Доклад «Экспериментальная графика – способ развития творческих способностей у младших школьников»
методическая разработка
Опыт применения необычных графических техник в работе с обучающимися младшей возрастной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст доклада о использовании необычных видов графики | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на заседании Методического Совета МБУДО «СДХШ им. В. М. Кириллова»
Заседание 02 ноября 217 г.
«Экспериментальная графика – способ развития творческих способностей у младших школьников»
Никитина Юлия Ивановна
преподаватель
МБУДО «Сафоновская детская художественная школа им. В.М. Кириллова»
Творческое воображение у детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Широкие возможности для этого развития представляет экспериментальная графика.
Развитое воображение – важнейшая характеристика нашей жизни. Если представить , что бы было если вдруг такой мыслительный процесс вообще не существовал : не было бы научных открытий, дети не услышали бы сказок, не игра ли бы в игры. И вот потому значение воображения очень велико. Оно возникло и развивалось в процессе труда и весь смысл его и состоит в том, что невозможно трудиться , не представляя себе конечного и промежуточного результата.
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Возник вопрос о важности развития воображения и диагностики его уровня. В ходе исследований определились несколько способов реализации этого: агглютинация (собрать из частей целое), гиперболизация (увеличение или уменьшение объекта или отдельных его частей), схематизация (общие представления об объектах сливаются, различия – сглаживаются), типизация (воплощение в образах типичных черт для персонажа), акцентирование (выделение, подчеркивания одной черты).
Многие психологи считают, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Наверное, потому, что развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском возрасте, и эта относительная самостоятельность детского воображения, его независимость от деятельности рассудка, является выражением не богатства, а бедности детских фантазий. Однако многие педагоги придерживаются других взглядов, и утверждают, что детское творчество совершенно.
Воображение играет важную роль и в творческом процессе. Творчество - сложный процесс, центром которого и является воображение. Кроме этого творческая деятельность способствует развитию внимания, памяти, восприятия, мышления. Новый продукт, получаемый ребёнком, является для него субъективно новым. Но и объективные открытия, сделанные в процессе творчества, так же обогащают воображение, знания, опыт и интересы ребенка. Поэтому воображение очень значимо не только для успешной учёбы, но и для развития личности.
Предложу несколько вариантов использования видов графики не только для развития мышления, но и для раскрепощения сознания юных творцов, релаксации во время рисования:
1) монотипия;
2) «свободное рисование» ( свободное перетекание красок по поверхности листа, батик);
3) рисование на воде ( или имитации её, например – пене),
4) получение различных оттисков и отпечатков на разных поверхностях, с различных по фактуре форм;
5) раздувание, разбрызгивание капель краски и др.
Особым компонентом в применении таких видов графики является эмоционально привлекательная деятельность (интерес).
Представленные примеры упражнений полезны для развития воображения и могут быть использованы на каждом занятии в ДХШ. Необходимо их распределить по принципу «от простого к сложному», дабы создать систему для работы с разными возрастными группами. И только такой подход, поддержанный грамотно подобранной для реализации задания изобразительной техникой, даст возможность развитию воображения у наших учеников, почувствовать себя умелым рисовальщиком.
Список литературы
- Выготский Л.С. «Воображение у ребёнка и подростка», из работы «Воображение и творчество в детском возрасте», - Издательство «Просвещение», Москва, 1991 .-96 с.
- Выготский Л.С.«Развитие высших психических функций».-М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
- Л.С. Коршунова «Воображение и его роль в познании» , – М. : Изд-во Московского университета, 1979 . – 145 с. : мягк. - Библиогр.: с.136-144.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для
родителей и педагогов. —Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочной деятельности
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...
Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника в дополнительном образовании
Проанализировав сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условиях дополнительного образования следует с...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...
Доклад на педагогическом совете школы на тему: «Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе обучения»
Вопрос о том, как научить человека творить, издавна волновал умы ученых. Являясь жизненной необходимостью, творчество преобразует, развивает и обогащает человека, формирует ...
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на МО...
Методика развития творческих способностей у младших школьников на основе использования техники "лепка из пластелина"
Методика развития творческого мышления у младших школьников на основе использования техники "лепка из пластелина"...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии
Нами было проведено исследование, направленное на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии. Также предложены рекомендации и развивающая программа. Все это можно...