Технологическая карта урока по теме:" III закон Ньютона"
план-конспект урока

Блинова Галина Ивановна

Специальность:  08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

            Курс I

Тип урока: комбинированный урок

Задачи: обеспечить усвоение знаний о третьем законе Ньютона; формировать умение описывать взаимодействие тел и выполнять задания, используя третий закон Ньютона, а также умение решать задачи, используя знания о законах Ньютона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Третий закон Ньютона».

Специальность:  08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Курс I                                                                                                                                                                         Преподаватель Блинова Г.И.

Тип урока: комбинированный урок

Задачи: обеспечить усвоение знаний о третьем законе Ньютона; формировать умение описывать взаимодействие тел и выполнять задания, используя третий закон Ньютона, а также умение решать задачи, используя знания о законах Ньютона..

Планируемые результаты

Предметные: научиться раскрывать содержание и значение третьего закона Ньютона; выделять взаимодействие тел и описывать его, используя третий закон Ньютона; научиться решать задачи, используя знания о законах Ньютона..

Метапредметные:

Познавательные – выделять и формулировать познавательную цель; предвидеть возможные результаты своих действий;

регулятивные – соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; ;

коммуникативные – с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Личностные: формирование ответственного отношения у учению, саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Формируемые компетенции

Общие

Профессиональные

ОК 01Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ПК 1.1. Подбирать наиболее оптимальные решения из строительных конструкций и материалов, разрабатывать узлы и детали конструктивных элементов зданий и сооружений в соответствии с условиями эксплуатации и назначениями.

ОК 02 Использовать современные  средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ПК 1.2. Выполнять расчеты и конструирование строительных конструкций.

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Образовательные ресурсы: учебники, рабочая тетрадь. Презентация.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в аудитории атмосферы психологического комфорта.

-Рада приветствовать вас на уроке физики!

- Как ваше настроение?

- Хочу заверить вас, что наш урок пройдёт в благоприятной атмосфере.

Концентрируют внимание на работе урока.

Определяют готовность работать на уроке.

А. Я готов работать на уроке, потому что…

Б. Я почти готов к работе. Мне нужно…

В. Я не готов к работе. Мне нужна помощь….

Формировать навыки самоорганизации.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка ранее полученных знаний.

Организует проверку домашнего задания в парах:

Задание. Груз массой 100  кг лежит на полу лифта. Определите ускорение лифта, если груз давит на пол  с силой 1200 Н.

Организует выполнение заданий в тестовой форме.

Проверяют домашнее задание соседа по парте. Фиксирует найденные ошибки. Оценивают домашнюю работу одногруппника.

Ответ: а= 2.2 м/с2 , направлено вверх.

I вариант

1.        Какие из величин (скорость, сила, ускорение, перемещение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?

  1. Сила и ускорение    
  2. 2) Сила и скорость    
  3. 3) Сила и перемещение    
  4. 4) Ускорение и перемещение

2.        Спустившись с горки, санки с мальчиком начинают тормозить с ускорением 2 м/с2. Определите величину тормозящей силы, если общая масса мальчика и санок равна 40 кг.

  1. 20 Н            
  2. 2) 40 Н            
  3. 3) 42 Н            
  4. 4) 80 Н

3. Легкоподвижную тележку массой 3 кг толкают с силой 6 Н. Определите ускорение тележки.

  1. 18 м/с2         
  2. 2) 1,6 м/с2         
  3. 3) 2 м/с2              
  4. 4) 0,5 м/с2

4. В инерциальной системе отсчета сила F сообщает телу массой т ускорение а. Как изменится ускорение тела, если массу тела и действующую на него силу увеличить в 2 раза?

  1. Увеличится в 4 раза      
  2. 2) Уменьшится в 4 раза

3) Уменьшится в 8 раз        

4) Не изменится

5. Как будет двигаться тело массой 2 кг под действием единственной силы 4 Н?

  1. Равномерно, со скоростью 1 м/с                
  2. Равноускоренно, с ускорением 2 м/с2

3) Равноускоренно, с ускорением 0,5 м/с2        

4) Равномерно, со скоростью 0,5 м/с

6. В инерциальной системе отсчета сила F сообщает телу массой т ускорение а. Как надо изменить массу тела, чтобы вдвое меньшая сила сообщала ему в 4 раза большее ускорение?

  1. Оставить неизменной    
  2. 2) Уменьшить в 8 раз        
  3. 3) Уменьшить в 2 раза    
  4. 4) Увеличить в 2 раза

II вариант

1. Единица измерения силы в СИ —    

1) Дж      

2) Вт    3)      

4) Н      

5) А

2.        На левом рисунке представлены векторы скорости и ускорения тела. Какой из четырех векторов на правом рисунке указывает направление вектора силы, действующей на это тело?

1) 1      

2) 2      

3)      

4) 4

3.        При торможении автомобиль движется с ускорением 0,1 м/с2. Масса автомобиля 1,5 т. Определите значение тормозящей силы.

1) 0,15 Н        

2) 15 Н        

3) 150Н        

4) 1500Н

4. Легкоподвижную тележку массой 2 кг толкают с силой 10 Н. Определите ускорение тележки.

  1. 18 м/с2         
  2. 0,2 м/с2         
  3. 3) 20 м/с2              
  4. 4) 5 м/с2

5. Как будет двигаться тело массой 4 кг под действием единственной силы 8 Н?

1)Равномерно, со скоростью 2 м/с                

2) Равноускоренно, с ускорением 2 м/с2

3) Равноускоренно, с ускорением 0,5 м/с2        

4) Равномерно, со скоростью 0,5 м/с

6. В инерциальной системе отсчета сила F сообщает телу массой т ускорение а. Как изменится ускорение тела, если массу тела в 2 раза увеличить, а действующую на него силу вдвое уменьшить?

1) Увеличится в 4 раза    

2) Уменьшится в 2 раза    

3) Уменьшится в 4 раза    

4) Увеличится в 2 раза

Оценивать достижения других.

III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи.

Предлагает обучающимся вспомнить , что им известно о третьем законе Ньютона из школьного курса физики.

Достаточно ли у вас знаний о третьем законе Ньютона?

Формулируют учебную задачу: исследовать третий закон Ньютона

Вспоминают третий закон Ньютона из курса 9 класса.

- О третьем законе Ньютона мне известно….

- Я помню такие наглядные примеры….

- Формулировка третьего закона Ньютона….

Осознают важность решения поставленной учебной задачи.

Владеть навыком целеполагания.

IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока.

Сообщает тему урока.

Организует совместное с обучающимися формулирование цели и задач урока.

- Внимательно прочитайте тему урока.

- Как бы вы сформулировали цели и задачи урока?

- Что необходимо понять?

Записывают тему урока в тетрадь.

Учувствуют в формулировании целей и задач урока:

- усвоить суть третьего закона Ньютона;

- научиться описывать взаимодействие тел, используя третий закон Ньютона.

Принимать и сохранять учебную задачу.

V. Мотивирование к учебной деятельности.

Задаёт мотивационные вопросы.

- Каких результатов работы на уроке ожидают мои родители и преподаватель?

- Почему начать учиться никогда не поздно?

-Как быть активным на уроке?

- Какова моя цель на данном уроке?

Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности.

Выражать свои мысли. Владеть навыками самомотивации.

VI. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала.

Организует обсуждение проблемных вопросов:

- Какие силы возникают при взаимодействии тел?

- В чем проявляется взаимодействие тел?

- Какова природа сил взаимодействия?

- как можно количественно описать взаимодействие тел?

Предлагает привести примеры взаимодействия тел.

Организует опыт, который демонстрирует. Как связаны между собой силы взаимодействия двух тел.

Устанавливают сильный магнит и железный брусок на катки. К концам магнита и бруска прилепляет одинаковые пружины. Магнит и брусок притянутся друг к другу и растянут пружины.

Предлагает провести эксперимент.

- Возьмите с товарищем по динамометру, соедините ихи начинайте растягивать. Понаблюдайте за показаниями динамометров. Сделайте вывод. крючками

Организует анализ формулировки третьего закона ньютона.

- Силы взаимодействия двух тел – это силы одной физической природы, время их действия одинаково, , но они приложены к разным телам, следовательно действие первого тела на второе не может быть скомпенсировано действием второго тела на первое.

a1 /a2 =m2 /m1 =const

Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов.

Предлагают свои идеи, строят предположения.

Осознают важность проведения определенных исследований и изучения теоретического материала.

Работают в группах. Приводят примеры взаимодействия тел. Например:

- удар ногой по футбольному мячу;

- столкновение плечами с товарищем.

Обращают внимание, что при взаимодействии ощущается обратное действие на ногу или плечо.

Наблюдают за опытом.

Задают вопросы преподавателю.

Приходят к выводу, что на оба тела со стороны пружин действуют одинаковые по модулю и противоположные по направлению силы.

Делают запись в рабочей в тетради.

F1 = - F2 ( в векторном виде)

Проводят эксперимент.

Делают вывод, что как бы не растягивали соединённые динамометры, их показания будут совпадать. Следовательно, сила, с которой первый динамометр действует на второй, равна силе, с которой второй динамометр действует на первый.

Анализируют определение третьего закона Ньютона.

Определение

Ключевые слова

Вопросы преподавателю

Силы, с которыми дела действуют друг на друга, но противоположны по направлению.

Действие тел друг на друга, модуль,  противоположные стороны.

Делают записи в рабочей тетради.

Задают вопросы преподавателю.

Отмечают, отношение модулей ускорений взаимодействующих друг с другом тел обратно пропорционально их массам.

Выражать свои мысли в соответствии с задачей.

Приводить примеры явлений окружающего мира.

С помощью вопросов получать необходимую информацию.

Делать вывод на основании проведённых экспериментов.

VII. Закрепление изученного материала.

Организует самоанализ усвоенных обучающимися знаний. Оказывает помощь. Создает условия для повторного изучения вопросов, которые вызывали затруднения.

Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу.

Вопросы

Варианты ответов

Знаю ответ на вопрос(+)

Не знаю ответ на вопрос (-)

Уравновешивают ли друг друга силы, возникающие при взаимодействии тел?

Можно ли одной силой описать взаимодействие тел?

Могут ли силы взаимодействия компенсировать друг друга?

Анализируют ответы на вопросы. Дополнительно изучают новый материал. Задают вопросы преподавателю.

Выявлять и анализировать уровень усвоенных знаний. .

VIII. Решение задач.

Организует решение  и объяснение задач

№1 Тягач тянет груз, а груз действует на тягач  с такой же по модулю силой, направленной  в противоположную сторону. Почему же тягач тянет груз, а не наоборот?

№2 На полу лифта строительной площадки стоит груз массой 200 кг. Лифт движется с ускорением 2  м/с2 , направленным вверх. Определить силу, с которой груз будет действовать на пол лифта.

Решают задачи:

№1 Груз может двигаться только под действием сил, приложенных к нему. На него действует сила тяжести и сила реакции опоры, сила трения и мила тяги (тягач0. Сила тяжести и сила реакции опоры действуют в вертикальном направлении и уравновешивают друг друга, то есть в сумме дают «0». В горизонтальном направлении на груз действуют сила тяги и сила трения. Сила тяги больше, чем сила трения, следовательно груз движется за тягочем.

№2 Решение:

http://ru.solverbook.com/my_images/pic607.png

Запишем 2 закон Ньютона  векторном в виде:

mg+N=ma

Запишем 2 закон Ньютона в проекциях на ось Y:

Y: mgy +Ny =may

С учётом знака проекций получим

-mg+N=ma

N=m(g+a)

По 3 закону Ньютона сила реакции опоры N по модулю равна весу тела P. Вес Р – это сила, с которой груз действует на пол лифта. 

Тогда  P=m(g+a)

P=200 кг (9,8м/с2  +2 м/с2   )=2360 Н

Ответ: 2360Н

Развитие умений самостоятельно принимать решения.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению обучающихся над вопросами:

-Что нового я узнал на уроке?

-Какие сведения, опыты и факты мне запомнились больше всего?

-Можно ли сказать, что я достиг поставленных целей и задач урока?

-Как бы я оценил свою работу на уроке?

Подводят итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Отслеживать цель учебной деятельности.

X. Домашнее задание.

Формулирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Формировать навыки самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты урока по теме Ряды динамики

Технологические карты составлены в соответствии рабочей программой и календарно-тематическим планом по дисциплине статистика...

Загорская М.В. Технологическая карта урока по теме "Давайте готовить!" (5кл)

Урок: английского  языкаТема урока:  Урок №76 «Давайте  готовить!».Тема №9с ( Еда и напитки)Дата проведения урока: 10.02.2015 г.Класс: 6 гТип урока: комбинированныйТехнологии  урок...

Технологическая карта урока "Почему важно соблюдать законы"

Технологическая карта урока "Почему важно соблюдать законы"...

Разработка технологической карты урока по теме :"Теория электролитической диссоциации".

Технологическая карта конструирования урокас использованием средств ИКТ и ОЭР. Тема урока: Теория электролитической диссоциации....

План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования "

План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования " по ПМ 06.01. "Организация работы структурного подразделения" для обучающихся по специальнос...

Технологическая карта урока "ЭДС источника тока. Закон Ома для участка цепи"

В технологической карте представлены основные этапы построения урока по теме: "ЭДС источника тока. Закон Ома для участка цепи". Задачами методической работы  является введение поня...

Технологическая карта урока по теме:" III закон Ньютона"

Тип урока : комбинированный.Курс 1 Специальность:  08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооруженийЗадачи: обеспечить усвоение знаний о третьем законе Ньютона; формировать умение оп...