Программа деятельности социального педагога по адаптации обучающихся иностранных граждан в условиях образовательного учреждения
рабочая программа
Программа разработана для иностранных граждан подросткового возраста, обучающихся в лицее. Она предусматривает помощь в социальной и психологической адаптации обучающихся иностранных граждан, которая направлена на развитие толерантного отношения, коммуникативных навыков, формирование позитивных жизненных целей, формирование представления о жителях города, что позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество данной категории обучающихся, также ориентирована на создание ситуации успеха через проведение занятий,что позволит каждому обучающемуся участвовать в достижении общей цели с помощью сотрудничества и взаимодействия, их мягкой интеграции в сообщество лицея и в целом к жизни в новом городе, стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buzaeva_programma.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Программа
деятельности социального педагога по адаптации обучающихся иностранных граждан в условиях образовательного учреждения
(срок реализации программы: один учебный год)
Автор: М.Н.Бузаева, социальный педагог
г. Санкт-Петербург
1. Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Обучающиеся в процессе переезда и адаптации на новом месте, в новой социальной среде испытывают ряд трудноразрешимых социальных, педагогических и психологических проблем.
Мигранты оторваны от привычного социального окружения – знакомых, друзей, родных. Они не имеют социальных связей, играющих большую роль в адаптации, в решении актуальных проблем и удовлетворении жизненных потребностей [3].
В. В. Гриценко и Н. Е. Шустова отмечают, что встреча с новой культурой, обычно сопровождается «культурным шоком». При этом у мигрантов возникает чувство лишения из-за потери привычного образа жизни, друзей, статуса и работы, чувство отверженности или отвержения новой культуры, напряжение из-за с усилий, необходимых для дальнейшей социально-психологической адаптации, нарушение в социальных ролях и ролевых ожиданиях; путаница в самоидентификации и ценностных ориентациях, тревога, возникающая в результате осознания культурных различий [2].
Важным условием эффективности адаптационного процесса обучающихся иностранных граждан является максимальное удовлетворение потребностей в чувстве общности, принадлежности к определенной группе, в общении, хороших взаимоотношениях, в самореализации, в социально-психологической защищенности.
Актуальность программы продиктована тем, что на территории Российской Федерации государственным языком общения является русский. Для большинства обучающихся русский язык не только не является родным, но и не был языком обучения, он изучался как предмет. При этом количество часов, отводимое на изучение русского языка в школах стран СНГ значительно сокращено, а в некоторых вообще прекращено. Таким образом, уровень владения русским языком этой категории обучающихся не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку для образовательных учреждений Российской Федерации. Отсюда возникает основная проблема – плохое знание или почти незнание русского языка и как следствие:
- сложность изучения учебного материала;
- трудности в общении со сверстниками и преподавателями;
- проблемы в адаптации.
Педагогам приходится сталкиваться с этими трудностями и решать повседневные проблемы обучающихся, не зная их языка, не всегда учитывая их родной менталитет и религиозные традиции. Программа реализуется в сотрудничестве с педагогом-психологом, классными руководителями/мастерами п/о/кураторами лицея.
Программа разработана для иностранных граждан подросткового возраста, обучающихся в лицее. Она предусматривает помощь в социальной и психологической адаптации обучающихся иностранных граждан, которая направлена на развитие толерантного отношения, коммуникативных навыков, формирование позитивных жизненных целей, формирование представления о жителях города, что позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество данной категории обучающихся, также ориентирована на создание ситуации успеха через проведение занятий, что позволит каждому обучающемуся участвовать в достижении общей цели с помощью сотрудничества и взаимодействия.
анализ условий для реализации.
По данным социальных паспортов | 2020-2021 уч. год | 2021-2022 уч. год | 2022-2023 уч. год | 2023-2024 уч. год |
Количество обучающихся, иностранных граждан | 16 1 курс - 9 | 18 1 курс - 6 | 15 1 курс - 4 | 13 1 курс - 5 |
законодательная база
Федеральный уровень:
- Международная Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» " (c изм. и доп.);
- Федеральный закон от N 109-ФЗ (ред. от ) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (c изм. и доп.);
- Федеральный закон N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" " (c изм. и доп.);
- Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от N 138-ФЗ (последняя редакция);
- Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации» " (c изм. и доп.);
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от ). Глава 18. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
- "Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства" (Заключено в г. Санкт-Петербурге ) (ред. от )
- Договор между РФ и Республикой Беларусь от "О сотрудничестве в области социального обеспечения"" (c изм. и доп.);
- Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. " (c изм. и доп.);
- Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г" (c изм. и доп.);
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от N 683
- Приказ МВД России от 24 ноября 2023 г. N 904 “Об установлении порядка подачи образовательной или научной организацией уведомления о предоставлении иностранному гражданину (лицу без гражданства) академического отпуска, о завершении или досрочном прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), указанного в абзацах первом, втором, третьем или пятом пункта 7 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", и формы указанного уведомления”;
- Федеральный закон от № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.);
- Федеральный закон от № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» " (c изм. и доп.);
- Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р;
- Указ Президента Российской Федерации от № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия Детства»;
- Федеральный закон от № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред.Федеральный закон от N 178-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента РФ от N 203;
Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от N2403-p;
- Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от N 326-р;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
и иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные и правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
Региональный уровень:
- Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» " (c изм. и доп.);
- Закон Санкт-Петербурга от 16 марта 2018 г. N 126-25 "Об отдельных вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге" " (c изм. и доп.);
- постановление Правительства Санкт-Петербурга от № 228 «О некоторых мерах по реализации закона Санкт-Петербурга «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге».
- Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от № 7-рп «О Плане мероприятий на 2016-2017 годы по реализации Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы и концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы»;
- Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы» (в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от N996-p)
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»;
- Закон Санкт-Петербурга от 19 февраля 2014 года № 48-14 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»;
- письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 7 июня 2019 № 04-474 «О методических рекомендациях», которое содержит Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования».
2. Концептуальные подходы
раскрытие понятийного аппарата.
- Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
- Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением, которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
- Беспризорный - не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
- Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетними, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними/семьями, в том числе, находящимися в социально опасном положении.
- Миграция — переселение людей из одного региона (государства, страны) в другой.
- Мигранты - люди, совершающие миграцию.
- Иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства принадлежности к гражданству или подданству другого государства.
- Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое.
- Миграционное законодательство - основные законы, регламентирующие жизнь и работу иностранных граждан в России.
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. - Поликультурное пространство – это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует процессу естественного социокультурного взаимодействия его участников.
- Социально-психологическая адаптация - процесс вхождения новичка в новый для него коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми.
Научно-методические основания.
Анализируя литературу по данной проблематике, можно отметить, что вопросы, связанные с педагогической поддержкой детей-мигрантов и родителей в иной социально-педагогической среде представлены в работах Д.В. Александрова, З.З. Галиуллина, О.В. Гукаленко, В.В. Гриценко, С.А. Дудко, В.Ф. Захарова, Кравцовой, Е.Л. Омельченко.
В выводах исследований отечественных ученых (В.К. Калиненко, Г.У. Содатовой, Л.А. Шайгеровой и др.), выделены проблемы, которые наиболее часто возникают у детей из семей мигрантов.
О том, что социальная адаптация должна строиться педагогами как деятельностная модель индивидуализации, ориентированная на позитивную идентичность ребенка со своим этносом в работах Б. Мунхзаяа, Я.Э Галоян, А.В. Можейко, М.Ю. Сопрыкина и др.
Е.Н. Дьякина, Г.Е. Зборовский, Ю.А. Горячев, А.В. Можейко и др. – анализировали специфику реализации отдельных условий адаптации и обучения детей данной группы.
Н.И. Ковалева описала психолого-педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации.
Е.В. Бондаревская, Л.А. Шайгеровой – занимались вопросами подготовки педагогов к работе с детьми мигрантами.
Проблемы правового воспитания исследовали такие ученые, как Я.И. Гилинский, С.В. Кара, А.С. Карпиков, В.Я. Кикоть, Н.Л. Николаева, В.П. Сальников и др.
Теории по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: М.А.Алемаскин, Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Б.П.Битинас, Я.И.Гилинский, Е.В.Змановская, И.С.Кон, С.А.Косабуцкая, Г.Ф.Кумарина, Г.М.Миньковский, А.В.Мудрик, И.А.Невский.
Теории профилактики девиантного поведения: С.А.Алексеев, Б.Г.Ананьев, В.С.Афанасьев, Ю.К.Бабанский, М.А.Галагузова, Я.И.Гилинский, А.В.Гордеева, В.Н.Гуров, В.И.Загвязинский, К.Е.Игошев, В.П.Казимирчук, Ю.А.Клейберг, В.Т.Кондрашенко, В.Н.Кудрявцев, Ю.В.Кудрявцев, Б.М.Левин, В.Ф.Левичева, А.Н.Леонтьев, В.Т.Лисовский, Ф.А.Мустафьева, М.Е.Позднякова, В.А.Сухомлинский, А.Б.Фомина, А.С.Харчев.
Проблемам проявления возрастных особенностей подростков посвящены работы В.И.Абраменко, А.Г.Асмолова, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Т.В.Драгуновой, В.А.Крупецкой, А.С.Макаренко.
Анализ проблем безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в научной литературе: В.И. Курбатов, Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, М.С., Крутер, В.Д., ЕрмаковМ.А., Галагузова В.Ф., Кондратишко П.И., Люблинский В.И., Свидерский Э., Кречмер,Э.
Принципы построения программы:
- Принцип комплексного подхода, предполагающий привлечение к социально-педагогической поддержке обучающихся, иностранных граждан, педагогический коллектив образовательного учреждения, комплексное использование средств социально-педагогической поддержки.
- Принцип ориентации на личность обучающегося, его внутренние резервы, потенциал, потребностно-мотивационную сферу.
- Принцип субъектной позиции обучающегося, который предполагает, что помочь можно лишь в том случае, когда он будет не объектом воздействия, а субъектом общей деятельности.
- Принцип вариативности работы, требующий использования таких средств социально-педагогической поддержки, которые адекватны складывающейся ситуации.
- Принцип взаимодействия семьи, лицея, социума в поддержке и защите обучающихся иностранных граждан.
3. Основная часть.
Цели и задачи программы.
1. Цели и задачи
Создание благоприятной психологической и культурной среды, способствующей социально-психологической адаптации обучающихся иностранных граждан к новой ситуации обучения, их мягкой интеграции в сообщество лицея и в целом к жизни в новом городе, стране через:
· актуализацию потребности обучающихся в приобретении опыта сотрудничества, на основе осмысления того, что мешает и помогает общей работе;
· формирование способности к толерантности как личностного качества обучающихся через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в группе, когда каждый сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одногруппника, непохожее на собственное;
· умение прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий (рефлексия собственной деятельности);
· организацию самопознания в доброжелательную, конструктивную обратную связь в процессе педагогического взаимодействия;
· оказание помощи обучающимся, в разрешении межличностных конфликтов;
· обеспечение коррекции развития личности (при наличии проблемы);
· консультирование родителей, обучающихся, педагогов в сфере законодательства РФ
Тематическое планирование занятий.
Предлагаемая программа направлена на адаптацию обучающихся иностранных граждан в группе, развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы обучающихся данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех несовершеннолетних в качестве профилактики неблагоприятных процессов. На занятиях обучающиеся получат знания о том, как общаться с представителями другой национальности, поупражняются в применении приемлемых способов поведения, овладеют навыками эффективного общения.
Занятия помогут приобрести знания об образе жизни, обычаях, нравах в системе этнокультурных свойств того или иного народа, наладить межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.
В процессе проведения занятий социальный педагог следит за отношениями участников, старается предупреждать ситуации, ведущие к возникновению конфликтов, формирует дружеские взаимоотношения среди обучающихся группы.
Методы и формы работы: беседа; ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа), лекция, презентация, интерактив, опрос, анкетирование, наблюдение.
№ | Тема | Цель | Методы и формы | Участники |
1. | Раннее выявление неблагополучия обучающихся иностранных граждан | Выявление раннего неблагополучия: -личностных особенностей (самооценка, проявления тревожности, агрессивности, неуверенности в себе, проблемы в общении), -уровня воспитанности, адаптивных способностей; -особенностей семейного воспитания, в том числе с учетом национальных традиций; -уровня знаний русского языка | Методы: анкетирование, наблюдение, тестирование, опрос, Педагог-психолог: индивидуально: тест Басса-Дарки; тест САН» (шкала самооценки), тест тревожности Спилбергера-Ханина; тест «АСВ» (анализ семейных взаимоотношений); группа - социометрия (в группе); опросник «Адаптация личности к новой социокультурной среде» (автор Л.В. Янковский). Социальный педагог: индивидуально: матрицы определения социального благополучия, маркеры раннего выявления неблагополучия, социальная карта, обучающегося анкета семьи: группа - социальный паспорт, | При участии педагога- психолога. Обучающиеся иностранные граждане, 1 курс |
2. | «Разрешите представиться» | Знакомство с группой; принятие правил поведения в группе, развитие навыков правильного знакомства; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений. | Информирование, упражнение, игра, анализ анкетирования | Обучающиеся 1 курс |
3-4. | «Толерантность: что это?» | Познакомить обучающихся с понятием «толерантность; стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности тремя способами: на основе выработки «научного определения», посредством экспрессивной формы, с использованием ассоциативного ряда. | Упражнения, направленные на создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы, самопознание и самовыражение, развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения, при помощи ассоциативного ряда | Обучающиеся 1-2 курс |
5. | «Толерантная личность» | Дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними. | Упражнения на самопознание и самовыражение с помощью опросника, определения степени своей толерантности. | Обучающиеся 1-2 курс |
6-7. | Я и группа: - толерантность к себе. Чувство собственного достоинства. Толерантность к себе и другим. Самопознание, общение. | Показать: - как отношение к себе связано с толерантностью к другим; - как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе; - функциональную роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности. - какими способами можно сделать общение толерантным. Поддержать процесс формирования у обучающихся позитивной самооценки. Дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие; | Упражнения направленные на повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе; на развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу; развитие социальной интуиции, чувствительности, понимания другого человека, на обучение конструктивным способам | Обучающиеся 1-2 курс |
8. | Толерантность к другим: разные миры | Показать масштабы и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами; дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур: развить социальное воображение и социальную перцепцию, сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры, людьми, исповедующими другие взгляды, помочь осознать многообразие культур. | Упражнения, которые дают возможность: показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков; научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным, осознать стереотипы поведения различных групп; понять и почувствовать, каковы причины и следствия межкультурного непонимания; помочь осознать, что успешное общение с представителями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил. | Обучающиеся1-2 курс |
9. | Границы толерантности | Помочь понять и почувствовать границы толерантного поведения; найти критерии, определяющие допустимость толерантного поведения в том или ином случае; развивать способность к критическому анализу, самостоятельность мышления (в противовес комфортности); развивать социальное восприятие. | Упражнения, направленные на ознакомление иностранных граждан с Всеобщей декларацией прав человека; обсуждение вопросов, касающихся нарушения прав человека и человеческого достоинства; осознание личной ответственности каждого человека за соблюдение прав всего человечества; понимание того факта, что нарушение прав человека является одной из форм нетерпимости. | Обучающиеся1-2 курс |
10 - 11. | Информирование и разъяснение законодательства Российской Федерации и г. Санкт-Петербурга Ответственность несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) | Профилактика безнадзорности и правонарушений | Презентация, беседа. Повышение правовой грамотности обучающихся (родителей/лиц их замещающих) по вопросам миграции, административного и уголовного права, социальной защиты. | Обучающиеся 1-4 курс, родители (лица их замещающие) |
12. | Вовлечение обучающихся из числа мигрантов, обучающихся иностранных граждан в различные виды социально-значимой деятельности и обеспечение успеха в ней | Координация взаимодействия со специалистами учреждений города, образовательного учреждения, преподавателями. Информирование о ресурсе поддержки обучающихся по вопросам успешности обучения, вопросам миграции, организации досуговой деятельности. | Социально-педагогическое консультирование, беседа, распространение памяток, поддержка и помощь при оформлении конкурсных работ. | Обучающиеся 1-4 курс |
Условия реализации программы.
Для реализации данной программы не требуются особые условия, однако особенность подросткового периода заключается в активной коммуникации между подростками, что напрямую связано с уровнем владения языком и способностью использовать его во взаимодействии с окружающими. Поэтому работа социального педагога во взаимодействии с педагогом-психологом ОУ включает в себя помощь обучающимся в углублении и расширении знаний русского языка как иностранного, через организацию дополнительных занятий или в процессе вовлечения в творческую деятельность по организации, проведению и участию в мероприятиях образовательного учреждения.
Итоги отслеживаются в ходе индивидуальных бесед с обучающимися, консультациями с педагогами и родителями.
Для данной категории обучающихся важной является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения в новой языковой и культурной среде, так как, попадая в новый мир лицея подросток оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и строить свои отношения с преподавателями, общаться со сверстниками, относиться к тем или иным требованиям и нормам.
Поэтому при психолого-педагогическом сопровождения обучающихся и педагогов (которое является неотъемлемой частью образовательного процесса ОУ), необходимо предусматривать психологическую подготовку преподавателей, работающих в группах с иностранными гражданами. А также консультации мастеров производственного обучения/кураторов по проведению работы с данной категорией обучающихся.
Точки риска при реализации программы.
- Материальная заинтересованность преподавателей русского языка.
- Большая учебная нагрузка для обучающихся, изучающих дополнительно русский язык.
Критерии эффективности программы.
Критерием эффективности реализуемой программы для обучающихся иностранных граждан является психологическое здоровье, т. е. состояние душевного благополучия как следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни.
Повышение уровня знаний русского языка через взаимодействие и общение с носителями языка, иностранных граждан, плохо владеющих русским языком
Уровень адаптации обучающихся покажут методики: тест Басса-Дарки - позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать также специфическое свойство личности, как «открытое агрессивное поведение»; тест «САН» (шкала самооценки), тест тревожности Спилбергера-Ханина позволяет определить уровни самооценочной и межличностной тревожности; тест «АСВ» (анализ семейных взаимоотношений) – детско-родительские отношения; опросник «Адаптация личности к новой социокультурной среде» (автор Л.В. Янковский) – приобщение к культурным ценностям в новой среде обучения и проживания; социометрия (в группе) – включенность и принятие в группу.
Ожидаемые результаты:
Качественные: создание равных образовательных возможностей для обучающихся в освоении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) посредством понижения языкового барьера участников коммуникативного процесса (иностранный гражданин – обучающийся носитель русского языка), снятие психологических проблем, развитие поликультурного пространства лицея.
Количественные: 100% обучающихся недостаточно владеющих русским языком, освоят Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО), включение обучающихся данной категории в активную социально значимую деятельность лицея путем участия в общественных делах группы и образовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
- Воробьёва О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник Совета Федерации ФС России — 2003. — № 9 (202)
- Гриценко, В.В. Социально-психологическая адаптация детей вынужденных переселенцев в российском обществе // Психологический журнал. Социальная психология / В.В. Гриценко, Н.С. Шустова. – 2004. – №3. – C. 25–33.
- Кикиани, В. А. Этнопсихологические характеристики детей из семей мигрантов / В.А. Кикиани., С.И. Здоровенко, А.А. Бареева // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 1748-1750.
- Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. – М., 1996.
- Выступец Н.П. Использование креативного потенциала семьи школы для формирования ключевых компетенций детей мигрантов как основы социализации в обществе // Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Девиация и миграционные процессы» г.
- Выступец Н.П. Формы и механизмы социальной адаптации мигрантов в современном обществе.
- Курашкина Е.В. Изучение потребностей школьника как основа формирования и развития его социального статуса// Сборник научных трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России XXI века» под ред. В.Г.Шеманина. – М.: МИЦ «Этносоциум», 2010.
- Малофеевский Д.В., Швырева К.Л. Специфика обучения в поликультурном пространстве //
- Хлюпин В.О. Работа с детьми мигрантами в рамках средней общеобразовательной школы //
- Эдилова Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 204-206. — URL (дата обращения: ).
- Этническая социализация подростка. М.; Воронеж, 2000.
- Образовательное взаимодействие и его интегративная регуляция. // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ярославль, 2005.
- Обучение детей-мигрантов: проблемы и решения // Коррекционная педагогика Журн. 2012 С. 35-38.
- Проект «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» сотрудниками кафедры пси личности, факультета психологии МГУ имени М. В .Ломоносова и Научно-практического центра психологической помощи «Гратис».
- Конькина Е. В., Савинова И. А. Адаптация детей мигрантов: способы решения проблемы / Е. В. Конькина, И. А. Савинова // Современная педагогика. — 2013. — №12.
- Адрианова Р. А. Зарубежный опыт успешной социализации детей мигрантов / Р. А. Адрианова// Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 12. — С.16–19.
- Макаров А. Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в сфере образования: европейский опыт и Россия / А. Я. Макаров // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — 2010. — № 3. — С.243–256. — 2007. — № 1. — С.219–222. Шапошникова Т. Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современном социокультурном пространстве / Т. Д. Шапошникова // Начальная школа. — 2012. — № 5. — С.87–91
- Круглова Ю. Д., Киселев М. И. Технологии социокультурной интеграции детей из семей мигрантов // Молодой ученый. — 2016. — №11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект занятия учебной практики (производственного обучения) для обучающихся на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Тема: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков»
Данная методическая разработка урока производственного обучения по теме: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков» разработана для обучающихся образовательных уч...
Доклад "Современные образовательные технологии и методики в практической деятельности социального педагога"
Краткий обзор процесса адаптации студентов первого курса....
Профилактика и коррекция экстремистско-террористических установок в условиях образовательных учреждений
Коррекция упущений в воспитательном процессе- главня задача образовательных оранизаций в деле профилактики экстремистских настроений....
Опытно-экспериментальная деятельность "«Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях образовательного учреждения»
Специалисты по работе с подростками, государственные деятели все чаще отмечают, что преподаватель может сделать для здоровья студентов гораздо больше, чем врач, поскольку основным фактором,...
Методические рекомендации для педагогов по формированию у студентов антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении
Предлагаемые методические материалы позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Методические рекомендации – это попытка предложить определенную систему педагогических действий ...
Конспект родительского собрания «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
Цель: содействие проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и их готовность к эмоциональной поддержке малыша в этот период.Задачи...
ПРОГРАММА по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в БПОУ ОО «Орловский техникум путей сообщения им. В.А. Лапочкина»
Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или рег...