Программа внеурочной деятельности "Радуга творчества" (общекультурной направленности).
рабочая программа
Данная программа способствует успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raduga_tvorchestva.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАДУГА ТВОРЧЕСТВА»
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
Возраст учащихся: 12 – 13 лет
Срок реализации программы – 1 год
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: Артемова
Татьяна Викторовна
Староюрьево, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новизна программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Актуальность
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Традиции прикладного искусства берут своё начало в глубине веков. Мастера изготавливали одежду, обувь, головные уборы, предметы домашнего обихода. Немного фантазии, - и из лоскутков ткани, остатков пряжи можно сделать красивые вещи, которые создают домашний уют, украшают быт. Окружающие нас вещи влияют на наше настроение и самочувствие. Кроме того, каждая из этих вещей может служить подарком. Изготовление этих изделий не требует больших материальных затрат. Это не только забава, развитие, это и способ творческого самовыражения ребёнка, развивающий фантазию, эстетический вкус, мышление, память. Вместе с тем эти виды рукоделия – компонент трудового обучения; занимаясь им, обучающиеся приобретают навыки шитья, работают с ножницами, клеем, развивают способности. Обучающиеся учатся терпению и настойчивости в достижении цели.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она учитывает интересы и склонности учащихся, даёт им возможность изготовить изделия, которые найдут своё место в жилом и общественном интерьере. На занятиях учащиеся осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и ищут новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней. Главный принцип работы педагога - любовь и уважение к обучающемуся как активному субъекту воспитания и развития. К каждому учащемуся применяется индивидуальный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых обучающийся чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
Отличительными особенностями программы « Радуга творчества» является идея личностного потенциала ребенка и его психического становления посредством творческого освоения и преобразования действительности (в том числе и самого себя), включения его в различные виды творческой деятельности. Учащиеся получают возможность реализовывать свои идеи на практике. Овладев необходимым набором знаний, умений, навыков для достижения результата своей деятельности, вплотную приближаются к творческому подходу в решении стоящих проблем. Программа показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства, которые в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры учащегося через народное декоративно-прикладное искусство.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
Образовательные:
1) познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
2) научить учащихся владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; обучить технологиям разных видов рукоделия.
Развивающие:
1) развивать природные задатки, творческий потенциал каждого учащегося: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
2) способствовать развитию внутренней свободы учащегося, объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Воспитательные:
1) воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
2) воспитание эстетического вкуса, усидчивости, аккуратности, активности, уважения и любви к труду,
3) формирование потребности учащихся к саморазвитию.
Адресат программы
Программа кружка «Радуга творчества» рассчитана на обучающихся 6 класса возраста 12-13 лет.
Объем и срок освоения программы
Занятия проходят во внеурочное время. Курс рассчитан на 35 часов, 1 раз в неделю в течение 1 учебного года обучения.
Срок ее реализации - 1 год.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная.
Основные формы проведения занятий: лекции, практикум, беседа.
Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,
количество занятий в неделю, их продолжительность
Год обучения | Количество детей в группах | Общее количество занятий в неделю | Продолжительность занятия, час | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
1 | 11 | 1 | 1 х 1 (40 мин) | 1 | 35 |
Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации программы курса внеурочной деятельности.
В кабинете имеется: компьютер, принтер, дидактический материал по темам программы (рисунки, шаблоны, схемы), демонстрационный материал (иллюстрации, готовые изделия).
Материалы: шерстяная пряжа; бисер; леска.
Инструменты, приспособления: карандаши; иголки, крючки, спицы, ножницы, салфетки из плотной ткани спокойной расцветки , сантиметровая лента, прозрачные целлофановые пакетики или маленькие баночки с крышками для хранения бисера, схемы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Воспитанники должны знать:
- как организовать своё рабочее место;
- названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях;
- приёмы и правила безопасной работы с инструментами.
Воспитанники должны уметь:
- как подготовить своё рабочее место;
- как пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бисером, шерстью и нитями;
- начинать и заканчивать плетение, вязание;
- оформлять готовое изделие (соединять его с фурнитурой);
- подбирать цвета в изделии.
Личностные результаты:
- сформированность уважительного отношения к труду;
- наличие опыта участия в социально значимом труде;
- представления о различных видах рукоделия и освоение некоторых из них;
формирование умения самоопределяться (делать выбор), проявление инициативы в творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- овладение обучающимися основами читательской компетенции;
- приобретение навыков работы с информацией;
- участие в проектной деятельности.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Познавательные УУД
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
1 | История возникновения и развития рукоделия | 2 | 1,5 | 0,5 |
2 | Вязание на спицах | 10 | 2 | 8 |
3 | Вязание крючком | 11 | 3 | 8 |
4 | Бисероплетение | 11 | 3 | 8 |
5 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 35 | 9,5 | 24,5 |
Содержание курса
I. История возникновения и развития рукоделия (1ч)
Теория (1 ч) Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с историей зарождения и развития рукоделия на Руси.
Практика (1 ч). Форма подведения итогов: викторина
II. Вязание на спицах (10 ч)
Теория (2 ч)
Знакомство с историей вязания спицами. Знакомство с видами пряжи. Как выбрать пряжу. Знакомство с техникой вязания спицами. Техника безопасности. Знакомство с основными приемами вязания спицами.
Практика (8 ч)
Основные виды петель и вязок: лицевая петля, изнаночная петля, чулочная вязка, платочная вязка, резинка различных видов, накиды и снятые петли, прибавление и убавление петель. Изготовление изделий и сувениров: шарфик для куклы, кошелёчек, прихватка.
Форма подведения итогов: выставка работ
III. Вязание крючком (11ч)
Теория (3 ч)
Знакомство с историей вязания крючком. Знакомство с видами пряжи для вязания крючком. Как выбрать пряжу. Какие нужны крючки для работы. Знакомство с основными приемами вязания крючком (изучение основных приемов вязание крючком, основные обозначения воздушных петель и столбиков, вязание полотна). Техника безопасности.
Практика (8 ч)
Воздушная петля, столбики различных видов; вязание по кругу; ажурное вязание крючком. Изготовление изделий и сувениров: чехол для мобильного телефона, косметичка, цветы.
Форма подведения итогов: выставка работ.
IV. Бисероплетение (11 ч)
Теория (3 ч)
История бисерного искусства. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Основные технологические приемы низания на проволоку. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практика (8 ч)
Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление получившихся изделий. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)
- Итоговое занятие (1ч)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1.Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014.- 216 с.
2.Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2011.
3.Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
4.Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 2010. – 173с.
5.Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2015. – 128 с.
6.Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
7. Э. А. Фомичева «Начинаем вязать спицами и крючком».- М., 2010.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/П | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |
план. | факт. | ||
История возникновения и развития рукоделия (2 ч) | |||
1 | Вводное занятие. | ||
2 | История зарождения и развития рукоделия на Руси. | ||
Вязание на спицах (10 ч) | |||
3 | История техники вязания на спицах. | ||
4 | Виды пряжи и спиц. | ||
5 | Лицевые петли. Платочное вязание. | ||
6 | Изнаночные петли. Чулочное вязание. | ||
7 | Кромочные петли. Ровный край. Зубчатый край. Закрепление петель. | ||
8 | Накиды и снятые петли, прибавление и убавление петель. | ||
9 | Резинка различных видов. | ||
10 | Изготовление изделий и сувениров: кошелёчек. | ||
11 | Изготовление изделий и сувениров: прихватка. | ||
12 | Изготовление изделий и сувениров: носок на 2-х спицах | ||
Вязание крючком (11ч) | |||
13 | История техники вязания крючком. | ||
14 | Виды пряжи. Выбор крючка. | ||
15 | Воздушная петля, набор петель, столбики различных видов. | ||
16 | Столбики различных видов. | ||
17 | Вязание по кругу. | ||
18 | Ажурное вязание крючком. | ||
19 | Изготовление изделий и сувениров: чехол для мобильного телефона. | ||
20-21 | Изготовление изделий и сувениров: цветы. | ||
22-23 | Изготовление изделий и сувениров: косметичка. | ||
Бисероплетение (11 ч) | |||
24-25 | История бисерного искусства. | ||
26 | Основные виды бисерного искусства. | ||
27-28 | Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку. | ||
29 | Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок). | ||
30 | Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (лягушка). | ||
31 | Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (гусь). | ||
32 | Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (божья коровка). | ||
33 | Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (бабочка). | ||
34 | Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (стрекоза). | ||
35 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Баскетбол"
Программа внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Баскетбол"
Программа внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности учащихся Направление: Спортивно–оздоровительное «Футбол для девушек» 5 -7 класс
Программа внеурочной деятельности учащихся "Футбол для девушек"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МАСТЕР-КЛАССА ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КАНЗАШИ
Пояснительная записка Канзаши (Kanzashi) — украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах. В переводе с японского «канзаши» – шпилька.Прим...
Организация внеурочной деятельности по общекультурному направлению в рамках освоения ФГОС.
Программа внеурочной деятельности младших школьников направление (Общекультурное «Волшебная кисточка») разработана на основе Примерной основной программы с учетом образовательных потребнос...
«Общеразвивающей программы внеурочной деятельности художественно - эстетического направления (технологической направленности) «Лоскутное шитьё»
Программа «Лоскутное шитьё» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интерес к художественной деятельности и направлен...
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «В мире информации» для обучающихся 1-го курса на 2020-2021 учебный год
Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в колледже, помогут первокурсникам увереннее чувствовать себя в информационном поле ок...