Образ педагога в наследии Макаренко А.С. в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения
статья
Доклад на тему "Образ педагога в наследии Макаренко А.С. в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_makarenko_rybakov.docx | 137.1 КБ |
Предварительный просмотр:
УФСИН РОССИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79 ФИЛИАЛ №5 |
ДОКЛАД |
Тема: «Образ педагога в наследии Макаренко А.С. в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения». |
Выполнил: мастер производственного обучения Рыбаков Сергей Владимирович |
г. Донской 2024г.
В наше переходное время, мы можем обратить наше внимание на основы советских моральных принципов в строительстве системы среднего и высшего образования..
В индивидуалистическом обществе (если таковые существуют в абсолюте) образование имеет тенденцию (или должно стремиться) научить человека быть востребованном на рынке труда. В рамках социалистического общества, по словам Макаренко, образование должно быть подчинено задачам и проблемам, которые стоят перед обществом в тот или иной момент его эволюции. Следовательно, цели образования не могут быть определены ни условиями биологии или физиологии, ни данными психологии. Главным определяющим фактором было строительство новой общественной формации.
«Откуда может взяться цель воспитательной работы? Это естественным образом вытекает из наших социальных потребностей, чаяний советского народа, целей и задач нашей революции, целей и задач нашей борьбы. И поэтому формулировка целей не может быть естественным образом взята из биологии или психологии, а только из нашей социалистической истории, из нашей общественной жизни».
В советской традиции каждый определяется по отношению ко всем остальным. Это было нравственное воспитание, воспитание характера человека в социалистическом обществе. Для советской идеологии цели образования не могут быть независимыми от политики или, если вы предпочитаете, от коллективной морали данного общества. Эти цели определялись требованиями построения социализма, потребностями нового общества.
Именно путем организации образовательной деятельности Макаренко реализует на практике принцип оптимизма в образовании. «Человек не может «жить», - пишет он, -«если он не видит радости перед собой». Настоящий стимул "человеческой жизни - это радость завтрашнего дня". И немного дальше: «Воспитывать человека - значит открывать перспективы на будущее, открывать ему возможность увидеть радость завтрашнего дня». Но, добавляет он, человек должен быть счастлив не только в будущем, но и каждый день своей жизни.
Макаренко поставил новые принципы логики в педагогике. Он считал, что только «внутри сообщества индивид» получает средства, позволяющие многостороннее развитие «его потенциальных возможностей», он считал целесообразным внесения новых концепций в моральный кодекс общества. Работа в группе и сотрудничество -является краеугольными камнями его педагогического наследия. Более чем когда-либо в новом обществе работа становится моральной категорией, а не просто экономической единицей: она тесно связана с идеей чести и героизма.
Макаренко, определяет человека, согласно социальному вкладу его работы, котрая таким образом, становится моральной категорией. Эта идеология, согласно которой работник должен был отдавать свои силы своей работе, требовала полной мобилизации рабочих и побуждала к творческой работе, призывая к гуманизму.
Идеи А.С. Макаренко о системе образования для нового человека, заменяются новыми идеями, взятыми из словаря среднестатистического бизнесмена. Вводятся различные рейтинги, кредитная система, понятия которые формируют индивидуалистический подход к восприятию и передачи образовательных ценностей. Студенты рассматриваются в качестве клиентов, а сама системы высшего образования начинает напоминать акционерные общества.
Актуальность взглядов А.С. Макаренко не утрачена в современном мире: воспитание является важнейшим компонентом образования в интересах человека, общества, государства, в том числе и в местах лишения свободы. Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики являются «поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных». Для реализации данного положения все более осознается необходимость изучения педагогической системы А.С. Макаренко и практического применения его основополагающих идей и принципов воспитания.
Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем современного общества. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в числе основных видов воспитания осужденных (нравственное, правовое, трудовое, физическое и др.) нравственное воспитание выделяет особо и ставит его на первое место. Это объясняет тем, что нравственность – базовая составляющая личности. Она влияет на все стороны жизни и проявляется практически во всём: взаимоотношениях, работе, учёбе, общении и т.п. Это основное содержание процесса исправления способствует формированию уважительного отношения осужденного к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.
В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации на УИН возложены обязанности по организации и проведению воспитательной работы с осужденными. Огромную помощь в воспитательном процессе оказывают образовательные учреждения, располагающиеся на территории исправительных колоний.
Нравственность – это совокупность положительных качеств человека, основанных на идеалах добра, справедливости, долга, чести и др. Формируются, совершенствуются эти качества в процессе нравственного воспитания, т.е. систематического воздействия на развитие человека в целях становления такой личности, для которой нравственные нормы и принципы в её повседневной жизни и деятельности являлись бы основополагающими.
Главная задача воспитания заключается в том, чтобы изменить внутреннюю систему ценностей осужденного, привести ее в соответствие с общечеловеческими духовно-нравственными стандартами.
Нравственное воспитание, как и воспитательная работа в целом, представляет собой единый учебно-воспитательный процесс, оно является сплавом обучения и воспитания
Пребывание контингента в местах лишения свободы было в значительной степени предопределено всей предшествующей жизнью. По своему социальному происхождению подавляющее большинство принадлежат к наиболее незащищённой части общества.
По статистике у 71% осужденных семьи считаются полными, но не благополучными, у 48% из них – это вторые и последующие браки родителей.
Именно эта часть семей является источником социального сиротства, когда в результате развода отец и мать стараются устроить личную жизнь, а дети от первого брака им просто мешают в этом. В результате «лишних» детей передавали людям старшего поколения, чаще всего бабушкам, которые по естественным причинам не могли компенсировать полноценное семейное воспитание, 39% находились на воспитании одного из родителей, как правило, матери (в таких семьях чаще всего дети от разных отцов). Полными сиротами являются 6%, их детство началось в доме малютки, в 12% семей родители были лишены родительских прав, как алкоголики.
Выдвинутые А.С. Макаренко идеи по нравственному, эстетическому воспитанию осужденных сохраняют свою актуальность и сегодня. Его опыт находит широкое применение в процессе исправления осужденных всех возрастных категорий, вне зависимости от степени их моральной запущенности. А.С. Макаренко был талантливым педагогом и организатором. Его отличали идейная направленность и целеустремленность, страстность и постоянное горение в работе, глубокая вера в личность и уважение к ней, требовательная любовь к людям. При организации воспитательной работы с правонарушителями А.С. Макаренко придавал огромное значение роли воспитателя и его авторитету. Он сам был примером дисциплинированности, доброжелательности, трудолюбия и требовал этого в первую очередь от педагогов, а затем и от колонистов.
Цель – формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышения образовательного и культурного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных программ профессионального образования в общеобразовательное, как одно из условий успешного развития инновационного образовательного учреждения
Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными организациями ПОУ - СОШ. Во-первых, в поисках знаний обучающиеся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище №30 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МУ №30) Классный час «Здоровый образ жизни" 2015 год
Тема классного часа «Здоровый образ жизни!» посвящена одной из самых основных проблем общества: Алкоголизм, наркомания, табакокурение. Сегодня мы будем говорить о том, какие происход...
Педагогическая наука в современном образовательном пространстве: теоретические и практические исследования (к 135-летию выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко): сборник трудов Международной научно-практическойконференции. Москва,28 апреля 2023
Завьялова С.В., Завьялова А.А. Цифровизация образования и проблемы, связанные с его модернизацией. Стр. 125...
Программа деятельности социального педагога по адаптации обучающихся иностранных граждан в условиях образовательного учреждения
Программа разработана для иностранных граждан подросткового возраста, обучающихся в лицее. Она предусматривает помощь в социальной и психологической адаптации обучающихся иностранных граждан, которая ...
Образ педагога в наследии А.С. Макаренко в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения
Педагогика, как наука и практика, играет ключевую роль в формировании личности и социализации осужденного. В условиях современного общества, где вопросы реабилитации и ресоциализации осужденных станов...
Педагогические чтения "Образ педагога в наследии А.С. Макаренко в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения"
Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики являются "поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механ...
Педагогические чтения «Образ педагога в наследии А.С. Макаренко в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения.
Об использовании наследия А.С. Макаренко в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения....