ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога по развитию коммуникативных компетенций для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития
материал

Строкова Ксения Сергеевна

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития и направлена на развитие их коммуникативных компетенций, что является важным аспектом социализации, образования и общего развития. Коммуникативные навыки помогают подросткам находить общий язык с окружающими, строить отношения со сверстниками и взрослыми, а также успешно интегрироваться в общество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, взаимовосприятие, познание людьми друг друга. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения  взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Проблема общения изучалась многими авторами, как зарубежными, так и отечественными. Так или иначе, их мнения сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для общение. Для этого необходимо специальное обучение коммуникативным навыкам, основанным на невербальных средствах общения, как способов познания себя и познания других людей. Это необходимо также для развития самого себя, развития межличностной чувствительности, как условий для полноценного продуктивного взаимодействия подростка с другими людьми в практической деятельности и личностном взаимодействии.

Данная программа групповых коррекционно-развивающих занятий предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития. Она направлена на развитие их коммуникативных компетенций, что является важным аспектом их социализации, образования и общего развития. Коммуникативные навыки помогают подросткам находить общий язык с окружающими, строить отношения со сверстниками и взрослыми, а также успешно интегрироваться в общество.

Для обучающихся с ментальными нарушениями развития важно создавать эффективное занятие, которое бы учитывало специфику и особенности обучающихся. Программа включает в себя разнообразные форма работы: игры, упражнения, творческие задания, которые способствуют созданию благоприятной атмосферы для общения и развития необходимых навыков.

  1. Прогнозируемый (ожидаемый) результат:
  2. Знают: приемы бесконфликтного межличностного общения; уверенного поведения.
  3. Могут: распознавать и анализировать свои личностные качества.
  4. Умеют: преодолевать трудности, возникающие в процессе общения со сверстниками и решать их конструктивным путем.

Цели программы:

  1. Развитие коммуникативных навыков: формирование у подростков умений начинать и поддерживать беседу, выражать свои мысли у чувства, слушать и понимать собеседника.
  2. Укрепление социального взаимодействия: содействия в установлении и поддержании дружеских отношений со сверстниками и взрослыми.
  3. Повышение уверенности в себе: формирование положительного образа «Я» и уверенности в собственных силах в общении с окружающими.
  4. Стимулирование понимания социальной ситуации: развитие способности адекватно воспринимать и реагировать на эмоциональные и социальные сигналы окружающих.

Задачи программы:

  1. Обогащение словарного запаса.
  2. Совершенствование невербальных коммуникаций.
  3. Тренировка навыков активного слушанья.
  4. Развитие навыков работы в группе.
  5. Подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации;
  6. Обучить эффективным способам общения.

Перед началом коррекционно-развивающих занятий с участниками проводятся индивидуальные собеседования, с целью заинтересовать обучающихся в предстоящих действиях, а также проводится диагностика, которая поможет обнаружить коммуникативные способности и уровень общительности представителей данной группы. По завершению коррекционно – развивающих занятий проводится повторная диагностика, для сравнения. Механизм отслеживания результатов реализации программы также включает наблюдение психолога за изменениями в поведении, словах обучающихся, способах разрешения трудностей каждого подростка. Возможна как произвольная форма наблюдения, так и наблюдение по определенным критериям.

Методики диагностики:

  1. Диагностика коммуникативных умений Л. Михельсона, перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха

Принципы проведения: доверие, искренность в общении; активность обучающегося; творческая позиция; диалогичность; осознание поведения.

Формы: групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа.

Общий состав группы 15 подростков. Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 1-1,5 часа. Общее время реализации программы - 1 месяц.

Программа состоит из 8 занятий по 1-1,5 ч., которые проводятся два раза в неделю. Таким образом, группа встречается в течение месяца.

Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего. Благодаря этому подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для продуктивного общения. В процессе тренинга развиваются техники самопознания: анализ, обратная связь, рефлексия.

Основными формами работы в предоставленном тренинге выступают ролевые (демонстрирующие) игры и групповая дискуссия. Ролевые игры позволяют участникам прожить определенную ситуацию, а групповая дискуссия дает возможность разобраться с моделями поведения, которые участники демонстрировали по ходу выполнения упражнения. Акцент делался на выявление конструктивных и неконструктивных стратегий поведения участников.

Наряду с основными формами работы есть и иные: прием перегруппировки, мозговой штурм, арт – терапевтические упражнения. Определенный набор техник каждого тренингового дня направлен на достижение определенного результата у участников занятий.

Помимо упражнений на развитие коммуникативных навыков, в программу тренинга включены упражнения, направленные на сплочение группы и установления доверительной обстановки, что очень важно при работе с подростками. Сплочение группы усиливает групповую динамику, возникающая в результате доверительная обстановка способствует большему самораскрытию участников, что позволяет не только проработать навыки, но и раскрыть способности человека.

Каждое занятие, кроме первого, начинается с рефлексии, во время которой ведущий узнает у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели данной встречи и переходит к основным процедурам. Почти во всех занятиях их предложено больше, чем реально можно выполнить. Это сделано с той целью, чтобы ведущий имел возможность строить занятие с учетом готовности группы к выполнению того или иного задания.

При проведении занятий, кроме основных процедур предлагается разминка, но описанные в ней игры могут проводиться в начале, середине или конце занятия с целью снятия усталости, напряжения или включения в работу.

В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса работы (отношение к происходящему, свой вклад в работу, кто поддерживал, кто мешал в работе и т. д.). Затем проводится экспресс-диагностика состояния, участников, понимания ими происходящего и т.п.

Контроль за осуществлением мероприятий программы: контроль за исполнением и сроками реализации программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.


Тематический план коммуникативно -перцептивной программы

№ п/п

Основные цели

время

1

Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие эмоций (Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё; обучить приёмам ауторелаксации). Отработать навыки убеждения умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки. Отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции, развить умение находить подход к людям

3-3,5 часа

2

Отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции, развить умение находить подход к людям

Развитие умения интерпретировать невербальные сигналы, идентифицировать эмоциональные состояния людей по невербальным проявлениям в поведении; Развитие навыков невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления.

3-3,5 часа

3

Обучить эффективным способам общения, развитие навыков общения. Формирование дискуссионной культуры; развитие наблюдательности, внимательности к членам группы, коллектива

Определение видов слушания, техник активного слушания; осознание участниками того, что их поведение может как помогать партнеру открыто говорить о своих проблемах и состояниях, так и побуждать его к скрытности; развитие умения слушать и слышать через выполнение тренинговых упражнений.

  1. часа

4

Ознакомить с понятием «конфликт», его составляющими, применение навыков конструктивного разрешения конфликтов, развитие у группы способности к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

3 часа

Название упражнения

Цель

Краткая инструкция

Необходимый материал

время

Занятие 1: Наша команда

Игра «Приветствие без слов»

Знакомство участников между собой и с ведущим.             Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу.                                 Формирование представления о тренинге и правилах участия в нем.

Участникам предлагается в течение 2-3 минут свободно передвигаться по помещению и успеть за это время поприветствовать как можно большее количество человек. Делать это нужно без слов, другими способами: кивком головы, рукопожатием, объятием и т.д. При этом каждый способ участник вправе использовать только один раз, для каждого следующего приветствия нужно придумать новый способ.

10-15 мин

Упражнение: «Имя»

Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

Участники сидят по кругу. По очереди передают друг другу мяч и на первую букву своего имени называют прилагательное, отражающее какое-либо качество своего характера. Затем завершают фразу: «Никто не знает, что я…»

5 мин

Упражнение: «Ветер дует»

Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

Участники стоят в кругу. Водящий говорит «Ветер дует на того, у кого…», и последовательно называет какие-либо признаки некоторых участников. Это могут быть как детали внешности, так и психологические качества, какие-либо умения, жизненные события и т.д.

5-7 мин

Упражнение: «Все мы особые»

Развитие наблюдательности, обучение навыкам социальной перцепции

Участники, разбившись на пары, 6 секунд молча, смотрят друг на друга. Затем ведущий приглашает в круг пару. Не глядя на партнера, нужно будет описать черты его лица, цвет глаз, волос. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.

5-7 мин

Разминка: «Прорвись в круг»

Стимуляция групповой сплоченности и снятие эмоционального напряжения

Упражнение «Фотография»

Изучение особенностей восприятия. Активная демонстрация перцептивной стороны общения.

Участникам выдаются фотографии незнакомых людей и просит описать его внешность, дать психологический портрет, угадать профессию, привычки, настроение, стиль жизни.

фотографии

5-10 мин

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

3-5мин

Занятие 2: Отработать навыки убеждения.

Приветствие. Выработка правил поведения в группе

Этюд: «Бархатные ручки»

Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и умения его выразить.

Участники сидят по кругу. Ведущий говорит: «Посмотрите на свои руки, потрите ладошку о ладошку. Закройте глаза. Представьте себе, что ваши руки стали мягкими, пушистыми, бархатными. Погладьте себя по лицу, по щёкам, потрите свои уши ладошками, погладьте плечи, живот, коленки. Ваши ручки очень мягкие, они любят вас. Поцелуйте закрытыми глазами свои ладошки. Улыбнитесь им.

10 мин

Упражнение: «Семь богатырей»

Отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Разыгрывается сказка А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. Один участник играет роль царевны. Остальные делятся на команды по 3-4 участника.

15-20 мин

Упражнение: «Завтрак с героем» 

Тренировка умения убеждать героя.

Участники должны представить следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Имя героя записывается на листе бумаги. После участники делятся на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя.

Бумага, карандаши

30 мин

Игра: «Передай улыбку другому»

Ауторелаксация.

2-3 мин

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

3-5 мин

Занятие 3. Отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции, развить умение находить подход к людям

Приветствие

Игра «Ассоциации»

Ведущий называет какую-либо эмоцию или чувство, участники по кругу называют ассоциации вызванные этой эмоцией или чувством

10-15 мин

Упражнение: «Разговор через стекло» 

Раскрытие важности невербальных средств общения, создание позитивного настроя в группе.

Двое участников с помощью жестов стараются договориться. Тему сообщают одному из них, и он должен передать эту информацию, как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Разговаривать запрещено.

3-7 мин

Упражнение: «Замороженные»

Тренировка способности эмоциональной стойкости, саморегуляции, умения контролировать собственные эмоции

Все участники садятся в круг и стараются быть неподвижными, словно они изображают «замороженных» людей, у которых отсутствуют эмоций, они не должны реагировать ни на что вокруг, но при этом отводить или закрывать глаза запрещено. Затем, в центр круга выходит ведущий. Его задача — попробовать «разморозить» любого игрока с помощью собственных жестов, высказываний и мимики. Кто прошел «разморозку», то есть допустил какое-либо движение и мимику, поднимается и выходит в центр круга. Теперь он находится с ведущим в одной команде, и они вместе стараются активизировать остальных участников. Все последующие вылетевшие игроки также присоединяются к ним. Выигрывает тот участник, который на протяжении длительного времени сумеет остаться невозмутимым. 

7 мин

Упражнение: «Передать одним словом»

Подчеркнуть важность интонации в процессе коммуникации

Ведущий раздает карточки, на которых написаны названия эмоций, участники не показывая их другим должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Карточки с названием эмоции

5 мин

Разминка: «Австралийский дождь»

Упражнение: «Зомби»

Развитие умения разговорить собеседника

Ведущий ставит немного в сторонке стул, остальные стулья (кресла) располагаются полукругом. Вызывается доброволец, который будет сидеть на стуле и выполнять тем самым роль зомби. Ведущий вручает ему карточку, на которой выписано три утверждения. Задача остальных участников - с помощью расспросов выяснить содержание этой карточки. 

Карточки с утверждениями

10 мин

Упражнение «Кто это человек?»

Обучение открытым вопросам

Ведущий загадывает известного человека. Нужно задавать открытые вопросы, чтобы узнать этого человека.

5-7

Упражнение: «Детектив»

отработка умения дословно повторять сказанное партнером.

Ведущий предлагает сочинить детектив. «Я придумываю первую фразу, затем следующий участник продолжает сочинять, но при этом должен повторить все сказанное. «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок». Шерринг: «Что труднее сочинять свою фразу или повторять чужую?»

10-12 мин

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

3-5 мин

Занятие 4. Развитие умения невербального средства общения.

Приветствие. 

Игра на создание рабочего настроения 

Каждый участник по очереди должен поздороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Остальные участники все вместе повторяют каждое предложенное приветствие. Далее, участники перебрасывают мяч, высказывая пожелания друг другу. Оно должно быть коротким.

мяч

5-7 мин

Беседа: Роль невербальных средств в процессе передачи информации

10 мин

Разминка «Пусть поменяются местами те кто…»

Упражнение «Разговор в рисунках»

Развитие способности предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации

Участники делятся на пары, им выдается лист бумаги и фломастеры. Задача: пообщаться посредством рисунков.  По окончании «разговоров» каждая пара озвучивает свои рисунки и их смысл, по ходу выясняя, правильно ли участники поняли друг друга.

Фломастеры, листы бумаги

10 мин

Упражнение «Беззвучный разговор»

Кто-то из участников имитирует без звука разговор по телефону. Задача остальных: определить, с кем и о чем говорил участник. Упражнение можно повторить несколько раз.

5 мин

Упражнение: «Передай чувство»

Развить умения интерпретировать невербальные сигналы.

Все участники встают в колонну, в затылок друг другу. Первый человек, задевая второго по плечу, просит его повернуться и передает ему мимикой, позой и жестами задуманное чувство. Это чувство участники передают друг другу по принципу игры «Сломанный телефон». Последний участник говорит, какое чувство он получил, его сравнивают с тем, какое было задумано первым участником

5-7 мин

Игра: «Продемонстрируй состояние»

Научиться идентифицировать эмоциональные состояния людей по невербальным проявлениям в поведении

Три участника выходят из кабинета, настраиваются для того, чтобы продемонстрировать одно из состояний: а) внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться; б) самодовольной уверенности занимающего высокий пост человека; в) веселого беззаботного человека. Войдя в кабинет, участникам необходимо поздороваться и задать несколько вопросов присутствующим, играя при этом условленную роль. Остальные пытаются распознать демонстрируемое эмоциональное состояние, статус, черты характера, зачем пришел этот человек, чего от него ждать и пр. Свои впечатления записывают на листочках. Затем «зрители» по желанию зачитывают записи, высказывая свое мнение о том, какую роль играл каждый их «актеров».

10-12 мин

Упражнение «Влияние установки на взаимоотношения людей».

Закрепление знаний об условиях эффективной коммуникации

Шести участникам на голову надеваются бумажные ободки с надписями установок. В течение 3–5 минут участники беседуют между собой, обсуждая любую тему, при этом соблюдая указанные установки. Остальные участники наблюдают. Список установок: заискивайте передо мной; не разговаривайте со мной; ругайте меня; унижайте меня; хвалите меня; уважайте меня.

Ободки с надписями установок

10 мин

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

3-7 мин

Занятие 5. Обучить эффективным способам общения

Приветствие: «Я рад тебя видеть».

Вводная игра на создание рабочего настроя

Формирование дискуссионной культуры; развитие наблюдательности, внимательности к членам группы, коллектива

Ведущий называет числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Сесть можно только после того, как ведущий скажет «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать по ходу упражнения, ориентируясь на действия друг друга.

5- 7 мин

Определение понятия: «Дискуссия»

Исторические факты

Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение»

Члены группы играют роль моряков, оставшихся в живых после кораблекрушения. Каждый получает список из 14 предметов, которые оказались на спасательном плоту Группа должна прийти к единому мнению относительно места каждого предмета в классификации. При этом необходимо обратить внимание группы на то. что оценку надо дать так. чтобы каждый мог хотя бы отчасти согласиться с ней. После завершения работы группе предоставляется информация о правильной классификации предметов из списка, составленной экспертами по выживанию. Ответы экспертов сравниваются с ответами группы, результаты сравнения вписываются в ответный лист

Список предметов, инструкция, ответы экспертов по выживанию

20-25 ми

Разминка. Упражнение. «Сплетня»

Снять усталость;

продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации «от третьего лица».

Варианты текстов для этого упражнения могут быть разные. Все участники выходят за дверь, остается один, ему зачитывается текст. Его задача пересказать этот текст следующему участнику. Задача второго пересказать его третьему и т.д. до последнего участника.

Текст

10 мин

Упражнение: «Окно»

Развитие навыков общения

Участникам группы по очереди предстоит передавать друг другу в парах информацию: через окно уходящего поезда, у окна роддома, в магазине в роли продавца и глухонемого покупателя. Какая будет передаваться информация, могут придумать сами участники.

7 - 10 мин

Упражнение «Контробандисты»

Развитие навыков общения

Ведущий вызывает несколько добровольцев (от трех до пяти). Выводит их за двери. Одному из этой группы вручается какой-то небольшой предмет, который можно спрятать в кармане. Данный участник прячет эту вещь в карман и обещает не вытаскивать ее, пока не получит разрешение от ведущего. Все возвращаются в группу. Объясняется, что эти несколько человек – «контрабандисты», якобы они незаконно провозят что-то. Только у одного из команды есть незаконный товар. Другие «контрабандисты» это знают, но молчат. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже что это они сами обладают запрещенным товаром. Среди лжи «контрабандисты» могут сказать и правду, у них на это полное право.Задача остальных участников – «расколоть» контрабандистов

10 мин

Упражнение «Короткие паузы»

Развитие способности к четкой, членораздельной речи

Ведущий объясняет участникам важность пауз. Упражнение проводится в два этапа. На первом ведущий показывает «оригинальный способ чтения книг». В одну руку он берет открытую книгу (художественную). Другую руку ведущий держит перед собой, согнутой в локте. Он начинает читать текст. Когда встречается запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то ведущий делает два маха кистью руки: сначала в одну сторону, потом в другую. Если встречается точка, восклицательный или вопросительный знак, ведущий делает четыре взмаха: направо - налево - направо - налево. Участники должны угадать, в чем именно заключается оригинальный способ чтения книг. Когда они это сделают, ведущий предлагает участникам самим попробовать. Книга пускается по кругу. На втором этапе участники должны опробовать «способ махания рукой» в живой речи.

Художественная книга или текст

10 мин

Рефлексия в конце тренинга

Подведение итогов.

5 мин

Занятие 6. Развитие умения слушать и слышать 

Приветствие.

Беседа: «Значение умения слушать, виды слушанья»

Определение видов слушанья, техник активного слушанья

10 мин

Упражнение: «Активное слушанье»

Развитие умения использовать приемы активного слушания, потренироваться в их использовании

Сейчас я зачитаю вам высказывание, а вы должны будете написать ответные высказывания, используя сначала уточнение, потом пересказ, а затем — дальнейшее развитие мыслей собеседника.

10 мин

Упражнение: «Пассивное слушанье»

Развитие умения использовать приемы пассивного слушания,

Участники слушают текст который зачитывает ведущий: «Сейчас мы совершим небольшую прогулку по морю, сядьте пожалуйста поудобнее и медленно закройте глаза…». А теперь разбейтесь на три подгруппы. После того как группы сформировались, ведущий продолжает: «Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно две минуты».

10-15 мин

Разминка:  «Изобразить как ходит»

Снятие напряженности, усталости, развитие сплоченности группы

Участники должны изобразить как ходит: глубокий старик, младенец только начавший ходить, пьяный, солдат, влюбленный ожидающий свидания, робот, горилла

3 мин

Упражнение: «Чего и тебе желаю»

Цель поднятие эмоционального фона, получение информации друг о друге.

Начинает ведущий, он первым кидает мячик любому участнику и говорит: «У меня лучше всего получается …..(например, общаться с людьми), чего и тебе желаю». Получивший мячик с пожеланием, кидает его любому другому участнику круга и произносит: « Уменя лучше всего получается ….., чего и тебе желаю»

мяч

5-10 мин

Рефлексия

По кругу передается мяч. Каждый, у кого в руках оказывается мяч, рефлексирует свою деятельность на прошедшем занятии: что было интересно, полезно, значимо, что нового узнали.

мяч

5-7 мин

Занятие 7. Отработать  навыки конструктивного разрешения конфликтов

Приветствие

Игра «Узкий мостик»

Решение конфликта конструктивным образом.

Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около трех метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика». Обсуждение.

5-7 мин

Упражнение «Адские башни» 

Решение ситуации не конфликтным путем

Построить башню из кубиков «лего», соблюдая оставленные инструкции на бумажках.

10-15 мин

Этюд: «Рысь! Брысь!»

Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Ведущий пересказывает рассказ Семерина В. «Страшный зверь».

«В комнате открылась дверь и вошла кошка. Глаза у кошки блестят, шерсть дыбом, даже страшно. Один крикнул: «Брысь!», а другой, который похрабрее, крикнул: «Брысь!». Участники показывают сценку согласно тексту

10 мин

Упражнение «Словарь эмоций»

совершенствование коммуникативного умения передавать информацию

Участники работают в командах. Каждая команда в течение 10 мин, должна составить как можно более длинный список эмоциональных состояний. Это будут не + /- а промежуточные эмоции. Например: нетерпение, нервозность и др.

Ручки, листы

10 мин

Упражнение «Я высказывание» 

Переформулируете обидные «ты» высказывания в «я» высказывания.

Список высказываний

10 мин

Ритуал завершения занятия

«Аплодисменты»

Занятие 8 «Общая история».

Завершающее занятие

Приветствие.

Сочиняем «Общую историю»

Помочь подросткам выразить свою индивидуальность; учить высказывать свои мысли; научить адекватным способам взаимодействия - взаимопонимания; развивать умение спокойно выслушать собеседника.

Участники сидят по кругу. Первый участник говорит первое предложение, второй продолжает и т.д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли детям эта история, что они чувствовали, говоря по кругу, что они делали, если хотелось поправить другого рассказывающего.

10-12 мин

Инсценировка: «Общей истории»

Коррекция поведения; снятие эмоционального напряжения; работа над выразительностью движений; сплочение группы.

10 мин

Упражнение: «Пять слов о тебе»

Повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку.

Участники разбиваются на подгруппы по 5 человек. Каждый обводит на листе бумаги свою ладошку. В середине пишет свое имя. Потом передаёт листок соседу справа, а сам получает ладошку соседа с лева. На одном из пальчиков полученного рисунка пишется какое-либо положительное качества этого человека

15 мин

Коллективный рисунок по сочинённой: «Общей истории»

Развитие ощущения свободы и творческой активности, умения удивляться, фантазировать, действовать сообща.

Ведущий готовит лист мокрой бумаги (можно использовать рулон обойной). На этом листе каждый участник рисует деталь сюжета придуманной и разыгранной истории, затем каждый отвечает на вопросы, что они ощущали в процессе коллективного рисования. Что больше запомнилось? Что вызвало большую радость?

Ватман, акварельные краски

15 мин

Игра: «Иголка и нитка»

Развитие произвольности, коммуникативных и организаторских способностей.

Подростки выбирают водящего. Под музыку ритмичную он играет роль иголки, остальные участники - роль нитки. (Роль иголки нужно поручать застенчивым, зажатым, замкнутым).

Магнитофон, диск с музыкой

3 мин

Этюд: «Сбор чемодана»

Каждому участнику занятий вся группа, говорит что положить в свой «чемодан», отмечая что уже есть у хозяина, а что надо сформировать

7 мин

«Обратная связь»

Всем участникам предлагается обобщить их впечатления, полученные в процессе занятий, и обменяться мнениями в следующем порядке:

- общее впечатление от участия;

- на занятиях я научился…

- открытия в самом себе;

-пожелания;

10 мин

Ритуал завершения занятия

«Аплодисменты»

Список литературы

  1. Игры-обучение, тренинг, досуг…/ под.ред. В.В.Петрусинского: в 4 кн.- М.: Новая школа, 1994.
  2. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Волгоград, 2009.
  3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, М.: Генезис, 2000.
  4. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов/Авт-сост. С.В. Баныкина, В.К. Егоров. – М., АРКТИ, 2007. – 128 с.  
  5. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006 г.
  6.  Юдина И.Г. «Когда не знаешь, как себя вести …». Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу: - М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий  по профилактике нарушений чтения и письма  у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)...

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития «Путешествие на планету Речи» 1 класс

Цель занятия: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью, с использованием ИКТ....

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми 3-4 лет. Тема: «Волшебное превращение».

Целью занятия является:создание положительного эмоционального настроя в группеСнятие эмоционального и мышечного напряжения.Снижение излишней двигательной активности, тревоги.Развитие координации движе...

Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Развитие творческого потенциала через трудовую деятельность» 10-11 классы

Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Развитие творческого потенциала через трудовую деятельность» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразов...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для обучающихся с задержкой психического развития

Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта...