Тезисы "Развитие творческого мышления младших школьников посредством технологии ТРИЗ"
материал
В этой работе представлены тезисы по курсовой работе "Развитие творческого мышления младших школьников посредством технологии ТРИЗ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
ТЕЗИСЫ
Исполнитель: Моисеева Н.А.
Студентка 4а группы
Камышлов, 2021
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
Исполнитель: Моисеева Н.А., студентка ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов, специальность «Преподавание в начальных классах», 4 курс |
Данная тема актуальна по причине того, что на сегодняшний день проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения становится очень важной. Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций технологию ТРИЗ, которая не только результативна, но и увлекательна.
В отечественной психологии широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
Одним из первых, кто наиболее полно предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах посвященных творческому мышлению, он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития творчества определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.
Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.
Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.
В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.
В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.
Проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения становится очень важной. Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций технологию ТРИЗ, которая не только результативна, но и увлекательна.
В работе рассматривались возможности технологии ТРИЗ для развития творческого мышления младших школьников. Осуществлялся ряд основных понятий технологии ТРИЗ, рассматривали в методической литературе точки зрения на то, что лежит в основе технологии ТРИЗ. А также стадии технологии ТРИЗ. Изначально в основу концепции обучения по этой методике были заложены всего лишь четыре основных стадии. На первой стадии подразумевается поиск сути и истины. Именно в этот период ребенок начинает учиться осознавать, что любой из предметов, которые его окружают, может использоваться совершенно по-разному.
Вторая стадия полностью посвящена этапу поиска противоречий в самом предмете. На этой стадии анализируется, что в нем полезно и хорошо, а что является и вовсе лишним.
На третьей стадии перед ребенком ставится задача разрешить противоречия. По мнению многих педагогов, этот этап является самым интересным, так как именно для него в свое время была разработана целая система развивающих задач и игр. Весь этот комплекс направлен на то, чтобы ребенок учился самостоятельно выдумывать нестандартные пути решения поставленных проблем, уходя от обычно навязываемых стереотипных решений.
Последняя, четвертая стадия, направлена на развитие творческого воображения и мышления. Теперь ребенок должен самостоятельно придумать не выполнявшиеся ранее упражнения, а также сказки, где присутствуют противоречия. Именно для этой стадии автором методики ТРИЗ были разработаны различные специализированные методики, в состав которых входит рисование, конструирование, лепка и, безусловно, игра.
Главной особенностью процесса обучения по технологии ТРИЗ является выполнение ребенком всех этапов работы самостоятельно, без подсказок учителя. Каждый ребенок, который прошел все четыре стадии обучения, после этого становится самостоятельной творческой личностью, у которой широкий диапазон мышления и способности к непосредственному анализу окружающей действительности.
Для оценки результативности выбранной технологии, направленной на развитие творческого мышления у младших школьников, отобраны следующие авторские методики, которые соответствуют всем параметрическим характеристикам и позволят собрать достоверную информацию об изучаемом явлении.
- Да-нетка
Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует навыки логического мышления, обучает целенаправленному поиску нужной информации, развивает самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели; развивает умение выделять имя признака, по которому идет сужение поля поиска.
- Лови ошибку
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию, умение применять знания в нестандартной ситуации, умение критически оценивать полученную информацию.
- Ложная альтернатива
Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
- Отсроченная догадка
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует:
- умение анализировать и сопоставлять факты;
- умение определять противоречие;
- умение находить решение имеющимися ресурсами.
- Пинг-понг «Имя-значение»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений. Формирует:
- для заданного конкретного объекта выделять имена признаков;
- определять значения признаков объекта по заданному имени признака.
- Связи
Универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И. Ивановым. Независимо от контекста ТРИЗ немного в другой интерпретации подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова (она разработала эту игру для занятий по экологии). Формирует:
- умение находить связи между объектами в системе;
- умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;
- умение устанавливать связи между любыми объектами.
Таким образом, используя элементы технологии ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо педагогов, использующих технологию ТРИЗ: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта» (Г. С. Альтшуллер).
Список литературы:
- Ардашева Н. И. и др. Иcтории про… – Ульяновcк, 1993.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.:Союз, 1997.
- Гагай В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения // Изд-во Шадрин. гос. пед. ин-та, 2006.
- Гин А. А. «Да» и «нет» говорите… // Педагогика + ТРИЗ: Cб. cтатей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Выпуcк 2. – Гомель: ИПП «Cож», 1997.
- Мукина А.Н. Возможности развития творческого мышления младших школьников во внеклассной работе// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 10. № 31.
- Платонова Л.А. Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе. – Начальная школа плюс до и после. – 2006. № 11.
- Рачева В.С. Развитие творческого мышления младших школьников// Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2013. Т. 2.
- Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. – № 5.
- Чернецкая Н.И. Компоненты творческого мышления// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 5. № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математического мышления младшего школьника на интегрированных уроках математики и информатики
Проект курсовой работы на тему: Развитие математического мышления младшего школьника на интегрированных уроках математики и информатики...
3 Выпускная квалификационная работа студента "Формирование навыка продуктивного чтения младших школьников средствами технологии критического мышления"
Необходимым условием успешности обучения чтению и литературного образования детей в начальной школе является обязательность собственной читательской и учебной деятельности ученика, при которой обучающ...
Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника в дополнительном образовании
Проанализировав сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условиях дополнительного образования следует с...
Применение занимательных задач для развития творческого мышления у школьников (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)
Применение занимательных задач для развития творческого мышления у школьников...
«Формирование коммуникативных компетенций младших школьников посредством игровых технологий»
Проблема формирования коммуникативных компетенций младших школьников актуальна тем, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие личности. Насколько легко ребенок будет уметь общат...
ВКР "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"
Выпускная квалификационная работа "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"...
Формирование креативного мышления младших школьников путем организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира
Исследовательская деятельность как метод формирования креативного мышления у младших школьников Роль игровых методик в формировании креативного мышления у младших школьников Применение технологий ...