Технологическая карта занятия по ФГОС "Первый закон термодинамики"
план-конспект занятия по теме

Сахарова Ирина Васильевна

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Технологическая карта урока

 

Организационная информация

Тема урока

Первый закон термодинамики

Предмет

Физика

Класс

10

Автор учебника

Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Методическая информация

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель

Расширение понятийной базы за счёт введения понятия первого закона термодинамики, формирования умения «видеть» движение энергии к системе или от неё, применять первый закон термодинамики к решению задач.

Формируемые УУД:

Личностные

 

 

Регулятивные

 

 

 

 

 

 

Познавательные

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

 

Независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.

 

Ø Определять цель учебной деятельности;

Ø Самостоятельно формулировать учебную проблему;

Ø Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели;

Ø Работая по плану решения проблемы, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

 

Ø Совокупность умений по использованию физических знаний для решения физических задач;

Ø Совокупность умений по использованию доказательной физической речи;

Ø Совокупность умений по работе с информацией.

 

Ø Организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем;

Ø Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

Ø Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

 

Задачи

урока

Образовательная:

1. Продолжить формирование метапредметных умений и навыков:

- умение планировать свою деятельность при решении проблемы;

- умение контролировать свою деятельность при решении задач;

- умение рассуждать, обобщать, делать выводы;

- умение выполнять задания вычислительного и аналитического характера на всех этапах урока.

2. Продолжить формирование предметных умений и навыков:

- умение работать на ноутбуке с интерактивным тренажёром;

- умение проводить решения, пользуясь теоретическими сведениями.

Развивающая:

1.Продолжить развитие умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать изученные факты, выбирать рациональный способ решения.

2. Продолжать развитие логического мышления.

3. Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Воспитательная:

1.Воспитание воли, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности.

2.Формировать самооценку знаний, критическое отношение к себе, творческую активность, аккуратность, дисциплину, внимание.

 

Оборудование

Ноутбук учителя, ноутбуки ученические, проектор, интерактивная доска, система опросов VS  Vote,  документ-камера.

Ресурсы

Ø Презентация «Первый закон термодинамики»;

Ø  Презентация - тест   «Внутренняя энергия, количество теплоты, работа газа»;

Ø  Компьютерный тренажёр «Применение первого закона термодинамики к решению задач»

Ø  Интерактивный плакат “Молекулярная физика».

 

Конспект урока

 

Организационный этап

 

 

Мотивация

Здравствуйте ребята.

Я рада приветствовать вас на уроке физики.

Я хочу пожелать вам удачи, я верю в вас, у вас всё получится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Знакомы ли вам устройства, представленные на слайде?

 

- Какое устройство получило название вечный двигатель?

 

- Вы, наверное, слышали о том, что невозможно создать вечный двигатель?

 

- А почему, как вы считаете?   Можете ли вы аргументировано ответить на этот вопрос?

 

 

Именно на этот вопрос мы должны ответить на сегодняшнем уроке. А чтобы найти выход из сложившейся ситуации я предлагаю размышлять.

 

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

Рассмотрите внимательно схему, представленную на доске. Используя данную схему, давайте обсудим, каковы будут наши действия для решения сложившейся ситуации.

 

 

Обсудите в парах и выделите из всего многообразия понятий только те ключевые понятия, которые характеризуют энергетическое состояние системы и заполните схему.

 

 

Заполните рабочие карты урока, имеющиеся на вашем столе.

 

Для того чтобы вспомнить, что мы знаем из ранее изученного об этих понятиях, я предлагаю вам выполнить тест.

 

Тест по теме: «Внутренняя энергия, количество теплоты, работа системы» с использование системы опроса.

 

Для ответов на вопросы теста воспользуйтесь пультами дистанционного управления. После прохождения теста система выставит вам оценку.

 

Выявление места и причины затруднения

- Как связаны между собой внутренняя энергия, количество теплоты и работа?

 

 

Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какова цель сегодняшнего урока?

 

Учащиеся формулируют цель урока:

Установить связь внутренней энергии, работы газа  и количества теплоты.

 

Закон, устанавливающий связь между этими понятиями, получил название 1 закон термодинамики.

 

- Как будет звучать тема урока?

 

Учащиеся формулируют тему урока:

«Первый закон термодинамики»

 

- Давайте подумаем, какими известными нам способами можно установить связь между ключевыми понятиями темы?

Эксперимент.

 

- Рассмотрим анимации экспериментов, когда совершается работа над системой и самой системой.

Реализация построенного проекта и решение исходной задачи

 

I закон термодинамики  рассматривает изменение внутренней энергии одновременно как за счёт совершения работы, так за счёт теплопередачи.

 

- За счёт чего меняется внутренняя энергия системы?

 

- Куда расходуется количество теплоты, переданное системе?

 

- Сформулируйте I закон термодинамики для двух случаев.

Учащиеся формулируют закон.

 

Изменение внутренней энергии системы при переходе её из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты переданного системе: .

Часто вместо работы  внешних тел над системой рассматривают работу  системы над внешними телами, учитывая что , первый закон термодинамики можно записать так:

.

Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение её внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами.

 

Заполните рабочие карты.

 

При использовании I закон термодинамики очень важно обратить внимание на движение энергии к системе или от неё.

 

∆U = U2 – U1 =  ± А  ± Q

 

 

 

 

 

Знаки «+» относятся к случаям, когда система приобретает энергию из вне.

Знаки «-» относятся к случаям, когда  энергия поступает от системы к окружающим телам.

                                               

 

 

 

 

Заполните рабочие карты.

- Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока:  Почему невозможно создать вечный двигатель?

 

- Запишите формулу I закона термодинамики  для случая, когда система совершает работы над внешними телами.   

 

 

- За счёт чего система может совершать работу?

Получения теплоты из вне и за счёт своей внутренней энергии

 

Но мы ведь говорим о вечном двигателе 

 

- Может ли это устройство получать энергию из вне?

 

- Для вечного двигателя Q = 0.  Так за счёт чего двигатель будет совершать работу?

За убыли своей внутренней энергии.   

 

- А что произойдёт, когда энергия двигателя будет исчерпана?

Двигатель остановится. 

 

Из первого закона термодинамики вытекает невозможность создания вечного двигателя.

 

Заполните рабочие карты.

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи

Сейчас вы продолжите работу в парах и попробуете записать I закон термодинамики для 3 состояний системы, учитывая знаки.

 

 

Работаете в рабочих картах урока.

I группа  (1 ряд)

 

II группа (2 ряд)

 

III группа (3 ряд)

 

Обсудите полученные результаты в группах.

Представьте результаты работы на интерактивной доске и объясните их.

У доски каждый представитель от группы проговаривает вслух результат группы и объясняет его.

Включение в систему знаний и повторение

Применим I закон термодинамики к решению задач.

Работа осуществляется в парах. А потом совместно выбираем правильный ответ и его анализируем.

Работаем в рабочих картах урока.

 

1. Газ в сосуде сжали, совершив работу  25 Дж.  Внутренняя энергия газа при этом увеличилась на  30 Дж. Следовательно

газ получил извне количество теплоты, равное  5 Дж

газ получил извне количество теплоты, равное  55 Дж

газ отдал окружающей среде количество теплоты, равное 

5 Дж

газ отдал окружающей среде количество теплоты, равное  55 Дж

 

2. В тепловом двигателе газ получил 300 Дж тепла и совершил работу 36 Дж. Как изменилась внутренняя энергия газа?

уменьшилась на 264 Дж

уменьшилась на 336 Дж

увеличилась на 264 Дж

увеличилась на 336 Дж

 

3. Чему равно изменение внутренней энергии газа, если ему передано количество теплоты 300 Дж и внешние силы совершили работу 500 Дж?

 

-200Дж

 200 Дж

 800Дж

-800Дж

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Сейчас вы будите работать на ноутбуках с интерактивным тренажёром и попробуете самостоятельно применить I закон термодинамики к решению задач и сделаете самопроверку.  Программа выставит вам оценку.

 В журнал оценка заносится по желанию ученика.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

П.80

Доп. задание: Найти информацию  о конструкциях вечных двигателей.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Я благодарю каждого из вас за плодотворную работу.

 

Для меня этот  урок  очень  значимый.     А каким сегодняшний урок был для вас?

У вас на столах имеются карточки с буквами.  Я попрошу вас в карточке письменно  ответить на этот вопрос,  используя  прилагательные,  начинающиеся на букву, указанную в карточке.

 

На карточках буквы из слова «Термодинамика».

Собираю карточки по - порядку и с помощью документ - камеры вывожу на экран, а учащиеся воспроизводят ответы на поставленный вопрос.

 

Спасибо за работу!!!

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon saharova_iv_tehnologicheskaya_karta.doc170.5 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx256.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название   предмета физика  Курс второй   Урок № 146    

Дата 27.04.2015

Тема   Радиоактивность

Автор УМК Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н.. 11 класс

ЦЕЛЬ: Изучение явления радиоактивности и его действие на организм человека.

Задачи:

Образовательные – рассмотреть понятия радиоактивность, процесс радиоактивности, рассмотреть особенности полураспада радиоактивности, изучить воздействие радиоактивности на организм человека.

Развивающие - формировать у обучающихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развивать познавательные интересы и способности обучающихся при выявлении сути процессов.

Воспитательные - воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, воспитывать валеологическую культуру осознанного отношения к здоровью и жизни.

Место урока в системе уроков данного раздела: 7 урок в теме «Физика атома и атомного ядра»

Тип урока: усвоения новых знаний (И.Ф. Харламов).

Основные термины и понятия: Радиоактивность, виды радиоактивного распада, радиопротекторные свойства пищи

Межпредметные связи: Общеобразовательный цикл (химия, информатика и ИКТ, биология, математика); общепрофессиональный цикл (ОП.01- Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве; ОП.02- Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров; ОП.05- Безопасность жизнедеятельности); Профессиональный цикл: все профессиональные модули (ПМ.01-ПМ.09) по профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Наглядность: занятие сопровождается показом презентации «Явление радиоактивности» (презентация), в которую помещены видеофрагменты, иллюстрации, схемы; информационные карты для обучающихся (карты); таблица Менделеева для каждого обучающегося (табл Менделеева), также в электронном виде (табл. Менделеева электр); облако слов «Радиоактивность» (создано на сайте Worditout с использование технологии Web 2.0); инфографика «Атомная физика» (создана в сервисе Piktochart, находится по ссылке https://magic.piktochart.com/output/6045023-untitled-infographic), пазл «Радиация и пища» (расположен по адресу http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=1253cb1675fd ); карточки для составления меню (холодные блюда, вторые блюда, первые блюда, напитки, блюда для завтрака), портреты ученых.

Оборудование: ноутбуки с выходом в Интернет, телевизор, коробки с монетами для моделирования процесса распада, магнитная доска.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Ведущая педагогическая технология- технология проблемного обучения (И.Я. Лернер)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, дискуссия

Девиз урока: «Блажен, кто явственно узрел хотя бы скорлупу природы». И. Гёте

Продолжит.

(мин)

Методы (методич. приемы)

ФОУД,

задачи этапа

Содержание

Деятельность

преподавателя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап

1 мин

Устное сообщение преподавателя

Фронтальная

Обеспечить мотивационную готовность обучающихся к активной познавательной деятельности на уроке

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова:

«Блажен, кто явственно узрел

Хотя бы скорлупу природы». (слайд 1)

Всего две строчки из стихотворения Гёте, а какой глубокий в них смысл!

Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их не охотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на путь к познанию мира. Вот и вам сегодня предлагается приоткрыть занавес тайны…радиоактивности. Тема нашего урока сегодня «Радиоактивность». (слайд 2) Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Я буду выписывать в столбик ваши слова-ассоциации. И одновременно мы определим лучшего знатока атомной физики в группе, им станет тот, кто последним верно назовет ассоциацию.

-Больше хорошего или плохого в наших ассоциациях? Как защититься?

-Изучение явления радиоактивности и действие на организм человека будут целью нашей совместной работы сегодня.

 А теперь сформулируем задачи, которые служат этапами нашей работы.

  1. Рассмотреть понятие радиоактивность.
  2. Рассмотреть важные шаги в истории изучения радиоактивности
  3. Рассмотреть виды излучений
  4. Творческая лабораторная работа. Получение закона распада.
  5. Биологическое воздействие на человека.
  6. Изучить радиопротекторные свойства пищи.
  7. Составить меню

Приветствует обучающихся.

Предлагает заполнить совместно ассоциативный ряд на доске.

Помогает сделать вывод-все слова нам известны, дополним в конце урока новыми словами.

 Задает вопросы.

Формулирует цель и задачи урока.

Приветствуют преподавателя,

Обучающиеся называют слова-ассоциации.

Делают вывод, что слова знакомы.

Отвечают.

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока (ОК2)

2. Актуализация знаний

Активизация знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации обучающихся

3 мин

Метод иллюстраций

Индивидуальн

(самооценка)

Активизация знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации обучающихся

Сдайд 4,5 - Сейчас предлагаю вам очень простое задание-вспоминалку: на экране представлены видеоанимации [10], сформулируйте определения к ним, наиболее короткой фразой. Ваши ответы запишите на информационных листах.

Давайте сравним верные ответы с вашими.

Слайд 6 Составьте кластер, отражающий состав атома.[7]

Показывает анимации, организует одновременное окончание работы.

(Ответы обучающихся: планетарная модель атома Резерфорда, модель атома водорода по Бору)

Предлагает составить кластер.

Смотрят видео и формулируют определения, записывают в листах.

Производят самооценку, маркируя на полях +/-

Представляют изученный материал в виде кластера.(ОК3)

3. Изучение нового материала

а) Знакомство с термином «радиоактивность».

2 мин

Объяснение, эксперимент, устное сообщение преподавателя Методы иллюстрации и демонстрации.

Работа в парах, индивидуальная.

Рассмотреть понятие «радиоактивность».

Слайд 7

Вы уже многое знаете об атомах и их строении. Давайте вместе попробуем дать определение радиоактивности 

Задание:. На экране представлено облако слов [10], составьте из них определение. Обсудите правильность с напарником.

Слайд 8

Радиоактивность (от лат. radius «луч» и āctīvus «действенный») ― явление самопроизвольного превращения одних ядер в другие, сопровождающееся испусканием частиц. [1]

Запишите определение в листах

Показывает облако слов.

Задает наводящие вопросы.

Предлагает воспроизвести составленное определение некоторым ученикам.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, Составляют определение и обсуждают его в парах, записывают, проговаривают определение.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

(ОК3, ОК4)

б) История открытия радиоактивности

5 мин

Устное сообщение преподавателя Метод иллюстрации,демонстрации инфографика

Фронтальная.

Изучить историю открытия радиоактивности

Слайд 9 -Как было открыто явление радиоактивности? [14, 6, 9] Открытие рентгеновских лучей произошло 8 ноября 1895 г. Сообщение об открытии датировано 28 декабря. Более полутора месяцев ученый тщательно исследовал неведомые лучи. Ему удалось установить, что они возникают там, где стенки трубки сильно флюоресцируют под ударами катодных лучей. В понедельник 20 января 1896 г. Анри Пуанкаре на заседании Парижской Академии рассказал об открытии новых лучей, демонстрировал рентгеновские снимки и высказал предположение, что рентгеновское излучение связано с флюоресценцией. Среди участников заседания был Анри Беккерель, отец и дед которого — оба физики — в свое время занимались флюоресценцией и фосфоресценцией. Беккерель решил проверить гипотезу. Еще в феврале 1896 г. А. Беккерель демонстрировал действие флюоресцирующего сернистого цинка на фотопластинку, завернутую в черную бумагу. Повторные опыты Беккереля дали аналогичный результат, и 24 февраля 1896 г. он доложил академии о результатах опытов. В декабре 1903 г. Шведская королевская академия наук присудила Нобелевскую премию по физике Беккерелю и супругам Кюри. Мари и Пьер Кюри получили половину награды «в знак признания... их совместных исследований явлений радиации, открытых профессором Анри Беккерелем».

-Ответьте на вопрос:

- В каком случае вещество, атом что-то испускает?

(Если он распадается.)

Используя инфографику «Атомная физика» рассказываю об открытии радиоактивности

Задает вопрос

Воспринимают информацию (ОК2)

Отвечают на вопрос

(ОК 2)

в) Виды излучений

3 мин

Методы иллюстраций и демонстраций (анимации процессов альфа- и бета-распадов)

Работа в парах, индивидуальная.

Сформировать представление о типах радиоактивного распада

Слайд 10 -Давайте рассмотрим, какие частицы испускаются при активном распаде? 

Слайд11Альфа-распад ― самопроизвольное превращение радиоактивного ядра в новое ядро, сопровождающееся излучением α-частицы. [5, 12]

 Слайд12Бета- распад ― превращение радиоактивного ядра в новое ядро, сопровождающееся испусканием электрона [5, 12]

Альфа-частицы ― ядра атома гелия. Бета-частица - электрон

Рассмотрим примеры: [3]

Картинки по запросу альфа распадhttp://demkin-nik.narod.ru/urok/jadro.files/image044.jpg

Гамма-излучение ― электромагнитное излучение (поток фотонов), возникающее при переходе ядра из возбуждённого состояния в менее возбуждённое. [5, 12]

Слайд13,14,15 Правила смещения [4, 5]

При α-распаде элемент смещается на две клетки к началу таблицы Менделеева.

Слайд16,17При β-распаде, если происходит излучение позитрона, элемент смещается на одну клетку к началу таблицы Менделеева.

При гамма распаде выделяется огромное количество энергии излучения высокой частоты [14]

Слайд19 Заполните таблицу.

Слайд20Обменяйтесь листами, выполните проверку, сверяясь с презентацией. Поставьте отметку на полях.

Объясняет новый материал, используя презентацию, как основу

Просматривают видеофрагменты и заполняют таблицу.(ОК3) 

г) Закрепление знаний обучающихся по теме урока

4 мин

Упражнения, самостоятельная работа, самоконтроль

Индивидуальная, работа в парах

Закрепить знания

Слайд21Задание: На основе полученной схемы и правил смещения по аналогии составьте продукты следующих реакций: [3]

        

Ребята, те кто уже справился с заданием, решите дополнительно:

1) В ядро какого элемента превращается ядро изотопа тория  234 90 Th, если оно претерпевает три последовательных α- распада?

 ( 222 84 Po).    

2). В ядро какого элемента превращается ядро изотопа урана   23892U после одного α- распада и двух β- распадов? (  235 92U ).  

Слайд22Проверьте самостоятельно правильность выполнения, поставьте оценку на полях.

Организует работу в парах, контролирует выполнение задания, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты выполнения учащимися задания

Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию, выполняют задания, в парах проверяют. Оценивают напарников.

(ОК3, ОК6)

д) Выполнение обучающимися творческой работы

8 мин

Фронтальная работа, в парах за компьютерами.

Творческая лабораторная работа. Получение закона распада. [11]

Слайд23-Активность радиоактивного вещества определяется числом распадов радиоактивных ядер в единицу времени.

Задание: Чтобы вникнуть в глубь данного понятия и сформулировать его определение, обратимся к модели, как способу познания связи между течением времени и количеством распавшихся ядер.

-У вас на столах есть коробки. Какой знак изображен на них? (Радиоактивно) Что он означает? (опасно, 7 класс опасности из 9) Почему три лепестка? (три вида излучения)

-Международный знак радиации впервые появился в 1946 году в радиационной лаборатории университета Калифорнии в Беркли. В то время знак был пурпурным на синем фонеПервый знак радиоактивности (1946). Современная версия — чёрный знак на жёлтом фоне. Лепестки отстоят друг от друга на 60°.

Сам символ, который стал графическим изображением радиации, изображает атом и три вида его излучения — Бета, Альфа и Гамма. [17]

 В коробке  40 монет, лежащие «орлом» вверх. Мы их представим атомами гипотетического радиоактивного «орлия». Задание

  1. Потрясите коробки (это условно соответствует прохождению периода полураспада – какому-то промежутку времени).
  2. Откройте и посчитайте, сколько монет перевернулось решкой, превратилось в новый элемент «решетий».
  3. Отложите их в сторону и запишите в таблицу, сколько «орлиев» осталось в коробке.

Повторите все действия еще 3 раза.

Работа с Microsoft Office Excel за компьютерами

Слайд23-Внесите ваши данные в таблицу Ms Excel. Какую математическую закономерность вы наблюдаете? (погрешностью можно пренебречь)

-Каждый раз количество перевернутых (распавшихся) монет уменьшается приблизительно в 2 раза.

Как будет звучать определение периода полураспада элемента?

Слайд24T1/2 - Это промежуток времени, за который число атомов исходного изотопа распадается на половину.[1]

Слайд25-Постройте пузырьковую диаграмму, добавьте линию тренда. Зачем вы построите линию тренда? (Покажет нам зависимость без учета погрешности)

 Слайд26-Сравним полученный график с графиком для изотопа радона  аналогичен.

Слайд27Формула закона распада имеет вид:

Вывод: Кривая, полученная вами при моделировании процесса радиоактивного распада, применима к любым изотопам. Единственное различие заключается в разных периодах полураспада разных изотопов (от нескольких секунд до нескольких тысяч лет).

Инструктирует по работе, формулирует задание, комментирует его.

Задает вопросы

Организует работу в парах за контролирует выполнение задания, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты выполнения учащимися задания.

Задает вопросы

Помогает сделать правильные выводы.

Воспринимают информацию

Отвечают

Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию, выполняют задания в парах за компьютерами, обобщают и систематизируют полученную информацию, стороят диаграмму и линию тренда, сравнивают с эталоном (ОК2, ОК3 ОК5 ОК6)

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.(ОК3)

Динамическая пауза

1 мин

Фронтальная работа

Повысить и удержать умственную работоспособность, снять напряжение

Гимнастика для глаз

Слайд28Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.

Организует гимнастику

Выполняют упражнения

Развивают моторику мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развивают  двигательную сноровку, соразмерность движений (ОК2)

  1. Воздействие радиоактивности на организм человека.

6 мин

Беседа

Фронтальная, индивидуальная

Определить биологическое воздействие радиации на человека.

Слайд29  [8]

-Рассмотрите рисунок. На какие органы радиация оказывает наибольшее воздействие? Каким образом?

Большая часть энергии расходуется на возбуждение и расщепление молекул ткани. В других случаях при ограниченном воздействии облучения и недостаточном вовлечении общих патогенетических механизмов заболевание проявляется как бы в форме местного поражения той или иной области или органа.

Задает вопросы, помогает сформулировать выводы.

Анализируют рисунок, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, выделяют основные признаки для сравнения, формулируют выводы.

(ОК2,ОК3)

  1.  Знакомство с радиопротекторными свойствами пищи, составление меню

9 мин

Объяснение,  методы визуализация процесса (составление пазла), фронтальная и индивидуальная формы работы, работа в парах, работа с текстом (прием INSERT).

Работа в группах

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание информации о биологическом действии радиоактивных излучений

Изучить радиопротекторные свойства пищи

Составить меню на день

Слайд30

- Предлагаю вам собрать пазл [16], ссылка у вас на рабочем столе.

Слайд31

-У вас получился рисунок. Какой вопрос я вам задам, как будущим поварам?

-Верно. Давайте попробуем максимально использовать радиопротекторные свойства пищи, и составим меню на 1 день.

Слайд32 Если произошло облучение, то ликвидировать все его последствия невозможно, так как изменения в живом организме под действием ионизирующей радиации необратимы. Можно лишь несколько уменьшить их отрицательный эффект с помощью радиопротекторов [18].

Слайд33 Радиопротекторный  ( лат.  prōtēctor  «прикрывать;  защищать»  и radius «луч»)- защищающий от излучения.

-Как питаться, чтобы максимально защитить организм?

Радиопротекторы – это вещества, уменьшающие чувствительность организма к радиации. Они создают недостаток кислорода в клетках, в результате чего клетки не так активно делятся, количество повреждений от радиации уменьшается. Радиопротекторами являются витамины, пептины, каротин, янтарная кислота. [19]

Задание: Внимательно прочтите текст «Способы снижения радиоактивности». Слайд34 Промаркируйте на полях знаками   «?», «+», «!» Попытайтесь раскрыть вопросы, если они у вас появились, в парах, затем в группах.

Задание: Из предложенных блюд составьте  меню  день, используя карточки. Объясните, почему сделан такой выбор. Работаем в группах: 1-завтрак; 2-полдник; 3-обед; 4-ужин.

-Подведем итог: соберем ваши карты в одину на доске.

Анализирует рисунок, задает вопросы

Инструктирует по работе текстом, формулирует задание, комментирует его

Инструктирует по работе, формулирует задание, комментирует его

Собирают пазл, отвечают на вопросы преподавателя.

(ОК2, ОК5)

Овладевают разными способами переработки информации: чтение адаптированного текста, маркируют его на полях, обсуждают вопросы в парах, затем в группах.

Работают в группах.

(ОК1, ОК4, ОК6)

  1. Подведение итогов

2 мин

Беседа.

Индивидуальная, фронтальная. Проанализировать успешность усвоения нового материала и деятельности,

Передать достоверную информацию о результатах достижения целей урока.

Почему, невзирая на все последствия, человечество продолжает активно  использовать радиоактивность?

Потому что значение велико для человека, а последствий можно избежать при правильном подходе, использовании и образе жизни. Какими словами дополним наш список на доске? - Проверив ваши работы в листах, оценю. Предлагаю вам проанализировать свою работу на сегодняшнем уроке, сам урок, ваше впечатление о уроке.

Слайд35 Перед вами тарелка и разделочная доска для овощей и фруктов. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой фрукт на тарелку, а те, кто не уверен в этом, оставляют на разделочной доске.

Анализирует работу обучающихся на уроке

Проводят анализ работы, высказывают свое мнение, обозначают свое мнение стикерами.

(ОК2, ОК3)

  1. Домашнее задание

1 мин

Устное сообщение преподавателя 

Фронтальная.

Реализовать необходимые условия для успешного выполнения домашнего задания

Слайд36

Составить меню на неделю, используя информационную карту.

Инструктирует по работе, формулирует задание, комментирует его

Воспринимают информацию, задают вопросы по выполнению, фиксируют задание

(ОК3, ОК4)


Список литературы

  1. Учебник "Физика. 11 класс". Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. М.: «Просвещение» 2012. - 399 с.
  2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс: базовый и профильный уровни. Учебник. — 19-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — стр. 397-398
  3. Парфентьева Н. А. Сборник задач по физике. 10-11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни (Классический курс) М.: «Просвещение» 2010.- стр.110-111
  4. Марон Е. А., Марон А. Е.Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. 11 класс. Книга для учителя. Издательство: Просвещение 2008 г._стр.141-142
  5. Иллюстрированный Атлас по физике. 11 класс.  Касьянов В.А. «Просвещение» 2011-стр.141-143
  6. Пьер и Мария Кюри у истоков открытия радиоактивности //Квант. — 1998. — № 3. — С. 16-17.
  7. А так ли хорошо знакомы вам частицы и ядра? // Квант. — 2012. — № 5-6. — С. 48-49
  8. Мякишев Г.Я. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2012. — С. 351-353.
  9. Радиоактивность атомных ядер: история, результаты, новейшие достижения. Соровский образовательный журнал. №11, 1999. Стр.76-77
  10. Облако слов создано на сайте Worditout с использование технологииWeb 2.0 и расположено по адресу http://worditout.com/word-cloud/make-a-new-one
  11. Компьютерный лабораторный практикум по физике: уч.-метод. пособие / Сук А.Ф., Синельник И.В., Синельник А.В. – Харьков: Изд-во «Точка», 2011. Стр.6
  12. Физика. 11 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского (DVD)
  13. Виды излучений – YouTube http://www.youtube.com/watch?v=a4gj3f21yYw
  14. Проникающая способность излучения – YouTube http://www.youtube.com/watch?v=yOB55dja0sw 
  15. Инфографика «Атомная физика» https://magic.piktochart.com/output/6045023-untitled-infographic  
  16. Пазл «Радиопротекторные свойства пищи» http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=1253cb1675fd 
  17. Символы опасности https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
  18. Радиопротекторы https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B&redirect=no 
  19.  Радиопротекторные свойства пищи http://lekarstvennierastenia.ru/pitanie-lic-prozhivayushhix-v-mestax-s-povyshennym-radioaktivnym-fonom-chast-3.html 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Организационная информация

Тема урока

Первый закон термодинамики

Предмет

Физика

Класс

10

Автор учебника

Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Методическая информация

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель

Расширение понятийной базы за счёт введения понятия первого закона термодинамики, формирования умения «видеть» движение энергии к системе или от неё, применять первый закон термодинамики к решению задач.

Формируемые УУД:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.

  • Определять цель учебной деятельности;
  • Самостоятельно формулировать учебную проблему;
  • Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели;
  • Работая по плану решения проблемы, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • Совокупность умений по использованию физических знаний для решения физических задач;
  • Совокупность умений по использованию доказательной физической речи;
  • Совокупность умений по работе с информацией.

  • Организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем;
  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Задачи

урока

Образовательная:

1. Продолжить формирование метапредметных умений и навыков:

- умение планировать свою деятельность при решении проблемы;

- умение контролировать свою деятельность при решении задач;

- умение рассуждать, обобщать, делать выводы;

- умение выполнять задания вычислительного и аналитического характера на всех этапах урока.

2. Продолжить формирование предметных умений и навыков:

- умение работать на ноутбуке с интерактивным тренажёром;

- умение проводить решения, пользуясь теоретическими сведениями.

Развивающая:

1.Продолжить развитие умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать изученные факты, выбирать рациональный способ решения.

2. Продолжать развитие логического мышления.

3. Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Воспитательная:

1.Воспитание воли, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности.

2.Формировать самооценку знаний, критическое отношение к себе, творческую активность, аккуратность, дисциплину, внимание.

Оборудование

Ноутбук учителя, ноутбуки ученические, проектор, интерактивная доска, система опросов VS  Vote,  документ-камера.

Ресурсы

  • Презентация «Первый закон термодинамики»;
  •  Презентация - тест   «Внутренняя энергия, количество теплоты, работа газа»;
  •  Компьютерный тренажёр «Применение первого закона термодинамики к решению задач»
  •  Интерактивный плакат “Молекулярная физика».

Конспект урока

Организационный этап

Мотивация

Здравствуйте ребята.

Я рада приветствовать вас на уроке физики.

Я хочу пожелать вам удачи, я верю в вас, у вас всё получится.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Perpetuum1.png

- Знакомы ли вам устройства, представленные на слайде?C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Perpetuum2.png

- Какое устройство получило название вечный двигатель?

- Вы, наверное, слышали о том, что невозможно создать вечный двигатель?

- А почему, как вы считаете?   Можете ли вы аргументировано ответить на этот вопрос?

Именно на этот вопрос мы должны ответить на сегодняшнем уроке. А чтобы найти выход из сложившейся ситуации я предлагаю размышлять.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

Рассмотрите внимательно схему, представленную на доске. Используя данную схему, давайте обсудим, каковы будут наши действия для решения сложившейся ситуации.

Обсудите в парах и выделите из всего многообразия понятий только те ключевые понятия, которые характеризуют энергетическое состояние системы и заполните схему.

Заполните рабочие карты урока, имеющиеся на вашем столе.

Для того чтобы вспомнить, что мы знаем из ранее изученного об этих понятиях, я предлагаю вам выполнить тест.

Тест по теме: «Внутренняя энергия, количество теплоты, работа системы» с использование системы опроса.

Для ответов на вопросы теста воспользуйтесь пультами дистанционного управления. После прохождения теста система выставит вам оценку.

Выявление места и причины затруднения

- Как связаны между собой внутренняя энергия, количество теплоты и работа?

Построение проекта выхода из затруднения

- Какова цель сегодняшнего урока?

Учащиеся формулируют цель урока:

Установить связь внутренней энергии, работы газа  и количества теплоты.

Закон, устанавливающий связь между этими понятиями, получил название 1 закон термодинамики.

- Как будет звучать тема урока?

Учащиеся формулируют тему урока: 

«Первый закон термодинамики»

- Давайте подумаем, какими известными нам способами можно установить связь между ключевыми понятиями темы?

Эксперимент.

- Рассмотрим анимации экспериментов, когда совершается работа над системой и самой системой.

Реализация построенного проекта и решение исходной задачи

I закон термодинамики  рассматривает изменение внутренней энергии одновременно как за счёт совершения работы, так за счёт теплопередачи.

- За счёт чего меняется внутренняя энергия системы?

- Куда расходуется количество теплоты, переданное системе?

- Сформулируйте I закон термодинамики для двух случаев.

Учащиеся формулируют закон.

Изменение внутренней энергии системы при переходе её из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты переданного системе: .

Часто вместо работы  внешних тел над системой рассматривают работу  системы над внешними телами, учитывая что , первый закон термодинамики можно записать так:

.

Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение её внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами.

Заполните рабочие карты.

При использовании I закон термодинамики очень важно обратить внимание на движение энергии к системе или от неё.

                

Заполните рабочие карты.

- Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока:  Почему невозможно создать вечный двигатель?

- Запишите формулу I закона термодинамики  для случая, когда система совершает работы над внешними телами.    

 

- За счёт чего система может совершать работу?

Получения теплоты из вне и за счёт своей внутренней энергии

Но мы ведь говорим о вечном двигателе  

- Может ли это устройство получать энергию из вне?

- Для вечного двигателя Q = 0.  Так за счёт чего двигатель будет совершать работу?

За убыли своей внутренней энергии.    

- А что произойдёт, когда энергия двигателя будет исчерпана?

Двигатель остановится. 

Из первого закона термодинамики вытекает невозможность создания вечного двигателя.

Заполните рабочие карты.

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи

Сейчас вы продолжите работу в парах и попробуете записать I закон термодинамики для 3 состояний системы, учитывая знаки.

Работаете в рабочих картах урока.

I группа  (1 ряд)

II группа (2 ряд)

III группа (3 ряд)

Обсудите полученные результаты в группах.

Представьте результаты работы на интерактивной доске и объясните их.

У доски каждый представитель от группы проговаривает вслух результат группы и объясняет его.

Включение в систему знаний и повторение

Применим I закон термодинамики к решению задач.

Работа осуществляется в парах. А потом совместно выбираем правильный ответ и его анализируем.

Работаем в рабочих картах урока.

1. Газ в сосуде сжали, совершив работу  25 Дж.  Внутренняя энергия газа при этом увеличилась на  30 Дж. Следовательно

газ получил извне количество теплоты, равное  5 Дж

газ получил извне количество теплоты, равное  55 Дж

газ отдал окружающей среде количество теплоты, равное  

5 Дж

газ отдал окружающей среде количество теплоты, равное  55 Дж

2. В тепловом двигателе газ получил 300 Дж тепла и совершил работу 36 Дж. Как изменилась внутренняя энергия газа?

уменьшилась на 264 Дж

уменьшилась на 336 Дж

увеличилась на 264 Дж

увеличилась на 336 Дж

3. Чему равно изменение внутренней энергии газа, если ему передано количество теплоты 300 Дж и внешние силы совершили работу 500 Дж?

-200Дж

 200 Дж

 800Дж

-800Дж

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Сейчас вы будите работать на ноутбуках с интерактивным тренажёром и попробуете самостоятельно применить I закон термодинамики к решению задач и сделаете самопроверку.  Программа выставит вам оценку.

 В журнал оценка заносится по желанию ученика.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

П.80

Доп. задание: Найти информацию  о конструкциях вечных двигателей.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Я благодарю каждого из вас за плодотворную работу.

Для меня этот  урок  очень  значимый.     А каким сегодняшний урок был для вас?

У вас на столах имеются карточки с буквами.  Я попрошу вас в карточке письменно  ответить на этот вопрос,  используя  прилагательные,  начинающиеся на букву, указанную в карточке.

На карточках буквы из слова «Термодинамика».

Собираю карточки по - порядку и с помощью документ - камеры вывожу на экран, а учащиеся воспроизводят ответы на поставленный вопрос.

Спасибо за работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО...

технологическая карта занятия

пример занятия по актёрскому мастерству...

технологические карты занятий

технологические карты  занятий...

Технологическая карта занятия по ФГОС по теме "Радиоактивность. Радиопротекторные свойства пищи"

Технологическая карта урока Название   предмета физика  Курс второй   Урок № 146   Дата 27.04.2015Тема   РадиоактивностьАвтор УМК Мякишев Г. Я., Бухов...

технологическая карта занятия

поурочный план по МДК Обеспечение сохранности документов...

Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...