ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей "Самостоятельный подросток"
материал
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни является актуальной проблемой современного общества. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и часто случается, что подростки сталкиваются с трудностями во взрослой жизни, в следствии чего не редко возникают стрессовые ситуации, самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми. Вчерашнему выпускнику образовательного учреждения необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь.
Подростки из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, не легко трудоустраиваются, теряют жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения подростка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Длительное пребывание на государственном обеспечении, всесторонняя помощь образовательного учреждения в решении бытовых, социальных проблем подростка нередко приводит к формированию у обучающихся особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.
В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.
В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей является совершенствование системы работы по воспитанию и обучению подростков, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из ОУ.
Цель программы– создание условий для успешной социализации и интеграции в общество. Совершенствование социальных навыков.
Задачи:
- Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе
- Повышение уровня социальной адаптации
- Формирование представлений о системе взаимодействия в государственных учреждениях (соц.защита, пенсионный фонд, центр занятости населения, паспортный стол и д.р)
- Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам, трудоустройства
- Формирование потребности ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты:
- Улучшение социальной адаптации:
Развитие навыков общения, взаимодействия с окружающими и способности к сотрудничеству, что способствует более успешной социализации.
- Повышение уверенности в себе
Участники смогут лучше понимать свои сильные и слабые стороны, что поможет им развивать уверенность в собственных силах и возможностях.
- Формированию социальных навыков
Обучение основам финансовой грамотности, управления временем, самообслуживанию и решения повседневных задач, необходимых для самостоятельной жизни.
- Снижение уровня стресса и тревожности
Улучшение психоэмоционального состояния подростков через создание поддерживающей атмосферы на занятиях.
- Развитие ответственности и инициативности
Формирование у подростков понимания важности ответственности за свои действия и способность принимать обоснованные решения.
- Профессиональной самореализации
Ознакомление участников с различными профессиями и образовательными возможностями.
- Расширение информационно-правового поля
Принципы проведения: доверие, искренность в общении, активность участников, творческая позиция, диалогичность, осознанность поведения
Формы работы:
- Анкетирование
- Тренинговые занятия
- Ролевые и ситуативные игры
- Дискуссии
- Беседы
Общий состав группы до 15 подростков. Программа тренинга рассчитана на 14 занятий. Общее время реализации программы 3,5 месяца (1 занятие в неделю). Занятия проводятся в общежитии центра.
Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего. Благодаря этому подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для продуктивного общения. В процессе тренинга развиваются техники самопознания: анализ, обратная связь, рефлексия.
Основными формами работы в предоставленном тренинге выступают ролевые (демонстрирующие) игры и групповая дискуссия. Ролевые игры позволяют участникам прожить определенную ситуацию, а групповая дискуссия дает возможность разобраться с моделями поведения, которые участники демонстрировали по ходу выполнения упражнения. Акцент делался на выявление конструктивных и неконструктивных стратегий поведения участников.
В программу тренинга включены упражнения, направленные на сплочение группы и установления доверительной обстановки, что очень важно при работе с подростками. Сплочение группы усиливает групповую динамику, возникающая в результате доверительная обстановка способствует большему самораскрытию участников, что позволяет не только проработать навыки, но и раскрыть способности человека.
Механизм отслеживания результатов реализации программы: наблюдение психолога за изменениями в поведении, словах обучающихся, способах разрешения трудностей каждого подростка. Возможна как произвольная форма наблюдения, так и наблюдение по определенным критериям.
Контроль за осуществлением мероприятий программы: контроль за исполнением и сроками реализации программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Календарно-тематическое планирование по реализации программы социализации «Самостоятельный подросток»
№ | Тема этапа | Задачи этапа | Кол-во часов |
1 | Введение в программу | Формирование представления о тренинге и правилах участия в нем. | 45 мин. |
2 | Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе | Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки участников тренинга | 1,5ч. |
3 | Коммуникация и взаимодействие | Повышение уровня коммуникативной компетентности. Социальное развитие и личностный рост участников тренинга. | 1,5ч. |
4 | Цели и планирование | Осознание собственной системы ценностей, обучение целеполаганию, навыкам планирования и достижения поставленных целей, построению жизненной перспективы | 45 мин. |
5 | Ответственность за действия | Понимание важности ответственности и последствия своих решений. Поэтапное формирование представлений об инициативности, самостоятельности, ответственности | 1,5 ч. |
6 | Формирование навыка по планированию личного бюджета | Развитие навыков составления личного бюджета, обучение навыкам финансового планирования | 1 ч. |
7 | Приобретение бытовых навыков | Обучение знаниям и навыкам необходимым для самостоятельного проживания. | 1,5 ч. |
8 | Формирование здорового образа жизни | Формирование навыков ответственного поведения и сознательного отказа от вредных привычек | 1 ч. |
9 | Повышение правовой грамотности | Повышения правовой грамотности и воспитание уважения к закону | 1 ч. |
10 | Взаимодействие в системе государственных учреждений | Формирование представлений о системе взаимодействия в государственных учреждениях | 45 мин. |
11 | Формирование этики и психологии семейных отношений | Освоение основ этики семейных отношений и способность применять их в жизни | 1,5ч. |
Название упражнения | Цель | Краткая инструкция | Необходимый материал | Время |
Занятие 1: Введение в программу «Приветствие» Вступительная беседа | Знакомство участников между собой, создание доверительной атмосферы. Формирование представления о тренинге и правилах участия в нем | Встреча участников и рассаживание их в круг. Участникам предлагается написать свое имя на бейдже. Приветствие участников, знакомство с целями предстоящей работы. | Листок, ручка, бейджи | 10 мин. |
Обсуждение и принятие правил тренинга | Создание плодотворной комфортной атмосферы. Обеспечить корректное и уважительное отношение между участниками | Правила группы обсуждаются совместно с участниками тренинга. Примерный перечень правил: 1. Называть друг друга по имени и на «ты». 2. Уважение другого человека, его мнения, чувств. 3. Правила конфиденциальности. 4. Говорит один. 5. Правило активного участия. 6. Правило сотовых телефонов. Приложение 1 | Флипчарт, фломастеры | 5 мин. |
Упражнение: «Самопрезентация» | Знакомство участников, создание положительного впечатления | Участникам предлагается в течение 2-3 минут подготовить о себе резюме: фамилия, имя, возраст, какие интересы, способности и таланты может у себя отметить. | Листок, ручка. | 12 мин. |
Упражнение: «Групповое дыхание» | Расслабление, создание чувства единства | Участникам объясняется техника глубокого дыхания (вдох на 4 счета, задержка на 4 счета, выдох на 4 счета). Несколько кругов дыхательных циклов синхронизируется со всеми участниками. | 3 мин | |
Беседа: «Каким я вижу свое будущее» | Постановка целей, саморефлексия | Вопросы для обсуждения: Как вы представляете свою жизнь после окончания учебы? Через 5 лет? Какие у вас есть мечты и амбиции? Где вы будете работать? Что для вас важно в жизни? Как вы видите свою роль в обществе? | 10 мин. | |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин |
Занятие 2: Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе Приветствие | Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки участников тренинга. Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу | Каждый участник по кругу в качестве приветствия должен сказать своему соседу какой-нибудь комплимент | 5 мин. | |
Упражнение: «Кто я?» | Понимание своих сильных и слабых сторон | Каждому участнику дается лист бумаги. Нужно нарисовать круг, разделенный на 4 сектора: «Что мне нравится в себе», «Мои достижения», «Мои трудности», «Чем я горжусь». Обсуждение в группах | Листы и ручки по количеству участников | 15 мин |
Упражнение для разминки: «Социометрия» | Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу | Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз», «те, у кого день рождение летом», «те в чьем имени 5 букв» и т.д. | 5 мин | |
Информационный блок: Раскрываются понятия «Самооценка», «Самоуважение» | Дать представление об уровнях самооценки, ее влияние на личность и деятельность | Мини-лекция | 7 мин | |
Групповая дискуссия: «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку» | Осознание важности самооценки, обмен опытом, разработка практических методов позволяющих улучшить самооценку участников | Участники обмениваются мнениями. Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим | 10-15 мин | |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин |
Занятие 3: Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе Приветствие | Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки участников тренинга. Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу | Участники передают по кругу мяч и говорят, что именно нравится в том человеке, которому дает мяч, что привлекает в нем | Мяч | 5 мин |
Упражнение: «Вот какой Я» | Развитие уверенности в себе, осознание своих сильных сторон, уникальности и неповторимости каждого участника | Участники тренинга получают от ведущего салфетки (можно разного цвета). Ведущий: -У каждого из вас в руках салфетка. -Разорвите салфетку на столько частей, на сколько посчитаете необходимым. -Закончили? Спасибо. -А теперь послушайте правила игры: каждый участник должен рассказать о себе столько качеств личности, сколько у него оторванных клочков. Информация может быть, как положительная, так и отрицательная. Но только та, которую вы посчитаете нужным говорить. Вопросы: -Сложно ли вам было говорить о себе? -Что было сложнее говорить, хорошее или плохое? | Салфетки | 10-15 мин |
Упражнение для разминки: Австралийский дождь | Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу | Приложение 2 | 5 мин | |
Упражнение: «Плохое, хорошее» | Создание ситуации осознания ценности и уникальности каждой личности | Перед вами листы бумаги, аждый из участников подписывает свой лист. И ниже пишет на нём один какой-то свой недостаток. Затем передает свой лист участникам, сидящим слева. Каждый по кругу пишет на его листе «но ты…» или «но у тебя…» далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты и т.д.). В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист. Затем участники зачитывают написанное о себе. Вопросы для обсуждения: что вы чувствуете сейчас? - Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения? - Какой из этапов упражнения показался вам наиболее сложным? | Листы, ручки | 10-15 |
Упражнение: «Самоуважение» | Активизация процесса самопознания; повышение самопонимания на основе своих положительных качеств | Ведущий: можете ли вы сказать, каким образом вы замечаете что кто-то действительно считает вас хорошими? Сейчас сядьте поудобнее и закройте глаза. Теперь отправьтесь мысленно в то место, которое считаете самым замечательным. Что вы видите там? Скоро вы увидите двух человек, которые вас ценят и уважают, которые радуются, когда вы с ними рядом, которые знают, какими вы можете быть внимательными к людям и какими добрыми… Посмотрите вокруг, и вы увидите, как эти люди подходят к вам, чтобы показать, что они считают вас хорошими… Послушайте, что они скажут… Поговорите с ними. Теперь попрощайтесь с людьми, которые приходили к вам. Потянитесь и откройте глаза… Рефлексия | 10 мин | |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин |
Занятие 4: Коммуникация и взаимодействие Приветствие | Повышение уровня коммуникативной компетентности. Социальное развитие и личностный рост участников тренинга | Приветствие начинается с фразы: «Здравствуй ты представляешь…» Каждый по очереди обращается с ней к своему соседу, описывая какой-нибудь занимательный и забавный случай» | 5 мин | |
Мини-лекция: знакомство с понятиями активного, пассивного слушанья. Правилами активного слушанья Упражнение: «Беседа с клиентом» | Научится применять навыки пассивного и активного слушанья | Мини-лекция Группа делится на пары. Один играет роль недовольного, раздраженного клиента, другой – сотрудника банка. Задача: выяснить причину конфликтной ситуации, предложить способы ее разрешения на основе применения приемов активного слушания. Обсуждение | 15 мин | |
Упражнение: «Правила слушанья» | Отработка приемов невербальной коммуникации | Участник разбиваются на пары и в ходе теоретической информации выполняют правила слушанья по отношению друг к другу (контакт глаза в глаза, кивок, улыбка, открытая поза и т.д) | 7 мин | |
Упражнение: «Три закона общения» | Отработка навыков активного слушания в процессе коммуникации | Приложение 3 | 15-20 мин | |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин |
Занятие 5: Коммуникация и взаимодействие Приветствие | Повышение уровня коммуникативной компетентности. Социальное развитие и личностный рост участников тренинга | Участники должны образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. | 5 мин | |
Упражнение: «Если бы я был…» | Формирование навыков самораскрытия | Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т.д.) и погружается в её мир, воображает себя этой вещью, ощущает её «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окружающем мире. О её заботах, её прошлом и будущем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведёт к самораскрытию и формированию навыков управления своими эмоциями | 10-15 мин | |
Упражнение: «Да - нет» | Осознание ощущений, возникающих в момент отстаивания позиции, поиск невербальных признаков собственного уверенного поведения | Участники разбиваются на пары, один произносит слово «да», другой – «нет», голос должен постепенно повышаться. При этом каждый занимает позу, в которой чувствует себя уверенно. Задача – убедить партнёра. Далее следует обсуждение, построенное на следующих вопросах: удалось ли переубедить партнёра, не крича при этом и не изменяя позы? Какая была поза, помогла ли она? Как её воспринимал ваш партнёр? Как вы думаете, захочет ли этот человек вновь встретиться с вами? Как, на ваш взгляд, выглядит уверенный человек? В чём это проявляется? А можно ли отказать человеку и при этом сохранить с ним хорошие отношения? | 7 мин | |
Упражнение: «Скажи «нет» | Формирование навыков достойного отказа. | Вызываются добровольцы: один будет требовать что-то им задуманное, а второй попытается ему отказать. Если необходима поддержка, то можно позвать на помощь других участников. На разыгрывание сценки даётся 5 минут. Затем следует обсуждение. Когда было легко добиться своего, отказывая или требуя? Помогли ли достичь цели помощники? Нужно ли в реальной жизни, отстаивая свою позицию, привлекать кого-то на помощь | 10 мин | |
Упражнение: «Интервью» | Развитие коммуникативных навыков | У каждого члена группы все по очереди берут интервью. Следует задавать не более 5–7 вопросов. Далее проводят интервью от лица какого-либо человека или литературного, фантазийного, киноперсонажа (директора фирмы, старосты группы, Красной Шапочки и т. п.). Обсуждение. Что получилось и что вызвало затруднения? Какие вопросы прерывают контакт, а какие ему способствуют? О чем легче всего спрашивать? | 15 мин | |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин |
Занятие 6: Цели и планирование Приветствие | Осознание собственной системы ценностей, обучение целеполаганию, навыкам планирования и достижения поставленных целей, построению жизненной перспективы | Группа вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий «держит» в руках воображаемый мяч; демонстрируя его вес и размеры, перебрасывает кому-то из участников, приветствуя его и называя по имени: «Привет, Таня, поймай мой мяч!». Поймав мяч, Таня бросает его товарищу: «Привет, Миша, лови мой мяч», а тот передает дальше | Мяч | 3-5 мин |
Упражнение: «Достижение целей» | Выработка умения грамотно формулировать свои цели | Информационный блок. После вводной части, участникам предлагается представить какую-то свою цель и шаги, которые необходимо сделать, чтобы ее достичь. Каждый из участников имеет бланк, в котором необходимо заполнить графы: ∙ Что делать (цель). ∙ Когда (сроки). ∙ Что нужно (средства, действия). ∙ Кто может вам помочь в достижении цели. ∙ Какие возможны препятствия, и как их надо преодолевать. Например, получить хорошую работу в будущем. Помогут образование, контакты с биржей труда, знакомыми, реальный опыт работы. Обсуждение | Готовые бланки | 20 мин |
Упражнение для разминки: «Фрукты» | Снятие эмоционального напряжения | Участникам предлагается рассчитаться на «яблоко», «апельсин» и «персик». Далее, ведущий называет слово «яблоки» — все «яблоки» встают и меняются местами, тоже самое «апельсинами» и «персиками». Когда ведущий говорит «фруктовый салат», все встают и меняются местами. После этого участники остаются сидеть на новых местах | 5 мин | |
Упражнение: «События моей жизни» | Сформировать структурное видение своей жизни через значимые события; помочь осознать связи (отношения) событий с окружающими людьми и определить характер этих связей | Инструкция участникам: «Представьте себе всю свою жизнь: и прошлое, и настоящее, и возможное, ожидаемое будущее. Попробуйте найти пять-семь самых важных событий своей жизни. Это могут быть любые перемены: − в природе и обществе; − в ваших мыслях и чувствах; − в учебной; деловой; личной жизни. Обязательно учитывайте не только прошлые события, но и те, которые могут произойти в будущем. Итак, выпишите на отдельном листе бумаги: − событие А; − событие Б; − событие В; − событие Г; − событие Д. Теперь по каждому событию попробуйте ответить на некоторые вопросы, относящиеся к этим событиям (на те вопросы, которые, по вашему мнению, не имеют ответа, можете не отвечать): − кто больше других помогал (или поможет) нам в этом? − кто больше других мешал (или помешает)? − кого вы этим сильнее всего порадовали (или порадуете)? − кого вы этим сильнее всего огорчили (огорчите)? Подсчитайте, как часто в своих ответах вы упоминали имя того или иного человека? Это могут быть: − родственники; − друзья; − соседи; − коллеги по учебе и работе; − герои художественных произведений; − исторические личности; − представители предшествующих и последующих поколений» Обсуждение | Листы бумаги и ручки по количеству участников | 15 мин |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин |
Занятие 7: Ответственность за действия Приветствие | Понимание важности ответственности и последствия своих решений | Каждый участник по очереди должен поздороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Остальные участники все вместе повторяют каждое предложенное приветствие. Далее, участники перебрасывают мяч, высказывая пожелания друг другу. Оно должно быть коротким | Мяч | 5-7 мин |
Упражнение: «Выбор» | Формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя | Обсуждение ситуаций, в которых нужно принимать решения. Участникам представлены разные сценарии, где они должны выбрать, как поступить, и обсудить последствия своих решений | Готовые сценарии | 10 мин |
Мини-лекция: «Взять ответственность за свою жизнь» | Актуализация темы личной ответственности | Мини-лекция Вопросы для обсуждения: считаете ли вы себя ответственным за свою жизнь? В чем это проявляется? Виноваты ли другие люди в Ваших неприятностях? Приведите примеры? | 7 мин | |
Беседа на тему: «Преодоление трудностей» | Развитие навыков фокусирования на положительном опыте, поиск внешних и внутренних ресурсов | Сегодня мы поговорим о причинах «отклоняющегося» поведения. В нашей жизни бывают ситуации, когда мы совершаем неправильные поступки. Давайте же сегодня разберемся в причинах такого поведения. Чаще всего это происходит тогда, когда мы сталкиваемся с проблемой, и осознаем невозможность ее разрешения. Такой негативный жизненный опыт изменяет наши мысли, и результатом этого становятся: ∙ Утрата смысла жизни, внутренняя пустота. ∙ Изменение ценностей. ∙ Трудности выражения эмоций и тревога. ∙ Снижение самооценки и ограниченность позитивных ресурсов личности | 10 мин | |
Упражнение для разминки: «Посидите так, как сидит…» | Снятие эмоционального напряжения | Ведущий предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидел бы: король, курица на насесте, начальник полиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка и т. д | 5 мин | |
Упражнение: «Марионетка» | Формирование умений противостоять давлению группы | Участники делятся на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять движениями третьего участника- марионетки. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 метра. Цель кукловодов- перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который выполняет роль 30 «куклы», не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Очень важно, чтобы на месте «Куклы» побывал каждый участник. Обсуждение: - Что чувствовали участники игры, когда были в роли «куклы»? - Понравилось ли им это чувство, было ли комфортно? - Хотелось ли что-то сделать самому? | 10 мин | |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия. | Карточки настроения | 5 мин |
Занятие 8: Ответственность за действия Приветствие | Поэтапное формирование представлений об инициативности, самостоятельности, ответственности | Ведущий. Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мяч находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, то есть передайте мяч соседу | Мяч | 7 мин |
Упражнение: «Попробую – сделаю» | Мобилизация ответственности | Группа разбивается на пары. Работая в паре, каждый участник поочередно составляет три предложения, в которых имеется слово «попробую». После того как первый участник произнес свои предложения, его собеседник говорит тоже три предложения со словами «попробую». Затем участники поочередно произносят те же самые предложения, в которых слова «попробую» заменяются на слова «сделаю». Обсуждение. Участники обмениваются впечатлениями о своих переживаниях, возникших в ходе выполнения задания | 10 мин | |
Упражнение: «Мотивация ответственности» | Определение источника ответственности | В парах участники по очереди отвечают на вопрос «Что я хочу?». Обсуждение. Мы очень мало ориентируемся на то, что мы хотим | 7 мин | |
Упражнение: «Забота» | Принятие ответственности за свою собственную жизнь | Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Сосчитайте их и запишите на листок. Когда вы перечислите тех, кто относится к этой категории, остановитесь и задайте себе следующий вопрос»: включил (-а) ли я себя в этот список?» Обсуждение. Анализируются полученные результаты, и обсуждается, почему так получилось | 5-7 мин | |
Упражнение: «Принятие ответственности» | Исследование процесса принятия ответственности | Группа разбивается на пары. Участники поочередно говорят о том, что они осознают, чувствуют, хотят и т. п. Каждая фраза заканчивается словами «я беру ответственность на себя». Примеры: - «Я осознаю, что я сейчас делаю... (что-то) и я беру на себя ответственность за это». - «Я сейчас чувствую... (что-то) и я беру на себя ответственность за это». - «Я сейчас хочу (попросить помощи) и я беру ответственность на себя за это». Что вы чувствуете, произнося эти фразы? Постарайтесь осознать как можно больше переживаний, происходящих с вами, когда говорит партнер. Отследите свои реакции на то, что говорит собеседник. Обсуждение. Нести ответственность часто мешают страх наказания, унижения, опасение, что тебя не поймут и не простят | 15 мин | |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин |
Занятие 8: Формирование навыка по планированию личного бюджета Приветствие | Развитие навыков составления личного бюджета | Каждый участник по очереди встает, здоровается со всеми участниками и высказывает пожелания на тренинг | 5 мин | |
Беседа о правильном планировании своего бюджета | Планирование предполагаемых доходов и расходов | Ознакомление участников тренинга с принципами формирования доходов и расходов | 7 мин | |
Упражнение: «Торговый центр» | Планирование предполагаемых расходов | Участники разбиваются по парам. Каждому дается задание: Первому участнику купить необходимые продукты, второму участнику бытовую химию (исходя из определенной суммы). Составить список покупок, после обсудить их в парах, оставить необходимое, для проживания в течении месяца. Обсуждение | Листы и ручки по количеству участников | 10 мин |
Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие: «Меняются местами те, кто…» | Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу | Группа сидит на стульях по кругу. Педагог или доброволец стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются местами те, кто в черных ботинках». Все обладающие указанным свойством должны честно встать со своего места и поменяться местами. Водящий в это время, должен занять чье-то освободившееся место | 5 мин | |
Упражнение: Рассчитай бюджет | Научить участников планировать личный бюджет, анализировать доходы и расходы | Задание выполняется в парах. Участник должны собрать данные о собственных доходах, разделить расходы на 2 категории – обязательные и сопутствующие, посчитать общий расход за месяц. Вычислить разницу между доходами и расходами, если расходы превышают доходы подумать, как сократить расходы. Предоставить отчет о бюджете в виде таблицы | Листы и ручки по количеству участников | 25 мин |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин |
Занятие 9: Приобретение бытовых навыков Приветствие Упражнение: «Комплимент» | Обучение знаниям и навыкам необходимым для самостоятельного проживания. Повышение групповой сплоченности | Каждый участник должен своему соседу сказать какой-нибудь комплимент | 5 мин. | |
Беседа: «Декоративная косметика» | Формирование культурно-гигиенических навыков | Раскрыть роль косметических средств в гигиеническом уходе за кожей нашего тела | 10 мин. | |
Упражнение: «Составление правил» | Развивать и совершенствовать навыки по самообслуживанию | Участники составляют правила соблюдения личной гигиены | Листы и ручки по количеству участников | 7 мин. |
Упражнение: «Обустройство жилого помещения» | Рациональное приобретение мебели в квартиру. | Участники работают в парах. Задача- исходя из выходного пособия приобрести необходимую мебель, и бытовую технику в квартиру | Карточки с изображением мебели и бытовой техники с установленными ценами | 15 мин. |
Упражнение для разминки: «Ловля моли» | Создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия | Ведущий указывает на одного из участников, представляя его как хозяина, который пригласил нас в гости. У него в доме развелось много моли. Он пригласил нас для того, чтобы все мы помогли ему от нее избавиться. Далее ведущий предлагает всем участником убить по 10 штук моли и демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопанье по плечам и головам участников, по вещам в помещении | 5 мин. | |
Презентация «Правила и средства ухода за жилым помещением» | Формирование гигиенических навыков | Показ презентации, обсуждение | Презентация | 15 мин. |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин. |
Занятие 10: Приобретение бытовых навыков Приветствие | Обучение знаниям и навыкам необходимым для самостоятельного проживания | Каждому участнику группы предлагается поприветствовать друг друга прикосновением друг к другу за плечо, при этом сказать друг другу доброе слово. | 5 мин. | |
Групповой коллаж: «Мой дом» | Отработать навыки рациональной организации зон жилых помещений | Участники разбиваются на три группы. Каждой группе дается задание, из представленных картинок на ватмане составить дизайн интерьера: (кухня, зал, спальня) Презентация своих работ | 35 мин. | |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин. |
Занятие 11. «Формирование здорового образа жизни» Приветствие | Формирование ценностного отношения к собственному здоровью | Каждому предлагается поздороваться друг с другом за руку, никого не пропустив | 3 мин. | |
Упражнение: «Ассоциации» | Сформировать интерес к здоровому образу жизни | Перечисляются слова ассоциации связанные с ЗОЖ. Время для подбора ассоциаций 2 минут | Флипчарт | 5 мин. |
Мини лекция о физическом и социальном здоровье человека | Привить интерес к занятию физкультурой, соблюдению правил личной гигиены, здорового питания | Мини лекция | 7 мин. | |
Упражнение: «Моё здоровье» | Представление здоровья как главной ценности человека | Участникам предлагается разорвать на несколько частей бумажные кружки. Обсуждение: разрушить значительно легче, чем создать. Очень важно сохранить то, что имеем. От нас самих зависит, что мы выберем: путь к здоровью или от него. Поведение человека, его образ жизни очень важны в сохранении здоровья | Цветная бумага | 3 мин. |
Упражнение: «Планета здоровья» | Осознание участниками, в каких их действиях и поведении проявляется здоровый образ жизни | Участники делятся на группы. Каждой группе дается задание изучить один из аспектов здорового образа жизни. Каждая группа записывает свои идеи и действия, способствующие здоровью | Листы и ручки по количеству участников | 10 мин. |
Создание карты «Планета здоровья» | Осознание участниками, в каких их действиях и поведении проявляется здоровый образ жизни | Группы представляют свои идеи и вписывают их на флипчарт. Каждая группа использует цветные стикеры и маркеры для украшения своей части карты и визуализации мыслей. Презентация. Рефлексия: каждый участник высказывается какие элементы здорового образа жизни может внести в свою повседневную практику | Цветные стикеры и маркеры | 25 мин. |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин. |
Занятие 12. «Повышение правовой грамотности» Приветствие | Повышения правовой грамотности и воспитание уважения к закону | Участники тренинга садятся в круг, затем один из них передают приветствие по кругу. Получившие приветствие возвращают слова благодарности | 5 мин. | |
Упражнение: «Права и обязанности» | Ознакомление с основными правами и обязанностями граждан | Участники делятся на группы. Каждая группа получает карточки с правами и обязанностями. Группа обсуждают карточки и распределяет их на права и обязанности. Представление своих карточек группами | Карточки | 10 мин. |
Упражнение: «Сказка за сказкой» | Формирование представлений о необходимости законов | Участникам предлагается сочинить сказку про тридевятое царство-государство, в котором жили-были король и его народ. Группа делится на две подгруппы. Каждой дается свое задание. Первая группа пишет сказку про царство, где существуют законы, и король следит за их исполнением. Вторая подгруппа сочиняет сказку про жизнь в царстве государстве без законов. Каждая подгруппа зачитывает свою сказку. Обсуждение: в какой стране народу жилось лучше? Нужно ли контролировать исполнение законов?
| 25 мин. | |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин. |
Занятие 12. «Повышение правовой грамотности» Приветствие | Повышения правовой грамотности и воспитание уважения к закону | Придумать приветствие мимикой и поздороваться с соседом. | 5 мин. | |
Беседа «Административные права и обязанности» Просмотр видео ролика о правонарушениях | Воспитание правового сознания участников | Ознакомление участников с административным кодексом РФ. Обсуждение правонарушений | 15 мин. | |
Упражнения для разминки: «Атомы» | Создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия | Ведущий указывает на одного из участников, представляя его как хозяина, который пригласил нас в гости. У него в доме развелось много моли. Он пригласил нас для того, чтобы все мы помогли ему от нее избавиться. Далее ведущий предлагает всем участником убить по 10 штук моли и демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопанье по плечам и головам участников, по вещам в помещении |
| |
Упражнение: Ситуационный анализ | Развитие навыков анализа правовых ситуаций | Участникам раздаются карточки с описанием различных правовых ситуаций. Участники по группам анализируют ситуации и определяют, какие права были нарушены и какие действия можно предпринять. Каждая группа представляет свои выводы, обсуждая какие законы могут быть применены. | Карточки с описанием правовых ситуаций | 30 мин |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин. |
Занятие 12. Взаимодействие в системе государственных учреждений Приветствие | Формирование представлений о системе взаимодействия в государственных учреждениях | Лекция Беседа Дискуссия | Презентация | 40 мин. |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин. |
Занятие 13. «Формирование этики и психологии семейных отношений» Приветствие | Освоение основ этики семейных отношений и способность применять их в жизни | Все участники садятся в круг. Нужно поздороваться со всеми членами группы глазами, когда встречаются глазами кивают головой | 3 мин. | |
Мини лекция «Основы этики семейных отношений» | Знакомство участников с этикой семейных отношений | Мини-лекция | 7 мин. | |
Упражнение: «Уважение и границы» | Понимание важности уважения в семейных отношениях | Участники на флипчарте рисуют силуэт человека и отмечают «границы» - что для них важно в общении с близкими. Обсуждение: как устанавливать и уважать границы в семье | Флипчарт, фломастеры | 10 мин |
Упражнение: «Конфликты и их разрешение» | Изучение конструктивных способов разрешения конфликтов | Участники разбиваются на группы, каждая группа получает карточки с типичными конфликтами в семье. Каждая группа должна написать свой способ выхода из конфликта. Обсуждение способов разрешения конфликтов | Карточки | 15 мин. |
Упражнения для разминки: «Атомы» | Раскрепощение участников тренинга. | Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый | 5 мин. | |
Упражнение: «Роли в семье» | Осознание своих ролей и обязанностей | Каждый участник составляет список своих ролей в семье и обсуждает их с группой | Листы и ручки по количеству участников | 10 мин. |
Ритуал завершения занятия «Календарь настроений» | Рефлексия | Подведение итогов. Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия | Карточки настроения | 5 мин. |
Занятие 14. «Формирование этики и психологии семейных отношений» Приветствие | Освоение основ этики семейных отношений и способность применять их в жизни | Участники садятся в круг, им предлагается встать и поздороваться за руку с каждым, никого не пропустив. Можно поздороваться несколько раз главное, никого не пропустить | 3 мин. | |
Упражнение: «Поиск решений» | Повышение жизненных навыков через решение проблем | Участники обсуждают заданные семейные проблемы ищут к ним решения. Используя метод «мозгового штурма». Обсуждение: какие ценности проявляются в повседневной жизни? | Карточки с описанием проблемных ситуаций | 10 мин. |
Упражнение: «Семейные традиции» | Понимание значимости традиций в формировании семьи | Участники обсуждают семейные традиции и обычаи, делятся теми, которые знают и какие хотели бы включить в свою будущую семейную жизнь Обсуждение: как эти традиции помогают укрепить связи? | 10 мин. | |
Упражнение: «Счет до 10» | Создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия | Участники встают в круг, не касаясь друг друга. Ведущий: «Сейчас, по сигналу «Начали!» вы закроете глаза и попробуете сделать то, что доступно любому ребенку: сосчитать до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой скажет «два», третий скажет «три» и т.д. Однако в игре есть правило: слово должен произносить только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Начнем?» Ведущий предлагает добиться желаемого результата за 10 попыток. После каждой неудачной попытки участники могут открыть глаза и посмотреть друг на друга, но переговариваться запрещается. | 7 мин | |
Упражнение: «Мой личный план» | Подведение итогов | Участники создают личный план, в котором записывают, какие навыки и знания они собираются использовать в своей семье. По желанию представляют свои планы. Дискуссия | Листы и ручки по количеству участников | 15 мин |
Анализ и подведение итогов тренинга | Создание положительной обратной связи участниками тренинга по завершению работы | Заполнение участниками анкет обратной связи по тренингу. Вопросы: оправдались ли ожидания от тренинга? Что нового приобрели на занятиях? | 10 мин |
Список литературы
- Учебно-методическое оснащение программы: 1.Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения.-СПб.: Речь,2006.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Изд. 4-е – Ростов н./Дону : Феникс, 2010.
- 3.Щербакова Т.Н., Скрипкина Т.П. Тренинг коммуникативных компетентности для подростков: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО,2008.
- 4.Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты.-Ростов н/Д : Феникс, 2008.
- 5.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2008. 6.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.-3-е изд.- СПб.: Речь,2014.
- Браим М.Н. Этика делового общения. - М.: Просвещение, 2006. - 163 с. 2. Дебольский М. Психология делового общения. - М.: Просвещение, 2012. - 142 с
- Ванюхина Н.В., Алексеева Е.С. Программа формирования ответсвенности в подрастковом возрасте. 2016. Т. 5. № 3(16)244 //Психологические науки [Электронный ресурс]. – М.: МИРОС, 2001. - 208 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-formirovaniyaotvetstvennosti-v-podrostkovom-vozraste/viewer (дата обращения: 15.06.2020).
- Черникова Т. В. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно – тренировочных и клубных занятий: метод. пособие – М.: Глобус, 2006
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)
Приложение 1
Правила группы:
Для того, чтобы наше общение было эффективным и полноценным, необходимо выработать правила нашей группы.
Мы предлагаем вам свои правила, но это не значит, что вы должны их безоговорочно принимать. В процессе обсуждения вы можете не согласиться с каким-то правилом или добавить свое.
- Называть друг друга по имени.
Как говорил Д. Карнеги, для человека нет прекраснее звука, чем звук его имени.
- Уважать говорящего, уметь слушать.
Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем вопросы, благодарим его или спорим с ним.
- Говорить о том, что ты думаешь и чувствуешь здесь и сейчас.
Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, чтобы не показаться смешными. Но одной из задач нашей работы является самораскрытие, которое поможет вам сблизиться, найти себе друга или друзей, показать свои особенности людям. Поэтому мы будем говорить о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждать то, что происходит с нами в группе.
- Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами как свои собственные.
Все, что будет происходить во время занятия, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Это правило помогает нам быть искренними, откровенными, способствует самораскрытию.
- Говорить от своего имени.
«Я думаю», «Я считаю», «Я волнуюсь», «Я надеюсь» …
- Избегать прямых оценок людей.
Стараемся говорить о действии человека, а не о его личных качествах. Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты поступил плохо».
• Быть открытыми в общении.
• Активно участвовать в происходящем.
• Контактировать как можно с большим количеством участников группы.
Эти правила как нельзя лучше отражают цель нашего занятия – поближе познакомиться друг с другом, определить свое место в коллективе, самопрезентоваться. Чем более откровенно мы говорим о своих мыслях и чувствах, тем быстрее люди узнают нас. Чем больше проявляем интерес к другим людям, тем легче наладить с ними контакт.
Приложение 2
Игра-разминка «Австралийский дождь»
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Время проведения: 5 мин.
Ход упражнения
Участники встают в круг.
Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
Вопросы для обсуждения:
Легко ли вам было выполнять это упражнение?
Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
Ваши впечатления по проведенному упражнению?
Приложение 3
Упражнение «Три закона общения»
Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.
Эти правила таковы: Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да».
Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет».
Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).
Заходят Земляне.
Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».
Рефлексия: (10 минут). Как вы себя чувствуете? Что сейчас происходило?
Вопросы к «землянам»: что помогло группе прийти к решению? Что бы вы сделали по-другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?
Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск
Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
Общеразвивающая программа Программа социально-правового воспитания и формирования законопослушного поведения среди воспитанников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся 8-9 классов «Я в правовом обществе»
Пояснительная запискаСтановление и развитие правового государства, в котором доминирующее значение приобретают права человека и нравственные ценности, во многом зависит от воспитания и обу...
Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико
Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...
Включение в социальную проектную деятельность студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей. (опыт работы социального педагога ТОГАПОУ ТОТ Чернобылова Н.И.)
Социальное проектирование студентов из числа детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей в техникуме....
Воспитание духовно-нравственных качеств студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, через включение в социальную проектную деятельность.
Социальное проектная деятельность студентов и обучающихся из категории детей сироти и детей., оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа....