Статья развитие творческого мышления у младших школьников
статья
Развитие творческого мышления у младших школьников является актуальной задачей в современном образовании. Творческое мышление способствует формированию креативности, способности к нестандартному решению задач и развитию личностных качеств. В данном исследовании была разработана программа, направленная на развитие творческого мышления у детей начальной школы, а также проведена экспериментальная работа по ее оценке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Колпакова Маргарита Ростиславовна
г. Москва
ГАОУ ВО МГПУ
Научный руководитель: Шукшина Светлана Евгеньевна, к.п.н., доцент департамента методики обучения ИППО
Введение
Развитие творческого мышления у младших школьников является актуальной задачей в современном образовании. Творческое мышление способствует формированию креативности, способности к нестандартному решению задач и развитию личностных качеств. В данном исследовании была разработана программа, направленная на развитие творческого мышления у детей начальной школы, а также проведена экспериментальная работа по ее оценке.
Цели и задачи исследования
Цели:
1. Разработать программу, направленную на развитие творческого мышления у младших школьников.
2. Оценить эффективность предложенной программы.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты творческого мышления.
2. Определить методы и приемы, способствующие его развитию.
3. Провести экспериментальное внедрение программы в образовательный процесс.
4. Оценить результаты и сделать выводы о ее эффективности.
Теоретическая основа
Творческое мышление характеризуется способностью к оригинальному и нестандартному решению задач. Важнейшими компонентами являются:
• Гибкость мышления
• Способность к ассоциации
• Умение генерировать идеи
• Критическое мышление
Творческое мышление является важным компонентом общего развития ребенка, способствующим формированию его личностных качеств и способности к решению нестандартных задач.
Важно отметить, что развитие творческого мышления у младших школьников способствует не только улучшению их учебных показателей, но и формированию личностных качеств, таких как уверенность в себе, адаптивность и готовность к сотрудничеству. Эти навыки будут востребованы не только в учебной деятельности, но и в жизни, что делает их важной составляющей общего образования ребенка.
Кроме того, результаты нашего исследования открывают перспективы для внедрения аналогичных программ в другие образовательные учреждения. Важно адаптировать разработанные методики в зависимости от контекста и потребностей конкретной группы, чтобы максимизировать их эффективность и доступность для всех учащихся.
Исследования показывают, что творческое мышление можно развивать через специальные упражнения, игры и проектные методы обучения.
Методология исследования
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 293 имени А.Т. Твардовского» с участием 30 учеников 1 «Н» класса, разделенных на две группы: экспериментальную и контрольную (по 15 человек в каждой). Для диагностики уровня развития творческих способностей использовались следующие методы:
Проведение диагностики начального уровня творческого мышления (тест творческого мышления Торренса, тест Дж.Рензулли и Р.Хартман)
Проведение анкетирования для определения творческого мышления.
На каждом этапе проводилась диагностика уровня творческого мышления с использованием вышеуказанных методик.
Результаты исследования
Апробация программы проводилась на базе школы с участием школьников. Результаты показали значительное улучшение в следующих областях:
Уровень креативного мышления увеличился по сравнению с контрольной группой.
Результаты показали значительное увеличение уровня творческого мышления:
• Уровень гибкости мышления увеличился на 30%.
• Способность к генерации идей возросла на 25%.
• Критическое мышление улучшилось на 20%.
Полученные данные подтверждают гипотезу о том, что систематическая работа по развитию творческого мышления способствует улучшению когнитивных навыков у младших школьников. Программа оказалась эффективной и востребованной. Дети стали более активно участвовать в уроках, проявляя инициативу и интерес к учебному процессу. Педагоги отметили улучшение в социальном взаимодействии между учащимися
Заключение
Разработка и внедрение программы по развитию творческого мышления у младших школьников продемонстрировала свою эффективность. Важно продолжать исследование в данной области, адаптируя программы под различные возрастные группы и образовательные контексты. Творческое мышление является неотъемлемой частью формирования личности ребенка, что подчеркивает необходимость его активного развития в образовательном процессе.
Данная статья представляет собой обобщение результатов исследования, посвященного разработке программы по развитию творческого мышления у младших школьников, и может служить основой для дальнейшего изучения данной темы.
Список литературы
- Ильичев А., Федосеев В. "Возрастные особенности развития творческих способностей".
- Михайлова А., Яковлева Е.В. "Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников".
- Борова А.И. "Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей".
- Гилфорд, Дж. П. (1950). "Творческое мышление".
- Чернецкая Надежда Игоревна ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН [Текст] / Чернецкая Надежда Игоревна, Санкт-Петербург, 2015 .
- Чернецкая Надежда Игоревна. Особенности творческого мышления школьников разных возрастных групп и его развитие в процессе обучения : Дис. канд. психол. наук : : Иркутск, 2002 140 c
- Чернецкая Надежда Игоревна Анализ результативности авторской программы развития творческого мышления младших школьников и подростков относительно его компонентов / Чернецкая Надежда Игоревна // cyberleninka. — URL:
- Макарова Ю. В., Кузьмакова К. Н., Троицкая И. Ю. Развитие творческого мышления младших школьников / Макарова Ю. В., Кузьмакова К. Н., Троицкая И. Ю// cyberleninka . — URL:
- Вьюнова Н. И., Величко Ю. В. Динамика развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста: общее и особенное / Вьюнова Н. И., Величко Ю. В. // cyberleninka . — URL:
Уникальность текста:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочной деятельности
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...
Применение занимательных задач для развития творческого мышления у школьников (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)
Применение занимательных задач для развития творческого мышления у школьников...
Доклад «Экспериментальная графика – способ развития творческих способностей у младших школьников»
Опыт применения необычных графических техник в работе с обучающимися младшей возрастной группы....
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на МО...
Тезисы "Развитие творческого мышления младших школьников посредством технологии ТРИЗ"
В этой работе представлены тезисы по курсовой работе "Развитие творческого мышления младших школьников посредством технологии ТРИЗ"...
Методика развития творческих способностей у младших школьников на основе использования техники "лепка из пластелина"
Методика развития творческого мышления у младших школьников на основе использования техники "лепка из пластелина"...
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ LEARNINGAPPS.ORG
Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся опре...