«Работа с обучающимися, имеющими низкие образовательные результаты»
учебно-методический материал

Ольга Викторовна Сулимова

В своей работе рассматриваю причины возрастания числа учащихся в начальной школе с низкими образовательными результатами. Привожу 6 категорий развития таких детей, на которые можно их разделить.  Предлагаю виды помощи учащимся с низкими образовательными результатами, а так же привожу правила работы  учителя с такими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

Средняя общеобразовательная школа  №16

Тема «Работа с обучающимися, имеющими низкие образовательные результаты»

Выполнила: Сулимова Ольга Викторовна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

г. Хабаровск 2025 г. 

        Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число учащихся с низкими образовательными результатами.

        Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию.         

        Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда. Но есть и другие дети - учащиеся с низкими образовательными результатами, плохо или совсем необучаемые школьники. И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует способный ребёнок: и внимания, и похвалы, и чувства уверенности. Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот.  Школьники с низкими образовательными результатами - это те, кто имеет слабые умственные способности; те, кто имеет слабые учебные умения; у кого низкие навыки устной и письменной речи; кто не владеет нормой чтения текста; кто не владеет техникой устного счета; у кого низкий уровень памяти; у кого не сформировались навыки исполнительного труда; у кого не сформировалось прилежание, сознательно низкая мотивация к учению; у кого слабая техника письма.

Какие же категории учащихся относятся к ним

        1. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих). У них выявлены нарушения в раннем периоде развития. Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко с низким образовательным результатом учеников, которые создают проблему для школы.

        2.  Функционально не созревшие дети. Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Появляются с низким образовательным результатом ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.

        3. Ослабленные дети. Ни для кого не секрет, что среди детей, поступающих в первый класс, практически здоровы только 20-30%. Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстаёт от нормы. Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей становится всё больше - около 40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков.

        4. Системно - отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у них уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих.

        5. Нестандартные дети. Это так называемые "медленные” дети – тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности.

        6.  «Запущенные» семьёй и школой дети. Значительная часть таких школьников

воспитывается в неблагоприятных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Освоение основной образовательной программы начального общего образования происходит посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции-умения учиться. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться.

        В сфере личностных универсальных учебных действий – сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

        В сфере регулятивных универсальных учебных действий- овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение.

        В сфере познавательных универсальных учебных действий - умение использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

        В сфере коммуникативных универсальных учебных действий - приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

        Но в последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы с детьми с низкими образовательными результатами должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей.         Отставание учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

        1. Недостаточный уровень умственного развития (не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий).

        2. Несформированность учебных навыков. (Ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).

        3. Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность. неусидчивость).

        4. Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение – в руках с телефоном).

        5. Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).

        6. Ниже среднего познавательный интерес (требуется обеспечивать «эффект новизны» при решении учебных задач).

        7. Низкий уровень развития словесно-логического мышления (реализовывать принцип доступности учебного материала).

        8. Низкая работоспособность (правильные и разумные способы учебной работы).

        И ещё одна причина низкого образовательного результата учащихся – Её Величество Лень. С самого начала освоения новой для ребёнка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребёнок добивается успеха, не прилагая к этому никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Поэтому в своей работе я стараюсь  организовать учебный процесс так, чтобы вызывать и развивать у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению.

        

        Как можно помочь слабоуспевающему ученику

        - для закрепления даю  более длительное время и больший объем решаемых задач;

- для ученика формирую минимум знаний и навыков, которые он должен усвоить.

        Виды помощи слабоуспевающему ученику на уроке

        1. Создаю атмосферу особой доброжелательности при опросе; снижаю темп опроса, разрешаю дольше готовиться у доски; предлогаю учащимся примерный план ответа; разрешаю пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирую оценкой, подбадриваю, хвалю.

        2. При изложении нового материала: как можно чаще обращаюсь к учащимся, имеющих низкие образовательные результаты с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала; привлекаю их в качестве помощников при подготовке к уроку.

        3. При организации самостоятельной работы: выбираю для них наиболее рациональную систему упражнений, а не механическое увеличение их числа; более подробнее объясненяю последовательность выполнения заданий; предупреждаю о возможных затруднениях, использую карточки с направляющим планом действий.

4. В ходе самостоятельной работы на уроке: разбиваю занятия на дозы, этапы, выделяю в сложных заданиях ряд простых; деляю ссылку на аналогичное задание, выполненное раннее; напоминаю приём и способ выполнения задания; указываю на необходимость актуализировать то или иное правило; ссылаюсь на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; инструктирую о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; стимулирую самостоятельные действия учащихся; применяю более тщательный контроль за их деятельностью.

        

        Способы повысить работоспособность

- разнообразить виды деятельности,

- проветривать кабинет,

- проводить физминутки.

- всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

- виды работ для учеников, имеющие низкие образовательные результаты: карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, перфокарты, карточки – тренажеры ,творческие задания, карточки -информаторы, карточки-с образцами решения.

        

        Для эффективной работы с учащимися с низким образовательным результатом учитель должен:

- Стремиться понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика.

- Уметь встать на позиции ученика, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план), учить работать со словарями и другим справочным материалом, в обучении применять: различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль.

                

        Правила работы с такими учащимися

        1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

        2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

        3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

        4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

        5. Путём правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

        6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

        7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

        8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание.

        

        Оценивание работы (ответа) учащихся с низкими образовательными результатами

        - Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины.

        - Важно, чтобы с помощью одноклассников, учителя он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель и дети рады его успехам, или огорчёны его неудачами.

        

        Формы и методы

        1. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока. Также это и создание на уроке ситуации успеха. Это позволяет сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности, а слабому – выполнить посильный объем работы. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Позволяет слабоуспевающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой. Усвоению учебного материала школьникам помогает групповая форма работы. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Этому способствует работа в группах. Дети в группы организованы с разным уровнем развития. Задания выполняются в группе, согласно ролям, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д.

        2. Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе со слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

        3. Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы. Нужно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Выявление «успешных» сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, учеников в лучшую сторону. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему.

        4. Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.). Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно доброжелательно и заинтересованно.

        5. Обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой слабоуспевающим оценкой как ее подробное обоснование, а также выделение тех критериев, по которым идет оценивание, с тем, чтобы они были понятны самим учащимся.

        

        Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимо:

        1. Жесткий контроль выполнения всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся

        2.  Следить за тем, чтобы каждый учащийся положительно сдал каждую тему (обязательные результаты обучения)

        3.  Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе

        4.  Домашнее задание должно содержать обязательную часть и дополнительную

        5. Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах

        6. Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия

        7. Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать учащихся с замедленным восприятием

        8.  Не унижать ученика и постараться самим найти к нему подход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения.

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения....

Рабочая тетрадь как форма организации учебных занятий по дисциплине ОП 04 Основы материаловедения с обучающимися имеющими особые образовательные потребности

Презентация опыта использования рабочей тетради по дисциплине ОП 04 Основы материаловедения для обучения студентов с имеющих особые образовательные потребности...

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Должность уполномоченного по правам обучающегося в колледже введена с ноября 2010 года. Уполномоченный по правам обучающегося в колледже действует в  соответствии с Положением и  планами раб...

1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся

1.Результаты освоения обучающимися образовательных программ, качество знаний учащихся по итогам внутришкольного контроля (справка от завуча)2. Результаты освоения обучающимися образовательных пр...

2. Доля обучающихся, имеющих положительные результаты освоения по итогам промежуточной аттестации

Результаты освоения обучающимися дисциплин, междисциплинарных курсов, общепрофессиональных дисциплин и учебной практики (по итогам промежуточной аттестации)...

Реабилитационная работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья

Профессионально-реабилитационный центр имеет многолетний опыт работы по комплексной реабилитации и социализации молодых инвалидов.Задача социального педагоа центра-оказание помощи в приспособлении к н...

Практические аспекты в работе с обучающимися, имеющие интеллектуальные нарушения легкой степени, осложненные РАС.

Практические аспекты в работе с обучающимися, имеющие интеллектуальные нарушения легкой  степени, осложненные РАС....