Технологическая карта по русскому языку 3 класс по теме "Омонимы"
план-конспект урока

Сухобрус Кристина Витальевна

Омонимы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omonimy_2.docx52.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО студента

Сухобрус К.В.

Тема урока

Омонимы

Класс

3 Г

Цель урока

Организация деятельности учащихся по изучению понятия омонимы

Задачи урока Дидактические

 Формировать умение находить слова-омонимы в письменной речи и узнавать их среди других лексических групп слов.

Развивающие

Развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать и формулировать выводы;  орфографическую зоркость, умения проверять орфограммы в процессе решения учебной задачи; культуру общения, речь, навыки контрольно-оценочной деятельности.

Воспитательные

Содействовать воспитанию культуры поведения на уроке, ответственности за результаты учебного труда, пониманию его значимости; уважения к противоположному мнению, уважительного отношения к одноклассникам при парной работе, аккуратности и дисциплины труда.


Технология обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Средства обучения

Деятельность учащихся

Планируемые

универсальные учебные действия

I. Организационно-мотивационный :

  • Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь мне. Желаю всем хорошего настроения и хорошей работы на уроке.

Откройте тетради, запишите число, классная работа

Слайд 1. Изображение учеников.

Слайд 2. Оформление вида работы.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку. Проверяют правильность положения тетради, посадки при письме. Оформляют записи в тетради.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

II. Постановка учебной задачи.

Цель: Формулировка задач урокав соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями.

1. Актуализация опорных знаний.

  • Откройте учебник на с.39 и вспомните, с каким разделом мы сейчас работаем на уроках русского языка.
  • Что я знаю о слове? Составим схему.

  • Как вы думаете, все ли мы знаем о слове? Откройте учебник на странице 45 и прочитайте название темы урока.
  • Кто прочитает вслух?
  • Знаками +,- покажите, знакомо ли мне это слова?
  • Поднимите руку, кто может ответить на вопрос учебника.
  • Вспомним изученное в парах. Договоритесь жестами, кто в паре будет первым, кто – вторым.
  • Поднимите руки первые. Вторые.
  • Как думаете, что это за запись?
  • Что такое части речи?
  • Какие части речи вы знаете?

Слайд 3. Модульная схема «слово».

Слайд 4

Читают название раздела;

восстанавливают в памяти известное;

составляют опорную схему.

У каждого слова есть лексическое значение. Если у слова одно лексическое значение, то такие слова называются однозначными. Если у слова 2 и более значение – то слово является многозначным.

У слова могут быть синонимы  и антонимы. Синонимы – это…

Антонимы – это…

Предметные:

характеризовать признаки изученных частей речи.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе.

Познавательные: формирование умения фиксировать информацию разными способами.

Личностные: формирование стремления получить новые знания.

2. Формулировка учебных задач.

  • Что можем узнать?
  • Чему можем учиться?
  • Посмотрите, все ли задачи мы сформулировали?
  • Проговорим задачи хором.

Слайд 5,6.Учебные задачи.

Формулируют учебные задачи:

1.Узнаю, что такое омонимы.

2. Учусь узнавать омонимы в речи.

III. Планирование учебной деятельности.

Цель: Выбор способа деятельности и средств реализации учебной задачи.

  • Какие действия нужно выполнять для решения поставленных задач?
  • Посмотрите на план. Проговорим этапы хором.
  • Какие задачи можем решить на каждом этапе?

Физминутка

Слайд 7. План решения учебной задачи.

Слайд 8

план решения учебной задачи. Определяют учебные задачи каждого этапа.

  1. Изучаю омонимы.
  2. Формулирую гипотезу.
  3. Проверяю гипотезу.
  4. Составляю схему.
  5. Упражнение.
  6. Проверю себя.
  7. оцениваю работу.

Регулятивные:

формирование умения планировать деятельность.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

строить диалогические и монологические высказывания, выбирая средства языка с учётом ситуации и речевых задач.

IV.Решение учебной задачи

Цель: Выполнение учебных действий в устной и письменной речи.

  • Начинаем решение учебной задачи. С какого этапа начнем работу?

−        Что будем исследовать?

- Что нужно будет выяснить?

−        Что нам поможет решить поставленную задачу?

−        Найдем упражнение, которое поможет провести исследование.

Слайд 9. План решения учебной задачи.

Определяют этап работы.

Формулируют задачу этапа: изучаю признаки слов- омонимов.

Выбирают средство обучения.

Предметные:общее представление о местоимении как части речи; представление о личных местоимениях 1,2, 3 лица единственного и множественного числа.

Познавательные:осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной;выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы.

Регулятивные:понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

1. Анализ языкового материала.

Цель: Определение существенных признаков изучаемых языковых фактов.

  • Прочитайте стихотворение для себя.
  • Кто прочитает вслух?
  • Сколько раз в стихотворении встретилось слово «коса»?
  • Это одно слово, или разные?
  • Кто считает, что это одно слово и может это доказать?
  • Кто считает, что эти слова разные?
  • Кто прав? Попробуем разобраться.
  • Кто прочитает 1 предложение?
  • Что такое «коса»?
  • Кто прочитает 2 предложение?
  • Что обозначает слово «коса» в этом предложении?
  • Кто прочитает 3 предложение?
  • Что обозначает слово «коса» в этом предложении?
  • Посмотрите на значения слов. Есть ли в них что-то общее?
  • Можно слово «коса» назвать многозначным?
  • Докажите?
  • Ребята, слова «коса» - полоска суши в море, «коса» - прическа, «коса» - орудие труда – это слова-омонимы.
  • Выделим особенности омонимов.

Слайд .10 Значения слов «коса».

Читают стихотворение, определяют лексическое значение слов:

  1. полоса суши в море;
  2. прическа;
  3. орудие труда.

Определяют существенные признаки омонимов:

  1. произносятся и пишутся одинаково;
  2. имеют разные лексические значения.

2. Обобщение признаков.

Цель: Выявление роли главных членов предложения в текстах.

  • Посмотрите на план. На каком этапе мы находимся?
  • Что мы исследовали?
  • Что о них нужно было узнать?
  • Что мы выяснили?
  • Зафиксируем наши выводы в виде схемы. Как можно ее назвать? (омонимы.)
  • Что нужно указать в схеме об омонимах?
  • Какие знаки можем использовать? (прямоугольники, стрелки).
  • Какие признаки омонимов нужно записать в схему?
  • Как это сделать?
  • Молодцы, мы с вами составили схему.

Слайд 11. План решения учебной задачи.

Слайд 12. Схема исследования.

Определяют место в плане решения учебной задачи.

Формулируют ответы на вопросы исследования: Определяют содержание схемы, способы фиксации информации. Распределяют работу в группах, запоминают последовательность работы в группе. Сравнивают схемы. Выбирают наиболее удачный вариант.

Формулиируют выводы по схеме.

3 Выдвижение гипотезы.

Цель: Самостоятельное формирование представлений о главных членах предложения.

  • Как поняли, что такое омонимы? Кто сможет по опорной схеме сформулировать все выводы, которые мы сделали в процессе исследования?
  • Переходим на следующую ступень. Какую задачу нужно выполнить на этом этапе?
  • О чем будет эта гипотеза?
  • Как проверить наши предположения?

Слайд.13 План решения учебной задачи.

Слайд .14 Опорная фраза для формулировки определения: омонимы - это

Высказывают предположения, формулируют гипотезу.

4. Проверка гипотезы.

Цель: Поиск нужной информации в учебном тесте.

  • Переходим на следующий этап и проверим наши предположения. Что для этого нужно сделать?
  • Найдем определение на странице 45.
  • -Ребята, существует целый словарь омонимов. У вас  в учебнике он тоже есть. Откройте стр.156 и посмотрите.
  •   С чего начнем работу с определением?
  • Прочитаем для себя.
  • Кто прочитает определение вслух?
  • О чем говориться в определении?
  • Что говорится об омонимах?
  • Подтвердилась ли наша гипотеза?
  • Докажите словами определения.
  • Все ли наши выводы есть в этом определении?
  • Соответствует ли наша схема этому определению?
  • Делаем вывод: гипотеза подтвердилась.
  • Посмотрите на план. Что нужно сделать на следующем этапе?
  • Нужно ли нам составлять схему, или наша схема отражает особенности омонимов?

Слайд 15.План решения учебной задачи.

Слайд 16

Слайд 17 Определение омонима

принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осу-ществляют поиск ее достижения.

 слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Применение правила при решении частных задач

.

  • На какую ступень переходим?
  • Посмотрите на стр.46 упр.76
  • -Прочитайте что там написано. Кто прочитает вслух?
  • -Что нам нужно сделать?
  • -В упр.76 даны слова, которые являются омонимами.
  • Кто прочитает первую колонку? Кто объяснит значение слов?
  • Обратите внимание, что в учебнике на с. 156 помещен словарь омонимов. Откройте словарь. Найдите слово «лайка».
  • – Заметьте, что справа от слова стоят цифры,
    которые указывают на то, что это омонимы.
    Рядом с каждым омонимом в словарной статье дается толкование лексического значения слова. Прочитайте лексическое значение слова.

– Из упр. 76 найдите, пользуясь словарем омонимов, толкование одной из пар омонимов. Запишите толкование пары омонимов.

-Кто хочет выйти и записать?

Проверьте написанное

        Откройте учебники на стр. 46 упр. 77.

-Прочитайте задание для себя. Кто прочитает вслух?

Докажите, что выделенные слова в каждой паре – омонимы. Можете воспользоваться словарем омонимов на с. 156.

-Запишем первое предложение вмести. Что нужно сделать с ним? Что значит 4?

-Теперь определим главное и зависимое слово. В предложении есть второстепенные члены предложения? Какие?

– Спишите любую пару предложений с омонимами, вставив пропущенные буквы. Подчеркните омонимы. 

– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное.

  • Ключ - подлежащее (подчеркивается одной чертой). Существительное, мужской род, единственное число. Бил - сказуемое (подчеркивается двумя чертами). Глагол, прошедшее время. Горячий - определение (подчеркивается волнистой линией). Прилагательное, мужской род. Из-под земли - обстоятельство (подчеркивается пунктиром с точкой). Из-под - предлог, земли - существительное женский род.

Слайд.18 План решения учебной задачи.

Учебник

Слайд 19

Лайка

20 Нырок

21 Кок

22 Бокс

Отвечают на вопросы и записывают омонимы

Выполняют упражнение в тетради

Промежуточный контроль.

Цель: Определение соответствия учебной деятельности условиям учебной задачи.

−        Над какой темой работали на уроке?

−        Посмотрим на план. Какие этапы работы уже выполнены?

-Переходим на этап «проверяю себя».

- Что будем проверять на этом этапе?

−        Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

−        Какие задачи выполнены?

−        Проверю себя в паре, знаю ли я ответы на поставленный вопросы. Договоритесь, кто в паре будет первым, кто – вторым. Сначала на вопросы урока отвечает первый, второй знаками «+», «-» оценивает правильность ответа товарища, потом отвечает второй, первый оценивает правильность ответа.

−        Проконтролируем правильность ответа. Кто проверит себя и скажет, что такое омонимы?

  • Кто доволен тем, как товарищ понял тему урока?
  • Скажу товарищу спасибо за работу на уроке.
  • Выполнены ли остальные задачи?

−        Как проверить, умею ли я находить омонимы?

  • Посмотрите на слайд и подумайте какие картинки являются омонимами. НАЙДИТЕ СЛОВА ОМОНИМЫ.
  • Кто хочет проверить, правильно ли он нашел ОМОНИМЫ?
  • У кого так?
  • Молодцы
  • Какие задачи нужно решать на следующем уроке?

Слайд.23 План решения учебной задачи.

Слайд 24

Задачи

Слайд 25

Повторяют тему, учебные задачи.

Определяют показатели оценки:

  1. Проверяю, знаю ли я, что такое местоимение
  2. Поверяю, умею ли находить местоимения

Проговаривают изученное на уроке по схеме. Контролируют и оценивают правильность ответа.

Проверяют умения находить личные местоимения, определять их лицо и число.

Определяют причины затруднений: не знаем особенности склонения личных местоимений.

Определяют задачи следующего урока.

VI. Рефлексия.

Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

−        Переходим на последний этап.

−        Что нужно сделать на последнем этапе?

−        Оцените свою работу на уроке, для этого выберите 2 предложения и продолжите их.

  • Я доволен своей работой, потому что…
  • Я не доволен своей работой, потому что…
  • Мне было трудно….

  • Домашние задание стр.46 упр.78
  • -Что вы должны сделать?

Слайд 26. План решения учебной задачи.

Слайд 27. Схема самооценки.

Слайд 28 д.з

Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний:

- Я доволен своей работой, потому что…

- Я не доволен своей работой, потому что…

- Мне было трудно….

Определяют трудности, пути их устранения.

Регулятивные: сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Личностные:способность к самооценке.

Предметные: общее представление о местоимении как части речи; представление о личных местоимениях 1,2, 3 лица единственного и множественного числа;

определение лица и числа личных местоимений.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач; владеть способами внутригруппового взаимодействия в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русского языка во 2 классе

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Существительные с шипящим на конце"

Материал к уроку русского языка по теме "Существительные с шипящим на конце"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....

Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".

Тема:  «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема "Род имен существительных"

Педагогические целиСпособствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения родаТип урокаУрок открытия...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся понятий об изменении глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы. Задачи урокаДидактические:      Дидактические: поз...