Консультация для педагогов на тему: «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста»
консультация
Дети с речевыми нарушениями, как никто другой нуждаются постоянной тренировке и подкреплении действиями умения практически применять полученные знания. Метод проектов предоставляет ребенку возможность в непосредственной деятельности приобрести и закрепить полученные своим трудом знания.
Проектная деятельность на логопедических занятиях способствует более глубокому восприятию материала, активизирует собственные ресурсы в процессе обучения и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста» | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИРШИНСКАЯ НОШ»
Консультация для педагогов на тему:
«Проектная деятельность в работе учителя-логопеда
с детьми младшего школьного возраста»
Учитель-логопед: Петровская Н.В.
2022г.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования нацеливает на формирование у обучающихся общенаучных практико-ориентированных умений и навыков. Этому способствует использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа (проектно-исследовательской деятельности).
Дети с речевыми нарушениями, как никто другой нуждаются постоянной тренировке и подкреплении действиями умения практически применять полученные знания. Метод проектов предоставляет ребенку возможность в непосредственной деятельности приобрести и закрепить полученные своим трудом знания.
Проектная деятельность на логопедических занятиях способствует более глубокому восприятию материала, активизирует собственные ресурсы в процессе обучения и развития. Тематика проектов может быть разнообразной. Например, при формировании фонематических процессов «Город звуков и букв», «Гласные звуки и буквы» «В гостях у буквы А» и др.
При развитии лексико-грамматических категорий подойдет любая лексическая тема («Домашние животные», «Птицы», «Одежда», «Посуда» и др.). При развитии связной речи: «Интересная история», «По сказкам А.С.Пушкина», «Путешествие по любимым сказкам» и др.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Вывод:
Проектно-исследовательская работа способствует повышению мотивации детей, увлекает, позволяет в игровой, непринужденной форме побуждать детей к обучению, ненавязчиво учит учиться. Развивает самостоятельность, творчество, уверенность в себе. У детей складываются интеллектуальные предпосылки для дальнейшего обучения, развивается и совершенствуется речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сводная таблица соответствия направлений коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда.
Планирование учителя-логопеда...
Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).
Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...
Педагогическая коррекция песком - нетрадиционный метод в работе учителя-логопеда.
Данный материал содержит авторские методические разработки по использованию песочной терапии в работе учителя-логопеда....
Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...
Годовой план работы учителя-логопеда
Годовой план работы учителя-логопеда ...
«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад. Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...
Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога как необходимое условие обеспечения результативности работы с детьми с речевыми нарушениями.
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Взаимодополняемость ...