ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для обучающихся с задержкой психического развития
материал
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zpr.docx | 88.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ разработана на основе:
- Конвенции о правах ребенка (20 ноября 1989г.)
- Федерального закона от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О защите инвалидов в РФ» N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- В соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ПМПК
Подростки с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, двигательной расторможенностью или вялостью. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций: память, внимание, плохой координацией движений. У подростков данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР.
Особенности подростков с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса учреждения:
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
- более низкий уровень развития восприятия;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- дефекты звукопроизношения; своеобразное поведение;
- бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- слабая техника чтения;
- трудности в решении задач
Цель психолого-педагогического сопровождения обучающейся является создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации в социуме, коррекция и развитие коммуникативной компетенции, эмоционально-волевой и личностной сферы (обучение управлению гневом, безопасным способам выражения негативных эмоций), профилактика и коррекция девиантного поведения.
Задачи:
- Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.
- Повышение уровня социальной адаптации.
- Обучение подростка управлению своими эмоциями.
- Обучение снижению нервного напряжения (самоуспокоению, нормализации своего психологического состояния).
- Обучение волевому поведению (умению преодолевать трудности, связанные со здоровьем, обучением, общением с другими людьми, определённым образом жизни).
Ожидаемые результаты:
- снижение уровня тревожности;
- приобретение навыков конструктивного взаимодействия с окружающими;
- уметь планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости;
- самостоятельно определять цели и задачи собственной деятельности;
- осуществлять промежуточный итоговый контроль результата и деятельности, объективно оценивать собственные достижения;
- регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;
- сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, дискуссии, учебного спора;
- владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;
- уметь прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена;
- сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих.
Общее время реализации программы:
Курс коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ рассчитан на 1 год с 1 часом занятий в неделю, всего 34 часа. Длительность занятия – 40-45 минут.
Форма занятий – индивидуально.
Структура каждого занятия включает:
- вводную часть (создание положительного настроя, стимулирование умственной деятельности),
- основную (задания для познавательно-личностного развития обучающихся),
- заключительную (подведение итогов занятия).
Заключение и рекомендации ПМПК | Направление коррекционной работы: Педагог-психолог: психолого-педагогическое сопровождение в учебно-воспитательном процессе. Осуществлять развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы, учебной мотивации, навыков социального взаимодействия. Социальный педагог: осуществлять социализацию через вовлечение в доступную общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность. |
Психолого-педагогическая характеристика: |
|
Основная цель на текущий период в направлении развития подростка | Освоение подростком основной ООП, создание коррекционно-педагогических условий с целью уменьшения недостатков познавательной, коммуникативной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы. |
Психологическое сопровождение обучающегося строится по следующим направлениям:
- Диагностическая работа.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития подростка в процессе коррекционной работы. Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития подростка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик подростка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
- Коррекционно-развивающая работа.
В соответствии с особенностями развития психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
- Консультативная работа.
Консультативная работа, обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающегося и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащегося. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями обучающегося, состоянием его соматического и психического здоровья.
- Информационно-просветительская работа.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса.
Содержание программы
№ п/п | Тема | Количество академических часов |
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» | ||
1 | Диагностика Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации (Н.Г. Лускановой) Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилбергера, выполненный А.Д.Андреевой) Опросник Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности» (адаптация Слободская Е.Р. и др) | 2ч. |
Раздел Развитие регуляции познавательных процессов | ||
1 | Самостоятельное определение цели и задачи деятельности в среднесрочной перспективе при выполнении познавательных задач | 1ч. |
2 | Самостоятельное планирование своих действий при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач | 1ч. |
3 | Знакомство и отработка упражнений на развитие концентрации внимания | 2ч. |
4 | Обучение самоконтролю | 1ч. |
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний | ||
1 | Закрепление навыков регуляции проявлений своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора. | 1ч. |
2 | Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности | 1ч. |
3 | Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. | 1ч. |
4 | Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к экзаменам | 1ч. |
5 | Отработка техник контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, способствующих минимизации волнения и тревоги. | 1ч. |
Модуль «Формирование личностного самоопределения» | ||
1 | Диагностика Методика самооценки Рубинштейн и уровня притязаний (Дембо-Рубенштейн) Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой Методика исследования тревожности (Спилберга Ч.Д.) | 2ч. |
Раздел «Развитие личностного самоопределения» | ||
1 | Индивидуальные возможности, склонности, интересы и увлечения, их оценка. Выстраивание с помощью педагога-психолога жизненной перспективы, жизненных планов. | 1ч. |
2 | Планирование путей жизненных планов на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей | 1ч. |
3 | Соотнесение своих поступков с общепринятыми нравственными ценностями, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам | 1ч. |
4 | Определение сильных сторон и способностей подростка | 1ч. |
5 | Оценка своих навыков и способностей | 1ч. |
Раздел «Развитие профессионального самоопределения» | ||
1 | Перспективы профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, их конкретность и реалистичность по отношению к собственной жизненной перспективе | 2ч. |
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» | ||
1 | Диагностика Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) | 2ч. |
Раздел «Развитие коммуникативных навыков» | ||
1 | Закрепление навыков конструктивного общения | 1ч. |
2 | Отработка умения выдвигать контраргументы в дискуссии, перефразировать свою мысль. | 1ч. |
3 | Понимание системы взглядов и интересов другого | 1ч. |
4 | Отработка умения при необходимости корректно убедить других в правоте своей позиции, умения критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно) и корректировать его | 2ч. |
Раздел «Развитие навыков сотрудничества» | ||
1 | Закрепление навыков эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях. | 2ч. |
2 | Отработка умения договариваться в процессе сотрудничества, в т. ч. в конфликтных ситуациях. | 2ч. |
3 | Знакомство со способами оказания помощи и эмоциональной поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. | 2ч. |
Итоговая диагностика на конец учебного года |
Список литературы
- Дети с отклонениями в развитии //Под ред. М.С. Певзнер. – М.,1966.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М., 1975.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. – М., 1972.
- Основные типы нарушителей поведения у подростков. Патологические нарушения поведения у подростков [Текст] / А. С. Личко. – Л., 1973, - 216 с.
- Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития. При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в...
Адаптированная рабочая программа по химиия. 9 класс. Для обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная рабочая программа линии УМК «Химия» (8-9 классы) О.С. Габриелян составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов: 1....
Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с задержкой психического развития (2 классы)
Рабочая программа составлена на основе авторских работ по коррекции нарушений письма и речевых нарушений, указанных в учебно-методическом обеспечении. Данная программа предназначена для логопедических...
Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития «Путешествие на планету Речи» 1 класс
Цель занятия: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью, с использованием ИКТ....
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми 3-4 лет. Тема: «Волшебное превращение».
Целью занятия является:создание положительного эмоционального настроя в группеСнятие эмоционального и мышечного напряжения.Снижение излишней двигательной активности, тревоги.Развитие координации движе...
Коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с задержкой психического развития 1 - 4 классы на 2019 - 2020 учебный год
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому п...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога по развитию коммуникативных компетенций для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития и направлена на развитие их коммуникативных компетенций, что является важным...