РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
статья на тему
Должность уполномоченного по правам обучающегося в колледже введена с ноября 2010 года. Уполномоченный по правам обучающегося в колледже действует в соответствии с Положением и планами работы. Основная цель деятельности уполномоченного ГБПОУ ГАК с. Московское - способствовать соблюдению и защите прав и интересов обучающихся. Основные задачи колледжного уполномоченного: создание условий, способствующих недопущению нарушения прав обучающегося, формированию у него гражданской ответственности; воспитание трудолюбия, ответственности за положение дел в колледже, в своей семье, в обществе; создание атмосферы доброжелательности, дружбы между обучающимися, справедливых взаимоотношений между обучающимися, педагогами и родителями в колледже; всемерное содействие восстановлению нарушенных прав обучающегося; профилактика нарушений прав обучающегося; оказание помощи родителям, законным представителям в трудной жизненной ситуации их детей, в урегулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях; содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
Харатян Г. Н.,
педагог-психолог, ГБПОУ ГАК с. Московское
Актуальность эффективных механизмов реализации прав ребенка сегодня не вызывает сомнений. Сама постановка вопроса о правах и их соблюдении в образовательных учреждениях, отражает изменения в системе образования, и, прежде всего, в сфере отношений между детьми, их родителями, педагогами и администрацией. Уполномоченный в колледже не подменяет деятельность классного руководителя, социального педагога, заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Его роль в том, чтобы привлечь их внимание к вопросам, касающимся защиты прав детей (как приоритетного направления), координировать все те структуры, которые призваны обеспечить безопасное, комфортное с психологической и правовой точки зрения пребывание педагога и обучающихся в колледже. Уникальность проекта по созданию правового пространства и учреждения института уполномоченного по правам ребёнка в образовательном учреждении состоит в том, что через него осуществляется тесная связь между участниками образовательного процесса и выстраивается более чёткая, организованная и ответственная деятельность руководителей и родителей, основанная на принципах прозрачности и законности.
Практически во всех регионах Российской Федерации идет процесс постепенного создания института уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Однако было бы неверно считать, что функция защиты прав ребенка относится только и исключительно к функционалу уполномоченного по правам ребенка. Каждый специалист, работающий с ребенком, обязан не только соблюдать и реализовывать права ребенка, но и стремиться к защите этих прав.
Должность уполномоченного по правам обучающегося в колледже введена с ноября 2010 года. Уполномоченный по правам обучающегося в колледже действует в соответствии с Положением и планами работы.
В своей деятельности колледжный уполномоченный руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституцией РФ;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края;
-общепризнанными принципами и нормами международного права, защищающими права и интересы ребёнка;
- Уставом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Государственный агротехнический колледж» с. Московское.
Основная цель деятельности уполномоченного ГБПОУ ГАК с. Московское - способствовать соблюдению и защите прав и интересов обучающихся.
Основные задачи колледжного уполномоченного:
- создание условий, способствующих недопущению нарушения прав обучающегося, формированию у него гражданской ответственности; воспитание трудолюбия, ответственности за положение дел в колледже, в своей семье, в обществе;
- создание атмосферы доброжелательности, дружбы между обучающимися, справедливых взаимоотношений между обучающимися, педагогами и родителями в колледже;
- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав обучающегося;
- профилактика нарушений прав обучающегося;
- оказание помощи родителям, законным представителям в трудной жизненной ситуации их детей, в урегулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
- содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Уполномоченный ставит перед собой задачу не только оказывать в индивидуальном порядке помощь конкретному обучающемуся, восстанавливать его нарушенные права, но и способствовать соблюдению и защите прав обучающихся в целом.
Согласно плану работы уполномоченный реализует деятельность по следующим направлениям:
- Реализация мероприятий, направленных на социальную защиту обучающихся колледжа.
- Адаптация первокурсников к условиям воспитательно-образовательного процесса в колледже и правилам внутреннего распорядка.
- Формирование у обучающихся личной гражданской ответственности.
- Реализация мероприятий, направленных на обеспечение права и законных интересов обучающихся.
В колледже созданы условия и возможности для ежедневного обращения обучающихся к уполномоченному в случае возникновения необходимости.
Основным источником информации для деятельности уполномоченного являются обращения обучающихся, работа с которыми позволяет определить наиболее актуальные проблемы в сфере реализации прав детей, выявить причины их возникновения, найти возможные пути их решения.
Особое внимание уполномоченный уделяет вопросам защиты прав и законных интересов обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За время работы уполномоченного по правам обучающегося в колледже поступило 23 обращения. Из них:
8 обращений от обучающихся-сирот и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей колледжа по вопросам обеспечения жильём;
2 обращения по вопросам, касающимся льгот, компенсационных выплат и мер социальной поддержки;
7 обращений по вопросам защиты прав и законных интересов обучающихся (в процессе допросов и судебных заседаний);
3 обращения по вопросу оформления, восстановления и получения необходимых документов.
1 обращение по поводу оказания помощи в розыске матери обучающегося для установления в отношении него статуса ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Состоялся суд. Решение принято в пользу обучающегося.
1 обращение по вопросу денежных выплат выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
1 обращение поступило от законного представителя обучающегося по вопросу регистрации обучающегося в общежитии образовательного учреждения на период обучения.
За время работы в адрес уполномоченного жалоб на действия инженерно-педагогических работников и сотрудников колледжа, а также письменных и устных обращений и заявлений по вопросам реализации прав детей на образование, по вопросам возникновения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса не поступало.
В настоящее время правовая грамотность для граждан России стала жизненно необходимой. Поэтому уполномоченный по защите прав и интересов обучающегося колледжа большое внимание уделяет организации и проведению общеколледжных классных часов правовой направленности для обучающихся и их родителей (законных представителей): «Права и обязанности обучающихся», «Семейное право», «Конвенция о правах ребёнка», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Административная ответственность несовершеннолетних», беседы, консультирование несовершеннолетних обучающихся «Что ты должен знать при задержании сотрудниками полиции». В помощь руководителям групп разработаны и апробированы методические материалы по выявлению жестокого обращения с детьми, определению их причин и последствий; по профилактике суицида среди подростков в образовательном учреждении; о работе Детского телефона доверия. В целях формирования информационного поля педагогов в области правового воспитания составлен комментарий основных положений законодательства РФ об ответственности несовершеннолетних.
Работа уполномоченного по правовому просвещению обучающихся строится в тесном сотрудничестве с администрацией колледжа, с руководителями групп, социальным педагогом. В случае необходимости выходим на уровень уполномоченного при Губернаторе СК по правам ребёнка Адаменко С. В., органов опеки и попечительства администраций городских округов и муниципальных районов края. К участию в мероприятиях привлекаются сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, участковые инспекторы Изобильненского района.
Анализ деятельности уполномоченного в период с 2010 по 2015 годы позволяет сделать вывод о том, что:
- Восполнилось важное звено воспитательной работы по формированию правовой грамотности и навыков правовой культуры обучающихся.
- Деятельность уполномоченного стала составной частью работы по сопровождению несовершеннолетних и детей-сирот в колледже.
- Успех уполномоченного в решении насущных проблем обучающихся способствует открытости и повышению доверия со стороны обучающихся.
- Уполномоченный стал связующим звеном между обучающимся и социумом.
5. Активизирована работа по формированию правовой грамотности законных представителей обучающихся, по повышению их ответственности за соблюдение прав и интересов детей: подготовка и проведение родительских собраний, приглашение на индивидуальные беседы, разработка и распространение рекомендаций и памяток различной тематики.
В течение 5 лет работы краевой инновационной площадки удалось выделить наиболее актуальные для организации профессионального образования направления воспитательной деятельности: гражданское и правовое воспитани; формирование профессиональной ответственности; деятельность по подготовке молодых людей к семейной жизни; деятельность по предупреждению вовлечения молодёжи в деструктивные религиозные секты и экстремисские движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...
Статья по праву "Деятельность уполномоченного по правам человека в сфере социального обеспечения"
Стаья опубликована в сборнике "Курсанты и преподаватели колледжа полиции об актуальных проблемах науки в XXI веке". Материалы 1 заочной научной конференции (5-10 мая 2014 г.)УДК: 342.7...
«Внеурочная деятельность составляющая воспитательно – образовательного процесса в школе – интернате для детей с ТМНР». (из опыта работы)
Внеурочная деятельность детей с ТМНР....
Методическая разработка "Гигиена воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении
В разработке рассматривается вопрос работоспособности детей и подростков и ее динамика в течении учебного дня, недели, года....
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ СТУДЕНТАМИ ТОГАПОУ "ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Особое внимание в современном обществе уделяется одарённости, талантливости. Поэтому для педагогов чрезвычайно важно своевременно выявить одарённых студентов, создать условия для максимального развити...
Презентация опыта работы «Родители участники воспитательно-образовательного процесса»
на секции итогового педагогического совещания работников дошкольного ...