Педагогические чтения "Образ педагога в наследии А.С. Макаренко в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения"
учебно-методический материал
Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики являются "поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных". Для реализации данного положения все более осознается необходимость изучения педагогической системы А.С. Макаренко и практического применения его основополагающих идей и принципов воспитания. Несмотря на то что их механически нельзя переносить на условия организации исправления осужденных, такие основные элементы системы, как формирование среды, педагогического коллектива воспитателей, влияние дисциплины и режима на воспитание личности, роль производительного труда, комплексный подход в применении средств, форм и методов воспитания, находили и находят практическое применение в деятельности лучших, передовых учреждений и воспитателей. Отдельные из них закреплены нормативно в уголовно-исполнительном праве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
18.11.2024_appolonov_na_ped.chteniya_makarenko.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения «Образ педагога в наследии А.С. Макаренко в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения.
Апполонов Дмитрий Викторович
Мастер производственного обучения филиала №1 ФКП ОУ №79
Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики являются «поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных» Для реализации данного положения все более осознается необходимость изучения педагогической системы А.С. Макаренко и практического применения его основополагающих идей и принципов воспитания. Несмотря на то что их механически нельзя переносить на условия организации исправления осужденных, такие основные элементы системы, как формирование среды, педагогического коллектива воспитателей, влияние дисциплины и режима на воспитание личности, роль производительного труда, комплексный подход в применении средств, форм и методов воспитания, находили и находят практическое применение в деятельности лучших, передовых учреждений и воспитателей. Отдельные из них закреплены нормативно в уголовно-исполнительном праве.
В то же время такие основополагающие идеи А.С. Макаренко, как формирование и развитие личности в коллективе, перспективные линии, педагогика параллельного воздействия, не решаются ни в теории, ни на практике исправления осужденных. Некоторые из них отвергаются вообще как недопустимые в уголовно-исполнительной системе на основании того, что якобы повторить опыт выдающегося педагога нельзя, что в новых социальных условиях его опыт неприменим и т. д. Сторонники такой позиции основное оправдание ищут в том, что теперь другой, чем был у А.С. Макаренко, объект воспитания: у него – голодные, обездоленные дети, которых стоило только накормить, обеспечить более или менее сносные условия существования, – и все педагогические проблемы решались сами собой; сейчас – закоренелые преступники, для которых действенным может быть только один метод – устрашение, принуждение, и чем жестче, тем лучше.
В подобных утверждениях, по крайней мере, две неправды. Во-первых, осужденные никогда не представляли и не представляют собой некую безликую однородную массу закоренелых преступников. Возникает серьезная проблема педагогической дифференциации и классификации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в новых, реформированных исправительных учреждениях. Во-вторых, среди воспитанников А.С. Макаренко были и осужденные за бандитизм, убийство, воровство, и беспризорники, не имеющие судимости, и дети из нормальных семей. И воспитывались они все вместе, в одной педагогической системе. Следовательно, дело не столько в объекте, сколько в субъекте воспитания, в наличии или отсутствии воспитательной системы.
Пенитенциарная система Российской Федерации — орган правоохранительной системы государства, выражающийся собой комплекс учреждений и органов по исполнению уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Изучая статистику лиц, содержащихся под стражей, остаётся стабильно высоким: численность осужденных за более тяжкие общественно опасные деяния выросло за последние года на две трети от полного числа осужденных к лишению свободы. Одна четвертая заключенных приговорены к длительным срокам лишения свободы, половина заключенных являются рецидивистами.
Современный уклад «тюремной жизни» обвиняемых и осужденных в пенитенциарной системе оставляет желать лучшего. «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осуждённых и предупреждение совершение новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами».
Итак, одна из важнейших целевых установок пенитенциарной системы — исправить человека, сделать его правопослушным. Согласно словарю В.И. Даля, понятие «исправить» означает «изменить улучшая, переделывать на лучший лад»; «исправлять повинности — нести, отбывать». Правонарушения — признак отсутствия правильного воспитания среди несовершеннолетних, что приводит к преступлениям и к наказанию. Появление специальных учреждений по исправлению правонарушителей восходит к 1704 году: именно в этом году при лазарете св. Михаила, основанном в Риме папой Климентом 11, был создан приют по исправлению испорченной молодёжи. С тех пор широкое распространение в мире получают «исправительные дома», а затем «исправительные колонии». Само понятие «исправление» становится основополагающим понятием пенитенциарной (от лат. poenitentia — раскаяние) системы. Термин «перевоспитание» — идеологема 20-х годов XX века, введён в научный лексикон с появлением так называемых «трудных», «невоспитуемых», «дефективных» — отставших от самих себя, взамен широкораспространённого понятия «коррекция» (выправление).
Перевоспитание — всего лишь вид воспитания, цель которого не столько устранение отрицательных, сколько развитие положительных личностных свойств человека: формирование установки на исправление, на ресоциализацию, на реабилитацию, на психологическую готовность к нормальной жизни на свободе, на предупреждение рецидивной преступности. Но всё это соотносимо с понятием «воспитание», которое может быть либо положительным (правильным), либо отрицательным (неправильным), другого не дано. Это — единство противоположностей или диалектическая логика. Исправление происходит в условиях изоляции осуждённых преступников от общества и задается правовыми нормами: соблюдение законности при исполнении уголовного наказания и административный надзор. Среди задач уголовно-исполнительного законодательства наиболее важное место занимает “охрана прав, свобод и законных интересов, оказание осуждённым помощи в социальной адаптации” . Сам факт исправления человека сводится к получению правопослушного поведения осуждённого.
Педагогический процесс в исправительных учреждениях организуется в рамках исполнения уголовного наказания. Это приводит к строгой регламентации его средств, форм и методов воздействия нормами права, действие которых далеко не во всех возникающих ситуациях находится в полном соответствии с педагогической целесообразностью. У А.С. Макаренко таких рамок не было, вернее, он признавал (и боролся за это!) только одну целесообразность – педагогическую. Время исправления осужденных определяется в уголовно-исполнительной системе сроком уголовного наказания. Разумеется, ничего подобного в его системе не могло быть. Воспитанники колонии, которые поступали учиться на рабфаки, в летнее время на каникулы возвращались и жили вместе со всеми воспитанниками как полноправные ее члены. Не было у А.С. Макаренко охранных сооружений, побег из колонии не считался нарушением режима, если воспитанник возвращался, к нему не применялись меры безопасности в сегодняшнем их понимании, не использовались такие меры наказания, как водворение в ДИЗО, ШИЗО, ПКТ, его не лишали свиданий с родственниками и т. д. В этом не было никакой необходимости, так как педагогика А.С. Макаренко – это педагогика доверия, созидания личности, а не ее разрушения, подавления. Это педагогика сотрудничества воспитателей и воспитуемых, а не противостояния и вражды; педагогика высокой требовательности к личности и сознательной ее дисциплины, а не анархии «уголовной романтики» или дисциплины дубинки, власти сильного. Закономерно возникает вопрос: А.С. Макаренко устарел или мы до него не доросли? Скорее всего, последнее. Преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, на что указывается в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, возможно на основе разработанной А.С. Макаренко педагогики.
Актуальность взглядов А.С. Макаренко не утрачена в современном мире: воспитание является важнейшим компонентом образования в интересах человека, общества, государства, в том числе и в местах лишения свободы. Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики являются «поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных». Для реализации данного положения все более осознается необходимость изучения педагогической системы А.С. Макаренко и практического применения его основополагающих идей и принципов воспитания.
Слово педагога обретает свою воспитательную мощь только тогда, когда начинает функционировать его личный пример, когда иные средства реализации воспитания пронизаны чистотой и благородством. Именно в этом выражается положение педагога в образовательном процессе как личности. Именно от него зависит воспитание и образование будущего поколения. В образовательных учреждениях мы впервые учимся получать знания, учимся уважению к людям, изучаем ценность людской жизни. В нашу жизнь навсегда входит учитель. Но лишь огромное количество времени, повзрослев, мы наконец понимаем, какой громадной силой влияния на нас обладает педагог и как много он сделал для нас, чтобы мы стали тем, кем являемся сейчас.
Наиболее важный след в понимании роли педагога на жизнь людей оставил именно Антон Семенович Макаренко. Он внес вклад в основном в методологию педагогики, а также изучил все требования к личности учителя, а также обогатил как теорию, так и практику воспитания, создав свою педагогическую систему. Базой данной концепции является педагогическая логика, которая рассматривает педагогику как «практически целесообразную науку». Вышеуказанное мнение выражается в настоящий период времени как потребность закономерного соответствия между целями, задачами, средствами, методами, формами и результатами воспитания.
Во времена работы в трудовой колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского с 1920 по 1935 год А.С. Макаренко смог реализовать определенную систему исправления преступников, которая помогла исправиться и реализоваться в жизни многим заключенным. Но предложенная им концепция не смогла реализоваться по причине ужесточения карательной политики государства. Именно по данной и иным причинам А.С. Макаренко не смог внедрить свою практику по реализации пенитенциарной системы в практику исправительно-трудовых учреждений.
В настоящий период времени в весь педагогический процесс в пенитенциарных учреждениях реализуется с помощью исполнения уголовного наказания. Это приводит к жесткой регламентации его средств, форм и методов воздействия нормами права, которые не всегда подходят к педагогическому перевоспитанию осужденных. У А.С. Макаренко таких рамок не было, вернее, он признавал только одну целесообразность — педагогическую.
А.С. Макаренко был противником индивидуализированной педагогики, которая возводила в абсолют материальные составляющие и культивирующей обыкновенное приспособление человека к существующей ситуации. При дальнейшем изучении в указанном плане духовных учителей Востока, однозначно, откроет новейшие грани в данном наследии, при этом способствуя переосмыслению и развитию основных базовых принципов современной теории и практики педагогической науки. С указанных позиций по-старому весьма вызывает интерес теоретические и практические основы создания воспитательной системы А.С. Макаренко. Талантливейший ученый-педагог, который способен увидеть будущее педагогики, породил и исследовал воспитательную систему, целью и результатом которой являлась всецелостная личность человека социалистического типа, присущей ему гражданственностью, коллективизмом, общественной и трудовой активностью, целенаправленностью. А.С. Макаренко считал, что формирование указанных сторон целостной личности будущего гражданина, составляющие «заказ общества», должно быть постоянно ощутимо воспитательной организацией и каждым воспитателем в частности, составлять главный фон педагогической работы. Основными принципами педагогической системы А.С. Макаренко были оптимизм и принцип социального гуманизма, которые составляют основу глубокой веры в творческие силы личности, в наибольшие его возможности.
Педагогическая теория, по выводам А.С. Макаренко, должна была быть построена на обобщении опыта в практике воспитания. Опыт его работы главным образом доказал, что результат формирования личности можно достичь только при претворении в жизнь учебно-воспитательного процесса как целостной системы, которая осознается не лишь только управляющим, но и всем педагогическим коллективом. Без похожего этапа не видится вероятным решить задачку воспитания гражданина, поэтому многообещающие направленности данной работы считаются широкими, его интересует все то, что случается как в собственной стране, например, и за ее границей, он владеет самым широким интеллектуальным кругозором. Значительное место в самоуправлении как наиважнейшей функции коллектива, считал А.С. Макаренко, — определенная деятельность, которая организована при активнейшем участии восптанников, которая совершенствует коллектив и отношения внутри коллектива, и именно данного рода задачам должна быть подчинена структура самоуправления. А.С. Макаренко сделал предложение строить основной орган самоуправления по логической схеме представительства от первоначальных коллективов, что позволило обеспечивать бы оперативность, действенность, ответственность перед первоначальными и общими коллективами. Значительный интерес был направлен на сменяемость органов самоуправления. Это не давало возможности активистам переквалифицироваться в профессиональные администраторы и преподносило возможность абсолютно каждому воспитаннику пройти школу самоуправления, что А.С. Макаренко считал самым важным для саморазвития личности, для формирования правильных отношений внутри коллектива.
Значение педагогического опыта А.С. Макаренко в системе современного образования переживало разные времена: от критики до «канонизации» советской системой воспитания и образования. Зачастую его представляли как «сталиниста», защитника тоталитарного режима. В последние годы стала подвергаться сомнению его идея коллективизма. Нередко Макаренко противопоставлялся гуманистической педагогике Я. Корчака. Свой опыт Макаренко осветил в педагогических трудах «О воспитании», «Книга для родителей», художественно-педагогических произведениях «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Марш тридцатого года» и др., подтверждая его на примере собственной успешной педагогической деятельности в колонии им.М. Горького, коммуне им.Ф.Э. Дзержинского
Достижение положительных результатов в перевоспитании осужденных реально осуществимо при условии освоения теоретической высоты педагогической системы А.С. Макаренко, ведь она содержит не только общие решения важнейших педагогических проблем, но и конкретные, действенные пути реализации результатов их решения на практике. В его педагогической концепции органически связаны разработанные им, говоря современным языком, социальные технологии воспитания (сводный отряд, перспективные линии, первичный коллектив, параллельное действие, общая программа и индивидуальный корректив к ней, метод взрыва и т. д.) и их теоретическое обоснование.
Известно, что восприятие педагогических идей Макаренко общественной мыслью как в нашей стране, так и за рубежом переживало свои взлеты и падения. Однако в настоящее время можно с уверенностью заявить, что учение А.С. Макаренко жизненно, несмотря на острую разрушающую критику разработанной им системы воспитания. Оно еще раз выдержало и в новых условиях доказало, что настоящее педагогическое наследие уничтожить нельзя и что оно законно занимает заслуженное место в классической отечественной и мировой педагогике.
Список используемой литературы:
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. – М.: Учпедгиз, 1940.
- Макаренко А.С. Пед. соч.: В 7 т. / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983—1986.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1987. – Т.1. – С.149-570.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся в проектной деятельности на материалах фондов музея образовательного учреждения
В работе раскрывается актуальность использования проектного метода в образовательном процессе в целом, и в музейной педагогике в частности. Предлагаются формы и приемы педагогического сопровождения и ...
Интеграция образовательных программ профессионального образования в общеобразовательное, как одно из условий успешного развития инновационного образовательного учреждения
Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными организациями ПОУ - СОШ. Во-первых, в поисках знаний обучающиеся...
Психолого-педагогические условия внедрения ИКТ в образовательном учреждении
В настоящем постиндустриальном обществе роль ИКТ чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Процессы...
Презентация к уроку педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях разных типов и видов образовательных учреждений"
Данная презентация может быть использована при проведении урока педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях разных...
Программа деятельности социального педагога по адаптации обучающихся иностранных граждан в условиях образовательного учреждения
Программа разработана для иностранных граждан подросткового возраста, обучающихся в лицее. Она предусматривает помощь в социальной и психологической адаптации обучающихся иностранных граждан, которая ...
Образ педагога в наследии Макаренко А.С. в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения
Доклад на тему "Образ педагога в наследии Макаренко А.С. в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения "...
Образ педагога в наследии А.С. Макаренко в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения
Педагогика, как наука и практика, играет ключевую роль в формировании личности и социализации осужденного. В условиях современного общества, где вопросы реабилитации и ресоциализации осужденных станов...