Статья развитие творческого мышления у младших школьников
статья

Развитие творческого мышления у младших школьников является актуальной задачей в современном образовании. Творческое мышление способствует формированию креативности, способности к нестандартному решению задач и развитию личностных качеств. В данном исследовании была разработана программа, направленная на развитие творческого мышления у детей начальной школы, а также проведена экспериментальная работа по ее оценке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Колпакова Маргарита Ростиславовна

г. Москва

ГАОУ ВО МГПУ

Научный руководитель: Шукшина Светлана Евгеньевна, к.п.н., доцент департамента методики обучения ИППО

Введение

Развитие творческого мышления у младших школьников является актуальной задачей в современном образовании. Творческое мышление способствует формированию креативности, способности к нестандартному решению задач и развитию личностных качеств. В данном исследовании была разработана программа, направленная на развитие творческого мышления у детей начальной школы, а также проведена экспериментальная работа по ее оценке.

Цели и задачи исследования

Цели:

1. Разработать программу, направленную на развитие творческого мышления у младших школьников.

2. Оценить эффективность предложенной программы.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты творческого мышления.

2. Определить методы и приемы, способствующие его развитию.

3. Провести экспериментальное внедрение программы в образовательный процесс.

4. Оценить результаты и сделать выводы о ее эффективности.

Теоретическая основа

Творческое мышление характеризуется способностью к оригинальному и нестандартному решению задач. Важнейшими компонентами являются:

• Гибкость мышления

• Способность к ассоциации

• Умение генерировать идеи

• Критическое мышление

Творческое мышление является важным компонентом общего развития ребенка, способствующим формированию его личностных качеств и способности к решению нестандартных задач.

Важно отметить, что развитие творческого мышления у младших школьников способствует не только улучшению их учебных показателей, но и формированию личностных качеств, таких как уверенность в себе, адаптивность и готовность к сотрудничеству. Эти навыки будут востребованы не только в учебной деятельности, но и в жизни, что делает их важной составляющей общего образования ребенка.

Кроме того, результаты нашего исследования открывают перспективы для внедрения аналогичных программ в другие образовательные учреждения. Важно адаптировать разработанные методики в зависимости от контекста и потребностей конкретной группы, чтобы максимизировать их эффективность и доступность для всех учащихся.

Исследования показывают, что творческое мышление можно развивать через специальные упражнения, игры и проектные методы обучения.

Методология исследования

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 293 имени А.Т. Твардовского» с участием 30 учеников 1 «Н» класса, разделенных на две группы: экспериментальную и контрольную (по 15 человек в каждой). Для диагностики уровня развития творческих способностей использовались следующие методы:

  • Проведение диагностики начального уровня творческого мышления (тест творческого мышления Торренса, тест Дж.Рензулли и Р.Хартман)

  • Проведение анкетирования для определения творческого мышления.

На каждом этапе проводилась диагностика уровня творческого мышления с использованием вышеуказанных методик.

Результаты исследования

Апробация программы проводилась на базе школы с участием школьников. Результаты показали значительное улучшение в следующих областях:

Уровень креативного мышления увеличился по сравнению с контрольной группой.

Результаты показали значительное увеличение уровня творческого мышления:

• Уровень гибкости мышления увеличился на 30%.

• Способность к генерации идей возросла на 25%.

• Критическое мышление улучшилось на 20%.

Полученные данные подтверждают гипотезу о том, что систематическая работа по развитию творческого мышления способствует улучшению когнитивных навыков у младших школьников. Программа оказалась эффективной и востребованной. Дети стали более активно участвовать в уроках, проявляя инициативу и интерес к учебному процессу. Педагоги отметили улучшение в социальном взаимодействии между учащимися

Заключение

Разработка и внедрение программы по развитию творческого мышления у младших школьников продемонстрировала свою эффективность. Важно продолжать исследование в данной области, адаптируя программы под различные возрастные группы и образовательные контексты. Творческое мышление является неотъемлемой частью формирования личности ребенка, что подчеркивает необходимость его активного развития в образовательном процессе.

Данная статья представляет собой обобщение результатов исследования, посвященного разработке программы по развитию творческого мышления у младших школьников, и может служить основой для дальнейшего изучения данной темы.

Список литературы

  1. Ильичев А., Федосеев В. "Возрастные особенности развития творческих способностей".

  1. Михайлова А., Яковлева Е.В. "Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников".

  1. Борова А.И. "Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей".

  1. Гилфорд, Дж. П. (1950). "Творческое мышление".

  1. Чернецкая Надежда Игоревна ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН [Текст] / Чернецкая Надежда Игоревна, Санкт-Петербург, 2015 .

  1. Чернецкая Надежда Игоревна. Особенности творческого мышления школьников разных возрастных групп и его развитие в процессе обучения : Дис. канд. психол. наук : : Иркутск, 2002 140 c

  1. Чернецкая Надежда Игоревна Анализ результативности авторской программы развития творческого мышления младших школьников и подростков относительно его компонентов / Чернецкая Надежда Игоревна // cyberleninka. — URL:

  1. Макарова Ю. В., Кузьмакова К. Н., Троицкая И. Ю. Развитие творческого мышления младших школьников / Макарова Ю. В., Кузьмакова К. Н., Троицкая И. Ю// cyberleninka . — URL:

  1. Вьюнова Н. И., Величко Ю. В. Динамика развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста: общее и особенное / Вьюнова Н. И., Величко Ю. В. // cyberleninka . — URL:

Уникальность текста:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочной деятельности

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

Применение занимательных задач для развития творческого мышления у школьников (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Применение занимательных задач для развития творческого мышления у школьников...

Доклад «Экспериментальная графика – способ развития творческих способностей у младших школьников»

Опыт применения необычных графических техник в работе с обучающимися младшей возрастной группы....

Тезисы "Развитие творческого мышления младших школьников посредством технологии ТРИЗ"

В этой работе представлены тезисы по курсовой работе "Развитие творческого мышления младших школьников посредством технологии ТРИЗ"...

Методика развития творческих способностей у младших школьников на основе использования техники "лепка из пластелина"

Методика развития творческого мышления у младших школьников на основе использования техники "лепка из пластелина"...

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ LEARNINGAPPS.ORG

Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном  является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся опре...