Педагогические чтения «Образ педагога в наследии А.С. Макаренко в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения.
учебно-методический материал

Панов Сергей Владимирович

Об использовании  наследия А.С. Макаренко в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_nasledie_a.s._makarenko.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические чтения «Образ педагога в наследии А.С. Макаренко в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения.

Панов Сергей Владимирович

Преподаватель филиала №1 ФКП ОУ №79

Пенитенциарная система Российской Федерации — орган правоохранительной системы государства, выражающийся собой комплекс учреждений и органов по исполнению уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осуждённых и предупреждение совершение новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами» (ст. 1 УИК). Одна из важнейших целевых установок пенитенциарной системы — исправить человека, сделать его правопослушным. Термин «перевоспитание» — идеологема 20-х годов XX века, введён в научный лексикон с появлением так называемых «трудных», «невоспитуемых», «дефективных» — отставших от самих себя, взамен широко распространённого понятия «коррекция» (выправление). Исправление происходит в условиях изоляции осуждённых преступников от общества и задается правовыми нормами: соблюдение законности при исполнении уголовного наказания и административный надзор. Среди задач уголовно-исполнительного законодательства наиболее важное место занимает “охрана прав, свобод и законных интересов, оказание осуждённым помощи в социальной адаптации” (ст.1. ч.2 УИК РФ). Сам факт исправления человека сводится к получению правопослушного поведения осуждённого. Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики являются «поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных».

                 Все это реально осуществимо при условии освоения педагогической системы А.С. Макаренко, ведь она содержит не только общие решения важнейших педагогических проблем, но и конкретные, действенные пути реализации результатов их решения на практике. В его педагогической концепции органически связаны разработанные им, говоря современным языком, социальные технологии воспитания (сводный отряд, перспективные линии, первичный коллектив, параллельное действие, общая программа и индивидуальный корректив к ней, метод взрыва и т. д.) и их теоретическое обоснование.

           Идеи советского педагога-новатора до сих пор привлекают внимание прогрессивной педагогической общественности всего мира, доступны для внедрения в воспитательных учреждениях любого типа. Эти идеи нельзя рассматривать с точки зрения узкопринятой специфики или в узком смысле — педагогическом и практическом, их значение несравненно шире: они становятся факторами, способствующими возникновению нового отношения к человеку, жизни, обществу. Благодаря их использованию открываются новые возможности гуманизации условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышения гарантий соблюдения их прав и законных интересов, что является одной из целей Концепции.

Одна из важнейших причин успеха педагогики А. С. Макаренко в том, что он ясно видел цели воспитания. Основной целью являлось воспитание всесторонней личности для общества будущего. Он был в авангарде своей эпохи, и это выражалось в его работе, прежде всего, в том, что он не отделял цели воспитания от целей общественно-политических. По его мнению, воспитанника с самого начала нужно включать в общественно-политическую жизнь, а задача педагога - найти способ, как правильно это сделать.

Он был убежден, что только на практике можно увидеть настоящее положение вещей, действовать, исходя из реальной ситуации, а не из книг по педагогике. Именно в этом процессе можно увидеть цели воспитания, потому что цель – это не наперед заданный оторванный от реальности идеал, это логическое продолжение того движения, которое осуществляется сегодня. Новую форму воспитания подсказала ему происходящая кругом революция. В то время народные массы осваивали эту форму с молниеносной быстротой. Решения принимались в коллективах, производство и управление осуществлялось коллективно, при распределении общественных благ опирались на коллективы.

Технология воспитания – ведущая проблема педагогического наследия А. С. Макаренко. Обосновывать сущность этого понятия неоднократно приходилось педагогу, так как она была противоречивой и в его время. Об этом свидетельствует одна из записок, на которую довольно часто отвечал Макаренко: "В последней части своей книги вы сравниваете процесс воспитания детей с технологическим процессом. Не перегнули ли вы в своих суждениях? Никак нельзя согласиться с вашим сравнением обработки металла и живого человека. Не механический ли это подход?"

Отвечая, А.С. Макаренко убеждал, что, собственно, принципиальной разницы нет. Если берем, например, штамп металла, мы имеем цель, средства и технологический процесс. Почему невозможен технологический процесс относительно человека? Он считал, что пока мы не придем к необходимому уважению своей технологической науки, мы не сможем хорошо воспитывать детей. "Я в своей книге веду речь о том, что некоторые детали человеческой личности можно штамповать на штампах. На меня педагоги ужасно кричат за это место – как можно человека штамповать? Я же не предлагаю взять живого человека и засунуть его под пресс. Возьмем, например, привычку к чистоте, к точности. Это буквально штампуется в коллективе. Не нужно никакого индивидуального подхода к этому вопросу. Вы создаете общие условия, создаете ежедневный опыт. Они со дня на день умываются, чистят зубы, моют ноги, и, если они выходят из коммуны, они уже не могут не умываться ежедневно. Какая особая хитрость для этого нужна? Никакой, это легкая задача, и это действительно можно сравнить со штампом. Но, как и в штамповочном деле, требуется тонкая работа и самих штампов, так и здесь..."

 В этом случае нельзя не согласиться с А.С. Макаренко, так как речь идет об обычных нормах поведения, а привычки – это частичные автоматизированные действия. На основе использования педагогического метода, они не только создают возможность выполнения того или другого действия, а и обеспечивают сам факт ее осуществления. Привычка является важной опорой воспитательного процесса. "Воспитание, которое целиком оценило важность привычек и сооружает на них свое здание, сооружает его крепко.

Во времена работы в трудовой колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского с 1920 по 1935 год А.С. Макаренко смог реализовать определенную систему исправления преступников, которая помогла исправиться и реализоваться в жизни многим заключенным. Но предложенная им концепция не смогла реализовываться в дальнейшем по причине ужесточения карательной политики государства по отношению к заключенным. Именно по данной и иным причинам А.С. Макаренко не смог внедрить свою практику по реализации пенитенциарной системы в практику исправительно-трудовых учреждений. педагогическая система А.С. Макаренко строится на педагогике доверия, возвращения личности к качественной жизни, а не ее разрушения и подавления. То есть это педагогика сотрудничества педагога и осужденного, а не их противостояния.

           Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством. Антон Семенович Макаренко был убежден, что педагог – это самая решающая фигура в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим он придавал большое значение педагогическому мастерству, призванию, интуиции и технике воспитателей. Антон Семенович был убежден в том, что без профессиональных знаний и направленности, без педагогической техники не может быть педагогического мастерства. Также он указывал на пути и средства его формирования. Он считал, что многие ошибки в воспитании идут от неумения учителей воздействовать на воспитанников, от неумения сказать убедительные слова. «Нужно уметь сказать так, чтобы почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться». Овладение педагогическим мастерством отдельным педагогом рассматривалось им в органической связи с работой всего педагогического коллектива. Конкретный воспитатель лучше всего овладеет педагогическим мастерством находясь в сплоченном и целеустремленном педагогическом коллективе.

Представления А.С. Макаренко не потеряли своей значимости в настоящем периоде развития общества: воспитание считается наиболее важным элементом образования человека, общества и государства. Изучая педагогическое наследие данного автора, можно отметить его постоянную научную ценность и значимость его мыслей, многосторонность и неповторимость его опыта. На сегодняшний день требованиями к педагогу являются не столько знания основ развития человека как личности, но и способность определения особенностей ребенка и коррекции его сознания и поведения.

Список используемой литературы

  1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. – М.:  Учпедгиз, 1940.
  2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1987. – Т.1
  3. Макаренко А.С. Флаги на башнях // Пед. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1987. – Т.1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические чтения по теме:«Творческое наследие К. Д. Ушинского в измерениях образования ХХI века»

          Тема педагогических чтений в Амурском педагогическом колледже была посвящена великому социальному мыслителю и великому реформатору ...

Интеграция образовательных программ профессионального образования в общеобразовательное, как одно из условий успешного развития инновационного образовательного учреждения

Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными организациями ПОУ - СОШ. Во-первых, в поисках знаний обучающиеся...

Педагогические чтения "Современный педагог - творческая личность"

Выступление на педагогических чтениях "Современный педагог - творческая личность"...

Программа деятельности социального педагога по адаптации обучающихся иностранных граждан в условиях образовательного учреждения

Программа разработана для иностранных граждан подросткового возраста, обучающихся в лицее. Она предусматривает помощь в социальной и психологической адаптации обучающихся иностранных граждан, которая ...

Образ педагога в наследии Макаренко А.С. в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения

Доклад на тему "Образ педагога в наследии Макаренко А.С. в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения "...

Образ педагога в наследии А.С. Макаренко в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения

Педагогика, как наука и практика, играет ключевую роль в формировании личности и социализации осужденного. В условиях современного общества, где вопросы реабилитации и ресоциализации осужденных станов...

Педагогические чтения "Образ педагога в наследии А.С. Макаренко в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения"

Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики являются "поиск и использование новых форм и методов исправительного  воздействия на осужденных, организационных механ...