Технологическая карта занятия проектного характера
план-конспект занятия

Симухина Ольга Изосимовна

Занятие по методике преподавания литературного чтения направлено на реализацию методов, приемов, форм организации работы по  определению  отличия народных и литературных сказок,   выявлению и интерпретации фольклорных сюжетов и образов в сказках А.С. Пушкина, развитию  умения анализировать индивидуальный стиль писателя, формированию навыков выразительного чтения и анализа сказок поэта, подготовку проекта занятия по литературному чтению..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия проектного характера

        Преподаватель: Симухина О.И.

МДК 01.03: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Специальность: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Тема: «Сказки А.С. Пушкина в круге детского чтения»

Цель: актуализировать и систематизировать знания студентов о сказках А.С. Пушкина.

Задачи:

определять отличия народных и литературных сказок;

определить ценность сказок А.С. Пушкина для детского чтения;

выявить интерпретацию фольклорных сюжетов и образов в сказках А.С. Пушкина;

определить особенности стихотворной речи в сказках;

развивать умения анализировать индивидуальный стиль писателя;

формировать навыки выразительного чтения и анализа сказок;

совершенствовать коммуникативные навыки, умение организовывать собственную деятельность проектного характера, определять способы контроля и оценки решения профессиональных задач;

воспитывать культуру умственного труда, совершенствовать умение использовать приемы самостоятельной работы, умение взаимодействовать в проектной группе.

Формируемы ПК и ОК:

ПК 1.Определять цели и задачи, планировать уроки на основе проектирования целей, задач разного уровня в аспекте избранного вида образовательного продукта.

ПК 3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.  Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество в условиях деятельности проектных групп.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Используемые технологии: проектная и интерактивная технологии обучения, проблемно-диалогический метод.

Ресурсы: компьютер, проектор, слайдовая презентация к занятию, аудиозапись, сборники сказок А.С. Пушкина, терминологический словарь, составленный студентами самостоятельно, раздаточный материал (фрагмент текста статьи).

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы и методы организации деятельности

Планируемые результаты (ОК, ПК)

Этап целеполагания и мотивации к учебной деятельности

- Мы продолжаем заниматься вопросами анализа художественных произведений, сравнением фольклорных произведений (народных сказок) и литературных произведений (литературных сказок). Напоминаю, что раздел программы по литературному чтению «Литературоведческая пропедевтика» является во многом направлением вашей деятельности по ознакомлению младших школьников с литературоведческими понятиями, позволяющими вам помочь обучающимся более точно и в соответствии с замыслом автора выявлять главную мысль и характеры персонажей, среди которых и герои сказочных произведений А.С. Пушкина. Позаботимся о том, чтобы выглядеть достойно в этой педагогической ситуации. Перед вами тема занятия, запишите ее в тетрадь (дла работы в проектных группах).

- Перечитайте, пожалуйста, эту тему еще раз. Задайте вопросы к ней, на которые вы знаете ответы.

- А теперь сформулируйте тот вопрос, ответ на который мы должны получить на занятии.

- Вы правы, это и будет целью нашего занятия.

   

- Что прежде всего нужно сделать, чтобы правильно ответить на заданные вами вопросы?  При необходимости проводится ранжирование предложений, отклоняются лишние предлагаемые варианты.

- К какому виду сказки относятся произведения А.С.Пушкина?

- Итак, давайте вспомним определение «литературная сказка».

Варианты вопросов (в проектных группах): Что такое «народная сказка»? Что такое «литературная сказка»? и т.д.

Как различить народные сказки и литературные сказки? И др.

Возможный вариант ответа: Для того чтобы правильно сделать найти различие, надо помнить, что речь идет не только об авторстве (сочинение и передача народом из поколения в поколение или авторство писателя), но и об особенностях характеров персонажей (статичность черт персонажей или динамика характера героя в процессе движения сюжета). Кроме этого, литературная сказка всегда записана, ее вид неизменен, а в народной каждый новый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в нее или убрать.

Вариант ответа: Литературная сказка – это авторское произведение с событиями, происходящими в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи.

Фронтальная работа

Беседа

ОК1

ОК2

ОК4

Этап актуализации опорных знаний и пробного учебного действия

- Выделите среди названий сказок каждой группы только сказки А.С. Пушкина. Помните, что сказки поэта  - это литературные произведения (СЛАЙД)

- Вы указали сказки А.С. Пушкина, определите их вид (волшебные, о животных или бытовые/с реальными или вымышленными персонажами).

- Раскройте, пожалуйста, их особенности.

- А вот вид какой сказки определить сложно? Почему? Как не допустить ошибку?

Варианты ответов: «Финист Ясный сокол», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях…», «Аленький цветочек», «Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о царе Салтане…», «Иван-царевич и серый волк», «Лягушка-путешественница»

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Сказка о жабе и розе», «Сказка о золотом петушке…».

На базе имеющихся знаний обучающиеся дают следующие варианты объяснений:

-Это, в большей степени волшебные сказки, так как в них несмотря на наличие персонажей-животных, напри-мер, или реально действующих героев, много фантастических превращений поворотов сюжета.

- «Сказка о попе и его работнике Балде». Есть необычные действия, но герои реальны, социально обозначены (как в бытовой сказке).

Фронтальная работа. Выполнение задания на анализ и клас-сификацию (работа в проектных группах)

ОК 2

ОК 4.

Этап усвоения новых знаний и способов действий

- Систематизировать «разрозненные воспоминания»

об А.С. Пушкине и его сказках нам поможет такой компонент проектной деятельности как алгоритм (СЛАЙД)

- Мы уже работали с алгоритмами, когда речь шла о родах и жанрах литературы. Об алгоритме. Начнем как раз с биографии поэта и его творческого пути  - к сказкам.

   Записывают алгоритм в тетрадь, устно комментируют содержание алгоритма (фрагменты биографии и то, что поясняет творческие подходы поэта к сочинению сказок).

Составление алгоритма как компонента проектной деятельности, определение последовательности действий

ОК 2.  

ОК 4.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Интерпретации литературных произведений  важны как этапы развития общественной мысли, представляют значительный интерес для понимания произведения.

- Вспомните, что такое интерпретация литературного произведения?

- Обратите внимание на определение интерпретации, объясним его позиции (работа в проектных группах). СЛАЙД

- Выполните интерпретацию фольклорных сюжетов и образов в сказках А.С. Пушкина (анализ фрагментов произведений – отмечены  в сборниках заранее)СЛАЙД

- Что ж, с работой вы справились хорошо. Усложним задачу.  Необходимо проанализировать особенности стихотворной речи в сказках.

 

- Для тонко организованного поэтического слуха Пушкина была чрезвычайно важна акустическая составляющая текста. С детства поэт впитывал напевную музыку русской сказки, какой он услышал её от своей няни. Работая над собственными сказками, Пушкин стремился сохранить ритмы народной речи. Пушкин переходил к новым каноническим формам, соединяющим в себе напевность фольклорных первоисточников и лёгкость силлабо-тонического европейского стиха. Поэт не только стремился сохранить оригинальное звучание сказок, но и открывал  в ритмических возможностях фольклора новые способы обработки оригинальных авторских произведений.

- Каков порядок ваших действий при выявлении особенностей стихотворной речи в сказках Пушкина? Обратитесь к составленному нами терминологическому словарю.

- Определите особенности стихотворной речи в «Сказке о царе Салтане…»   (аудиозапись)

- Хочу обратить ваше внимание, что среди лирических песен Русского Севера есть произведение с похожим ритмом и сюжетом со «Сказкой о царе Салтане…»

…Как по морю, как по синю

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь с лебедятками,

Со малыми со дитятками…

В этой песне лебедь убивает «ясён сокол», а птица прикрывает собой детей. Только в фольклорной сказке творится миф о смене дня и ночи, света и тьмы, а Пушкин рассказывает историю о человеческой жестокости.

 - Определите особенности стихотворной речи в «Сказке о рыбаке и рыбке».

- Также можно обратить внимание на то что белый стих, напоминающий лирическое причитание, лежит в основе незавершённой пушкинской «Сказки о медведихе» (аудиозапись):

…Как весенней тёплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила медведиха

Со милыми детушками медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

Села медведиха под белой березою;

Стали медвежата промеж собой играть,

По муравушке валятися,

Боротися, кувыркатися.

Отколь ни возьмись мужик идет,

Он во руках несёт рогатину,

А нож-то у него за поясом.

А мешок-то у него за плечьми.

 -Таким образом, можно сделать вывод о том, что поэт не только стремился сохранить оригинальное звучание сказок, но и открывал в ритмических возможностях фольклора новые способы обработки оригинальных авторских произведений.

Вариант ответа: Интерпретация литературного произведения – это выявление (с опорой на данные анализа текста) и  понимание произведений прошлого и настоящего, в  умелом показе устойчивого (традиционного) и изменчивого (нового, оригинального) в понимании литературного произведения.

Составляют алгоритм

  1. 1.Описание и анализ произведения.
  2. 2. Выявление авторской идеи как с приятие ее, так и явное несогласие с автором.
  3. 3. Образ интерпретируемого произведения, который  складывается под влиянием таких факторов, как историческая ситуация, литературный контекст, личные пристрастия.

4.  Главная тема произведения, где сформулированы так или иначе основные авторские мысли и эмоции, выражено (хотя бы в косвенной форме) отношение ко всему этому.

5. Обращение к тексту как художественному миру произведения.

Выполняется в группах комментированное чтение и анализ с последующей проверкой и обсуждением.

Обучающиеся делают вывод по результатам работы.

Следят по тексту, отмечают.

Возможный вариант ответа: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», во многом перенявшая особенности лубочной сказки «О Бове королевиче», написана четырёхстопным хореем с параллельными рифмами.

С лёгкой руки Пушкина этот стихотворный размер стали использовать другие писатели-сказочники.

Зачитывают текст, отмечают.

Возможные варианты ответа:

 -- Сказка близка по ритмике к былинному стиху. Пушкин оставляет её нерифмованной, но иногда в тексте всё же появляются отдельные рифмы.

- Речь старика, совершающего благородный и справедливый поступок, становится поэтичной, он восходит до уровня певца, сказителя. Рифма «море-просторе» расширяет пространство текста, делает бескрайним мир старика.

- Положивший в основу своих произведений народные сказки, предания, сохранивший в них мысли и чувства народа А.С. Пушкин мастерски изменил их, дополнил новыми образами, сделал более выразительыми – и они получили совершенно новое звучание.

Тренировка в пооперационном примене-нии алгоритма компонента проектной деятельности,

Задания, способствующие «свора-чиванию» алгоритма

Беседа по анализу текста с методом работы для решения проблемы в условиях проектной работы

ОК 2.  

ОК 4.

ОК 6.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

- Работать вы можете парой, объясняя по очереди друг другу особенности индивидуального авторского стиля сказок А.С. Пушкина.  

Анализ фрагмента текста статьи Ю.Лотмана последующей проверкой: «Сказка о царе Салтане...» может быть названа сказкой исполненных желаний. Уже в начальном эпизоде три девицы загадывают заветные желания, которые без промедления исполняются. Счастливый случай (например, в лице батюшки-царя «позадь забора») может реализовать любое человеческое желание. Мечты трех девиц еще не выходят за пределы возможного в обычном мире, но мечты князя Гвидона о чудесной белке, о морских витязях, о царевне Все дело в том, что и князь Гвидон не обычный человек: он богатырь с рождения, к тому же наделен даром говорить с природой и жить среди чудес (что, впрочем, обычно для фольклорного героя). На острове не только исполняются земные желания, но и воплощаются любые фантазии. Поэт среди множества людских желаний (начиная с «доброго ужина» и кончая «быть царицей») выделяет как первейшее - «видеть я б хотел отца», т. е. желание кровных уз. Это самое поэтичное, возвышенное из всех земных желаний, сравнимое лишь с вдохновением. Но ни княжеская шапка или царский венец, ни богатства, ни свобода еще не есть полные условия счастья. Радость звучит в конце сказки, когда царь вдруг, как чудо, получает и жену, и сына, и невестку-диво, а те волшебные чудеса, что видел он по дороге, -остров Буян, белка в хрустальном доме, тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором  были только «присказками» к настоящей сказке счастливой семьи. В эпизоде встречи переживания героев достигают наибольшей силы. Следуя примеру обычной жизни, Пушкин изображает дальнейшее счастье как большой домашний праздник, на котором отцу семейства не грех выпить лишку, а виноватых принято прощать». Поэт ввел в народный сюжет новую героиню, в которой гармонично соединились черты белой лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницу из сказок. Портрет царевны Лебеди производит впечатление сплошного сияния и блеска, плавного движения и журчания слов. Понятие женственности составляли для поэта мягкость, доброта, забота о близком человеке Тогда как мужественность предполагает разумность решений и решительность действий . Двоемирие, характерное для романтических произведений, в сказке о царевне Лебеди реализуется на реалистическом уровне как противопоставление пошлого обыденного мира и мира фантастического, идеального. 

Работают в паре над анализом статьи с последующей проверкой.

Работа в паре, интерактивное взаимодей-ствие: пооче-редное вы-полнение роли учителя и ученика

Самостоятельное выполне-ние с после-дующей вза-имопроверкой

Метод работы для решения проблемы в коллективной работе

ПК 3.

ОК1

ОК 2.  

ОК 4.

ОК 6.

Этап включения в систему знаний и повторения

- Какова роль работы с литературными сказками для литературного образования и развития младших школьников?

-  Для понимания и реализации данной деятельности ы курсе литературного чтения предлагается рассмотрение вариантов проблем в проектных группах.

1.Метод работы А. С. Пушкина над фольклорным материалом, уделив особое внимание вопросу взаимодействия фольклорного и литературного начал в творчестве А. С. Пушкина.

2.Определение роли сказок А.С. Пушкина в нравственно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста.

3.Изучение особенностей восприятия произведений поэта детьми младшего школьного возраста;

4.Наиболее эффективные приемы работы с младшими школьниками при изучении фольклорных традиций в сказках А. С. Пушкина;

- Из пар образуйте, пожалуйста, четверки. Обменяйтесь получившимися текстами. Проверьте работы, при необходимости скорректируйте текст. Затем в четверках обсудите работу, оцените качество выполнения.

Возможные варианты ответа:

-Система работы с литературными сказками, в том числе сказками А.С. Пушкина и ее фольклорными источниками, будет способствовать формированию у младших школьников устойчивых знаний об изучаемой жанровой системе, пониманию структурных законо-мерностей сказочных сюжетов,  созданию предпосылок для развития эмоциональной культу-ры и творческого начала.

 - Помочь младшим школьникам осознать нравственную силу и художественную красоту произведений поэта, их близость к народным сказкам – вот главные задачи, стоящие перед учителем начальных классов.

Работа в парах. проектных группах

Интерактивный прием «Два – четыре – вместе»

ПК 3.

ОК1

ОК 2.  

ОК 4.

ОК 6.

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

- Сейчас пришло время вам  самим оценить, как усвоили материал. Выполняем тест (раздаточный материал)

1. Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
А. Не садись не в свои сани.
Б. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
В. Рыбак рыбака видит издалека.
Г. Любишь брать - люби и отдать.

2. Где князь Гвидон из сказки Пушкина провёл своё детство и отрочество?
А. В царстве славного Салтана.
Б. На острове Буяне.
В. В море-океане.
Г. У лукоморья.

 3. Что делает пушкинский «кот учёный», когда идёт направо?
А. Песнь заводит.
Б. С лешим бродит.
В. Сказку говорит.
Г. На ветвях сидит.
 4. Какая из предложенных пар пушкинских сказочных героев НЕ из одной сказки?
А. Царь Дадон и шамаханская царица.
Б. Царь Салтан и тридцать три богатыря.
В. Королевич Елисей и мертвая царевна.
Г. Князь Гвидон и злая мачеха.
 5. Кем доводятся друг другу сказочные герои А.С. Пушкина Гвидон и Дадон?
А. Отцом и сыном.
Б. Дедом и внуком.
В. Братьями.
Г. Никем.
6. Куда вкладывала свой капитал разбогатевшая жена главного героя «Сказки о рыбаке и рыбке»?
А. Жемчуг.
Б. Картины.
В. Акции.
Г. Заводы.

 7. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?
А. За лень.
Б. За враньё.
В. За жадность.
Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.

8. За сколько человек работал Балда в сказке Пушкина?
А. За двоих.
Б. За троих.
В. За четверых.
Г. За семерых.
9 Какая из предложенных пар пушкинских сказочных героев из одной сказки?
А. Царевна Лебедь и семь богатырей.
Б. Князь Гвидон и злая мачеха.
В. Попадья и золотая рыбка.
Г. Царь Дадон и шамаханская царица.

10. Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака?
А. За браконьерство.
Б. За трусость и безволие.
В. За загрязнение окружающей среды.
Г. За невнимание к жене.

11. Какая пушкинская сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек / Добрым молодцам урок»?
А. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Б. «Сказка о царе Салтане».
В. «Сказка о золотом петушке».
Г. «Руслан и Людмила».

12. Какими словами можно охарактеризовать Елисея из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?

А. равнодушный

Б. трусливый

В. бесстрашный

Г. мужественный

13. Выразительность чтения – это:

 А. Способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

 Б. Врожденная способность человека читать художественное произведение.

 В. Навык актерского исполнения литературного произведения.

 Г. Отражение в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему.

14. Понятие, не имеющее отношение к фольклору.

А. Устное народное творчество.

Б. Литературная сказка.

В, Присказка.

Г. Сказ.

15. Что не является методом чтения и анализа сказок А.С. Пушкина.

А. Инсценирование сказок.

Б. Объяснение значений слов и выражений.

В. Творческий пересказ (изменения лица рассказчика).

Г. Игра.

 Проверка по образцу. (СЛАЙД)

- Проверим и оценим себя сами

Критерии: 0-1 ошибка – 5;

               2-3 ошибки – 4;

               4-5 ошибки – 3.

1.А. Не садись не в свои сани.

2. В. В море-океане.

3. А. Песнь заводит.

4. Г. Князь Гвидон и злая мачеха.

5. Г. Никем.

6. А. Жемчуг.

7. В. За жадность.

8. Г. За семерых.

9. Г. Царь Дадон и шамаханская царица.

10 Б. За трусость и безволие.

11. В. «Сказка о золотом петушке».

12. В. бесстрашный

13. Г. Отражение в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему.

14. Б. Литературная сказка.

15. Г. Игра.

Самооценка по предложе-нным критериям

ПК 3.

ОК 2.  

ОК 4.

Задание для выполнения работы  дома

- Что же, кто справился на 4 и 5-  молодцы, у остальных будет шанс откорректировать свои знания по теме и усовершенствовать умения, выполняя домашнее задание:

- Подготовить фрагмент урока литературного чтения по сказкам А.С. Пушкина: фрагмент – этап «до чтения» (УМК, класс, сказка – по выбору)        

Записывают задание

ПК 1

 ПК 3

ОК 2

ОК 4.

Подведение итогов

Рефлексия учебной деятельности на

- Назовите мне особенности фольклорных сюжетов и образов в сказках А.С. Пушкина, стихотворной речи в сказках, индивидуального стиля писателя.

- Раскрыть, как формировать навыки выразительного чтения и анализа сказок.

 - Оцените собственную работу по плану (дан на СЛАЙДе):

1. Что нужно было сделать на занятии? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат?

3. Выполнил задания полностью верно или с ошибкой?

4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?

5. Какие действия надо совершить, чтобы в дальнейшем избежать ошибок в работе со сказками А.С. Пушкина?

Фронтальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО...

технологическая карта занятия

пример занятия по актёрскому мастерству...

технологические карты занятий

технологические карты  занятий...

Технологическая карта занятия по ФГОС по теме "Радиоактивность. Радиопротекторные свойства пищи"

Технологическая карта урока Название   предмета физика  Курс второй   Урок № 146   Дата 27.04.2015Тема   РадиоактивностьАвтор УМК Мякишев Г. Я., Бухов...

Технологическая карта занятия по ФГОС "Первый закон термодинамики"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1Технологическая карта урока Организационная информацияТема урокаПервый закон термодинамикиПредметФизикаКласс10Автор учебникаГ.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. СотскийМетодическая...

Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...