ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ( ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ) "Мир чисел и фигур"
рабочая программа
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_chisel_i_figur.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
( ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ)
Мир чисел и фигур
Направленность: естественнонаучная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель программы:
Невдобенко Наталья Николаевна,
педагог дополнительногообразования
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.
Комплекс основных характеристик
- Пояснительная записка……………………………………… стр. 4
- Цель и задачи программы…………………………………… стр. 6
- Планируемые результаты……………………………………. стр. 6
Раздел 2.
Содержание программы
Учебно-тематический план…………………………………. стр. 8
Содержание программы…………………………………….. стр. 9
Раздел 3.
Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение программы……………………. стр.10
Условия реализации программы……………………………. стр.10
Формы и виды контроля (аттестации)……………………… стр.11
Информационное обеспечение программы………………… стр.11
Приложения:
- Календарно-тематический план………………………………... стр.12
Раздел 1.
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы включает в себя:
- направленность (профиль) программы - естественнонаучная;
- уровень программы — вводный;
-актуальность программы — доработать учебный материал, вызывающий трудности; различные формы проведения кружка способствуют повышению интереса к предмету; создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремления развивать свои возможности.
-педагогическая целесообразность – данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу;
- в основу разрабатываемой программы положены:
- «Программа по внеурочной деятельности учащихся «Математика и конструирование»;
- «Программа внеурочной деятельности «Юный математик»;
Отличительные особенности программы – содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Одной из отличительных особенностей программы является её адаптация с учётом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Поэтому сложность и объём учебного материала уменьшен и облегчён.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - расширение творческих способностей, углубление знаний, полученных на уроке, помощь в преодолении трудностей при изучении математики.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
2. Возможность реализовать свой интерес к математике;
3. Воспитание высокой культуры математического мышления;
Развивающие:
1. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
2. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике;
3. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики.
Воспитательные:
1. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
2. Установление более тесных контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
Категория учащихся, для которой Программа актуальна:
дополнительная общеобразовательня общеразвивющая Программа для детей с ОВЗ.
Формы и режим занятий:
очная; занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 40 мин учебного времени).
Срок реализации программы:
9 месяцев.
Планируемые результаты освоения программы:
Предметные результаты – это требования к знаниям (результаты теоретической подготовки) и к умениям и навыкам (результаты практической подготовки). Иными словами, что ребёнок будет знать и уметь.
Личностные результаты – это требования к уровню воспитанности и уровню развития.
Раздел 2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Комплектование групп: просмотр, собеседование, прослушивание. | - | Входная диагностика. | ||
2. | Вводное занятие | 1 | - | ||
3. | История математики | 5 | 3 | 2 | Текущий |
4. | Приемы устного счета | 5 | 3 | 3 | Текущий |
5. | Тренировка памяти и внимания | 5 | 2 | 4 | Текущий |
6. | Задачи в стихах | 5 | 3 | 3 | Текущий |
7. | Старые русские меры | 4 | 2 | 3 | Текущий |
8. | Мы живем в мире больших чисел | 5 | 2 | 3 | Текущий |
9. | Геометрия вокруг нас. | 5 | 2 | 2 | Текущий |
10. | Итоговое занятие | 1 |
2.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
1. Комплектование групп.
Набор детей, просмотр, комплектование группы.
Вводный контроль: выявление уровня знаний школьников, общей эрудиции.
Вводное занятие.
Знакомство с учащимися, желающими заниматься в математическом кружке, решение организационных вопросов. Что дала математика людям? Зачем ее изучать?
Названия разделов и тем | Краткое содержание | Формы контроля | |
теория | практика | ||
История математики | Когда родилась математика, и что явилось причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать? | Просмотр видеофильмов, написание рефератов | Текущий |
3.
Названия разделов и тем | Краткое содержание | Формы контроля | |
теория | практика | ||
Приемы устного счета | Как математика стала наукой. Числа правят миром. Некоторые приемы быстрого счета. Задачи на сообразительность, основанные на свойствах чисел. | Написание рефератов. Приемы быстрого счета. Решение задач. | Текущий |
4.
Названия разделов и тем | Краткое содержание | Формы контроля | |
теория | практика | ||
Тренировка памяти и внимания. | Числовые ребусы и головоломки, математические кроссворды. | Арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми. Примеры, где требуется расставить скобки, знаки арифметических действий, чтобы получились верные равенства. Решение кроссвордов. | Текущий. |
5.
Названия разделов и тем | Краткое содержание | Формы контроля | |
теория | практика | ||
Задачи в стихах. | Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом». | Решение задач разной сложности в стихах, не сообразительность. Угадывание задуманных и полученных в результате действий чисел. | Текущий. |
6.
Названия разделов и тем | Краткое содержание | Формы контроля | |
теория | практика | ||
Старые русские меры. | Старинные системы записи мер. | Упражнения, игры, задачи. | Текущий. |
7.
Названия разделов и тем | Краткое содержание | Формы контроля | |
теория | практика | ||
Мы живем в мире больших чисел. | Возникновение, значение больших чисел. | Знакомство с занимательной математической литературой. Упражнения, игры, задачи. | Текущий. |
8.
Названия разделов и тем | Краткое содержание | Формы контроля | |
теория | практика | ||
Геометрия вокруг нас. | Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→1↓, указывающие направление движения. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Построение геометрических узоров (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | Текущий. |
9.
Названия разделов и тем | Краткое содержание | Формы контроля | |
теория | практика | ||
Итоговое занятие. | Игра «Смекай, решай, отгадывай». |
Раздел 3.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯЙ
3.1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Виленкин Н.Я."За страницами учебника математики" - М.: "Оникс", 1998 г.
2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За станицами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989
3. Гельфанд М.Б., Павлович В.С. Внеклассная работа по математике. – М.: Просвещение, 1965
4. Зайкин М.И. Математический тренинг. Развиваем комбинаторные способности. - М.:"Владос", 1996 г.
5. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой 5-11 классы / авт.-сост. Иченская М.А. – Волгоград: Учитель, 2006
6. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.
- М.: МЦНМО, 2004 г.
7. Минсейн Е. М. От игры к знаниям.- М: Просвещение, 1982
8. Перельман Я.И. Живая математика - М.: АО Столетие, 1994
9. Спивак А.В. Математический кружок 6-7 класс.- М.: Посев, 2003
10. Учебные электронные пособия.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ (АТТЕСТАЦИИ)
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы;
- самооценка и самоконтроль.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Печатные материалы с интернет ресурсов:
1) http://www.alleng.ru/edu/math.htm;
2) http://reshuege.ru/;
3) http://alexlarin.net/;
4) http://neznaika.pro/oge/.
ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГРАФИК
программы «Мир чисел и фигур»
1 год обучения
№ занятия п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Форма контроля |
Сентябрь | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | групповая | - |
2. | История математики | 4 | групповая | наблюдение |
Октябрь | ||||
История математики | 1 | групповая | наблюдение | |
Приемы устного счета | 3 | групповая | наблюдение | |
Ноябрь | ||||
Приемы устного счета | 2 | групповая | наблюдение | |
Тренировка памяти и внимания | 2 | групповая | наблюдение | |
Декабрь | ||||
Тренировка памяти и внимания | 3 | групповая | наблюдение | |
Задачи в стихах | 1 | групповая | наблюдение | |
Январь | ||||
Задачи в стихах | 3 | групповая | наблюдение | |
Февраль | ||||
Задачи в стихах | 1 | групповая | наблюдение | |
Старые русские меры | 3 | групповая | наблюдение | |
Март | ||||
Старые русские меры | 1 | групповая | наблюдение | |
Мы живем в мире больших чисел | 3 | групповая | наблюдение | |
Апрель | ||||
Мы живем в мире больших чисел | 2 | групповая | наблюдение | |
Геометрия вокруг нас | 2 | групповая | наблюдение | |
Май | ||||
Геометрия вокруг нас | 3 | групповая | наблюдение | |
Итоговое занятие | 1 | групповая | наблюдение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности « Друзья природы» для детей 3-4 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 32» Принято Советом педагогов...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"
Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая)программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»...
Общеразвивающая программа Программа социально-правового воспитания и формирования законопослушного поведения среди воспитанников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся 8-9 классов «Я в правовом обществе»
Пояснительная запискаСтановление и развитие правового государства, в котором доминирующее значение приобретают права человека и нравственные ценности, во многом зависит от воспитания и обу...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектоло
СОГЛАСОВАНА:Протокол педагогического совета от ___________________ 2020 г. УТВЕРЖДЕНА:И.о. директора________Агинова С.Б. Адаптированная дополнительная общеобразовательная...
Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико
Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...