный метод в работе учителя-логопеда.
Сегодня музыка звучит,
песок в руках играет.
Красиво всем нам говорить
он очень помогает!
В последнее время учителя – логопеды в своей практике применяют здоровьесберегающие технологии, такие как: песочная терапия, куклотерапия, сказкотерапия, которые являются перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, при правильно организованной работе, улучшают процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Также, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
Освоив технологию песочная терапия в Институте практической психологии «ИМАТОН», в г.Санкт – Петербурге, много лет применяя ее в своей логопедической практике, вновь и вновь убеждалась в том, что такая технология очень необходима для детей с речевыми нарушениями.
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Для консультирования детей игру с песком впервые применила английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд. У нее в игровом помещении были установлены подносы с песком и водой и маленькие игрушки. Дети играли в игрушки на песке и называли эти подносы с песком «миром». Поэтому метод был назван «мировой методикой».
В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, реки, озера, моря. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир, формировать жизненные компетенции.
Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку на время занятия предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.
Существуют различные школы песочной терапии, но независимо от того, какой подход используется, основные элементы остаются неизменными.
Материал
Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет
Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо, песок - землю.
Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.
В коллекцию фигурок входят здания и всяческие постройки, заборы; фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей, транспорт, растения, природный материал (камушки, ракушки и т.п.) и т.д.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке.
Противопоказания:
- уровень тревожности ребёнка слишком высок или ребенок страдает тяжелыми психическими расстройствами;
- есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;
- имеются кожные заболевания и порезы на руках.
В работе с детьми используется сказкотерапевтический подход. «Волшебная палочка» превращает ребенка в волшебника, который может построить страну, какую сам захочет. Ему дается «сказочная» инструкция: «Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница). Ты долго путешествовал, и наконец, пришел в пустыню. И задумал превратить пустыню в сказочную страну и населить ее разными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты хочешь ...»
С этого мы начинаем первые логопедические занятия, когда идет процесс адаптации, особенно это важно для первоклассников.
Некоторые дети начинают построение песочной картины с создания ландшафта: прокладывают реки, создают озера, моря, горы, долины. У других создание ландшафта происходит параллельно с привнесение фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставляют фигурки на песочную плоскость.
В конце занятия я прошу ребенка рассказать о стране: что это за страна, какие существа ее населяют, какой у них характер, откуда пришли, что умеют делать; всем ли им хорошо в этой стране, что они будут делать дальше и т.п. В это время идет диагностика, тревожные и конфликтные дети проявляют себя во время выполнения этого задания.
В начале своей педагогической деятельности я использовала игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева и Т.М. Грабенко в "Практикуме по креативной терапии":
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, кому они принадлежат!
Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.
Затем, вместе с детьми мы стали придумывать свои упражнения.
Опыт работы был обобщен в статье «Логопедические игры в песочной стране» в журнале «Логопед» (2004 г., №3).
Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке.
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы "Эль" в "А", "Че" в "ТЭ", "О" в "Я" и т.д.
Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, или картинок, определив, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.
Нравится детям игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Продолжая работать с песком на логопедических занятиях, все время думала над тем, как же сделать упражнения еще интереснее. И вот, однажды, разучивая с ребятами логопедические распевки, по методике Татьяны Сергеевны Овчинниковой, подумала, а что будет, если мы, исполняя их, будем работать еще и в песочнице. Получилось очень интересно! Так появилась серия упражнений «Музыкальный карандаш на песке».
Более подробно можно познакомиться с этими упражнениями в журнале «Логопед» за 2013г., №8.
Сначала мы разучиваем распевку с помощью фонограммы, используя рекомендации Т.С.Овчинниковой:
- внимание ребенка сосредотачивается на артикуляции сложных труднопроизносимых звуков;
- разучивание песенки начинается с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, протопыванием, щелканьем и другими ритмичными движениями, определяющими слоговую структуру слова.
Только после этого начинаем выполнять упражнения на песке, используя распевки.
Начинаем работу с гласных звуков.
«Музыкальная голосилка».
Ребята получают задание: «Пропеть цепочку гласных звуков, записывая соответствующие буквы на песке». Можно работать парами (один обучающийся пишет буквы на песке, а консультант контролирует и оценивает работу). Затем дети меняются ролями. В кабинете расположены 3 песочницы, поэтому одновременно выполнять задания могут 6 человек.
Эти упражнения эффективны в работе с заикающимися детьми, так как учат детей правильно распределять дыхание, включая внимание при записи букв. Песок помогает снять эмоциональное напряжение, а пение устраняет запинки в речи.
Песок может быть влажным или сухим, но на влажном песке буквы видны четче. Перед выполнением заданий песок нужно разровнять, поверхность должна быть гладкой.
Буквы, слоги, слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя более успешным.
«Музыкальная скороговорка», распевка №11.
Пропевая слоги са – со – су – си – сэ, записываем их на песке палочкой или указательным пальцем, можно указательными пальцами обеих рук синхронно.
Или «Лиса», распевка №16
Дети поют:
СА-са-са-са,
Это хитрая лиса.
Су,су,су,су,
И живет она в лесу.
Сы-сы-сы-сы,
Много дел у лисы.
Со-со-со-со,
Она крутит колесо.
Записываем слоги са, су, сы,со.
Аналогичные задания с распевками №12,13,14,15, (л) №33, (р) №34.
Так, наслаждаясь музыкой звуков, снимая напряжение с помощью песни и песка, ребенок незаметно для самого себя, развивает слуховое внимание, слуховую память.
Это упражнение развивает фонематический слух, способствует формированию навыков дифференциациации звуков, звуко-буквенного анализа и синтеза.
Затем задания усложняются: «Запишите слоги, которые повторяютсяв песне много раз в верхнем левом углу песочницы, или запишите слоги в правом нижнем углу». Выполнение таких заданий помогает заучивать песни с включением большего количества анализаторов, способствует формированию оптико – пространственных представлений, что является важным для профилактики оптической дисграфии.
Песочная терапия дает хороший эффект в процессе автоматизации звуков, особенно в тот период, когда процесс автоматизации идет не так быстро, как бы нам хотелось.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.
«СИЛЬНЫЙ МОТОР»
Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК»
Произносить звук Рь (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
«ГОРОЧКА»
Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.
«ДОРОЖКА»
Произносить заданные логопедом слоги, шагая пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
Для развития фонематического слуха и фонематического восприятия можно выполнить следующее задание:
- Если ты услышишь звук
- (ш), спрячь ладошки в песке. А если услышишь звук (с) – держи руки над песочницей.
Например при автоматизации и дифференциации звуков (с), (ш).
Задание:
- Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом звук «с-с-с-с».
Задание:
А теперь разровняй свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш».
«Из камешков построй дорожку на песке.
Шагай ладошками и повторяй
«сва–сво –сву-свы»,
«сма-смы-смо- сму», «ску-ско-ска- скы».
Затем повторяем слоги с оппозиционными звуками:
«сма-шма», «шка-ска», «сву-шву».
Игра «Археологи»
Задание:
«В песочнице закопаны игрушки. Возьми кисточку и аккуратно раскопай их. Назови, раскопанные игрушки. Звуки (с) и (ш) произнеси правильно.
Разложи игрушки со звуком (ш) с правой стороны, а со звуком (с) с левой».
Задание:
«Нарисуй пальчиком в левом верхнем углу девочку. Подбери девочке имя со звуком (с).
Нарисуй в правом нижнем углу шарик.
Составь предложение про Соню и воздушный шарик».
(Соня купила красивый воздушный шарик. Соня надула воздушный шарик.)
С большим удовольствием обучающиеся работают над созданием песочных мини- проектов или открыток на песке.
Открытки на песке:
- открывают потенциальные возможности ребенка;
- развивают его творчество и фантазию;
- дают возможность лучше узнать историю своей Родины.
Открытки на песке мы создаем к каждому празднику, затем обучающиеся защищают свои проекты.
Все мы знаем, что без помощи родителей намного сложнее проводить коррекционную логопедическую работу.
Семейное консультирование с использованием песочной терапии укрепляет союз Логопед – Ребенок – Родитель.
Опыт работы показал, что пение в сочетании с выполнением упражнений в песочнице, дает положительные результаты: .
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
-обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- повышается мотивация речевого общения;
- более эффективно проходит этап автоматизации звуков;
- пополняется и активизируется словарь;
- корректируется грамматический строй речи, связная речь;
- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;
- активное пение способствует концентрации внимания, а это очень важно для профилактики и коррекции нарушений чтения и письма;
- напряжение и страх исчезают.
- значительно снижается уровень утомляемости на логопедических занятиях.
Литература:
1.Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. С-Пб., 2001 г.
2.Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. С-Пб., 2005 г.
3.Довгаль Н.В. Логопедические игры в песочной стране. Журнал «Логопед» 2004 г., №3.
4. Довгаль Н.В. Музыкальный карандаш на песке. Журнал «Логопед» 2013г., №8.
4.Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. С-Пб., 2006 г.
Паспорт проекта
1.Логопедический пункт МАОУ «Белоярская СОШ №1».
2. Название творческого проекта. Логопедический велосипед.
3. Цель. Создание дидактического пособия для занятий с обучающимися.
4. Характеристика проекта. Индивидуальный, долгосрочный, практико-ориентированный.
5. Краткое содержание проекта. Логотренажер, изготовленный в форме велосипеда.
6. Используемые средства, материалы: ткань, искусственная кожа, пуговицы, шнурки, доска.
7. Форма очного представления – макет велосипеда.
8. Практическая значимость проекта. Является дидактическим пособием и может применяться на логопедических занятиях.
Руководители проекта: Довгаль Надежда Владимировна, Четверкина Елена Юрьевна.
Автор проекта Четверкина Дарья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сводная таблица соответствия направлений коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда.
Планирование учителя-логопеда...
Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).
Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...
Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...
Годовой план работы учителя-логопеда
Годовой план работы учителя-логопеда ...
«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад. Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...
Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога как необходимое условие обеспечения результативности работы с детьми с речевыми нарушениями.
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Взаимодополняемость ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс
Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...