ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для обучающихся с задержкой психического развития
материал

Строкова Ксения Сергеевна

Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zpr.docx88.16 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ разработана на основе:

  • Конвенции о правах ребенка (20 ноября 1989г.)
  • Федерального закона от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О защите инвалидов в РФ» N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  • В соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ПМПК

Подростки с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, двигательной расторможенностью или вялостью. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций: память, внимание, плохой координацией движений. У подростков данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР.

Особенности подростков с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса учреждения:

  • снижение работоспособности;
  • повышенная истощаемость;
  • неустойчивость внимания;
  • более низкий уровень развития восприятия;
  • недостаточная продуктивность произвольной памяти;
  • отставание в развитии всех форм мышления;
  • дефекты звукопроизношения; своеобразное поведение;
  • бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • слабая техника чтения;
  • трудности в решении задач

Цель психолого-педагогического сопровождения обучающейся является создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации в социуме, коррекция и развитие коммуникативной компетенции, эмоционально-волевой и личностной сферы (обучение управлению гневом, безопасным способам выражения негативных эмоций), профилактика и коррекция девиантного поведения.

Задачи:

  1. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.
  2. Повышение уровня социальной адаптации.
  3. Обучение подростка управлению своими эмоциями.
  4. Обучение снижению нервного напряжения (самоуспокоению, нормализации своего психологического состояния).
  5.  Обучение волевому поведению (умению преодолевать трудности, связанные со здоровьем, обучением, общением с другими людьми, определённым образом жизни).

Ожидаемые результаты:

  • снижение уровня тревожности;
  • приобретение навыков конструктивного взаимодействия с окружающими;
  • уметь планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости;
  • самостоятельно определять цели и задачи собственной деятельности;
  • осуществлять промежуточный итоговый контроль результата и деятельности, объективно оценивать собственные достижения;
  • регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;
  • сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, дискуссии, учебного спора;
  • владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;
  • уметь прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена;
  • сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих.

Общее время реализации программы:

Курс коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ рассчитан на 1 год с 1 часом занятий в неделю, всего 34 часа. Длительность занятия – 40-45 минут.

Форма занятий – индивидуально.

Структура каждого занятия включает:

  • вводную часть (создание положительного настроя, стимулирование умственной деятельности),
  • основную (задания для познавательно-личностного развития обучающихся),
  • заключительную (подведение итогов занятия).

Заключение и рекомендации ПМПК

Направление коррекционной работы:

Педагог-психолог: психолого-педагогическое сопровождение в учебно-воспитательном процессе. Осуществлять развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы, учебной мотивации, навыков социального взаимодействия.

Социальный педагог: осуществлять социализацию через вовлечение в доступную общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность.

Психолого-педагогическая характеристика:

  • Внешний вид подростка: 
  • Словарный запас и речь: 
  • Запас общих знаний: 
  • Состояние эмоционально-волевой сферы:
  • Состояние психических процессов и познавательной деятельности:
  • Особенности речевой деятельности: 

Основная цель на текущий период в направлении развития подростка

Освоение подростком основной ООП, создание коррекционно-педагогических условий с целью уменьшения недостатков познавательной, коммуникативной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы.

Психологическое сопровождение обучающегося строится по следующим направлениям:

  1. Диагностическая работа. 

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития подростка в процессе коррекционной работы. Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития подростка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик подростка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

  1. Коррекционно-развивающая работа.

В соответствии с особенностями развития психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

  1. Консультативная работа.

Консультативная работа, обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающегося и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащегося. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями обучающегося, состоянием его соматического и психического здоровья.

  1. Информационно-просветительская работа. 

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса.


Содержание программы  

п/п

Тема

Количество академических часов

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»

1

Диагностика

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации (Н.Г. Лускановой)

Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилбергера, выполненный А.Д.Андреевой)

Опросник Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности» (адаптация Слободская Е.Р. и др)

2ч.

Раздел Развитие регуляции познавательных процессов

1

Самостоятельное определение цели и задачи деятельности в среднесрочной перспективе при выполнении познавательных задач

1ч.

2

Самостоятельное планирование своих действий при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач

1ч.

3

Знакомство и отработка упражнений на развитие концентрации внимания

2ч.

4

Обучение самоконтролю

1ч.

Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний

1

Закрепление навыков регуляции проявлений своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора.

1ч.

2

Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности

1ч.

3

Стратегии поведения в стрессовых ситуациях.

1ч.

4

Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к экзаменам

1ч.

5

Отработка техник контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, способствующих минимизации волнения и тревоги.

1ч.

Модуль «Формирование личностного самоопределения»

1

Диагностика

Методика самооценки Рубинштейн и уровня притязаний (Дембо-Рубенштейн)

Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой

Методика исследования тревожности (Спилберга Ч.Д.)

2ч.

Раздел «Развитие личностного самоопределения»

1

Индивидуальные возможности, склонности, интересы и увлечения, их оценка. Выстраивание с помощью педагога-психолога жизненной перспективы, жизненных планов.

1ч.

2

Планирование путей жизненных планов на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей

1ч.

3

Соотнесение своих поступков с общепринятыми нравственными ценностями, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

1ч.

4

Определение сильных сторон и способностей подростка

1ч.

5

Оценка своих навыков и способностей

1ч.

Раздел «Развитие профессионального самоопределения»

1

Перспективы профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, их конкретность и реалистичность по отношению к собственной жизненной перспективе

2ч.

Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»

1

Диагностика

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

2ч.

Раздел «Развитие коммуникативных навыков»

1

Закрепление навыков конструктивного общения

1ч.

2

Отработка умения выдвигать контраргументы в дискуссии, перефразировать свою мысль.

1ч.

3

Понимание системы взглядов и интересов другого

1ч.

4

Отработка умения при необходимости корректно убедить других в правоте своей позиции, умения критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно) и корректировать его

2ч.

Раздел «Развитие навыков сотрудничества»

1

Закрепление навыков эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях.

2ч.

2

Отработка умения договариваться в процессе сотрудничества, в т. ч. в конфликтных ситуациях.

2ч.

3

Знакомство со способами оказания помощи и эмоциональной поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

2ч.

Итоговая диагностика на конец учебного года

Список литературы

  1. Дети с отклонениями в развитии //Под ред. М.С. Певзнер. – М.,1966.  
  2. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М., 1975.
  3. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. – М., 1972.
  4. Основные типы нарушителей поведения у подростков. Патологические нарушения поведения у подростков [Текст] / А. С. Личко. – Л., 1973, - 216 с.
  5. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития. При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в...

Адаптированная рабочая программа по химиия. 9 класс. Для обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная рабочая программа линии УМК «Химия» (8-9 классы) О.С. Габриелян составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:  1....

Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с задержкой психического развития (2 классы)

Рабочая программа составлена на основе авторских работ по коррекции нарушений письма и речевых нарушений, указанных в учебно-методическом обеспечении. Данная программа предназначена для логопедических...

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития «Путешествие на планету Речи» 1 класс

Цель занятия: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью, с использованием ИКТ....

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми 3-4 лет. Тема: «Волшебное превращение».

Целью занятия является:создание положительного эмоционального настроя в группеСнятие эмоционального и мышечного напряжения.Снижение излишней двигательной активности, тревоги.Развитие координации движе...

Коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с задержкой психического развития 1 - 4 классы на 2019 - 2020 учебный год

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому п...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога по развитию коммуникативных компетенций для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития и направлена на развитие их коммуникативных компетенций, что является важным...