Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочной деятельности
методическая разработка на тему
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Кафедра начального образования
Развитие творческих способностей у младших школьников
в процессе внеурочной деятельности
Выполнил:слушатель курсов №190
Учитель начальных классов МКОУ
«Харьковская СОШ»
Старополтавского района
Мироненко Светлана Николаевна
Проверил: доцент к.пс.н.
Рубцова Наталья Николаевна.
Волгоград-2012год
Введение
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Пояснительная записка
Работа в кружке «Фантазия» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работа в кружке планировалась так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, ракушками и песком, соленым тестом, цветными тканями и нитками, скорлупами. Работа кружка организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с природными материалами и другими материалами надо начинать с более простых поделок, то есть к четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Фантазия» рассчитана на детей с 8 до 10 лет, то есть со 2 класса по 4 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раза в неделю по 1 часу, всего 34 занятия за учебный год. Реализация этой программы- 3года(102 часа). Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 12 человек.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
– научить ребёнка создавать поделки из природного материала,
- научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными тканями и нитками, со скорлупами.
Задачи программы
Обучающие:
- обучить умению планирования своей работы;
- обучить приемам и технологии изготовления композиций; изучить свойства различных материалов;
- обучить приемам работы с различными материалами; обучить приемам самостоятельной разработки поделок;
- научить создавать поделки из природного материала;
- научить работать с бросовым материалом.
Развивающие:
- развивать у детей художественно-эстетический вкус и творческий потенциал;
- развивать образное мышление и воображение;
- создавать условия к саморазвитию учащихся;
- развивать у детей любовь к прекрасному.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду и людям труда;
- воспитывать чувства коллективизма;
- воспитывать аккуратность, ответственность, усидчивость;
- развивать чувства прекрасного.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
беседа, рассказ, лекция, самостоятельная работа, работа с компьютером.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:
–способы и приемы работы с природными и бросовыми материалами (песком и ракушками, соленым тестом, цветными тканями и нитками, скорлупками);
_ виды и свойства тканей и ниток;
_ способы изготовления изделий из ткани и ниток;
_ технологию изготовления солёного теста.
Учащиеся должны уметь:
– пользоваться инструкциями, схемами изделий;
– создавать композиции с изделиями;
_ изготавливать картины;
– работать в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Выставки работ учащихся:
-в классе, в школе.
• Участие в районной выставке детских творческих работ.
• Участие в школьных и районный конкурсах.
Участие в украшении школьной столовой и КДО.
Вручение поделок, картин- ветеранам, жителям дом – интерната.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 102 часа.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 3 года.
1. Работа с природным материалом (15 ч.)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
2. Работа с ракушками, песком (11 ч.)
Использование ракушек для украшения цветочных горшков. Изготовление из песка картинок.
3. Работа с соленым тестом (50 ч.)
Из истории соленого теста
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Как приготовить соленое тесто.
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелкихдеталей).
Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст.ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.
Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается бесцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.
4. Работа с цветными тканями и нитками (11 ч.)
Виды и свойства тканей и ниток. Способы изготовления изделий из тканей и ниток.
5. Работа со скорлупками (15 ч.)
Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.
В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.
При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.
Способы изготовления изделий из яичной скорлупы. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Виды работ из яичной скорлупы.
Учебно – тематический план
кружкового объединения «Фантазия».
№ | Раздел | Количество часов |
Работа с природным материалом | 15 | |
2. | Работа с ракушками, песком. | 11 |
3. | Работа с соленым тестом. | 50 |
4. | Работа с цветными тканями и нитками. | 11 |
5. | Работа со скорлупками. | 15 |
Всего | 102 |
Тематическое планирование кружкового объединения «Фантазия»
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Цели | Оборудование и материалы |
1. | Работа с природным материалом | 15 (5час.- теории) | 1. Научить детей делать поделки из разных природных материалов. 2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. 3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. 4. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей. | Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки сосны и деревьев, ножницы, клей ПВА.
|
«Осенний букет». | 1
| |||
«Сова». | 3
| |||
«Домик». | 1
| |||
«Дружная семейка на прогулке». «Осенний кораблик».
«Лесной паровозик». «Ёжики на полянке». «Зимняя охота»
| 2 1 2 2 3 | |||
2.
| Работа с ракушками, песком | 11(3часа-теории) | 1. Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов. 2. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними. | Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей.
|
«Цветочные горшки». | 2 | |||
«Жар-птица».
| 2 | |||
«Мышка».
| 1 | |||
«Лебёдушка». «Цветы в вазе». «Ночной пейзаж». | 2 2 2 | |||
3.
| Работа с соленым тестом | 50 (8час.- теории)
| 1. Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке). 2. Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее. 3.Воспитывать уважение к труду, развивать любовь к прекрасному. | Прочный картон, шаблоны, основы под картины, мука, масло, соль, вода, цветные краски, кисти.
|
«Рисуем тестом». | 1 | |||
«Милые сердечки». | 1 | |||
«Подсолнух». | 1 | |||
«Божья коровка». «Урожай». «Припасы на зиму». «Хлебосольная зайчиха». «Кот-милашка». «Дружок». «Мурзик». «На завалинке». «Барыня-сударыня». «Весёлая семейка матрёшек». «Музыкальная семейка». «Чаепитие подруг». «Приглашение к столу». Изготовление забавных и оригинальных картинок (домашних животных, картинок для кухни). | 1 2 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 7 | |||
4. | Работа с цветными тканями и нитками.
| 11(3час.-теории)
| 1. Научить детей делать поделки из новых материалов (разноцветных тканей и ниток). 2. Познакомить с новым способом изготовление-отклеивание объемных форм цветными нитками. 3. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи. | Обрезки цветных ниток (шерстяных, мулине), обрезки разноцветных тканей, картон, заготовки, клей.
|
«Лебеди». | 1 | |||
«Ваза с цветами».
| 4
| |||
« Снеговик». | 1
| |||
« Кролик». «Попугайчик».
| 2 3 | |||
5. | Работа со скорлупками | 15(5час.-теории) | 1. Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц. 2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы. 3.Развивать любовь к прекрасному. | Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц, готовые основы под картинки. |
«Божья коровка»
| 2 | |||
«Клоун». | 2 | |||
«Утенок».
| 1 | |||
«Золотая рыбка». Изготовление поделок по теме: «Пасха».(пасхальные яйца, «Вербочка», «К нам Пасха пришла», «Светлый день-Пасха». | 1 9 |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги.
5. Материалы и инструменты: ракушки, песок, разноцветные ткани и нитки, яичные скорлупки, основы для поделок и картин, мука, соль, масло, вода, стек, клей, ножницы, салфетки для рук, разделочные дощечки, салфетка для стола, кисти и краски гуашь, колпачки, пуговицы, бусинки, расчёска.
Список литературы.
Литература для учителя.
1. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,1992г.
2. Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005г.
3. В.С.Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002г.
4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999г
5. Поделки и фигурки из солёного теста.М.,2008г.
6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000г.
Литература для учащихся.
1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992г.
2. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002г
3. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
4. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000г.
5.Интерьер из солёного теста.(изд.дом «Карапуз» журнал «Мастерилка»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...
Доклад «Экспериментальная графика – способ развития творческих способностей у младших школьников»
Опыт применения необычных графических техник в работе с обучающимися младшей возрастной группы....
ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
развитие творческих способностей...
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на МО...
Методика развития творческих способностей у младших школьников на основе использования техники "лепка из пластелина"
Методика развития творческого мышления у младших школьников на основе использования техники "лепка из пластелина"...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии
Нами было проведено исследование, направленное на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии. Также предложены рекомендации и развивающая программа. Все это можно...
Статья развитие творческого мышления у младших школьников
Развитие творческого мышления у младших школьников является актуальной задачей в современном образовании. Творческое мышление способствует формированию креативности, способности к нестандартному решен...