РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ LEARNINGAPPS.ORG
статья

Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном  является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. ФГОС НОО предусматривает, что метапредметные результаты овладения основной образовательной программой начального общего образования должны отражать, в частности, овладение логическими действиями, такими как сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также классификация. Эти умения познавательных УУД тесно связаны с компонентами, которые входят в критическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolodnikova_ya.yu_._kriticheskoe_myshlenie.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ LEARNINGAPPS.ORG

Я.Ю. Колодникова

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский педагогический колледж»

Научный руководитель А.В. Луговик

Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном  является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. ФГОС НОО предусматривает, что метапредметные результаты овладения основной образовательной программой начального общего образования должны отражать, в частности, овладение логическими действиями, такими как сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также классификация. Эти умения познавательных УУД тесно связаны с компонентами, которые входят в критическое мышление.

Сущность понятия «критическое мышление»

В трактовке сущности понятия «критическое мышление» существует огромное количество мнений и оценок. Так, с одной стороны, критическое мышление ассоциируется с негативным опытом, будь то спор или конфликт. С другой стороны, объединяется с такими понятиями как «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д.

Д. Халперн даёт определение критическому мышлению как направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата [1].

Согласно мнению Г. Линдсей, критическое мышление – это «умелое, ответственное мышление, позволяющее человеку формулировать надёжные вероятные суждения, поскольку оно, а) основывается на критериях, б) является самокорректируемым, в) чутко к контексту [2].

Профессор и преподаватель американской литературы Хоуп-колледжа Д. Клустер заявил, что, критическое мышление имеет несколько характеристик:

- критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя;

- информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления;

- критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;

- критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу обучения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Развитие критического мышления позволяет достичь такие навыки и умения, как:

- формировать умение учащихся выделять причинно-следственные связи;

- учить учащихся рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- учить понимать, как различные части информации связаны между собой;

- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы;

- учить избегать категоричности в утверждениях;

- выявлять предвзятое отношение и суждение;

- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Байрамов А. С. в своих исследованиях определил три уровня сформированности критического мышления у младших школьников:

- низкий уровень – характеризуется низкой степенью самостоятельности в процессе выполнения заданий, редко проявляются творческие способности, слабо развиты мыслительные способности;

- средний уровень – достаточный уровень самостоятельности во время выполнения заданий, способность мыслить творчески присутствует в большинстве случаев, развиты рефлексивные умения, деятельность носит осмысленный характер. Поиск информации в большинстве своём обучающийся осуществляет, когда ему интересно. Умеет делать и давать оценку логическим умозаключениям, а вот оценивать последовательность – не всегда;

- высокий уровень – высокий уровень самостоятельности в выполнении заданий, творческая активность на высоком уровне, рефлексивные умения на хорошем уровне. Самоанализ осуществляется объективно, деятельность носит осмысленный характер; обучающемуся с лёгкостью дается поиск нужной ему информации. Умеет делать и давать оценку логическим умозаключениям, находить главную информацию среди потока лишней, рефлексивно оценивать содержание текста.

 Возможность образовательной платформы LearningApps.org в развитии критического мышления

Платформа для онлайн-обучения – это информационное пространство, размещенное в Интернете, которое выступает посредником между учеником и учителем.

Значительная часть образовательных платформ дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить и повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Например, очень часто учителя используют такую образовательную платформу как LearningApps.org.

Онлайн-сервис позволяет создавать собственные упражнения, задания, приложения, сохранять их в различных форматах, использовать готовые модули из библиотеки, свободно обмениваться информацией между пользователями, создавать классы и записывать туда учеников, организовывать работу обучающихся.

В LearningApps пользователи могут найти:

– Огромную библиотеку готовых упражнений. Она разбита на категории по предметам, конкретным темам и уровням образования;

- Шаблоны для создания собственных интерактивных заданий.

Разные модули подходят для решения особых задач в рамках определенной предметной области или даже для внеурочной деятельности. Например, для:

- закрепления теоретического и практического материала, проверки уровня знаний.

- организации конкурсов.

- стимулирование познавательной деятельности учеников.

- использование различных интеллектуальных интерактивных заданий.

Таким образом, преимущество образовательной платформы LearningApps.org заключается в том, что его использование способствует развитию мыслительных навыков: задания учат классифицировать, сопоставлять, анализировать, принимать решения, делать выводы, что относится и к развитию критического мышления.

Библиографический список

1. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000 - 224 с.

2. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф.   Томпсон. - Москва // Общая психология: хрестоматия: учебное пособие / сост. Л.Б. Бровина, Т.А. Сергеева. - 2-е издание, исправленное. - Москва: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 121 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочной деятельности

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

"Современные образовательные технологии.Технология развития критического мышления. Приём ЗИГЗАГ"

Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.Печатный документ содержит краткое ...

Статья - применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) выделяется среди инновационных педагогических идей оптимальным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с техно...

Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.

Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной  системы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ с применением современной образовательной технологии развития критического мышления По дисциплине МДК.01.01. "Устройство автомобиля"

Методическая предназначена для проведения учебного занятия по дисциплине МДК.01.01. Устройство автомобиля, для студентов, обучающихся по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...