№ п\п
| Этап урока | Содержание взаимодействия с учащимися
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. Цели: -осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности; -создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Я очень рада войти В приветливый наш класс. И для меня уже награда Сиянье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе – гений! Но без труда и ум не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сочиним урок!
Как видите, настроение на начало урока у меня просто замечательное. Но, наверное, всем присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на работу. Покажите его с помощью «смайликов»: «зелёный» - настроение у меня отличное, хочу работать; «жёлтый» - работать буду, но без особого желания; «красный» - настроение плохое, ничего не хочется делать.
Перед вами лесенка знаний. Мысленно определите своё положение на ней, где вы находитесь на данный момент. Я думаю, что за сегодняшний урок, мы поднимемся хотя бы на одну ступеньку вверх, и наша маленькая удача приведет к большому успеху в будущем.
Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком «+», чего бы вы хотели достичь на уроке.
| Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку | Настраиваются на работу.
| Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать.
|
2. | Актуализация знаний и мотивация. Цели: -актуализировать изученные способы действий, -тренировать мыслительные операции;
| Какую часть речи мы изучаем в ходе последних уроков? Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. Поиграем в игру «Да – нетка». - Имя существительное – это часть речи? - Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? - Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? - Имена существительные обозначают действие предмета? - Имена существительные обозначают предмет? - Имя существительное бывает только одушевлённым. - Имя существительное изменяется по числам. - Имена существительные бывают собственные и нарицательные. (составление кластера) | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «имя существительное» Указывает объект наблюдения.
| Выполняют упражнение.
| Регулятивные: - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные: - постановка и решение проблемы; Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; - развитие познавательных интересов учебных мотивов
|
3. | Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
| Откройте тетради и запишите число и классную работу.
Вот такое испытание – Это первое задание: В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача – раскрыть еще одну «тайну». Хотите узнать? Работаем в группах. Прочитайте слова, запишите их, распределяя на группы, согласно какому-то признаку. Облако, пурга, иней, Иванов, озеро, Алиса, девочки, снега, ученик. -Какие группы слов у вас получились? По какому признаку вы распределяли слова? (дополнение кластера) -По какому признаку ещё можно разделить эти слова? - Возможно, маленькая сценка вам поможет. ( из книги К.И. Чуковского «От 3 до 5») ( Мама и сын) - Мама, у меня на пальце царап» - Не царап, а царапина. - Это у Муси - царапина, а я мальчик! У меня царап!» - Почему так сказал ребёнок? - Что он не понимает? - О каком признаке существительного идёт речь? (род имени существительного) - Сформулируйте тему и цели урока: что вы хотите узнать, чему научиться. (Учитель фиксирует тему на доске) (дополнение кластера) -Чтобы раскрыть тему, какие задачи на уроке мы должны поставить? Используем игру «Хочу спросить». - узнать (какого рода бывают имена существительные)
- составить (алгоритм определения рода имён существительных)
- научиться (классифицировать имена существительные по родам)
- применить (новое знание в выполнении проекта)
|
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «имя существительное» Указывает объект наблюдения.
| Записывают число в тетрадях.
Формулируют тему и цели урока |
|
|
4. | «Открытие» детьми нового знания Цель: -использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся | Какая стоит перед нами 1 задача? Послушайте сказку. Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился. В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
Разделите наши слова. Девочки возьмите свои слова, а мальчики – свои. Запишите. Проверка. -Какие слова взяли девочки? Почему? - Какие слова взяли мальчики? Почему? - А какие слова остались лишними? Почему? - Как их ёщё можно назвать? (среднего рода) Сделайте вывод. -На какие три группы делятся существительные? Подтвердите свои предположения в учебнике на с. 25.
-Выполнили мы первую задачу урока? Кому было трудно?
- Какую 2 задачу мы поставили перед собой? - Чтобы легче было научиться определять род, я открою вам секрет королевы: Памятки на партах: Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу” “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! -Как вы думаете, если им. сущ. Ж.р. – может стать М.р. или Ср.р.? Проверьте. Запишите слово ученик. Определите род. Может ли это существительное быть женского рода? Что получилось? Вывод: Это разные слова, однокоренные. По родам существительные не изменяются, т. е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р, ж.р. или ср.р. -Пользуясь секретом королевы, поработайте в парах, распределите слова-помощники по родам, дополните алгоритм определения рода имени существительного. Алгоритм 1) Ставлю имя существительное в начальную форму ( ед. число, вопросы КТО? ЧТО?) 2) Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно. 3) Определю род. Проверка. Вывод. -Какую 2 задачу на уроке мы решали? Справились с ней?
| Организует диалог, уточняет правило, подводит детей к самостоятельному выводу. | Называют, объясняют , сравнивают, обсуждают , дополняют своими словами , делают выводы.
| Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5 | Первичное закрепление Цель: -выполнить задания нового типа и осуществить их самопроверку, -осуществить ситуацию успеха | Задание в паре. Определите род у предложенных существительных. Слова: дом, ручка, поле, улыбки ? Какое существительное «лишнее». Как определить его род. Выскажите свои предположения. Обратитесь к алгоритму: поставить сущ. в ед. число. Улыбка (она моя – ж.р.) Игра «Обучай-ка» по вариантам.
Работа по учебнику. -Откройте учебники на стр.25 упр.39, работаем в парах. -А сейчас вы самостоятельно придумаете и запишите по одному существительному на каждый род. -Проверяем! Оцените выполнение упражнения с помощью трёх шкал: 1 – понятность задания; 2 – трудность выполнения; 3 – правильность. -А теперь выделите окончания. Какой вывод вы можете сделать? Проверьте свои предположения по таблице на с. 26. - Какую 3 задачу мы поставили сегодня на уроке? А сейчас задание еще сложнее. Запишите предложение, определите род имен существительных. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. | Организует работу. | Работа в парах. Производят предварительную оценку работы.
Записывают слова .
| Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
|
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: формирование личной ответственности за результат своего труда
| - Вы сейчас встретились с затруднением, но благодаря друг другу нашли выход из него. А если нет рядом другого человека, где можно найти нужную информацию?
1 уровень: напиши существительные в три столбика. Лиса, снег, змея, облако, салат, молоко, мох, земля, тополь, конфета, синица, жара. 2 уровень: выпиши одушевленные имена существительные, определи их род. Бабочка, девочка, машина. Кукла, лётчик, теремок. Корова, лось, соловей. 3 уровень: найди в тексте имена существительные, подчеркни их одной чертой, укажи род. Разноцветным огнём На дворах и домах И от солнца блестит Снег лежит полотном. | Задает вопросы
| Учащиеся отвечают на вопросы
Отвечают дети.
| Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников |
7.
| Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке | Выберите координатора группы. 1 группа. Задание: Изучив предложенный текст, выбрать интересные факты о понятии «род» в разных языках. 2 группа. Задание: подготовить информацию о «тайне» рода имени существительного. Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода. Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода. Иногда невозможно разобрать, о ком говорят, о мальчике или девочке: Рёва, плакса, соня, забияка, замарашка, непоседа… Ваня – непоседа и Таня – непоседа. В таком случае говорят, что существительное общего рода. 3 группа. Задание: Заполнить таблицу, добавив имена прилагательные к сущ. Сделайте своё предположение об имени прилагательном. Вывод: Имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, то есть ставится в той же форме, что и имя существительное. Мы проложили мостик на следующий урок. Вкусн… | торт | Вкусн… | конфета | Вкусн… | пирожное | Зимн… | день | Зимн… | утро | Зимн… | одежда |
Вывод: Произошло ещё одно открытие. Есть слова, которые употребляются только во множественном числе, у них род определить нельзя. Ребята, возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком «+», смогли ли вы достичь ту цель, которую вы ставили для себя вначале урока.
Вспомните тему нашего урока. Какие цели мы для себя определили? Как по-вашему, мы достигли целей урока. Докажите, что мы достигли цели урока: что мы умеем, знаем?
Посмотрите на нашу ступеньку знаний. Кто из вас смог подняться повыше? Почему одна ступенька без надписи, она просто белого цвета? Действительно, разве мы все узнали о тайнах нашего языка? И пусть это белая ступенька станет символом того, что сегодня испытав маленькую удачу нас ждет большой успех в будущем. Возьмите картинки и оцените, на каком этапе урока вам было комфортнее, более интересно, легко. | Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |