РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ LEARNINGAPPS.ORG
статья
Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. ФГОС НОО предусматривает, что метапредметные результаты овладения основной образовательной программой начального общего образования должны отражать, в частности, овладение логическими действиями, такими как сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также классификация. Эти умения познавательных УУД тесно связаны с компонентами, которые входят в критическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ LEARNINGAPPS.ORG
Я.Ю. Колодникова
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский педагогический колледж»
Научный руководитель А.В. Луговик
Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. ФГОС НОО предусматривает, что метапредметные результаты овладения основной образовательной программой начального общего образования должны отражать, в частности, овладение логическими действиями, такими как сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также классификация. Эти умения познавательных УУД тесно связаны с компонентами, которые входят в критическое мышление.
Сущность понятия «критическое мышление»
В трактовке сущности понятия «критическое мышление» существует огромное количество мнений и оценок. Так, с одной стороны, критическое мышление ассоциируется с негативным опытом, будь то спор или конфликт. С другой стороны, объединяется с такими понятиями как «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д.
Д. Халперн даёт определение критическому мышлению как направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата [1].
Согласно мнению Г. Линдсей, критическое мышление – это «умелое, ответственное мышление, позволяющее человеку формулировать надёжные вероятные суждения, поскольку оно, а) основывается на критериях, б) является самокорректируемым, в) чутко к контексту [2].
Профессор и преподаватель американской литературы Хоуп-колледжа Д. Клустер заявил, что, критическое мышление имеет несколько характеристик:
- критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя;
- информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления;
- критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
- критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу обучения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Развитие критического мышления позволяет достичь такие навыки и умения, как:
- формировать умение учащихся выделять причинно-следственные связи;
- учить учащихся рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- учить понимать, как различные части информации связаны между собой;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы;
- учить избегать категоричности в утверждениях;
- выявлять предвзятое отношение и суждение;
- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Байрамов А. С. в своих исследованиях определил три уровня сформированности критического мышления у младших школьников:
- низкий уровень – характеризуется низкой степенью самостоятельности в процессе выполнения заданий, редко проявляются творческие способности, слабо развиты мыслительные способности;
- средний уровень – достаточный уровень самостоятельности во время выполнения заданий, способность мыслить творчески присутствует в большинстве случаев, развиты рефлексивные умения, деятельность носит осмысленный характер. Поиск информации в большинстве своём обучающийся осуществляет, когда ему интересно. Умеет делать и давать оценку логическим умозаключениям, а вот оценивать последовательность – не всегда;
- высокий уровень – высокий уровень самостоятельности в выполнении заданий, творческая активность на высоком уровне, рефлексивные умения на хорошем уровне. Самоанализ осуществляется объективно, деятельность носит осмысленный характер; обучающемуся с лёгкостью дается поиск нужной ему информации. Умеет делать и давать оценку логическим умозаключениям, находить главную информацию среди потока лишней, рефлексивно оценивать содержание текста.
Возможность образовательной платформы LearningApps.org в развитии критического мышления
Платформа для онлайн-обучения – это информационное пространство, размещенное в Интернете, которое выступает посредником между учеником и учителем.
Значительная часть образовательных платформ дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить и повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Например, очень часто учителя используют такую образовательную платформу как LearningApps.org.
Онлайн-сервис позволяет создавать собственные упражнения, задания, приложения, сохранять их в различных форматах, использовать готовые модули из библиотеки, свободно обмениваться информацией между пользователями, создавать классы и записывать туда учеников, организовывать работу обучающихся.
В LearningApps пользователи могут найти:
– Огромную библиотеку готовых упражнений. Она разбита на категории по предметам, конкретным темам и уровням образования;
- Шаблоны для создания собственных интерактивных заданий.
Разные модули подходят для решения особых задач в рамках определенной предметной области или даже для внеурочной деятельности. Например, для:
- закрепления теоретического и практического материала, проверки уровня знаний.
- организации конкурсов.
- стимулирование познавательной деятельности учеников.
- использование различных интеллектуальных интерактивных заданий.
Таким образом, преимущество образовательной платформы LearningApps.org заключается в том, что его использование способствует развитию мыслительных навыков: задания учат классифицировать, сопоставлять, анализировать, принимать решения, делать выводы, что относится и к развитию критического мышления.
Библиографический список
1. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000 - 224 с.
2. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон. - Москва // Общая психология: хрестоматия: учебное пособие / сост. Л.Б. Бровина, Т.А. Сергеева. - 2-е издание, исправленное. - Москва: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 121 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочной деятельности
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

"Современные образовательные технологии.Технология развития критического мышления. Приём ЗИГЗАГ"
Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.Печатный документ содержит краткое ...

Формирование речевой компетенции школьников с использованием приемов технологии развития критического мышления при обучении английскому языку
Выступление на конференции 2016...

Статья - применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) выделяется среди инновационных педагогических идей оптимальным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с техно...

«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на МО...
Статья развитие творческого мышления у младших школьников
Развитие творческого мышления у младших школьников является актуальной задачей в современном образовании. Творческое мышление способствует формированию креативности, способности к нестандартному решен...
Педагогические условия развития универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности
Рсгмгмгсггмшггрпрппаапооосчмр...